Духовные лица господствующей церкви, присоединившиеся к старообрядцам, не признавшим Белокриницкой иерархии
АЛЕКСАНДР
В Государственном архиве Калужской области хранится письмо епископа Калужского и Боровского Макария (Троицкого) губернатору Н.Д. Голицину, написанное в мае 1897 г. В нем сообщается, что некий старообрядческий священник Александр повенчал в дер. Волоково Мосальского уезда старообрядца и дочь церковного старосты с. Чертени, ушедшую от родителей. Мать девушки была старообрядкой и помогала дочери уйти. В письме высказана просьба о возбуждении уголовного дела против священника и установлении наблюдения за его деятельностью. Фамилия о. Александра и старообрядческое согласие, к которому он принадлежал, не указаны. Возможно, речь идет о священнике Плавтове Александре Васильевиче, который регулярно посещал с требами и Мосальский уезд.
ГАКО. Ф. 62. Оп. 11. Д. 3442.
БЕРДИКОВ Алексей Семенович
Священник, служивший у старообрядцев, не признающих Белокриницкой иерархии, в деревне Камельгино Калужского уезда в конце 1920 гг. и, вероятно, позже. В деревне он не жил, а откуда-то приезжал туда. Моленную, где он служил, в Камельгино называли «Московской», поскольку ранее (конец XIX в.) предшественник Бердикова приезжал из Москвы.
Боченков В.В. В тюремный замок до востребования. М., 2002. С. 148.
КОВАЛЕВСКИЙ Андрей
Священствовал у калужских старообрядцев, не приемлющих Белокриницкой иерархии, в моленном доме Фалеева. Жил в Москве.
Список старообрядческих духовных лиц, проживающих в г. Калуге. Декабрь. 1915 г. // Старообрядчество: история, культура, современность. М. 1995. Вып. 3. С. 40.
ПЛАВТОВ Александр Васильевич (ок. 1846 — после 1901)
Священник господствующего вероисповедания (Рязанской епархии).
В апреле 1897 г. совершал требы в Калуге в доме здешней потомственной почетной гражданки Фалеевой — где и был арестован, а затем заключен в Крестовский монастырь. Из монастыря священника увезли в Рязань. После ареста Плавтова калужский купец Нил Фалеев подал на имя губернатора прошение, чтобы священнику было дозволено совершать духовные требы у старообрядцев Калуги, не признающих Белокриницкой иерархии. Губернатор запросил на этот счет мнение епископа Калужского и Боровского Макария (Троицкого). Тот ответил, что по каноническим правилам никакого согласия на то дать не может.
В августе того же 1897 года Н. Фалеев обратился к губернатору с повторным прошением — на первое ему не ответили. Губернатор вновь связался с епископом Макарием. И на сей раз его ответ был совершенно противоположным. «Желая представить средства ко спасению заблудшим братьям, пребывающим в расколе, и радуясь тому, что они призывают к себе священников Православной церкви для совершения духовных треб по старому обряду, я изъявляю мое согласие на прибытие в г. Калугу для совершения означенных треб священника Александра Плавтова или какого-либо другого из Рязанской или Московской губернии». Но Макарий выдвинул три непременных условия: чтобы священники имели мирные отпустительные грамоты от своих епископов, не состояли под запрещением и обязались примирять старообрядцев с господствующей церковью, пусть и непублично. По сути, архиерей пишет о единоверии.
Имя о. Александра упоминается в рапорте противостарообрядческого миссионера И.Жарова за 1901 год (см. далее: Яблонев И.И.). Следовательно, священник после ареста в 1897 году на протяжении ряда лет продолжал посещать Калужскую губернию.
ГАКО. Ф. 32. Оп. 10. Д. 198.
САХАРОВ Никандр
Служил в селе Душкино (Южно-Уссурийский край) Владивостокской епархии. Уволившись за штат, перешел к старообрядцам, не приемлющим белокриницкого священства. В 1902 году (февраль) замечен в совершении треб в сельце Забродском Мещовского уезда. Подробных сведений нет.
ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 417.
ЯБЛОНЕВ Иоанн Иванович
Священник господствующей церкви из Рязанской епархии. Порвав с новообрядчеством, поселился в Москве, жил там же на Немецкой улице в доме Никитина (данные 1898 г.) Будучи принят старообрядцами, не признающими Белокриницкои иерарх , нередко бывал в Калужской губернии, совершал Духовные треб (напр. в 1898 г. в дер. Вербижи Жиздринского уезда,где у священника местным начальством был отобран паспорт)*. Яблонев упоминается под фамилией «Яблочков» в рапорте противостарообоядчесшжго миссионера И. Жарова за 1901 г.: «В отчетном году беглопоповцев моего участка (Жиздринский, Мосальскии и др. уезды — В.Б.) навещали для требоисправлений два беглых попа, о Иван Иванович Яблочков, человек еще молодой, и о. Александр Плавтов, человек уже пожилой. То, и «ругой бывшие священники Рязанской епархии»**.
*ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 198.
**ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1451. Л. 4об.