УСТОША — деревня в четырех верстах (километрах) от Мосальска. Старообрядческое население было относительно небольшим. В приход местной моленной на рубеже XIX и XX веков входили близлежащие деревни: Ряполово, Поросячья, Харинки, Липовки. Общее число прихожан — около 600 человек. Нестарообрядческое население села преобладало более чем вдвое. Местный деревянный храм был освящен во имя святителя Николы. В середине 1920-х годов в его приходе числилось около 400 человек.
*
Николу Дорофеева арестовали в августе 1852 года, объявив на него всеимперский розыск. Было немудрено распознать его среди прочих людей: он сильно хромал. Вот что говорилось в описании примет: «ноги кривые, в коленях сходятся вместе, а ступни врозь». Больше Никола Дорофеев ничем не выделялся. Лет 28, волосы и брови темно-русые, глаза серые, «усы пробиваются, бороды не имеет».
Никола Дорофеев был, во-первых, старообрядец; во-вторых, крестьянин (точнее — вольный хлебопашец), а крестьяне обычно не брили бород; в-третьих, он принял к тому времени иночество (иноческое имя его — Никанор). Борода у него, видимо, по каким- то физиологическим причинам просто не росла. Ведь не сказано: бороду бреет, а сказано: не имеет. По Устоше Дорофеев ходил в иноческой одежде, малахай носил. Это шапка с длинными ушами. Возможно, так назван в документах иноческий клобук. Когда его задержали, он был одет по-крестьянски, в лаптях, волосы коротко острижены в кружок. В карманах нашли у него литое медное расрятие с предстоящими (то есть с Богородицей и Иоанном Предотечей, стоящими по обе стороны креста) и черную кожаную лестовку. Тогда же обнаружили на иноке Никаноре, под рубашкой, вериги — железные цепи, крестообразно пересекающиеся на груди и спине, скрепленные четырехконечными крестами, на которых в свою очередь изображен был крест осьмиконечный.
Никола Дорофеев родился в селе Устоша под Мосальском, крестили его в синодской церкви соседнего села Ивонина. До двадцати лет он ездил на заработки в Санкт-Петербург, а когда заболели у него ноги, дал обет странствовать по святым местам, если Бог пошлет ему выздоровление. Дорофеев построил себе отдельный домик, где можно было молиться в уединении, и проводил там все время, иногда уходил из села на многие недели, чтобы поклониться святыням. Ноги слушались. Очевидно, тогда же он и подстригся в иноки (впрочем, на допросах Дорофеев отрицал, что он инок) и в одной из слобод на Стародубье одел на себя вериги. Когда он принял схиму, неизвестно.
Приходское духовенство подняло шум, обвиняя Николу Дорофеева, что он служит молебны по крестьянским домам, устроил у себя моленную и т.д., словом, как тогда говорили, «совращает в раскол». Следствие затянулось, поскольку Дорофеев около года как ушел неизвестно куда из Устоши. Приехал становой, а келья инока Никанора, что стояла посреди его с отцом усадьбы, заметена снегом, и дорожки к ней не протоптано. Открыли замок. Внутри стоял стол с клеенкой и деревянной посудой, две перовые подушки, подручник, икона Владимирской Божией Матери, литое распятие да деревянный аналой «грубой работы». Где-то становой нашел еще немного ладана.
Ушел тогда Никанор в город Смоленск, поклониться чудотворной иконе. Оттуда направился он на Стародубье, чтобы в Лужках исповедаться (возможно, там у него жил священник, духовный отец). Арестовали его, когда возвращался обратно. Обвинений Дорофеев не признал и все отрицал даже на очных ставках.
Летом 1854 года Калужская палата уголовного суда приговорила Никанора к шестидесяти ударам розгами. Другой крестьянин, проходивший по одному с ним делу, получил пятьдесят ударов — за то, что приобщил к православной старой вере... собственных детей. В декабре 1855 года Сенат пересмотрел дело Дорофеева и ужесточил наказание — год тюрьмы. Срок этот, однако, был сокращен потом наполовину из-за амнистии: на престол взошел Александр II. До вынесения приговора Дорофеев сидел в мосальском и калужском тюремных замках. Однажды в его камеру пожаловал синодский протоиерей из Троицкого собора Калуги Семен Зверев, уговаривал оставить православную веру. Ему часто поручали такие дела. Никанор «объяснил, что он навсегда желает остаться при содержимом им поповщинском согласии»[1].
Выйдя на свободу, Никанор переселился в село Брынь, которое находилось в другом уезде — Жиздринском (ныне Думиничский район). Здесь мосальская полиция не могла за ним наблюдать. В Брыни была основана старообрядческая моленная, и Никанор стал в ней служить.
Окружного послания он не признал.
В 1864 году до сведения архиепископа Московского и Владимирского Антония (Шутова) дошло, что Никанор исключил его из поминовения на ектенье и отказывается повиноваться. В следующем году Никанор был вызван в Москву на Освященный Собор, но не приехал. В январе 1866 года его запретили соборно в священнослужении. Решение Собора было поручено довести до сведения брынских христиан рукоположенному в черниговский посад Воронок священнику Василию Клочкову, он же тогда временно служил в самой Калуге. Никанор не пришел выслушать постановление, а прислал вместо себя других людей. Так окончательно оформился его разрыв с Церковью[2].
Священноинок Никанор не признал запрета. Священствовал он у брынских противоокружников, очевидно, до конца дней. В 1893 году благочинный господствующей церкви отзывался о Никаноре так: «Раскольник закоренелый — на беседы публичные к православному миссионеру не является и старообрядцам ходить на беседы запрещает»[3]. Это последнее известное упоминание о нем.
Священноинок Никанор представляется человеком редкой воли. Он, кажется, не был из тех, кто сворачивает с однажды выбранной дороги. Его образ приобретает типические черты, ибо таких же упрямых людей, как он, было в старообрядчестве немало...
*
9 мая 1912 года на станцию Барятинская (ныне поселок Барятино и районный центр в Калужской области) прибыл товарный поезд. В одном из его вагонов стоял большой, стопудовый колокол. Еще в феврале общим собранием устошинской общины хлопоты о его приобретении были возложены на церковного старосту Г.В. Епатова. 10 мая за колоколом приехали из Устоши несколько мужиков, погрузили на подводу, а одиннадцатого числа около полудни в пяти верстах от села их встретил крестный ход «с многочисленным народом». Тут же был отслужен молебен. Воодушевленные люди захотели сами доставить колокол в село и впряглись в подводы, освободив усталых лошадей[4]. В тот же день колокол благополучно сгрузили подле церковной паперти.
Воззвание старообрядческой общины деревни Устоша с просьбой оказать поддержку в строительстве храма и его план. 1908 год
К тому времени старообрядческий храм в Устоше был уже построен. Деревянный, с хорошим иконостасом, он был отштукатурен изнутри. Внешне тоже выглядел красиво. При нем имелись небольшие колокола. Приобретение нового, большого колокола, стало для старообрядцев села и окрестных деревень праздником. Колокол подняли 14 мая.
О старообрядцах Устоши за XIX век сведений очень мало. О том, как строился в селе храм, их тоже нет. В Устоше несколько десятков лет существовала моленная. Крестьянин Григорий Степанов, при доме которого она была, привлекался к суду, но наказания не понес. Устоша входила в старообрядческий приход Глотовских Дворов. Сюда приезжал тамошний священник Андрей Сальников. До него устошинские крестьяне и все мосальские старообрядцы обращались к отцу Феодоту Можжухину в село Чертень (тоже под Мосальском) и в деревню Савинки к отцу Авдею Архипову (ум. в 1890). Савинковский приход, один из первых в Калужской губернии, был после смерти священника упразднен.
Свой священник появился у устошинских старообрядцев в 1902 году. Поиск достойного человека шел еще в конце 1880-х, когда чертенский батюшка отец Феодот уехал на родину в Гуслицы. Устошинцы жаловались архиепископу Савватию, руководившему тогда епархией, что с тех пор «многие отошли в будущий век без напутствия священнического» и просили поставить им во священники некоего Максима, который был при Феодоте Можжухине дьячком[5].
В 1902 году, 6 апреля, епископом Ионой (Александровым) Калужско-Смоленским в Устошу был рукоположен Самуил Иванович Артемьев, с его именем связано становление старообрядческого прихода в селе. Артемьев родился 13 августа 1874 года в деревне Цаплино Богородского уезда Московской губернии, при Андрее Сальникове был уставщиком.
Автограф священника Самуила Артемьева и оттиск печати
устошинской старообрядческой общины. 1911 год
В январе 1903 года мосальский уездный исправник сообщал в губернское правление, что устошинские старообрядцы привезли из Москвы походную церковь. Ему удалось разведать, что пожертвована она была крестьянином из соседней деревни Харинки Даниилом Семеновичем Сальниковым[6]. Он был очень уважаемым в приходе человеком. Он отдал на строительство храма все свои сбережения, чем очень многих удивил, а главное, своим примером побудил поддержать строительство других. Как следует из некролога, опубликованного в «Слове Церкви»[7], именно Сальников первым подал мысль об открытии школы для старообрядцев в устошинском приходе.
В 1906 году на праздник Преполовения Пятидесятницы в Устоше был совершен, очевидно, первый открытый крестный ход с водосвятием[8].
10 декабря 1909 года в Устоше скончался один из самых уважаемых деятелей здешней старообрядческой общины Андрей Егорович Балашов. Родом он был из Боровска. Много жертвовал на нужды храма, в числе его даров, как сообщал журнал «Церковь», роскошное священническое облачение, святой престол и завеса у царских врат. На девятый день кончины А. Балашова в Никольском храме прошла заупокойная литургия[9].
27 июня 1910 года епископ Иона Калужско-Смоленский освятил устошинский храм. В богослужении участвовали три священника и диакон.
21 ноября 1910 года Самуил Артемьев освятил в селе временное здание для старообрядческого земского училища. После молебна он произнес слово о воспитании детей в духе древлего православия, верности их царю и Отечеству. Затем выступил местный учитель-старообрядец Федор Александрович Московцев.
— На моей обязанности лежит воспитание детей старообрядцев в той вере и в той истине, которую мы унаследовали от Христа, святых апостол и святых отец, чтобы сделать их истинными гражданами того великого общества, которое называется Россией, сказал он в конце речи[10].
Московцев был родом из села Семеновки Пронского уезда Рязанской губернии. Беспоповец, в 1900 году он присоединился к старообрядцам Белокриницкой иерархии. Было ему тогда одиннадцать лет. Когда открывали школу, Московцев, несмотря на возраст, уже состоял в союзе начетчиков, вел беседы с миссионерами. Он окончил курсы начетчиков в Москве, сдал экзамены на звание учителя. Дальнейшая судьба его не прослеживается. Говорят, что в старообрядческой деревне Гавриловке Жиздринского уезда (ныне Кировского района) был в 1930-е годы репрессирован местный диакон Феодор Александрович, фамилия его пока не установлена. «Быть может, это Московцев, принявший к тому времени сан?», — писал я в первом издании книги. Нет, наверное, фамилия Ф.А. Московцева встречается в «Книге памяти Тамбовской области». Бывает, что имя, фамилия и отчество совпадают. Здесь же совпадает и место рождения: Пронский район Рязанской области, и указано точное место — село Семенское (называется также Семенск). Не совсем совпадает возраст, но такие расхождения со следственными документами не редкость. О том, что он был священнослужителем, ничего не сказано. Можно предположить, что в советские годы Ф.А. Московцев вернулся на родину. Жил он к моменту ареста в селе Алгасове Моршанского района Тамбовской области, работал агентом снабжения в местной артели имени Ворошилова. 9 сентября 1937 года тройкой НКВД по Тамбовской области Московцев был приговорен к расстрелу по обвинению в контрреволюционной агитации[11].
Выстроенный в деревне храм с главами и колокольней, открывшееся старообрядческое училище обращали на себя внимание не только жителей Устоши. Жил в Мосальске крестьянин С.Ф. Петров, он и его мать были в городе единственными старообрядцами. 17 января 1912 года здесь произошло примечательное событие: к старообрядчеству присоединилась сельская учительница господствующего вероисповедания Е.А. Афанасьева, которая затем повенчалась с С.Ф. Петровым. «Раньше никто и не думал, чтобы С.Ф. был старообрядцем, а тем более женился бы в старообрядчестве, так как он — окончивший мосальское четырехклассное городское училище, где представление о старообрядцах получил в самых мрачных красках». Общение со священником Самуилом Артемьевым и Федором Московцевым развеяло мрачные представления о старообрядчестве. И мосальский крестьянин не только остался в старой вере, но и привел к ней будущую жену. «Случись это в том городе, где много старообрядцев, а не в таком захолустье, после дарования свободы совести этому событию не удивлялись бы и не считали бы в этом никакого преступления, но так как это случилось в захолустном граде Мосальске, то, естественно, все удивляются, а тем более власть имущие над этой учительницей. “Как это — учительница, да перешла в старообрядчество. Разве это возможно?”». Над Е.А. Афанасьевой стали сгущаться тучи. Федор Московцев написал о ее присоединении заметку в журнал «Старообрядческая мысль». «Везде и всюду говорят: теперь свобода совести, а спроси у Мосальского земства. скажут, мы этого и знать не хотим. У нас, как уклонилась от православия” учительница в старообрядчество, так очищай место, и выходит: в глухой провинции свой закон, но благо, что хоть инспектор народных училищ не из таких. Он смотрит не на это, а на дело: если способная учительница или учитель, он ни за что с ним не расстанется. Поэтому-то он все меры принимает, чтобы оставить Афанасьеву опять на прежнем месте учительницей. Но едва ли ему это удастся, потому что такого мнения он почти один. Хотя, ни на что не смотря, разрешил Афанасьевой после масленицы ехать опять в свою школу и заниматься с детьми»[12].
Школа в Устоше, о которой шла речь в этой заметке, открылась благодаря трудам Самуила Артемьева, но главным образом — братьев Г.В. и Е.В. Ипатовых. В мае 1913 года в ней состоялись первые экзамены.
В ноябре 1916 года по семейным обстоятельствам Самуил Артемьев был переведен в другую епархию, в Петроград, где стал служить на Громовском кладбище. Устошинский приход перешел во временное ведение другого священника. Очевидно, это так, поскольку сведений, что сюда был рукоположен другой настоятель, нет, а его выбор из-за революции и войны был делом непростым. В 1920-м устошинцы предложили стать в их селе священником крестьянину из деревни Гавриловки Андрею Ивановичу Хотееву. Тот согласился. А Самуил Артемьев прослужил в Ленинграде вплоть до ареста, который последовал 14 апреля 1932 года. Его обвиняли в контрреволюционной агитации, активном участии в работе старообрядческого братства имени протопопа Аввакума, организованном в городе на Неве епископом Геронтием (Лакомкиным). 28 ноября того же 1932 года отец Самуил был приговорен к ссылке на три года в Северный край.
Андрей Хотеев родился в Гавриловне 13 июля 1881 года. Крестьянствовал, работал плотником на отхожих промыслах. Образование имел домашнее. До революции семья будущего священника владела тремя десятинами земли. Жили в каменном доме, имели скот, небольшую пасеку и сад... Отец Андрей стал одним из последних священников, которых рукополагал епископ Павел (Силаев) Калужско-Смоленский. Он прослужил в Устоше десять лет. В конце 1930 года некий оперуполномоченный ОГПУ Цветков предложил священнику покинуть Мосальский район. В начале 1931 года епископ Савва перевел священника в деревню Хотисино. В 1937 году Хотеев был арестован здесь и расстрелян[13].
Сегодня в Устоше почти утрачена память о том, что некогда здесь была церковь. Место, где она располагалась, указала нам старожилка Евфросиния Сергеевна Честнова, живущая неподалеку, почти напротив. Здесь ничего нет, только деревья и кустарник. Место это прозвали Три Липы или Три Попа. Здесь действительно растут близко друг к другу три высоких дерева, а вот легенда о том, что якобы под каждым похоронен священник, конечно, вымысел. Сельское кладбище от Трех Лип в двух шагах После закрытия храма в нем был зерноток, все его помещение было завалено мусором. Потом его из-за ветхости снесли.
Старожилка деревни Евфросинья Честнова. 2012 год
[1] ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 58. Л. 129 об; другое дело о Дорофееве: Ф. 62. Оп. 19. Д. 549. В 1850-х годах в связи с делом Николы Дорофеева власти провели в Устоше широкий опрос местных жителей-старообрядцев. Показания их сохранились. Обращает на себя внимание рассказ крестьянки Анны Васильевой. «Назад тому лет 14, быв нездоровою, дала себе обещание, что ежели выздоровеет, то вместо православной веры будет держаться раскольнической поповщины-секты, от чего и хотя родители ея и второй муж уговаривали, но она осталась в своем намерении непреклонною, а потому, с того времени исполняя обряды вышесказанной секты, к православию обратиться не желает — затем, что она, состоя в расколе, сделалась здоровою» (ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 58. Л. 16 об.)
[2] ОР РГБ. Ф. 246. Оп. 1. Карт. 203 Ед. хр. 3 (дело о священноиноке-схимнике Никаноре).
[3] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Л. 28об.
[4] С. Устоша // Церковь. 1912. №31. С.757–758.
[5] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 191. Ед. хр. 8. Лл. 170–171об.
[6] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 419. Л. 15.
[7] Е.С. Сальников: Некролог // Слово Церкви. 1915. №51. С. 1147–1148.
[8] Голос старообрядца. 1906. №42 от 15 июня. С. 2.
[9] Устоша Калужск[ой] губ. // Церковь. 1910. №2. С. 56.
[10] С. Устоша Калужской губернии // Церковь. 1911. №4. С. 98–99 (здесь же помещены фотоснимки Артемьева и Московцева).
[11] См.: Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал». Режим доступа: http://lists.memo.ru/index13.htm (со ссылкой на «Книгу памяти Тамбовской обл. Подготовительные материалы»).
[12] Московцев Ф. Г. Мосальск Калужской губ. // Старообрядческая мысль. 1912. №3. С. 282.
[13] Боченков В.В. Годы и приходы. М„ 2001. С. 107.