Приложения

 

Рапорт мещовского протоиерея Алексея Страхова о причинах перехода священников к старообрядцам и способах их предупреждения

(1836)

 

 

В Калужскую духовную консисторию

благочинного Мещовского Благовещенского собора протоиерея Алексия Страхова

рапорт.

Во исполнение указа от 27-го минувшего апреля за №2222, а полу­ченного мною 6-го числа сего майя, коим требовалось донесть, какие причины побуждают священников к побегу от православных Церквей к раскольникам, и какие по местным обстоятельствам признаются средства надежнейшими к прекращению таковых побегов, — Калуж­ской Духовной Консистории, по соображении о сем предмете, благопочтеннейше доношу следующее.

Причины впадения Священников в раскольническое заблуждение и побега их могут быть двоякие: нравственные и внешние. Нравс­твенные суть или поколебание самой веры, или недоброе поведение. Но поколебаться внутренне в вере и изменить ей тому, кто родился в недрах ея, с младенчества воспитан, наставлен и утвержден в свя­тых правилах веры, едва ли возможно, по крайней мере примера не видно. Скорее можно бы было предположить укоризненное поведение причиною побега, если бы только принимали в раскол со всяким пове­дением, с худым и честным, без различия: но известно из опыта, что склоняют к побегу в раскол большею частию с честным поведением, тех, кои долгое время проходили должность священника; а с худым поведением нигде не терпят. Почему нравственных причин не нахожу и не полагаю в счет к побуждению совращения Священников в рас­кол. Остаются внешние, — и действительно, забота о детях, непрочное состояние, и наконец бездомовность служат таковым побуждением. 1) Забота о детях. Часто Священники по бедности своей вынуждены бывают отдавать дочерей своих за Дьячков, за мещан, или даже за крестьян, как то села Серебрена Священник Петр Иванов, одну дочь выдал за дьячка Растворовского, которые живут весьма бедно; дру­гую за мещанина, а третьей место свое сдал, и, чтобы помогать им в содержании, сам убежал в раскол; равно и Лычинский Василий Соколов, видя, что рождаются у него дочери, которых надобно со вре­менем распределить, бежал в раскол за достоянием. Поживши года четыре, возвратился паки в православие.

А содержание самых сыновьев коликих забот, издержек и трудов стоит Священнику? Ныне круглым числом содержание одного сына обходится в год Священнику 120 р. С лучшими дарованиями он дол­жен обучаться 12 лет. Следственно, в течение сего времени на него надобно употребить около 1500 руб., а отвезти его в учение, паки привезти, на сие трудов и издержек исчислить неможно. Иному Свя­щеннику едва ли самому от прихода придет в год доходу 120 рублей. Если же у него три или четыре сына: в таком случае и жизнь ему делается в тягость, и естественно изыскивает все возможные способы к удовлетворению потребностей.

Непрочность содержания, которое зависит совершенно от об­стоятельств прихожан. Ежели прихода довольное количество и при­хожане имеют избыток в своем состоянии: то и Священник может содержаться безбедно. В противном случае при недостаточности при­хода и прихожан Священник теряет все: ибо заведений и торговли он не имеет права производить; землю обрабатывать ему и вовсе нет времени; служение по Церкви, похоронение мертвых, поминовения, молитвы родильницам, крещения младенцев, исповедания и приоб­щения Святым Тайнам больных, и прочие духовные требы отнимают всякое свободное время на домашние занятия. Наемными людьми об­рабатывать землю неудобно потому, что когда земля обрабатывается наемными, то она при неудобности надсмотра кормит токмо наемных, а не хозяина. При том за требы Священник не имеет права требовать платы. Всякое при нужде домогательство платы вводит Священника в нещастное отношение его к прихожанам. Да и добровольная плата часто Священника заставляет делать не то, что долг и обязанность велит, а то, что угодно прихожанам, так как его состояние зависит от их милости.

Бездомовность, которую разумею не в том, чтобы Священники не имели собственных домов, а в том, что нет для них постоянных до­мов таких, которые находились бы повсюду при Церквях готовыми, куда бы его Начальство ни послало на служение, куда бы ни перемес­тило по обстоятельствам. А без того всякое перемещение из одного прихода в другой Священника часто разоряет до основания. Особенно в целом Мещовском уезде ощутительна сия невыгода, по ненахождению леса и дороговизне лесных материалов. Посредственная горница обходится до 400 рублей в постройке. Материалы надобно доставить не ближе 30 верст. А отопление также чрезвычайно дорого, ничем не разнится в селах от градского, по случаю тому, что лесов нет, а наро­донаселение весьма частое и тесное.

Из сего — средства к удержанию Священников от побега в раскол, ПО мнению моему, нахожу самыми надежнейшими следующие: 1-е) положение Священнослужителям постоянного жалования для того, чтобы каждый Священник не зависел и не стеснялся обстоятельствами прихода и прихожан. 2-е) при каждой Церкви как в городах, так и в селах, устроить каменные домы, для Священнослужителей . где лесной материал в избытке, прочные деревянные. 3-е) Содержан Священнослужительских детей в учении казенным коштом всех без  исключения. 4-е) При выпуске из учения и определении на места снабжение их определенною суммою денег на обзаведения домашние, в прекращение того, чтобы при женитьбе не было разоритель ных поборов за невестами приданого и приданых денег. 5-е) Наконец, хранение Священнических ставленых грамот, по объявлении их прихожанам, в местных Духовных Правлениях за крепким запором И печатию, которые должны быть свидетельствуемы, и о целости их доносить Начальству.

Соборный протоиерей Алексий Страхов

№67

Майя 12-го дня 1836.

 

ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 439. Лл. 71–72 об.