ПОРЕЧЬЕ — село в Малоярославецком уезде (ныне районе). Старообрядцами было заселено примерно наполовину. Сведения о пореченском старообрядчестве на XIX век скудны, приход не отличался особой многочисленностью. Тем не менее, и здесь жили неравнодушные к делам веры люди, в 1911 году в селе старания­ми братьев-фабрикантов Василия, Федора, Кирилла, Викулы Сер­геевых и других прихожан была построена одна из самых краси­вых в губернии старообрядческих церквей. Основной престол был освящен во имя святителя Николы. Известный старообрядческий писатель и публицист Ф.Е. Мельников в своей «Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) Церкви» отозвался об этом храме, что он «по своему великолепию может быть постав­лен наряду с московскими»[1].

 

Никольский храм в селе Поречье. Страница из журнала «Златоструй». 1911 год

Никольский храм в селе Поречье. Страница из журнала «Златоструй». 1911 год

 

*

 

До возведения храма пореченские старообрядцы собирались в тесной моленной у местного крестьянина Льва Ивановича Стро­ганова[2]. Община в селе была зарегистрирована в апреле 1907 года, и тогда же строительное отделение утвердило проект новой каменной церкви. Он был, кстати, опубликован в одном из самых первых номеров журнала «Церковь». Под проектом стояло воз­звание с просьбой помочь пожертвованиями. Храм предполагался тогда однокупольным. В том же 1907 году, летом, началось строи­тельство[3]. Чин закладки храма был совершен 11 июня 1907 года по благословению епископа Ионы (Александрова) Калужско-Смо­ленского, после того как проживавшие в Поречье мещане П.П. Дмитриев и его сыновья получили официальное разрешение на строительство. Чин совершили священники Афанасий Ковшов с диаконом Григорием Борзовым и певчими из Боровска, Михаил Вазягин из Кривошеино, отец Петр (фамилия не установлена) из села Спас (Спас-Загорье), Симеон Кулагин из Пурсовки. Иконы и хоругви использовались как местные, так привезенные из Пурсов­ки. После крестного хода на место закладки «поставили св. ико­ны, Евангелие и чашу для освящения воды на приготовленный для этого особый стол. О. настоятель Афанасий Ковшов, которого просили строители храма принять на себя труд руководства в этом святом деле, по просьбе своих собратов священнослужителей, ру­ководствуясь уставом Большого потребника Филарета патриарха, покадил стол крестообразно, и затем был водружен крест, почтен каждением. В это время певцы пропели стихиру “Кресте Хрис­тов . Потом сказана была о. Ковшовым речь, весьма трогательная, так что присутствующие не могли удержаться от слез»[4]. Затем был отслужен молебен святителю Николе и совершено освящение воды, а затем — сама закладка. На торжестве «молящихся было весьма много, из всех приходов прилегающих деревень. Были и никониане, и все с благоговением смотрели на старообрядческое истовое служение, принимали св. воду, несмотря на то, что им говорили старообрядцы: “Вы не должны ее пить, так как не од­ной с нами веры”. На это ответ такой получился: “Нас обманыва­ли попы, а в особенности миссионеры. Мы теперь сами видим и слышим, и, Бог даст, выстроит Павел Парфенович с сыновьями церковь, тогда иное дело, думаем, будет, а теперь старообрядцы и мы, так называемые новообрядцы, долго будем вспоминать эту духовную радость и торжество»[5]. Затем короткое слово произнес священник Симеон Кулагин, и крестный ход вернулся в старый пореченский храм-дом.

3 февраля 1911 года вновь выстроенная церковь была торжес­твенно освящена во имя Святителя Николы; в Поречье приехали епископ Иона (Александров) Калужско-Смоленский, о. Димитрий Сорокин из Москвы (с Апухтинки), с ним два диакона. В сре­ду второго февраля в каменном храме началась малая вечерня, в то же время из молитвенного дома сюда направился крестный ход, по его прибытии началась всенощная. В службе участвова­ли певцы с Рогожского кладбища. На следующий день в шесть утра начался молебен храму и совершен чин освящения с крес­тным ходом вокруг церкви. Как сообщал журнал «Церковь», ее колокола весили более 400 пудов (более 6400 килограмм). «Итак, старообрядчество украсилось еще одним роскошным чертогом Бо­жиим, в котором будут возноситься горячие молитвы Творцу во славу и честь родного старообрядчества»[6]. 28 июля 1912 года в пореченском храме было совершено освящение придела во имя Иконы Божией Матери Одигитрии. Его совершили священники Пармен Силаев из Калуги (впоследствии — епископ Павел), Евстратий Хоботов, Михаил Вазягин из деревни Кривошеино и Ми­хаил Русанов из Пурсовки. Во время освящения с потолка алтаря, когда в нем находилось духовенство, оторвался большой кусок штукатурки размером в четыре квадратных аршина. Никого он не ушиб, но напугал[7]. Строителям храма братьям Сергеевым на этом торжестве от имени прихожан был преподнесен образ Бого­матери Одигитрии Смоленской с изображениями святых Василия Великого, Феодора мученика, Кирилла и Викулы.

— Василий Павлович, вы, как старший брат, примите сей образ от имени общества как великую святыню. Да поможет вам Цари­ца Небесная во всяком добром деле, — сказал о. Пармен Силаев.

Растроганный Василий Сергеев принял икону с земным пок­лоном[8].

20 февраля 1917 года скончалась попечительница пореченской моленной Анна Николаевна Строганова, до замужества — Соловь­ева. Потеряв мужа на сороковом году жизни, остальные тридцать пять она прожила вдовой. А когда возникла духовная нужда, предоставила селянам-старообрядцам «убогий свой домик для Божественной службы». Снимок этого домика был опубликован в одном из номеров журнала «Слово Церкви» за 1917 год[9]. Обыч­ная крестьянская изба с дощатой крышей, огороженная невысоким забором. Рядом дерево, скворечник на длинном шесте…

В советское время Никольский храм подвергся разорению. К тому времени Василий Сергеев умер, его похоронили на местном кладбище. Судьба его братьев, живших в Москве, нуждается в уточнении. Один из них, по устному преданию, был арестован и, чтобы выразить презрение к пришедшим за ним чекистам, запел при них «Боже, царя храни...» Его расстреляли на Ваганьковском кладбище.

В 2009 году на страницах журнала «Во время оно» я опубли­ковал вновь выявленные в Государственном архиве Калужской области документы об изъятии Никольского храма. Сначала это решение было принято Пореченским сельсоветом 6 декабря 1929 года:

 

«Малоярослав[ецкий] райисполком.

Выписка из протокола Поречен[ского] с/совета от б/ХП, №24.

СЛУШАЛИ: об отборе часовни.

ПОСТАНОВИЛИ: в виду того, что община верующих отказа­лась произвести ремонт часовни, ходатайствовать перед РИКом об передаче часовни в ведение с/сов[ета] для оборудования куз­ницы»[10].

 

Через два дня члены церковного совета пореченской Николь­ской общины заявили в сельсовет о том, что они не в состоянии провести в храме и принадлежащей ему часовне требуемый ре­монт.

14 декабря того же 1929 года Пореченский сельсовет на оче­редном заседании подтвердил прежнее решение:

 

«СЛУШАЛИ: о международном положении и очередных зада­чах.

ПОСТАНОВИЛИ: признавая, что религия является громадным тормозом в деле социалистического строительства, что поповщина ведет явно срывательскую политику дела укрепления оборонос­пособности нашей страны распусканием ложных слухов и т.д., Пленум постановляет считать недопустимым в момент <1 нрзб> великой стройки и военной опасности [для] СССР иметь в селе По­речье неиспользованное церковное здание старообрядческой рели­гиозной общины, так как здание обслуживает из всего района, 10 деревень, только 35 старообрядческих дворов, находящихся в По­речье, из коих 50% находится в Москве, а оставшаяся часть воз­главлялась лишенным фабрикантом Сергеевым, и что оставшаяся часть может иметь здание православной религиозной общины на основе поочередного пользования. В то же [время] полное отсутс­твие лечебных заведений в радиусе 18 верст и наличие средств, достаточных для организации больницы в указанном здании — требовать перед М-Ярослав[ецким] РИКом закрытия здания, при надлежащего старообрядческой религиозной общине, и передать его для устройства больницы...»[11]

 

На отобранные церковные ценности и колокола предполагалось приобрести трактор и другую сельскохозяйственную технику. 26 января 1930 года Президиум Калужского окружного исполкома Московской области поддержал ходатайство Малоярославецкого райисполкома и пореченского сельсовета: «Учитывая массовые требования трудящихся Пореченского района о закрытии старо­обрядческой церкви и использовании ее под больницу, а также и об использовании часовни под кузню, и имея в виду, что больница для района весьма необходима, что средства на переоборудование и план переоборудования имеются, и все условия к немедленному производству переоборудования соблюдены, что часовня по тем же условиям также вполне может быть использована под кузню — возбудить срочно ходатайство перед Мособлисполкомом о закры­тии церкви в с. Поречье в целях использования ее под больницу и о закрытии часовни в целях использования ее под кузню»[12].

О священнике Евстратии Хоботове далее будет отдельный очерк — «Добрый воин».

 

 

[1] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 432.

[2] ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д. 2227. Л. 1.

[3] ГАКО. Ф. 788. Оп. 1. Д. 1098. Л. 5; Ф. 62. Оп. 19. Д. 2227. Л. 11; Церковь. 1908. №4. С. 130, 139.

[4] Село Поречье Малоярославецкого уезда Калужской губ. // Слово правды. 1907. №50 от 21 июня. С. 3.

[5] Там же.

[6] Новый старообрядческий храм // Церковь. 1911. №10. С.242. См. также Церковь. 1911. №12. С. 290; №13. С. 315, 316 – фотографии освящения и закладки пореченского храма.

[7] Конюков П.Д. Село Поречье Малоярославецкого уезда Калужской губ. // Старая Русь. Рига, 1912. № 15–16–17. С. 268.

[8] Село Поречье Калужской губ. // Церковь. 1912. №43. С. 1041.

[9] А.Н. Строгонова: Некролог // Слово Церкви. 1917. № 14. С. 268; см. также №21. С. 397 (фото А.Н.Строгановой и моленной). Мы не можем сказать, кем доводился ей упомянутый выше в этой статье Лев Иванович Строгонов.

[10] Выписка из протокола Пореченского сельсовета от 6 декабря 1929 года // Во время оно: История старообрядчества в свидетельствах и документах. М., 2009. Вып. 5. С. 89.

[11] Там же. С. 89–90.

[12] Там же. С. 94.

 

Листовка с чертежами старообрядческого храма в Поречье и призывом пожертвовать на строительство. Вторая половина 1900-х гг.

Листовка с чертежами старообрядческого храма в Поречье и призывом пожертвовать на строительство. Вторая половина 1900-х гг. 


 

 

Крестный ход по случаю освящения Никольского храма в Поречье. 1911 год Крестный ход по случаю освящения Никольского храма в Поречье. 1911 год


 

Колокол, подготовленный к поднятию на колокольню Никольского храма. 1911 год

Колокол, подготовленный к поднятию на колокольню Никольского храма. 1911 год


 

Схема Никольского старообрядческого храма села Поречье с планом переоборудования под больницу. 1929 год

Схема Никольского старообрядческого храма села Поречье с планом переоборудования под больницу. 1929 год


 

Крестный ход на престольный праздник святителя Николы в Поречье, организованный старообрядцами калужской общины во имя Знамения Пресвятыя богородицы в Нове-Граде. 2011 год

Крестный ход на престольный праздник святителя Николы в Поречье, организованный старообрядцами калужской общины во имя Знамения Пресвятыя богородицы в Нове-Граде. 2011 год


 

 

Крестный ход возвращается в храм. Село Поречье, 2011 год

Крестный ход возвращается в храм. Село Поречье, 2011 год


Перед началом молебна престольному празднику в Никольском старообрядческом храме с. Поречье. 2011 год

Перед началом молебна престольному празднику в Никольском старообрядческом храме с. Поречье. 2011 год