ИВАНКОВО — деревня с преобладающим старообрядческим населением в Жиздринском уезде (ныне районе), входившая в синодский приход тамошнего села Кондрыкина. Сведений о старообрядчестве немного. Молитвенный дом в Иванкове освятили во имя Парасковии Пятницы, и к 1913 году он был в деревне один (данных о других моленных нет). Иванково расположено по дороге от Жиздры на Людиново, от деревни Никитинка нужно повернуть вправо и проехать несколько километров.
*
Миссионер ведомства православного исповедания Иван Жаров отзывался в 1896 году об иванковских старообрядцах, что они «народ довольно грубый»[1]. Все потому, что очень мало кто пошел к нему на беседу, «многие на приглашение ответили такими словами: “У нас свои есть попы, когда они к нам приедут, тогда и пойдем их слушать, а эти пускай проезжают дальше”»[2].
28 апреля 1913 года епископ Калужско-Смоленский Павел (Силаев) рукоположил в Иванково «по единодушному избранию общины» Доментиана Акимовича Антошкина (род. 1869) из жиздринской деревни Гавриловки (ныне в Кировском районе). Об учреждении общины ходатайствовал иванковский крестьянин Никита Евдокимович Агафонов, который в августе 1913 года избран был председателем ее совета[3]. В первом томе изданной в Калуге книги памяти репрессированных жителей области упомянут уроженец Иванково Афанасий Никитович Агафонов, — быть может, сын[4].
В приход Пятницкой церкви Иванкова входили близлежащие деревни: Дубицы, Дубовка, Дынная, Никитинка, Нижнее Ашково. В 1924 году приход составлял около 300 человек[5]. Отец Доментиан (в просторечии его звали порой «отец Дементей» с ударением на последнем «е») по-прежнему служил в Иванкове. Сведения о том, что он принял иночество, не подтверждаются. В 1933 году его перевели служить в город Сычевку (ныне Смоленская область), а в 1934 году, по словам сына, Григория Дементьевича, он был убит ворами в церковном доме при храме. Этот случай надолго остался в памяти старожилов Сычевки. Протоиерей Евгений Чунин из Ржева пересказывал мне, что отец Доментиан действительно погиб там при невыясненных обстоятельствах: был «задушен комсомольцами» (сычевские старожилы говорили буквально так). Поскольку, по тем же устным свидетельствам, до гибели священник неоднократно получал требования прекратить служение, угрозы расправы со стороны местных безбожников, то среди верующих сложилось убеждение, что это преднамеренное убийство совершено именно ими.
Интересно: заводилось ли следственное дело, сохранилось ли оно? Хорошо было бы его отыскать, полистать... Хранит ли оно какие-нибудь ответы о смерти священника? Однако никто не помнит, чтобы кого-то отыскали и судили за его смерть... Могилу Доментиана Антошкина до сих пор посещают старообрядцы Сычевки на местном кладбище «Семиха».
Возвращаясь к своему пастырскому служению после гонений 1930-х годов или готовясь принять сан, каждый священник или диакон в советское время писал автобиографию. Сохранилось короткое жизнеописание Григория Дементьевича Антошкина в архиве Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви: сильно пострадавший от влаги и времени, сильно истрепавшийся по краям хрупкий листок тонкой бумаги. Эти даты — о переводе Доментиана Антошкина в Сычевку, год его гибели — указаны его сыном там. Иначе — восстанавливай со слов стариков, когда что случилось. Скажут, но приблизительно... От сырости на тексте, отпечатанном на машинке, остались расплывчатые буквы синих чернил с другого бумажного листа, лежавшего когда-то сверху. Прочесть их нельзя. Григорий Дементьевич родился в 1887 году в Иванково. Образование получил домашнее, иначе говоря, как сам писал, церковно-славянскому чтению и пению обучался при храме у безвестной иванковской старухи. С детства прислуживал отцу по церкви. По выбору общины был рукоположен в сан диакона епископом Саввой (Ананьевым) Калужско-Смоленским в Иванково. Здесь вместе с отцом он служил до 1929 года, а потом вынужден был работать по найму, где получится, в том числе, купив свою лошадь, в артели возчиком около двух лет, в 1936-м и 1937-м. Надо полагать, что прекратить службу вынудили сильные налоги. 28 сентября 1937 года Григорий Антошкин был арестован и осужден на восемь лет. Срок отбывал на Колыме. Отсидел он его полностью и вернулся к жене, которая по-прежнему жила в Жиздре, где Антошкина и арестовывали. У них было четверо детей, одна из дочерей — преподаватель института. Иванково от Жиздры совсем рядом.
Надо полагать, диаконское служение Григорий Дементьевич не возобновил, хотя, раз уж автобиографию для старообрядческой архиепископии написал, пытался это сделать.
Он вернулся в Жиздру, где по 1954 год работал плотником на местной машинно-тракторной станции (МТС), пока не ушел на пенсию.
В феврале 1973 года Антошкин был рукоположен во священника епископом Иоасафом (Карповым) Клинцовским и Новозыбковским на приход храма Воздвижения Честнаго Креста деревни Малая Липка Сычовского района Смоленской области. Он относился к его епархии. И теперь подсчитайте сами, сколько лет ему тогда было. Восемьдесят шесть... Но здоровьем отец Григорий был наделен щедро. В следующем году он в самом конце декабря посетил Куйбышев, чтобы отслужить погребение по умершему там собрату священнику Федору Клюеву, почти 25 лет прослужившему до этого в Сухиничах. О нем еще пойдет речь дальше. Весной 1987 года Антошкина перевели в Сычовку. Он служил здесь в молитвенном доме на улице Бычкова, 51 (храм был построен в городе немного позже). Умер 10 декабря 1989-го в возрасте 98 лет.
Иванково сегодня — два ряда домов вдоль проселочной дороги, многие из них брошены и разрушаются. Местные жители смутно помнят о том, что когда-то здесь была церковь. В Жиздре нам помогли найти иванковскую старожилку Агриппину Федичеву, которая помнила еще из детства, как служили в Пятницком храме. Колокол висел от него отдельно, и когда читались часы, каждый час отбивали. Вокруг церкви стояли бочки с водой на случай пожара. После закрытия в ней был устроен клуб, проводились танцы. Верующие ездили на службу и за требами в Сухиничи, обращались к священнику Григорию Антошкину, который не порывал связи с Жиздрой. Где стояла когда-то Пятницкая церковь в Иванково, сейчас обычное ровное место, заросшее травой.
[1] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2013. Л. 16.
[2] Там же. Л. 16 об.
[3] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2326 (Дело о регистрации общины). В 1913 году в состав совета общины входили, согласно сохранившемуся списку, Никита Евдокимович Агафонов (председатель), Козма Иванович Прокопов (товарищ председателя), Никита Никитович Федотов, Федор Евстигнеевич Федичев, Понтий Тимофеевич Карпов (указанное дело, Л. 11).
[4] Из бездны небытия. Книга памяти репрессированных калужан. Калуга, Т. 1. С.35.
[5] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 706. Л. 13.