МАЛОЯРОСЛАВЕЦ — уездный (ныне районный) центр. Старообрядческое население не отличалось многочисленностью. «Выдающихся начетчиков и вожаков раскола в нашем городе нет», — сообщал в 1893 году в консисторию один из малоярославецких синодских священников[1]. В 1843 году старообрядцев в городе числилось 17 человек, в то время как в уезде их было около двух тысяч двухсот. Для сравнения: в соседнем городе Боровске тогда же официально насчитывалось около 1100 старооб­рядцев[2]. В 1896 году в приходах двух малоярославецких синодс­ких церквей проживало около 150 старообрядцев[3]. Все они были прихожанами спас-загорской и, возможно, кривошеинской храмов-моленных. Несмотря на малочисленность, 11 июня 1911 года в городе была зарегистрирована община. Называлась она Успен­ской. В целом же данные о малоярославецком старообрядчестве слишком отрывочны.

 

*

 

Опросный лист (анкета) священника Симеона Кулагина. Автограф. 1924 год

Опросный лист (анкета) священника Симеона Кулагина. Автограф. 1924 год

 

В начале 1910-х годов в Малоярославце служил священник Семеон Кулагин, переведенный сюда из деревни Пурсовки. Про­был он в городе недолго, уже в 1913 году его перевели в Калугу, к Рождественскому храму, что в Кожевенной слободе. Сменил Ку­лагина отец Иоанн Вишняков, впоследствии уехавший в Износки. После него в Малоярославец вновь вернулся Симеон Кулагин. В анкете (опросном листе), поданной в Московскую архиепископию, он указал, что живет в собственном доме в Малоярославце на Малыгинской улице, семья его состоит из пяти человек, четверо из них — дети. В малоярославецкий приход входили села и деревни Спас, Калиново, Барденево, Карзаманово, Подчервино и некото­рые другие, приблизительно 450 душ[4]. Трудно сказать, когда он овдовел: пятым взрослым человеком в семье может быть кто угодно, кто-то из родителей, например. В сентябре 1926 года Си­меон Кулагин был избран кандидатом во епископы на Уральско-Оренбургскую кафедру[5]. Вскоре епископом Саввой (Ананьевым) он был пострижен в иноки с наречением имени Сергий. На общем собрании малоярославецкой общины в октябре того же 1926 года было решено просить епархиального епископа хоть на некоторое время оставить священноинока Сергия в городе: «Имея в продол­жении нескольких лет такого кроткого, доброго, сердечного и от­зывчивого пастыря, как о. Сергий, видя в нем ревнителя благо­лепия храма Божия и вдохновителя постройки нового храма для нашей общины, нам, проникнувшимся к нему глубоким чувством любви и уважения, было бы очень тяжело расстаться с ним в случае оставления им прихода, и потому мы постановили просить преосвященного епископа Савву ходатайствовать в порядке церковных правил об оставлении священноинока Сергия по-прежне­му священником нашей общины»[6]. Копия этого постановления, заверенная епископом Саввой и переданная им в архиепископию, подписана председателем малоярославецкой общины Иваном Шуваловым. К ней приложено письмо самого епископа Саввы, обращенное к тогдашнему предстоятелю Церкви архиепископу Мелетию (Картушину) Московскому: «Малоярославецким прихожанам я уже неоднократно говорил, что их просьба бесцельна, и указы­вал на то, что хвала о. Сергия усугубляет спех для его хиротонии. Владыко святыи! Не посчитайте за труд, напишите малояросла­вецкой общине что-нибудь к их утешению и назиданию. А то они очень волнуются, пожалуйста!» И далее на правом поле приписка: «А может быть и пока на полтора годика отложить хиротонию, а?»[7]

1 ноября (по новому стилю) 1926 года епископ Савва прибыл в Малоярославец, откуда написал архиепископу Мелетию:

«Рассматривая положение церковной жизни малоярославецкого прихода, я случайно коснулся и положения личной жизни о. Сергия Кулагина.

Положение о. Сергия Кулагина следующее:

У о. Сергия Кулагина никаких средств для временного обеспе­чения своих детей, пока он устроится в Уральске, нет.

Кроме того, он в этом году делал ремонт своему дому и многим лицам задолжал. Кредиторы узнали, что о. Сергию предстоит вы­езд, особенно волнуются (по его словам). Если бы о. Сергия еще оставить на некоторое время в Малоярославце, то он бы постепен­но оплатил долги, и хотя немного мог бы обеспечить своих детей. Мое мнение таково: надо бы пожалеть о. Сергия и помочь ему выйти и этого положения следующим порядком:

Или отсрочить на некоторое время рукоположение,

Или рукоположить его, и пусть он послужит в Малоярославце,

Или обязать Уральскую епархию, чтоб они материально по­могли о. Сергию, своему епископу.

Одно из трех.

Я надеюсь, что Вы, владыко св[ятыи], получивши мое письмо, примите меры к выходу о. Сергия из тяжелого положения»[8].

Очевидно, меры эти были вскоре приняты. Уже 14 ноября (или 1 ноября по старому стилю) того же 1926 года священноинок Сергий был рукоположен в сан епископа. Его хиротонию совер­шил на Рогожском кладбище архиепископ Мелетий в сослужении епископов Александра (Богатенкова) и Саввы. Ясно, что интересы целой епархии выше интересов отдельного прихода, и священ­ноинок Сергий остался бы в Малоярославце только в исключи­тельном случае. Дальнейшая судьба здешнего храма, о котором вскользь упоминалось в ходатайстве малоярославецких старооб­рядцев выше, нуждается в уточнении. В маленьком приходе, ко­нечно, он не мог быть большим.

Да и судьба самого епископа Сергия после 1935 года не просле­живается. В Уральске (ныне Казахстан) он подвергался коротким домашним арестам, а в ноябре 1934-го был выслан по обвинению в контрреволюционной агитации в Чимкент (это тоже Казахс­тан)[9].

 

 

[1] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Л. 44.

[2] ГАКО. Ф.32. Оп. 3. Д. 34. Лл. 103–104об. (Ведомости о старообрядцах по губернии).

[3] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2013. Л.5.

[4] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф.1. Оп. 3. Д. 706. Л. 22.

[5] Постановления Собора святой древлеправославной Церкви Христовой в Москве (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию). М., 1926. С. 9–10.

[6] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 734. Л. 5.

[7] Там же. Л. 6.

[8] Там же. Лл. 7–7об.

[9] [Боченков Б.В.] Епископы Русской Православной старообрядческой Цер­кви в 1930-х гг. Биобиблиографический словарь // Во время оно. История старообрядчества в свидетельствах и документах. Прил. к журн. «Церковь» М., 2009. Вып. 5. С. 36–37.