СПАС (СПАС-ЗАГОРЬЕ) — село в Малоярославецком уезде (ныне районе), расположенное на Федеральной магистральной автомобильной дороге М-3 (Москва—Брянск, Киев). Старообрядческое население не было преобладающим. Тем не менее, в селе возник один из первых в губернии старообрядческих приходов. Однако уже в начале XX века он значительно ослабел, старообрядческая община не регистрировалась. В какой-то мере его упадок связан с учреждением приходов в деревнях Пурсовке, Семкино, в селе Поречье, затем в самом городе Малоярославце, который тоже находился недалеко и где проживали некоторые попечители моленной в Спасе. Храм здесь не строился, был именно дом. Престол освящен был во имя Рожества Богородицы. В селе также был приход синодской церкви.
*
Одно из самых ранних упоминаний о спас-загорском старообрядчестве встречается в журнале Калужской духовной консистории за 1837 год[1]. В субботу 20 февраля духовное ведомство рассматривало донесение местного причта о двух моленных, существующих в селе. Решено было обратиться к губернатору с просьбой об их упразднении, как и делалось обычно в таких случаях. Подробности дела не выявлены. Приходское духовенство могло принять за моленную любой частный дом, куда собирались помолиться вместе несколько старообрядцев из разных семей, или любое строение, расположенное на крестьянской усадьбе, устроенное с той же целью.
В середине XIX века в селе была одна моленная. Содержал ее местный крестьянин Стефан Иванович Монахов. Она располагалась в отдельной избе при его доме. В 1859 году власти постановили ее закрыть, но Монахов добился-таки разрешения снять печати. Он доказал, что строение нужно ему «для фабричного заведения»[2]. Тогда же по решению Малоярославецкого уездного суда у Монахова и еще одного крестьянина, Семена Васильевича Тряпичникова, отобрали пять книг. Три из них — часослов, псалтырь и цветник (сборник избранных житий святых) — консистория передала в семинарскую библиотеку для миссионерского отделения. Две рукописные книги — сборники поучений и разных служб — уничтожили[3].
В том же 1859 году опечатанную у Монахова избу разрешено было открыть. Вскоре спас-загорский синодский священник заметил, что Стефан Иванович появляется у себя во дворе в иерейском облачении, и узнал, что люди приходят к нему венчаться, крестить ребенка, на исповедь... Гражданские власти взяли с Монахова подписку, чтобы он в старую веру нигде и никого не вовлекал, и учредили за ним полицейский надзор. Со стороны духовного ведомства полетели обычные сообщения, что отец Стефан «совращает в раскол» крестьян в разных малоярославецких приходах. О последствиях для священника выявить сведений не удалось.
В первой половине 1870-х моленная у Монахова сгорела. Но ее на священнической усадьбе выстроили вновь.
Отец Стефан умер в 1880-х годах. Приход с его смертью не распался, служба в моленной продолжалась. Однако, как сообщал в 1887 году сменивший Монахова в Спас-Загорье священник Иоанн Устинов, староста и попечители ее не были избраны, а само строение моленной выглядело весьма убого. Нерадение о духовной стороне жизни не замедлило сказаться. Как следует из того же письма Устинова, из моленной украли антиминс и книги[4]. В 1890-е годы местный становой пристав доносил властям, что молитвенный дом в селе «посещается не слишком усердно, хотя служба производится во все праздники»[5]. На нее собиралось от двадцати до пятидесяти человек.
В 1890 году к Устинову явился становой пристав и взял подписку, чтобы священник не носил подрясника, шляпы, остриг волосы и никуда не отлучался дальше околицы села. Отец Иоанн дал подписку, но не выполнил этих требований. У него был разбросанный приход, куда в то время входили и Поречье, и Семкино, и Пурсовка, не говоря о других деревнях и селах. Суд постановил: либо месяц ареста, либо штраф в 75 рублей. «Ну я выплатил деньги и больше меня не теснят ни в чем, волосы с меня не сняли», — сообщал Устинов в одном из писем архиепископу Савватию (Левшину) Московскому[6]. Владыка советовал ему в ответ не носить шляпы и длинной рясы и, поскольку отец Иоанн жил прямо напротив спас-загорского синодского священника, - сменить квартиру, поселиться где-нибудь на краю села. И, кроме того, делиться с ним и полицейскими чинами своими доходами[7].
Житейские передряги сказались: прихожане стали постепенно замечать, что у отца Иоанна не все в порядке в его отношениях со спиртным. Сделалось известно в архиепископии. Священник подлежал запрещению, но архиепископ Савватий не стал прибегать к этой мере, наложив на Устинова суровую епитимью. Священник должен был ежедневно молиться сто земных поклонов с Исусовой молитвой, пятьдесят поклонов Богородице с молитвой «Богородице Дево, радуйся...», десятую часть доходов отдавать на моленную, год не пить никакого вина и держать пост по понедельникам до самой смерти. «Аще соблюдешь, то благодать Божия да пребудет с тобою», писал архиепископ Савватий[8].
В ноябре 1890 года Иоанн Устинов скоропостижно скончался. В письме спас-загорским старообрядцам от 31 декабря архиепископ Савватий извещал, что на его место рукоположен другой священник — о. Иоанн Зиновьевич[9]. В документах более позднего времени удалось выяснить и его фамилию — Кузнецов.
Однако он недолго прослужил в Спасе. За короткое время на священника накопилось много жалоб. Недовольна им была и попечительница спасской моленной, малоярославецкая купчиха Пелагея Матвеевна Бродина. Разбирать дело Кузнецова, изучать и проверять жалобы приехал из Боровска священник Карп Тетеркин[10].
16 марта 1892 года решением Московского духовного совета Иоанн Кузнецов был переведен на другой приход, в Калугу[11].
В апреле старообрядцы Спаса подали прошение архиепископу Московскому Савватию о назначении нового священника.
В 1891 году сын отца Стефана Иван Монахов решил сделать в моленной ремонт, не обращаясь к властям за разрешением. Кто имел возможность, приносил пожертвования, передавал строительные материалы. Нужно было подвести под молитвенный дом фундамент, перекрыть крышу, исправить полы. В следующем году Ивана Монахова осудили на месяц ареста при полиции за то что разрешения на ремонт не спросил. Когда же, отбыв наказание, он подал ходатайство о ремонте, то получил отказ[12]. В каком состоянии пребывала моленная после запрета на ремонт, сказать сложно. Вероятно, со временем его все же провели.
В 1890-х годах в Спас-Загорье служил Иоанн Сергеевич Плохов (иногда писалось — Плахов). Он был родом из крестьян Богородского уезда Московской губернии. Тоже подвергался притеснениям, давал подписку не носить священнического платья и длинных волос. Требования эти не выполнял. Более подробных сведений о священнике нет. В статье о Семкине был приведен отзыв о нем тамошних прихожан.
Практически нет сведений о спас-загорских старообрядцах на ХХ век. Какую роль играла в то время моленная в селе, также трудно сказать, но ее значение в связи с образованием в Малоярославецком уезде новых старообрядческих приходов, как уже говорилось, ослабело. В 1900 году Плохова сменил в селе священник Никола Пирогов, который был переведен потом (не позднее 1907 года) в деревню Острая Лука Медынского уезда. Кто сменил его в Спас-Загорье и сменил ли вообще, установить не удалось. Есть лишь упоминания о некоем отце Петре.
В ночь на 29 мая 1914 года спас-загорскую моленную еще раз обворовали[13]. Некто Максим Манцев, уже судимый за кражу проник внутрь дома, взломав оконную раму и разбив стекло. Взял он один венчик с иконы, полотенце, четыре фунта восковых свечей да несколько поддевок. У платформы Оболенское, что в нескольких верстах от села (ныне здесь город Обнинск), Манцева с вещами заметил урядник. Окликнул. Вор — бежать.
Урядник преследовал его версты три или четыре. Чтобы оторваться, Манцев сбросил с себя пальто. Три пули прошли мимо, четвертой урядник ранил вора в кисть правой руки...
Суд приговорил Манцева к восьми годам каторги. Открылось еще одно преступление — укрывательство от воинской службы. Бывалые люди в тюрьме или адвокат научили Манцева, как следовало бы защищаться, и он подал прошение о пересмотре приговора. Ничего, дескать, он не воровал, а урядник, догнав его, решил ни с того ни с сего пристрелить. Манцев стал закрывать голову руками, и только благодаря тому пуля угодила в кисть. Расследование не нашло подтверждений, да и взят был Манцев с поличным. Приговор остался без изменений.
В настоящее время старообрядцев в Спас-Загорье нет.
[1] ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 566. Л. 322.
[2] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 1248. Л. 1об.
[3] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 1210 (Дело об отобранных книгах).
[4] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 191. Ед. хр. 8. Л. 117.
[5] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 420. Л. 17.
[6] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 197. Ед. хр. 9. Лл. 87–87об.
[7] Там же. Л. 167.
[8] Там же. Лл. 186–186 об.
[9] Там же. Л. 203.
[10] См.: РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 277. Лл. 11–12, 27–29 об., 40–41
[11] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 277. Л. 199.
[12] ГАКО. Ф. 62. Оп. 6. Д. 361. Лл. 22–24.
[13] См.: ГАКО. ф. 62. Оп. 12. Д. 3386 (дело о краже из спас-загорской моленной).