МАЛОЯРОСЛАВЕЦ — уездный (ныне районный) центр. Старообрядческое население не отличалось многочисленностью. «Выдающихся начетчиков и вожаков раскола в нашем городе нет», — сообщал в 1893 году в консисторию один из малоярославецких синодских священников[1]. В 1843 году старообрядцев в городе числилось 17 человек, в то время как в уезде их было около двух тысяч двухсот. Для сравнения: в соседнем городе Боровске тогда же официально насчитывалось около 1100 старообрядцев[2]. В 1896 году в приходах двух малоярославецких синодских церквей проживало около 150 старообрядцев[3]. Все они были прихожанами спас-загорской и, возможно, кривошеинской храмов-моленных. Несмотря на малочисленность, 11 июня 1911 года в городе была зарегистрирована община. Называлась она Успенской. В целом же данные о малоярославецком старообрядчестве слишком отрывочны.
*
Опросный лист (анкета) священника Симеона Кулагина. Автограф. 1924 год
В начале 1910-х годов в Малоярославце служил священник Семеон Кулагин, переведенный сюда из деревни Пурсовки. Пробыл он в городе недолго, уже в 1913 году его перевели в Калугу, к Рождественскому храму, что в Кожевенной слободе. Сменил Кулагина отец Иоанн Вишняков, впоследствии уехавший в Износки. После него в Малоярославец вновь вернулся Симеон Кулагин. В анкете (опросном листе), поданной в Московскую архиепископию, он указал, что живет в собственном доме в Малоярославце на Малыгинской улице, семья его состоит из пяти человек, четверо из них — дети. В малоярославецкий приход входили села и деревни Спас, Калиново, Барденево, Карзаманово, Подчервино и некоторые другие, приблизительно 450 душ[4]. Трудно сказать, когда он овдовел: пятым взрослым человеком в семье может быть кто угодно, кто-то из родителей, например. В сентябре 1926 года Симеон Кулагин был избран кандидатом во епископы на Уральско-Оренбургскую кафедру[5]. Вскоре епископом Саввой (Ананьевым) он был пострижен в иноки с наречением имени Сергий. На общем собрании малоярославецкой общины в октябре того же 1926 года было решено просить епархиального епископа хоть на некоторое время оставить священноинока Сергия в городе: «Имея в продолжении нескольких лет такого кроткого, доброго, сердечного и отзывчивого пастыря, как о. Сергий, видя в нем ревнителя благолепия храма Божия и вдохновителя постройки нового храма для нашей общины, нам, проникнувшимся к нему глубоким чувством любви и уважения, было бы очень тяжело расстаться с ним в случае оставления им прихода, и потому мы постановили просить преосвященного епископа Савву ходатайствовать в порядке церковных правил об оставлении священноинока Сергия по-прежнему священником нашей общины»[6]. Копия этого постановления, заверенная епископом Саввой и переданная им в архиепископию, подписана председателем малоярославецкой общины Иваном Шуваловым. К ней приложено письмо самого епископа Саввы, обращенное к тогдашнему предстоятелю Церкви архиепископу Мелетию (Картушину) Московскому: «Малоярославецким прихожанам я уже неоднократно говорил, что их просьба бесцельна, и указывал на то, что хвала о. Сергия усугубляет спех для его хиротонии. Владыко святыи! Не посчитайте за труд, напишите малоярославецкой общине что-нибудь к их утешению и назиданию. А то они очень волнуются, пожалуйста!» И далее на правом поле приписка: «А может быть и пока на полтора годика отложить хиротонию, а?»[7]
1 ноября (по новому стилю) 1926 года епископ Савва прибыл в Малоярославец, откуда написал архиепископу Мелетию:
«Рассматривая положение церковной жизни малоярославецкого прихода, я случайно коснулся и положения личной жизни о. Сергия Кулагина.
Положение о. Сергия Кулагина следующее:
У о. Сергия Кулагина никаких средств для временного обеспечения своих детей, пока он устроится в Уральске, нет.
Кроме того, он в этом году делал ремонт своему дому и многим лицам задолжал. Кредиторы узнали, что о. Сергию предстоит выезд, особенно волнуются (по его словам). Если бы о. Сергия еще оставить на некоторое время в Малоярославце, то он бы постепенно оплатил долги, и хотя немного мог бы обеспечить своих детей. Мое мнение таково: надо бы пожалеть о. Сергия и помочь ему выйти и этого положения следующим порядком:
Или отсрочить на некоторое время рукоположение,
Или рукоположить его, и пусть он послужит в Малоярославце,
Или обязать Уральскую епархию, чтоб они материально помогли о. Сергию, своему епископу.
Одно из трех.
Я надеюсь, что Вы, владыко св[ятыи], получивши мое письмо, примите меры к выходу о. Сергия из тяжелого положения»[8].
Очевидно, меры эти были вскоре приняты. Уже 14 ноября (или 1 ноября по старому стилю) того же 1926 года священноинок Сергий был рукоположен в сан епископа. Его хиротонию совершил на Рогожском кладбище архиепископ Мелетий в сослужении епископов Александра (Богатенкова) и Саввы. Ясно, что интересы целой епархии выше интересов отдельного прихода, и священноинок Сергий остался бы в Малоярославце только в исключительном случае. Дальнейшая судьба здешнего храма, о котором вскользь упоминалось в ходатайстве малоярославецких старообрядцев выше, нуждается в уточнении. В маленьком приходе, конечно, он не мог быть большим.
Да и судьба самого епископа Сергия после 1935 года не прослеживается. В Уральске (ныне Казахстан) он подвергался коротким домашним арестам, а в ноябре 1934-го был выслан по обвинению в контрреволюционной агитации в Чимкент (это тоже Казахстан)[9].
[1] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Л. 44.
[2] ГАКО. Ф.32. Оп. 3. Д. 34. Лл. 103–104об. (Ведомости о старообрядцах по губернии).
[3] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2013. Л.5.
[4] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф.1. Оп. 3. Д. 706. Л. 22.
[5] Постановления Собора святой древлеправославной Церкви Христовой в Москве (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию). М., 1926. С. 9–10.
[6] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 734. Л. 5.
[7] Там же. Л. 6.
[8] Там же. Лл. 7–7об.
[9] [Боченков Б.В.] Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви в 1930-х гг. Биобиблиографический словарь // Во время оно. История старообрядчества в свидетельствах и документах. Прил. к журн. «Церковь» М., 2009. Вып. 5. С. 36–37.