ОСТРАЯ ЛУКА была небольшой деревенькой в Медынском уезде, почти полностью населенной старообрядцами. Ныне она не существует. Входила в приход синодской церкви села Ореховни, которое относится ныне к Износковскому району и находится на самой границе со Смоленской областью. Варианты названия: Остролучье, Острые Луки, Острелуки. Сведений о местном старообряд­честве немного. В ореховенском приходе, по данным 1915 года, старообрядцев проживало под тысячу человек (155 дворов). Де­ревянный старообрядческий храм был освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

 

*

 

Из письма смоленского старообрядческого священника Димит­рия Смирнова известно имя одного из первых иереев в Острой Луке — Иоанн Никитин. Датировано оно январем 1893 года. Свя­щенник здесь упомянут вскользь[1]. Других данных о нем нет. Фамилия «Никитин» может оказаться на самом деле отчеством. Община в Острой Луке была зарегистрирована 5 ноября 1907 года. Ходатайствовал об этом избранный на общем сходе крестьянин Кирилл Павлович Лебедев, он же просил и о разрешении постро­ить в деревне церковь. Молитвенный дом в деревне был достаточ­ном ветхим. Тогда же, в ноябре, строительство было разрешено. Первым председателем совета общины избран был Дмитрий Петрович Блинов. В 1916 году этот пост занял (как и полагалось, на три года) крестьянин Иван Иванович Соловьев[2].

В 1909 году Д.П. Блинов выхлопотал разрешение об отведе­нии отдельного кладбища при деревне. Ранее умерших хоронили в Ореховне. Это было далеко, и весной разлив реки отрезал село от Острой Луки. Крестьяне-старообрядцы отдали под кладбище часть своей земли. Оно было отведено в одной версте от деревни на возвышенном месте и занимало площадь в одну десятину[3].

В приход Покровской церкви Острой Луки входило более пят­надцати окрестных деревень: Шейки, Бурково, Печурино, Огарево, Химино, Ершово, Мурыгино, Поляны и др. В большинстве своем они уже исчезли с карты, Бурково относится к Смоленской области. В середине 1920-х годов общее число прихожан превы­шало тысячу человек[4].

В документах 1907 года упоминается служивший в Острой Луке отец Никола Иванович Пирогов (9 мая 1863 года — не ранее 1927). Он родился в деревне Михеево Смоленской губернии и в 1900 году был рукоположен на приход старообрядческого храма села Спас-Загорье Малоярославецкого уезда, затем переведен в Острую Луку, где прослужил, по всей видимости, до конца жиз­ни. 14 декабря 1914 года епископ Калужско-Смоленский Павел (Силаев) по избранию общины рукоположил к Покровскому хра­му его сына Ивана в сан диакона. Через год он стал священником и был направлен в Беклеши, а оттуда переведен в Горбатово.

Сохранились отрывочные документы второй половины 1920-х годов, свидетельствующие о конфликте в общине. Житель села Ореховни Митрофан Сергеевич Молчанов подпадал под отлучение по 10 правилу Двукратного собора и 72 св. апостол. Они кара­ют за присвоение церковного имущества или использование свя­щенных предметов, имущества не по их прямому назначению. Возможно, в данном конкретном случае шла речь о неверной финансовой отчетности, ставшей основанием для обвинений. Митрофан Молчанов пытался опротестовать это решение, принятое епископом Саввой (Ананьевым) Калужско-Смоленским. Вспоми­ная дореволюционные годы и то время, когда еще не был обна­родован указ об укреплении начал веротерпимости, он писал в архиепископию, что «выезжал в суды за свою веру, против шел приставов и никонианских попов. Это было сорок лет тому назад (следовательно, в 1887-м или около. — В.Б.), ездил в Калугу на губернский суд, возил 18 человек свидетелей на свой счет, где и отспорили крест, облачения и книги нам вернули обратно. Два раза строилась церковь, был мною пожертвован кирпич и сторож­ка, иконы были свои и паникадила, притом же мой сын дал денег на установку иконостасов привезенных. Теперь я человек старый, имею от роду 75 лет, а меня владыка Савва отлучил ни за что», — жаловался Митрофан Молчанов архиепископу Мелетию (Картушину) Московскому[5]. В 1920-х годах он избирался председате­лем церковного совета. Как следует из его жалобы, во время его председательства, скажем условно, в период с 1917 по 1927 год, церковь в Острой Луке сгорела и была вместо нее устроена новая, та самая «вторая». На Молчанова легли хлопоты по ее обустройс­тву, приобретению новых икон, сбору материалов и денег. Кто был виноват, кто прав, понять и догадаться трудно. Несмотря на то, что Митрофан Молчанов жаловался Московскому архиеписко­пу, тот не мог рассматривать единолично это дело, мог передать его епархиальному архиерею, чьи решения не устраивали и сам разбор дела не устраивал жалобщика. Чем оно в конце концов закончилось, мы не знаем. Но в обращениях самого Митрофана Молчанова, увы, не усматривается должного смирения — верного свидетельства справедливости при любых недомолвках.

В маленькой Острой Луке родились священники Маркелл Крюков (Фокино), Глеб Власов. Отец Глеб примерно пятнадцать лет прослужил в деревне Дворцы, и переведен был в Острую Луку в 1929-м. Она по тогдашнему административно-территориальному делению отошла к Темкинскому району Смоленской области, Ка­лужская была ликвидирована. Был ли жив или уже умер к этому времени отец Никола Пирогов, сложно сказать, но в документах 1927 года он упоминается... В начале 1933 года Глеб Власов был арестован в Острой Луке и осужден по контрреволюционной 58-й статье на пять лет лагерей. 1 августа 1936 года был досрочно ос­вобожден и около двух лет, может, чуть больше, проработал в кол­хозе плотником. Надо понимать, в родной деревне, но где именно, отец Глеб в автобиографии не указал. А в 1938-м устроился на работу в Москве в строительную контору Москопромстрой, и был прописан в общежитии по улице Осипенко. Современный атлас столицы подсказывает, что таких улиц две: в поселках Липки и Толстопальцево. Иначе говоря, это не совсем Москва. Ориентиром может послужить указание на 47 отделение милиции, дававшее прописку. Но, где оно, что оно, нужно дополнительно разбирать­ся. Еще есть в Москве улица Полины Осипенко. В августе 1941-го Глеб власов эвакуировался в селение Пьянский Перевоз Горьковс­кой области, где трудился на строительстве гидроэлектростанции плотником. В начале ноября 1944 года он вернулся в Москву и с декабря стал работать сторожем при Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище. В апреле 1945-го получил опре­деление от архиепископа Иринарха (Парфенова) Московского и всея Руси на постоянное священническое служение в село Устьяново Куровского района Московской области. Это был большой, хороший приход. Знаменитая старообрядческая Гуслица. Но... 16 ноября 1950 года священнику даже не поцеремонились в пас­портном столе Куровского отделения милиции объяснить, поче­му отказывают в прописке. Более того, обязали в течение суток выехать из Московской области[6]. Очевидно, причиной была его прежняя судимость. В следующем месяце, в декабре, протоиерей из Калуги Маркелл Кузнецов дал согласие, чтобы отец Глеб был при нем вторым священником, сам Власов временно прописался в Малоярославецком районе Калужской области. Но жизнь распо­рядилась по-другому. В 1951-м отец Глеб переехал на Украину в селение Пилипоновка Винницкой области, где был старообрядческий приход и требовался священник. И прослужил здесь до лета 1958-го: второго августа установленным каноническим порядком он был освобожден от служения по состоянию здоровья и уволен на покой. К тому времени уже 45 лет прослужил отец Глеб в священном сане. С небольшими перерывами. На тюрьму и войну. Из Винницкой области он уехал в городок Люблино Московской области, где жила семья и где его прописали, где жил хороший знакомый врач и были гомеопатические аптеки, отсутствовавшие на Украине. В 1963-м Глеб Власов упокоился и был похоронен на Рогожском кладбище в Москве на участке архиерейских мо­гил. Люблино же стало частью Москвы, со временем сюда пришло метро, и ныне только окончание «о» напоминает, что некогда это было особое село.

Судьба храма, причины исчезновения самой Острой Луки нуж­даются в уточнении.

Я не мог отыскать ее на нескольких картах. Помог только Атлас Калужского наместничества 1775 года. Предположение подтвердилось: Ореховня и Острая Лука располагались на разных берегах Истры (вспомним указание, что весенний разлив мешает возить умерших для похорон в Ореховню). Ныне по этой реке идет граница Калужской и Смоленской областей. Если б Острая Лука сохранилась, сейчас бы она отошла к Смоленской области. Я выписал из атласа десяток близлежащих сел и деревень, чтобы ориентироваться, ни одной больше нет, кроме Бурково. От Ореховни сюда по современной карте тянется через Истру тонкая черная ниточка, обозначающая грунтовую дорогу. Не доходя по смоленской территории до Буркова, она идет мимо небольшого квадратика с крестиком в центре. Он обозначает кладбище. Мо­жет, это и есть то самое место, где некогда раскинулись дворы Острой Луки?

Координаты, где располагалась деревня, определены: 55.094772, 35.243802.  Теперь это место в Темкинском районе Смоленской области именуется пустошью Острая Лука[7]. Церковный фундамент скрыт травой и зарослями берез, как и кладбище, куда иногда все-таки приезжают люди.

 

[1] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 278. Л. 6.

[2] См. дело о регистрации общины: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2230. 3 января 1909 года на общем собрании Покровской общины в члены ее совета были избраны: Митрофан Сергеевич Молчанов (товарищ председателя), Павел Иванович Лебедев, Иван Андреевич Коржуев, Дмитрий Герасимович Бело­зеров (казначей), Никифор Петрович Усов, Иван Герасимович Гусев, Матвей Петрович Блинов, Дмитрий Петрович Блинов (председатель) (Л. 21). 1 июня 1916 года членами совета общины избраны Иван Иванович Соловьев (Бурко­во, председатель), Исидор Степанович Баринов (деревня Поляны, товарищ председателя), Иван Герасимов, Александр Софронов, Григорий Семенов, Дмитрий Герасимович Белозеров, Ефим Герасимов, Иван Семенович Вол­ков, Герасим Гаврилович Соколов, Николай Феодосьевич Курочкин, Иван Федорович Соловьев, Павел Гаврилович Пашков.

[3] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7 Д. 2260 (дело об отводе кладбища).

[4] Архив Митрополии Московской и всея Руси (ММ и ВР) РПСЦ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 706. Л. 12.

[5] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 744. Л. 3.

[6] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 389. Л. 72.

[7] Сайт «Соборы. Народный каталог православной архитектуры». Электронный ресурс: http://sobory.ru/article/?object=40209