КОЗЕЛЬСК — прежде уездный, ныне районный центр Калужской области, один из древнейших русских городов. Местное старообрядчество было малочисленным. По данным середины 1830-х годов, около 400 человек (указывается и другая цифра — порядка 250), в 1843 году — около 350 человек (80 семейств), в середине 1870-х годов — 260 человек, в первой половине 1890-х годов — более 150. Общее население города в начале XX века — восемь тысяч с половиной человек. На примере Козельска, а также Сухинич хорошо видна роль купечества в церковной жизни. Именно купцы были попечителями моленных, инициаторами рукоположения или перевода священников, посредниками и ходатаями перед властью.
*
В начале девятнадцатого века моленная в Козельске находилась при доме купца Райцова. Райцовы были известными в городе людьми, дружили (и могли позволить себе ссориться) с высшими властями города. В 1814 году моленная сгорела от попадания молнии, и ее перенесли в другое помещение, также принадлежавшее Райцовым[1].
Зимой 1823 года при новой моленной появился священник, но через три месяца он был арестован. В середине 1830-х годов поселился в городе еще один батюшка, отец Петр Львов из села Семеновского Белевского уезда Тульской губернии. По распоряжению Николая I священника хотели было выслать обратно в Тулу. Но в конце мая 1836 года отец Петр уехал из Козельска неизвестно куда[2]. Зато фамилия Райцовых сопровождает исследователя на протяжении многих десятилетий.
В 1855 году козельские купцы-старообрядцы Феодосий Михайлович Зотов, Петр Иванович Зотов, Василий Дмитриевич Герасимов, Филипп Петрович Райцов подали из-за притеснений прошения о присоединении их к единоверию[3]. Однако, как только преследования утихли, отошли от него. То было время, когда куп- цам-старообрядцам запрещено было приписываться в купеческую гильдию. Что удивляться: купечество быстрее шло на компромиссы, если что-то угрожало коммерческим интересам.
В августе 1869 года козельский купец Никола Герасимович Райцов подал ходатайство архиепископу Московскому и Владимирскому Антонию (Шутову), сообщая о жившем в городе священнике Василии Григорьевиче Трецкове. Он рукоположен был епископом Софронием (Жировым), но, судя по всему, не пребывал в противоокружническом расколе. «...И он неизвестно по каким обстоятельствам выбыл от нас, из Козельска, 17 июня, и по сие время никакова известия от нево нету». На письма Трецков не отвечал. «И желаем отказать ему за нерадение о стаде, хотя нам и не подобало бы судить ево, но совесть наша вынуждает нас». В ходатайстве упомянут прежний, уже покойный попечитель моленной Герасим Андреевич Райцов[4]. В 1867 году он предлагал с другими старообрядцами своего кандидата во священники, некоего Феодула Карповича Ляховского, и теперь она была поднята во второй раз. Но, очевидно, отклонена.
Ляховский, надо понимать, не фамилия, а прозвище, указывающее на место, где священник жил.
Прислать в Козельск Феодула Ляховского «Господа ради поскорей, потому что у нас треб много, со стороны приезжают», просили старообрядцы и в январе 1870 года[5]. Священник пробыл в Козельске более полугода.
А осенью архиепископ Антоний прочел очередное письмо от Николы Герасимовича Райцова. «Молим вас, отцы и братие, окажите посильную помощь на содержание причта хоть еще на годичное время, для уверения раздорников и ко искоренению Софрониева гнезда, уже мало-помалу стала разоряться его берлога.
А то опять обратятся к нему за неимением священника.
А священник Феодул Кар[пович] недоволен моим содержанием; содержу и его на своем кошту, и жалованья ему определил 100 руб. сер[ебром], и какой есть доход его.
К Петрову дню поехал домой. Я ему дал на дорогу. Обещался он приехать с попадьей и церковь привести (походную. — В.Б.), а по приезде ничего не оказалось. На вопрос, почему мать не приехала, он говорит: “Нечем жить здесь”. Мы ему дали к Воздвижению 50 рублей. Обещался до Пасхи жить.
А после Покрова опять збирается домой. Мы его стали упрашивать, чтобы пожил и предлагали: “За попадьей пошлем”. Он говорит: “Хотя и пошлете, а я больше до Пасхи не буду жить”». «А я один, — сетовал дальше Райцов. — помощи нет.., а богатство мое невелико, но усердие мое неограниченное искоренить раздорников, то прошу не оставить нас без священника, чтобы поношались здорники. Или остепените отца Феодула, или другого нам пришлите, а нам без священника никак нельзя»[6].
25 ноября 1870 года архиепископ Антоний направил в Козельск священника Симеона Николаева, характеризуя его как человека, имеющего «порядочное ведение Священного Писания и дар слова». Ему поручено было посетить Сухиничи и в случае возможности содействовать примирению местных старообрядцев противоокружников с Московской архиепископией, завести нужные знакомства[7]. Из письма Райцова, приведенного выше, тоже видно, что без постоянного священника было трудно примирить две группы старообрядцев.
Из последующих обращений козельчан в архиепископию видно, что отец Симеон долго в городе не задержался. В июле 1871 года старообрядцы Назарий Семенович Козляев и Николай Федорович Зотов сообщили архиепископу Антонию, что от уехавшего священника получили письмо, в котором он пишет, что согласен вернуться в Козельск, но... «Мы душевно рады принять его, — писали они, — только он в письме своем просит прибавить ему жалования и квартеру. То мы на сие изъявляем Вашему преосвященству: отцу Симеону мы говорили, что “вам положим сто руб., пока народ совершенно устроится” (то есть, отойдет от противоокружнического раздора. — В.Б.), и какой будет доход его. Но мы надеемся, не по мнозе времени народ обратится в моленную, как были прежде. А на щёт квартеры они пишут, то квартера им есть у Назария Семеныча; и затем просим Ваше преосвященство, известите отца Симеона о сем нашем прошении и душевном желании принять его»[8].
У старообрядцев Козельска, как следует из того же письма (и других, последующих), был на примете еще один кандидат во священники, житель Хотисино или Брыни Илья Васильевич. Получив сообщение, что архиепископ Антоний не намерен переводить Симеона Николаева из Коломны, куда тот уехал, в Козельск, Никола Райцов обратился к нему с ходатайством о рукоположении «брынского кандидата»[9].
В начале 1870-х годов часть райцовских прихожан хотела избрать уставщиком не того человека, которого желал хозяин моленной. Он запретил несогласным ходить к нему. Принадлежавшие моленной деньги остались в его распоряжении. Если верить донесению козельского уездного исправника калужскому губернатору, то именно из-за этого конфликта в городе была основана вторая моленная[10]. Быть может, исправник что-то путает, и действительной причиной является не кандидатура уставщика, а раздор из-за Окружного послания, который так желал «искоренить» Никола Райцов? Трудно сказать...
Ходатайство о рукоположении Ильи Васильевича было уважено. Новый священник, уже, можно сказать, из местных калужских жителей, появился здесь не позднее 1873 года.
Но и ему приходилось туговато.
«Нахожусь в таком месте, совсем треб нету. А повеление Ваше исполняю, не могу ослушаться...», сообщал отец Илия в одном из писем архиепископу Антонию. Просил его обратиться к известному московскому купцу-благотворителю Ивану Бутикову: «За упокоение душ их мы слышали, нашей братии есть от них благотворение». «А наша церковь воистину бедная стоит, без приношения. Служим часы. Владыко святыи, у меня выходит срок пачпорта, а взять нечем, надо 50 руб[лей] сер[ебром] отдать податей»[11]. Дальше он просил дать разъяснение на расхожий миссионерский вопрос: раз в Церкви у старообрядцев не было епископов, то якобы и самой Церкви не было. Вопрос, ответ на который разрабатывался во многих сочинениях старообрядческого писателя и апологета Арсения (Швецова), епископа Уральского. В то время он, обычный мирянин, работал у архиепископа письмоводителем. Письмо любопытно не только как автограф козельского священника; предлог и приставку «в» он писал на этом двойном листе сиреневой бумаги как «у»: «нахожусь у таком месте...» Очевидно, это отражало привычную для него норму произношения...
В 1877 году священник Илия вновь сообщает архиепископу Антонию о бедности, точнее, крайней бедности. «Мы должны от олтаря питаться, а у нас олтарю нету приношения». «Владыко святыи, я более не могу жить в Козельске, если мне дальше жить, буду долгу копить. Владыко святыи, помилосердствуйте, у меня 6 человек детей, если мне Господь не продлит жизни — сейчас помереть — то мои дети должны сумы цеплять на себя. Что я в Козельске 6 лет прожил, ничего я своим детям не нажил и только долгу накопил»[12].
В таком бедственном случае архиепископ мог либо лично обратиться к прихожанам отца Илии с просьбой оказать ему помощь, либо сам переслать ему какую-либо сумму. Последующую судьбу козельского священника не удалось проследить по документам. Среди бумаг Московской архиепископии встретилось мне прошение от старообрядцев деревни Яковлевской Московской губернии, поданное в конце марта 1880 года архиепископу Антонию[13]. Здесь упомянуто, что в Козельск поставлен священник Ермил Ершов из Санкт-Петербурга, служивший там еще с 1859 года. Однако о нем известно, что в том же 1880 году Ермил Ершов в результате трений и неурядиц, возникших в питерском приходе, решил присоединиться к единоверию, о чем и подал ходатайство митрополиту Исидору (Никольскому) Санкт-Петербургскому и Финскому. И я очень сомневаюсь, что он доехал до Козельска. Но что же с отцом Илией? Умер? Куда-то переведен? Только вопросы пока.
Козельское старообрядчество в сущности держалось на нескольких купеческих семьях. И прав священник местной синодской Воскресенской церкви Петр Протопопов, писавший в 1893 году: «Если бы не было в Козельске таких богачей среди раскольников, каковы Самарин (Дмитриев), Райцов и братья Зотовы (Мельниковы), раскол пал бы окончательно»[14].
К началу XX века в Козельске существовало уже три молитвенных дома. Один — у противоокружников. Он содержался купцом Иваном Петровичем Зотовым. Уставом руководила его жена. Семья Зотовых — наглядный пример, как «Окружное послание» разделяло семьи. Родной брат Ивана Петровича Петр Петрович остался на стороне Московской архиепископии.
«По сему случаю к своему брату Ивану Петрову он в моленную не ходит, а в компании с мещанином Райцовым содержит свою моленную, в которой службу проводит уставщик Федор Федоров Гусев». И далее Петр Протопопов дал об этом Гусеве нелестный отзыв: он почти ежедневно бывает пьян и жизнь ведет, далекую от христианской, тем более старообрядческой. В 1910-х годах в райцовской моленной уставщичил сын Ф. Гусева Никола.
Третья моленная располагалась у купца Николы Васильевича Самарина, на втором этаже его дома с каменным низом и деревянным верхом. Купец этот не признавал Белокриницкого священства. «Как человек весьма богатый, почти миллионер, Самарин, говорят, привозит в свою моленную и разных беглых попов, не боясь преследований местной полиции, с которою он очень хорошо умеет уживаться», — доносил Петр Протопопов. Еще он отмечал, что козельские старообрядцы не испытывают явной вражды к господствующей церкви, «ведут знакомства и вступают (даже) в родство»[15].
В 1894—1895 годах предпринимались попытки закрыть козельские моленные, но они не имели успеха. Тогдашний закон не запрещал моленные при жилых домах.
Козельская община не регистрировалась в губернском правлении как самостоятельное объединение верующих, была Сухиничско-Козельская община[16]. Так она называется в одной из небольших заметок в журнале «Церковь». Здесь имеется в виду регистрация Калужским губернским правлением 15 августа 1909 года сухиничской общины, в приход которой вошел Козельск. Поэтому такое двойное название.
Старообрядческое купечество Козельска нуждается в более подробном изучении. Так, в документах очень часто фамилия Райцов встречается без инициалов и нужна большая работа, чтобы составить родословное древо этого рода. В начале XIX века моленную держал Давыд Андреевич Райцов, в конце — Никола Герасимович Райцов. В книге памяти репрессированных калужан «Из бездны небытия» упомянут козельчанин Николай Михайлович Райцев, родившийся в 1891 году. Он работал бухгалтером конторы Союзплодовощ и осужден был тройкой УНКВД Смоленской области 5 октября 1937 года на десять лет лагерей[17]. В советское время число старообрядцев в Козельске резко уменьшилось. Рядовые прихожане моленных, уцелевшие потомки купеческих фамилий могли обращаться в Сухиничи, где храм закрыли во второй половине 1930-х и после освобождения от немцев открыли вновь. О восстановлении прихода в Козельске сегодня уже нет оснований говорить.
[1] ГАКО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 1322. Л. 4.
[2] ГАКО. Ф. 32. Оп. 3. Д. 1.
[3] ГАКО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 31.
[4] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 173. Ед. хр. 3. Лл. 250–250 об.
[5] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 174. Ед. хр. 1. Л.11. Под письмом стоят подписи Козмы Герасимовича Райцова и уставщика Федора Федорова.
[6] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 174. Ед. хр. 1. Лл.177об.–178 об.
[7] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 173. Ед. хр. 5. Лл. 94–94 об., 95, 95 об.
[8] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 175. Ед. хр. 1. Лл. 191–191 об.
[9] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 175. Ед. хр. 1. Л. 227.
[10] ГАКО. Ф.32. Оп. 1. Д. 1031. Л. 3.
[11] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 180. Ед. хр. 1. Лл. 117–117 об.
[12] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 181. Ед. хр. 1. Лл. 70–71.
[13] См.: ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 183. Ед. хр. 2. Лл. 275–276.
[14] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Л. 95.
[15] Там же. Лл. 93–95 (Рапорт Протопопова).
[16] Анисков А. Сухиничи // Церковь. 1909. №37. С. 1085.
[17] Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Калуга 1994. Т. 3. С. 84.