Из переписки Григория Глинкина с архиепископом Антонием (Шутовым) Московским и Владимирским и другими лицами

 

  1. Григорий Глинкин неизвестному адресату

 

Благословением Бога Отца Вседержителя и единосущного Его Сына Господа нашего Исуса Христа и Пресвятого Животворящего и Сопрестольного Духа; — сыновом Святыя Соборныя и Апостольския Церкви чадом возлюбленным и сопричастником Царствия Небесного, древлеотеческого благочестия хранителем и всем православным хрис­тианам — мир и благословение! от престола Господа Славы и от храма Покрова Пресвятыя Богородицы вам посылаю. Почтенней­ший и благосклоннейший сынове Церкви, аз, многогрешный иерей Григорий, зная вашу любовь ко истинно христианской вере и благо­примерное попечение и внимание к Церкви Божией и видя ваши ре­лигиозные и благочестивые качества и толико вашего христианского благочестия и ценя в душе своей, я с истинным уважением преклоняю выю свою пред вами, и в полной надежде на ваше христианское внимание ко мне, грешному, я открываю пред вами свои священные чувства и имею искреннее усердие дать ответ на ваше требование и вполне удовлетворить ваше желание. Когда Господу Богу угодно было избрать меня, грешного, во святый превеликий степень священства, тогда, по ходатайству сухиничского общества и по разрешению Его Императорского Величества я был посвящен калужским епископом Григорием во священника по древнему чиновнику, который был принесен мною, и по посвящении я был отправлен в Сухиничи, нигде не служа ни одной литургии. Потом по прошению нашему нам было доз­волено освятить церковь одним, не требуя никого, что и было испол­нено. Я и освящал один церковь с помощию прихожан. И когда мы свое желание получили вполне, тогда обратились мы с просимостью в Тулу к отцу Павлу, чтобы нам обряд исполнить вполне и очистить совесть, к тому же мне и отца духовного иметь. И когда мы поехали в Тулу и явились к отцу Павлу, и подали письмо просительное от имени общества, а потом стали просить его, чтобы принял меня на покаяние и по чиноположению что нужно исправить, тогда он такой показал на нас зверской образ, что мы не знали, как и отойти от него, и сколько мы его ни просили, но все наши прошения оставались втуне. Тогда мы заплакали горько, да и пошли от него, потом отправи­лись в дом. По приезде нашем мы еще имели надежду обратиться к австрийскому священству. Но когда обратились с просимостию, ту же участь получили. Так продолжалось время у нас до нынешнего года (т. е. до 1863. — В.Б.). Вот в июне месяце я заблагорассудил отпра­виться к преподобному Сергию помолиться, да и предложил своему обществу. И оне сейчас написали просительное письмо и поручили уполномоченному человеку, и отправили нас в Москву, чтобы обра­титься лично с просимостию к собору и просить милости у епископов, так как они власть имеют, данную от Бога, вязать и решать, тогда мы отправились. По приезде нашем в Москву мы прожили в ней 8 дней и все не могли добиться, чтобы видеть епископов. И уже наша надеж­да стала иссякать, и мы стали думать, что наше желание останется без исполнения. Однако Бог, видя наше усердие, послал нам такого человека, который все свои силы употребил к старанию, и довел нас к архиепископу Антонию, и он нас принял как истинный пастырь и служитель Христов, и поговорил с нами ласково, по-отечески. Потом оставил нас ночевать и занимался со мною разговором до И часов вечера; а между разговорами он послал собрать прочих епископов к себе для совету. И они тотчас пришли к нему. Тогда архиепископ нас оставил, а с ними отправился в другую комнату. И стали они совето­ваться о нас, грешных, и какой у них был совет, этого нам неизвес­тно, потому что мы одни ночевали. А поутру в 5 часов входит к нам Арх[иепископ] Антоний с епископом Савватием, и говорит мне: «Вот, отец Григорий, мы собором тебя, по благодати, данной нам от Бога — прощаем. И по совету общему приемлем в число паствы нашея, поди со владыкою и принеси покаяние пред Богом о своем падении». И мы отправились в дом купца Ивана Петровича Бутикова, где я был принят по чиноположению, и на духовную исповедь 22 июня. А 23 числа сподобился служить литургию с отцом духовным, епископом Савватием, а после литургии, получив благословение, я отправил­ся к Арх. Антонию и от него сподобился получить святое миро для миропомазания при крещении и две книжицы для напутствования христиан. И с благословения его, отправились в путь свой, благодаря Господа Бога и святых отец. Теперь, кажется, довольно вам мо­его объяснения, и с пожеланием всех благ остаюсь почитающим вас. Ваш богомолец иерей Григорий — мир и благословение посылаю вам.

Сентября 17 – 1863 года. Адрес пишется: в Сухиничи, старообряд­ческому священнику отцу Григорию.

 

РГБ. Ф.246. Карт. 170. Д. 5. Лл. 1 об.–2. Данное письмо было также опубликовано: Письмо в черниговские слободы беглого рас­кольничьего попа Григория // Черниговские епархиальные известия. 1868. №6 от 15 марта. Часть неофициальная. С. 220–223.

 

 

Наставление священноиерею Григорию Сухиничскому,

како отвещати о переходе своем к истинной вере

 

Увещание

 

От рассказа дальнейших подробностей удержитесь. Чем короче будете отвечать, тем лучше вас не запутают. В особенности не созна­вайтесь, в чьих домах вы были, ибо чрез это вы привлекете к опросам посторонних лиц, чрез это выйдет только излишняя проволочка, для вас бесполезная, а для них беспокойство. Так и имя архиепископа Антония поминать при допросах не нужно. Довольно указать и на одно лицо, которое действительно совершило над вами чиноприятие. Так и древние христиане во времена гонений не открывали места, где скрываются их пастыри и наставники. Что же касается до причины перехода, то небоязненно отвечайте, яко же Дух Святый научит вас в тот час по неложному Евангельскому обетованию, яко вы познали истину не по человеческому увещанию, ниже из каких видов, но по внутреннему убеждению своей совести, основавшись на Божествен­ном писании. А Господь Бог, приведший вас во свет познания святыя непорочныя нашея веры <нрзб> весть судьбами устроит о вас соеже доблестно претерпети находящие искушения и не попустит оные выше меры сил ваших, токмо будьте тверды, помятуя Евангельское слово: никто же возлож руку свою на рало, и зря в спять, управлен есть в Царствии Божии. Апостол Павел страшнейше претит: волею бо согрешающим нам по приятии разума истины, к тому о гресех не обретается жертва. Страшно же некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящего супротивные. Отвергся кто закона Моисеова, без милосердия при двою или трех свидетель умирает, колице мнит гор­шей сподобитися муце, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, в ней же освятися и дух благодати укорив (Евр., зач. 324) от чего да сохранит и помилует вас Господь Бог, Того благостию и человеколюбием.

30 ноября 1863 года.

РГБ. Ф. 246. Карт. 170. Д. 5. Лл. 3–3 об.

 

 

Григорий Глинкин архиепископу Антонию (Шутову)

 

Богоизбранному и Боголюбивому Преосвященнейшему владыке Антонию Архиепископу Московскому и Владимирскому Сухиничской старообрядческой Покровской церкви священника Григория Глинкина челобитное письмо

По чувству христианскому аз, многогрешный и неключимый твой раб, недостойный нарещися именем иерея за невежеством, и не досто­ин, и не смею коснуться рукою моею пера, которое могло бы что-либо выразить на бумаге, страхом одержим есмь, но обаче с Божиею помо­щью приемлю смелость припасть к священнейшим стопам ног ваших и прошу Вашего Архипастырского и отеческого благословения, которое приемлю равно как ниспосланное от самого Христа Спасителя нашего.

Святыи владыко,

с душевным прискорбием и сердечною болезнию, со слезами и ры­данием преклоняю главу мою пред твоею святынею и бью челом о землю, молю и прошу твоего архипастырского милосердия, умилосердися, святыи владыко, помилуй, Господа ради помилуй, обрати свое отеческое внимание на наш храм Покрова Пресвятыя Богородицы и на мое бедственное положение, оживотвори мой дух, подкрепи мою немощь, <нрзб> Господу Богу я упал духом, поелику вижу свое ко­нечное уничтожение от начальства с запрещением от службы, и унич­тожение от своих христиан, которые поносят с нареканием еретика и разных укоризн с поношением. Но я это приемлю все с благодарением претерпеть все Христа ради, только одно сокрушает мое сердце, что от своих христиан происходит. А именно, в Сухиничах есть уставщик из Гуслицы именем Зотик Ефимов, который из своей корысти и же­лая более приобресть доходов, он все силы употребляет развращать народ и всем внушает, что мы еретики и не велит с нами вместе Богу молиться, говорит, что епископы неправильно священника при­няли. Ему не должно служить, он не достоин, подобно ему и отец Никанор творит, что в Брыни в настоящее время моего прихожанина принимал чином, который приезжал к нему с уставщиком Зотиком Ефимовым. А сей прихожанин мой был принят мною по чинополо­жению, который получил от вашего архипастырского благословения чиновника, и по нему исполняю все, что должно и что мне было приказано, а все исполняю без малейшего упощения (видимо описка, правильно: «упущения». — В.Б.), а по какому они чиноположению приемлют, это всех нас удивляет и на все мое общество сильное изли­ло влияние, все именно упали духом, и не знаем, что еще после сего будет. Впрочем мое общество хотят просить вашего архипастырского разрешения о происходящем сумнении и желают с душевным распо­ложением быть под вашим покровительством, также и я с душевным моим прискорбием о таковом горестном положении не менее обще­ственного нахожусь в недоумении потому более, что вижу опусто­шение храма Божия, о котором все силы употребляем и стараемся равно как о своем душевном спасении, так и храме Божием, о чем уже подали прошение Государю Императору и просим Его Величес­тва соизволения оставить нашу церковь совершенно независимою от духовной власти — но внушивши такое расстройство священноинока Никанора и уставщика Зотика, мы находимся в великом прискорбии и не знаем куда главу подклонить, однако я с твердым упованием на Бога и твое Архипастырское милосердие твердо надеюсь, что твоя мо­гущественная власть, данная от Бога, может заградить уста всякому хулителю и непокорному. Владыко святыи, молю и прошу твою святыню, умилосердися до нас, грешных, умири мир, укроти раздрание Церкви Христовой и не даждь в расхищении быти стаду Христову Мы бо твоего стада овцы и имеем тебя от Бога данного нам пастыря и покровителя, и желаем всегда быть в покорении и послушании, а не прекословивши. Напиши хотя малую грамотку отцу Никанору в Брынь и уставщику в Сухиничи, чтобы они оставили плевелы сорить и развращать стадо Христово, а внушали бы всем о соединении и любви, в чем заключается вера христианская, а не раздоры творить. Они твоего писания должны слушать. Есть ли же они не прислуша­ются твоего писания и будут противится, то вы имеете право, данное вам от Бога властию, запретить им таковой разврат, а мы, грешные и смиренные рабы твои, будем вечно Господа Бога молить день и ночь о твоем здравии и душевном спасении, чтобы Господь Бог продлил вашу жизнь на многие лета для спасения и наставления своих овец, которыя души свои вручаем твоей святыне и твоему правлению. Вашего преосвященства и владыки милостивого отца и архипастыря нижайший и покорный послушник Сухиничской старообрядческой Покровской церкви священник Григорий Глинкин февраля 25 дня 1864 года

 

РГБ. Ф. 246. Карт. 170. Д. 5. Лл. 5–6 об.

 

  1. Архиепископ Антоний (Шутов) Григорию Глинкину

 

«В мире скорбны будете, но дерзайте, яко аз победих мир»

(Иоан., зач. 33).

«Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше яко зло,

Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси» (Лук., зач. 24).

 

Честному священноиерею Григорию Сухиничскому.

 

Жалостное и трогательное ваше письмо, начертанное от 25 фев­раля, мы получили, из коего видим претерпеваемую вами скорбь по истинной вере, яже во Христа Исуса, и объемлющее вас сетование наипаче о том, яко и сущии свои и приснии в вере на вас восстают вельми, и нам о сем прискорбно слышать. Но по непостижимым зако­нам Предвечного так было и будет во все времена с рабы Христовыми и паче же с призванными... Еще царственный пророк Давыд в своих песнопениях выражал, что ему легче бы было переносить гонения от врагов, нежели от своих ближних. Так воспевал он в псалме 54: «Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо. И аще бы ненавидяи мя на мя велеречивая, укрылбыхся от него. Ты же человече равнодушие, владыко мой и знаемый мой, иже купно насладил мя еси [брашна], во храме Божии ходихове единомышлением». Сам Спаситель наш был предан на смерть от ближайшего, единого из избранных ученика. И многие святые претерпевали клеветы и напасти от своих же прибли­женных. Тем же и вы не смущайтеся о сем, но рцыте со апостолом: кто изнемогает, и [аз] не изнемогаю, кто соблажняется и аз не разжизаюся. [...]. Вражиим наваждением и на нас, смиренных, многие в настоящее время воздвигаются оклеветания и пререкания, но мы по Божественному заповеданию [не] даем место гневу. Сия же причина удерживает нас писати к обидящим и поносящим вас лицам, дабы паче их не озлобить на вы, но вооружитеся терпением, еже, по про­року, не погибнет до конца и до времени. Не пререкуйте о том, аще с[вященноинок] Никанор исправляет требы и у ваших неких прихо­жан, елицы, сомнением одержими, приходят к нему. Егда же закон­чатся внешние вас истязания и последует от высшего правительства решение на вашу просьбу, тогда вы имеете явиться к нашему сми­рению и лично получите все должные наставления и удостоверение, равно же и оному Никанору в это время во известие дадим, дабы он считал вас за сущего о Христе брата и сослужите ля... Между тем уве­домляйте нас, что у вас еще будет происходить и мы тако же будем возответствовати вам словами духовного утешения, яко просящим и любимым нами о Христе чадом.

И тако мир Божии и милости нашея архипастырское благослове­ние да пребывают с вами.

О последовавшем к вам от начальства запрещении от службы мно­го не унывайте, ибо по вновь вышедшему в прошлом декабре месяце закону, обращающихся к нам от внешних велено подвергать только увещанию на месте жительства и более никакого взыскания нет. Аще же и тягче что постигнет вас, то и воздаяние больше получите от Царя Царствующих. Помятуйте евангельское слово: «Никто же бо возлож руку свою на рало, и зря вспять, у правлен есть в Царствии Божии». Также и ваше... христианское общество благодарим от лица Святыя Церкви за безбоязненное их исповедание о присоединении к оной. Молим Бога и вас просим, да пребудьте тверды и непоколе­бимы.., но до конца да соблюдите истинную веру и в достохвальном терпении скончаете свой подвиг. Да сподобитеся рещи со апостолом: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, про­чее убо соблюдаетмися венец правде, его же воздаст ми Господь Бог в день он праведный судия».

Подписал

Архиепископ Антоний

9 марта, 1864 г.

РГБ. Ф.246. Карт. 170. Д. 5. Лл. 7–7об.

 

 

  1. Григорий Глинкин архиепископу Антонию (Шутову)

 

Боголюбивому и Богом избранному благочестивому православному преосвященнейшему владыке Антонию, Архиепископу Московскому и Владимирскому и всея России Сухиничской старообрядческой Покровской церкви священника Григория Глинкина всеподданнейшее и нижайшее письмо.

По чувству христианской любви как своему православному и благочестивому христианскому архипастырю бью челом о землю и, припадая к стопам святых ног ваших, прошу вашего архипастырс­кого мира и благословения, которым Господа ради не лишите меня, грешного, по милости своей, чем много одолжите вашего нижайшего послушника. Владыко святыи, вы меня простите, грубого невежду, что я не имею такого дару, которым бы мог выразить мои сердеч­ные чувства к вам, но Господь свидетель, что я душею моею предан к вам все равно как самому Христу Спасителю. Впрочем позвольте мне объяснить вам мои обстоятельства. Я в настоящее время нахо­жусь под покровительством, во-первых, Всевышнего Бога и вас, мо­его Архипастыря и владыки. Мы метрические книги получаем чрез полицию. А которые были от консистории, то мы от тех решительно отказались и отослали чрез благочинного, даже и от всех предпи­сании архиерейских и консисторских отказались и, благодаря Бога, теперь нас начальство не беспокоит ничем, а впредь что Бог даст. Вас же покорнейше просим, святыи владыко, нас, грешных, не оставить своею милостию и наставлениями, за что мы должны за вас вечно Бога молить, за ваше к нам снисхождение. В знак моей любви и пре­данности, святыи владыко, посылаю вам именную лестовку и желаю вам душевного спасения.

Вашего преосвященства и владыки, милостивого отца и архипастыря нижайший послушник, священник Григорий Глинкин.

Генваря 9-го дня 1865 года.

РГБ. Ф.246. Карт. 170. Д. 5. Лл.16–17.

 

 

  1. Архиепископ Антоний (Шутов) Григорию Глинкину

 

Честный священноиерей Григорий.

 

Приятное письмо ваше от 9 ч[исла] с[его] м[есяца] и пожертво­ванную в знак усердия вашего лестовку я получил и за изъявляемое ваше сыновнее расположение и преданные чувства предпосылаю благодарение, и да будет на тя архипастырское наше благословение. Радуюсь, что вы в настоящее время ничем от начальства не обеспоко­ены. Впрочем, впредь до того, чем решится окончательно ваше дело, советую вам быть осторожней, и если будет предстоять какая опас­ность быть взятым, то не пометая себя самопроизвольно в напасти, на время не худо и укрыться, понеже и сам Бог давал место гневу. Но если же неисповедимому Его промыслу угодно будет посетить вас та­ковым искушениям, то есть предану быти в заключение, тогда не обижася, сохраните доброе исповедание непорочной вашей веры, крепце и неуклонне, не взирая ни на какие обольщения и угрозы. <нрзб> сподобитеся рещи по апостолу: «Подвигом добрым подвизахся, тече­ние скончах, веру соблюдох» и проч. (2 Тим. гл. 4, ст.7). Утешайся и веруй неложному тому обетованию, глаголящему: «Буди верен до смерти и дам ти венец живота» (Апокал. гл. 2, ст. 9 и 10). Преми­лосердый Творец, попускающий искушения, подаст и твердость вере тиий и не попустит быти искушениям выше меры, точию веруй и надейся.

И, так восписав твоему священству сие мое краткое наставление, пребуду с отеческим к тебе расположением и любовью.

Подписал Архиеп. Антоний

22 генваря.

РГБ. Ф.246. Карт. 170. Д. 5. Лл. 18–18об.

 

 

  1. Архиепископ Антоний (Шутов) сухиничским старообрядцам

 

 

Богоспасаемому сухиничскому христианскому обществу

уведомление.

 

Православные христиане, буди вам известно, что получили мы прошение акибы от вашего христианского общества, но только никем не подписанное, в прошении сем проводится отчасти обвинительная историческая черта о жизни отца Григория и потом просится указать, на основании каких правил он, отец Григорий, принят нами во св. Церковь в достоинстве священного сана его. Но как удовлетворять прошения и во особенности принимать обвинения, если неизвестны имена просителей и обвинителей, ни духовные, ни гражданские пра­ва не повелевают, а потому и мы по закону не должны бы отвечать на оное ни единого слова, но только снисходя тому, что неприсвидетельствование оного прошения именами просителей произошло, может быть не по преднамеренному прикрытию их имен, а только просто по незнанию их Божественных Правил и незнакомству с порядка­ми гражданского судопроизводства. А на самом деле, быть может, и действительно многие из общественников ваших желают слышать надлежащее решение о вышеупомянутой просьбе. Почему предстявляем оное в следующем.

  1. Прошение возводит обвинение на отца Григория добровольного отступника, и затем, хотя и без точного указания, напоминает прави­ла св. апостол и св. отец, по которым своею волею отступившие кают­ся во вся дни живота своего. В священных правилах действительно есть таковое определение, только сие по справедливости относится ко одним отступникам от самого Христа, а к отступающим в ересь и во особенности второго и третьего чина отнюдь не относится, по речей ному Иосифом Волоколамским тако: «Ин обо есть еретик, и ино от­ступник», и о еретицех втораго и третьяго чина глаголет: «Еретик убо егда исповесть и проклянет свою ересь, ту абие дают ему общение св. Таин», а об оступницех сице вещает: «Отступницы бо злейши суть не точию еретиков, но и еллин и жидов, но и отступницы неравни суть и не подобии себе злобою... но иже самоволие отвергошася Христа» о таковых пишет Великий Василий, правило 73: отвергшийся Христа или Христов отметник во всем житии своем да кается и на исходе жития сподобитися святаго причащения, где указаны и другие сему подобные правила (Просветитель, слово 15).

Но отец Григорий если и был сначала крещен во св. Церкви и потом, как свидетельствует прошение, уклонялся в единоверие, то он был только еретиком, но никак не отступником Христа, а потому и судитися за сие должен правилами, изложенными не на отступников, но точию на еретиков. А как Великороссийская церковь уподоблена еретикам второго чина, а единоверческая, как еще более оной при­держиваясь святоцерковных преданий и обрядов, не может судитися тяжелее первой, а только будя и еще полегче. Но еретиков, по слову Тимофея Презвитера, второго и третьего чина Василий Великий в первом правиле своем, по изложению оного в 63 слове у Никона Чер­ногорского, наименовал раздорниками и сборщниками, обаче о сущих в сборцех Василий В[еликий] глаголет: аще покаянием достойным и обращением удобрятся, совокупляти паки к Церкви, яко и множицею сущих в степени соотшедших с непокорнейшими внегда раскаются, в той же приимати чин. И относительно раздорником энкратитов или воздержников таможе мало пониже той же Василий Великий глаго­лет: «Всяцем же словом да вообразится, иже от крещения онех при­ходящим помазуемым быти яве яко со верными и тако приступати к тайнам. Вем же яко братиа, иже о Изе и Саторнине, от онаго сущих чина, прияхом в седалище епископское, яко иже чину онех совокуп­ленных не к тому можем разсуждати от Церкве, рекше правило некое еже к тем приобщения изложившее епископского ради приятия».

Точно также определяют 69 и 99 правила Собора Карфагенского и 8 правило Первого Вселенского Собора, чтобы от еретиков донатиан и наватиан, обращающихся к Церкви, принимать во общение, и священных признавать паки в санах их без всякого испытания о том, что не был ли кто к ним уклонившимся от православных, но если бы был о таковых сужет, то сие испытание необходимо бы было нужно, потому что все еретики испервоначалу из православия в ересь совра­щались. Как и при Никоне, Московском патриархе, из православия же совратились или уклонились все в его заблуждение, и в таковых первоначальных, конечно, были многие подобные отцу Григорию свя­щенники, но наши предки принимали их так же, как и мы приняли отца Григория в том священстве их, на том единственно основании, что в правилах нигде нет особенного о таковых определения. А по­тому и относительно их руководились обычными правилами, о ере­тиках изложенными, а потому мы и вам как благослушным чадам единой святой Церкви, по словеси апостола Павла, совещаваем: не мудрствовати паче подобает мудрствовати (Римл., зач[ал] 108).

  1. Прошение указывает, что Григорий получил рукоположение от калужского архиерея родом Черниговской губернии, и затем сомнева­ется, что не обливанием ли был крещен архиерей, его рукоположив­ший? Основанием чему представляет то, что у нас в России какие-то губернии крещение обливательное и трехпогружательное во едино почитают.

Это сомнение прошения произошло, очевидно, только из какого-то недоброжелательства ко отцу Григорию, а не от сущей справедливости писавших оное, ибо если по справедливости судить, то по указанному основанию следовало бы сомневаться не об одном отце Григории, но и о всем нашем старообрядческом священстве. Как и доныне постав­ляют это на вид и встречному и поперечному на охуждение нашего священтсва беспоповцы. Ибо обливательное и трепогружательное кре­щение признали за едино некие российские губернии, но именуемый святейший Синод, и начав [с] 1724 года, уже три раза издавал книгу под названием «Оправдание поливательного крещения». Но Синоду подчинено духовенство всей России, и посему очевидно, что вся Рус­ская церковь вообще поливательное крещение принимает вравне с погружательным. И почему не только о неких губерниях, но и о всем вообще российском духовенстве можно сомневаться, что не обливани­ем ли оное крещено, а если которые лица окажутся и не обливанцы, то, пожалуй, обрящется, что поп, крестивший его, или рукоположив­ший сего попа архиерей был обливанец. Беспоповцы покрещеванцы некоторые даже и такой пример приводят: положи один фунт дегтю в целую бочку масла, то не вся ли бочка масла просмердеет, так и в Российской церкви, когда допускается поливательное крещение вместо истинного, посему все духовенство Российской церкви должно почитатися низверженным по 50 правилу св. апостол, в коем ска­зано тако: «Аще который епископ или презвитер крещает не в три погружения.., да извержется». Но в Российской церкви, они говорят, да и согласиться с этим можно, непременно де случалось и самим митрополитам крещать обливательно, а потому они, сделавшись изверженными, поставляют прочих архиереев, и посему, говорят они, нельзя их признавать за архиереев, и далее от них поставляемых за попов и других духовных лиц.

Конечно, ото всего этого не было бы возможности по своим рас­суждениям оправдаться, если бы Василий Великий в первом правиле своем не указал, что и формально осужденные за правильные вины от Церкви епископы и презвитеры, если не покорятся правилам, но будут в раздоре священная действовать, потом, когда неции от со­общества их с раскаянием к Церкви будут обращатися, тогда они совокупляются паки к Церкви, яко едино тело, и сущии в них в свя­щенных степенех приемлются в той же чин (Ник[он] Чер[ной1 Горы сл[ово] 63).

И если бы еще святейший Филарет патриарх Московский не сде­лал наставления, как принимать от тех стран, где разнообразно со­вершается крещение, но как на такой случай последний положил вопрошать только самих приходящих, как он крещен и не обливан ли, и если обыщется, что он крещен в три погружения, то повелел принимать его яко крещенного уже без такового исследования, что крестивший его поп или поставивший попа того архиерей не были ли обливанцы. Пожалуй, по придуманному сомнению в прошении о отце Григории, также бы можно сомневаться и о Филарете патри­архе, что он хотя соборне, но неправильно сделал вышеупомянутое наставление, потому что белорусские попы неизбежно подлежали из­вержению, если не за то, что сами обливанцы, то уже непременно за то, что они безразлично крестили овыих как погружением, так и обливанием. Поэтому и можно бы в дальнейших священнодействи­ях признавать их не попами, а самозванцами, поповски хотя бы в три погружения истинным крещением следует перекрещивать, как свидетельствует Матфей Правильник в 1 главе состава в. Но как мы не научены св. апостолом мудрствовать, паче еже подобает мудрство­вать, за лучшее почитаем не судить патриарха Филарета и иже с ним бывший Освященный Собор, но слушатися оного, как и Самого Хрис­та, по слову Евангелия, потому что он не зазорен был в своем благо­честии, и из сего послушания к нему признано возможным принять о. Григория во своем сане и достоинстве, несмотря на разнообразие крещения церкви Греко-Российской.

Прошение обвиняет о. Григория, что когда он был единоверчес­ким священником, много притеснял сущих христиан и даже крещен­ных православными, т.е. нашими старообрядческими священниками, перекрещивал. Мы не можем допустить сего обвинения по безызвест­ности обвинителей за сущую справедливость, однако же во указание слабости оного скажем, что если бы действительно по сему обвинению о. Григорий был виновен, то и тогда при раскаянии его не было невоз­можным принять его во своем сане на основании следующего события во св. Церкви: Иоанн, патриарх Иеросалимский, был православного священника сын, и непременно тоже православный, но потом, когда царь Анастасий, еретик, согнал Илию, Иеросалимского патриарха, за правое исповедание, тогда он, отступя от православия, отверг 4 Все­ленский Собор и прия общение с Севиром, почему был прелюбодейно возведен на Иеросалимский святительский престол патриархом (Четия Минея дек. 5 дня в житии Савы Освященного). И тогда патриарх сей Иоанн, еретик сый, нужаше блаженного и преподобного отца Ио­анна, иже бысть в лавре св. Савы, от мног лет постяся, примеситися своей ереси, но сему не покорися Иоанн постник, и многи скорби от него приим, и изгнания, и раны (Пролог декабря 7 дня). Обаче ни отступление от православия патриархом и не споборничество по ереси не возбрани преподобным Саве и Феодосию и всем православным признати за православного патриарха Иеросалимского сего Иоанна, егда он прия православное исповедание и прокля свою ересь. Итак, следо­вательно, и отца Григория не следует зазирать, если он и притеснял сколько-нибудь христиан, когда сам был в заблуждении. Также рав­но и за то, если бы кого и крестил тогда крещенного православны­ми, может он быть извинен тем, что священные правила 8 Первого Вселенского] Собора, 69 и 99 Собора Карфагенского принимают хиротонных во своем достоинстве от еретик наватиан и донатистов, но сии обе ереси православных снова у себя перекрещивали, как пишется в Житии св. Кирила Александрийского июня 9 дня в Четии-Минеи, а о послежних в Баронии во оглавлении 4 века на Л. 414.

Прошение обвиняет отца Григория, что его великороссийский архиерей запретил и сослал в суздальскую крепость за отступление от него и присоединение к св. Церкви чрез наше смирение. Но это обви­нение не порок о. Григорию, а паче честь ему и похвала всей Церкви, что и в наши времена Бог показал нам такого благого исповедника. О чем мы даже и молим Господа, дабы он во все времена награждал рабов своих таким благим мужеством.

Прошение обвиняет о. Григория тем, акибы он в Суздале дал какую-то подписку на отступление. Но это и в прошении ничем не подтвержденная есть чистая ложь и клевета. Ибо от нас из Москвы не точию ежемесячные, но часто и еженедельные посетители в Суздале бывают, но ничего о подписке о. Григория не слышат, тогда как если бы была таковая, то стали бы всякого и встречного, и поперечного нашего старообрядца сим соблажнять, да мало того, что только сло­весно в монастырь являющихся посетителей, но прогремели бы о сем и в газетах на весь вольный свет, как таковые публикации за прочих отступников были.

Прошение вместе со отцом Григорием обвиняет и наше смире­ние за принятие в достоинстве священника, чем будто бы мы раздрали единство церковное, со указанием за сие угрозы, что и кровь мученичес­кая сего греха загладити не может. Но и сие обвинение несправедливо, потому что наше действие в принятии в священном сане отца Григория нисколь не превышало следующего древлецерковного события.

Св. Мелетий сначала был православный, но потом хиротонисан был арианами во архиепископа Антиохийского, и потом он паки на­чал проповедовать учение благочестия, и мнози православнии, наипа­че же те, иже от ариан прежде крещении бяху, начата признавати его за православного архиепископа. Неции от христиан, иже никогда же к сообщению ариан приклоняхуся, иже евстафианами и тогда нарицахуся, по прежде бывшем Евстафии, архиепископе Антиохийс­ком, изгнанном от ариан в заточение, отделяхуся от Мелетия за то, что он от ариан поставися, и наконец Люцифер исповедник, епископ Калаританский, особого для них епископа Павлина постави. Каковый раздор до 48 лет тогда продолжися в Церкви. В то самое время св. Иоанн Златоустый, будучи Мелетием поставлен во диакона и соболез­нуя о раздоре, весьма строго обвинял тех христиан, которые хотя и никогда не сообщались общением арианским, однако же без всякой правильной вины и от Мелетия отделились, за этот-то их раздел он и угрожал им, что сего разделения их и кровь мученическая загладить не может (Соб[орные] деяния, т. 7, страница] 109. Барония лето Гос­подне 362, число 24 и 25, и еще лета 378, ч[исло] 9; 382, ч[исло] 2; 408, ч[исло] 6. Четия-Минея февраля 12 дня в Житии св. Мелетия и 11 нравоучение Златоуста на послание к Ефесеом (Беседы апостоль­ские Киевского] издания, стр[аница] 1693).

И как тогда св. Златоуст винил не свою страну, приявшую от ари­ан поставленного Мелетия за архиепископа, но тех, которые так при­знать его не хотели, так и в настоящее время если у вас во обществе происходит каковое разделение относительно признания священного сана за отцом Григорием, то виновниками сего разделения должны быть не те, которые признают его за законного священника, а напро­тив, те, которые не хотят сознать его тако. А потому мы просим их сим начертанием оставить все сверх меры натянутые на отца Григо­рия притязания, и напротив, потщатися воздавать ему достодолжное уважение не только просто как священнику Божию, но с сим купно как и исповеднику Христову, ибо и апостол Павел просит сугубыя чести попом добре прилежащим (К Тимофею, зач[ал] 286).

Итако, Бог мира и любви да пребудет со всеми вами выну и ниспослет по-премногу на всех вас благодать свою.

12 ноября

1876 года.

РГБ. Ф. 246. Карт. 179. Д. 1. Лл. 191–196.

Черновой автограф рукой А.В. Швецова.

 

Сохранился черновик другого письма, написанного в защиту Григория Глинкина: Лл. 176—177 об. «...Мы в настоящее время, так и всегда будучи убеждены о держании им правого исповедания не могли и сейчас никак не можем и помыслить о воспрещении ему священных действий, а паче и себе желаем его священных молитв». Дата: 2 ноября 1876 года. Возможно, письмо не было отправлено, Почерк писарская копия рукой неустановленного лица с правкой А.В. Швецова. Им же дописан большой фрагмент, предостерегающий обращаться к запрещенному Собором 1866 года священноиноку Ни­канору в Брынь.

Письмо написано в ответ на анонимное обращение к архиепископу Антонию с вопросами о священнике Григории Глинкине, отправитель просил прислать ответ на имя сухиничского купца Ефима Григорье­вича Марина (РГБ. Ф. 246. Карт. 180. Д. 1. Лл. 131–132об.). В том же архивном деле имеется письмо Григория Глинкина, вероятно, в боль­шей степени подтолкнувшее к написанию данного письма, поскольку в нем священник сетовал, что терпит нападки от недоброжелателей после возвращения в Сухиничи, просил обратиться к сухиничскому обществу старообрядцев и написать о нем, развеять слухи, возникшие в связи его возвращением после десятилетнего заключения (см. там же. Лл. 133–134 об.). Датировано оно 12 октября 1876 г.