ФОКИНО — деревня в Медынском уезде (ныне в Износковском районе). Сведений о старообрядцах немного. Деревянный старообрядческий храм освящен был во имя Троицы. Приход в 1920-х годах насчитывал около 300 человек. В него входили окрестные деревни: Бизяево, Ивлево, Гришино, Тиренино. Сведения о строительстве храма не выявлены. Фокино располагается на дороге из Износок на Шанский Завод.
*
Община в Фокине была зарегистрирована достаточно поздно, в 1911 году. Ее председателем стал крестьянин Иван Михайлович Малинин, которого переизбрали на эту должность и в 1915 году, на второй срок. О фокинском священнике Петре Петровиче Сдобникове практически ничего неизвестно, кроме того, что родился он около 1879 года в деревне Курьяново Гжатского уезда Смоленской губернии и рукоположен был епископом Ионой (Александровым) Калужско-Смоленским. Во всяком случае, согласно сохранившейся в деле о регистрации общины полицейской справке, в марте 1912-го ему было 33 года[1]. А раз так, то вряд ли он мог быть рукоположен до тридцати лет, хотя исключения, конечно, бывают и из этого канонического правила.
Летом 1909 года фокинским старообрядцам отвели по разрешению Калужского губернского правления место под кладбище[2].
26 октября 1923 года епископ Савва (Ананьев) Калужско-Смоленский рукоположил в Фокино нового священника — Маркелла Григорьевича Крюкова. Батюшка родился в 1871 или 1872 годах в медынской деревне Острая Лука. Крестьянствовал, зимой ездил в Москву и работал там пассажирским извозчиком. Священником согласился стать по просьбам прихожан Троицкого храма.
Рожество 1930 года фокинские старообрядцы встретили без священника. Отца Маркелла накануне арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации. По одному делу с Крюковым проходил износковский священник Иоанн Вишняков.
«Я лично человек очень верующий и за веру готов жизнь отдать, — записал следователь за Маркеллом Крюковым на допросе.
Против советской власти я никогда не выступал, так как всякая власть поставлена от Бога, но я недоволен тем, что советская власть вмешивается в дела церкви, так как церковь отделена от государства»...[3] 18 января 1930 года Крюкова и Вишнякова приговорили к трем годам ссылки.
В 1932 году священник из смоленского села Торопчина Аввакум Краснов рекомендовал для рукоположения епископу Савве местного крестьянина Михаила Софоновича Щеглова. Его жизнь — жизнь простого русского человека-труженика: работа, войны, церковь... Михаил Щеглов родился в деревне Каурово Сычовского уезда Смоленской губернии. Участвовал в войне с Японией, получил унтер-офицерский чин. В 1913 году он с семьей отделился от брата и отца, ему досталась от всего их общего хозяйства нежилая хата. Щеглов не стал в ней жить. Уехал в Санкт-Петербург, устроился чернорабочим на Вагоностроительный завод Речкина. Когда началась первая мировая, ушел на фронт. Февральская революция застала Щеглова в Галиции. Вернувшись в Каурово в 1917 году, Щеглов стал батрачить, добывал хлеб поденной работой. В 1918 году он был «общественным комиссаром». Одно время трудился на строительстве железной дороги (1930 год). В августе 1932 года Щеглов был рукоположен на приход деревни Малые Липки (Смоленская область), где отслужил три литургии, одну из них вместе с епископом Саввой. А в конце августа переехал в Фокино.
Очень коротким было его пастырское служение. 26 апреля 1933 года священника арестовал в Фокине местный участковый. Отца Михаила поместили в медынский дом заключения. По одному с ним делу проходил священник из Таракановки Иоанн Смирнов. 7 июня того же года Щеглова приговорили к трем годам, Смирнова — к пяти годам лагерей[4].
Но служба в Фокине вскоре возобновилась. В том же 1933 году вернулся из села Усть-Цильма, что на Печоре, Маркелл Крюков. Он служил священником в Троицкой церкви до 1937 года, когда его арестовали повторно[5].
Обвинение классическое — агитация. И приговор тоже — высшая мера наказания. 23 октября 1937 года в 20 часов Маркелла Крюкова расстреляли. Реабилитирован священник по заключению Калужской прокуратуры в апреле 1989 года. Щеглов и Смирнов реабилитированы были в 1969 году. Судьба фокинской церкви в советское время обыкновенна — разорение. Сегодня на том месте где она располагалась, стоит усадьба местного фермерского хозяйства: несколько рубленных домиков, обнесенных глухим забором из темно-зеленого профнастила. Если ехать из Износок на Шанский Завод, они будут в конце деревни справа от дороги.
В 1937 году, когда храм был уже закрыт, а Маркелл Крюков арестован, забрали в НКВД и фокинского диакона Кузьму Ивановича Иванова[6]. Ему тогда было 76 лет. Кроме обычных обвинений ему поставили в вину призыв собирать подписи в защиту священника.
Кузьма Иванов родился 15 ноября 1861 года в Таракановке, где окончил земское училище. Время, когда рукоположили его в сан, установить не удалось, но еще в 1890-х годах он служил в Калуге уставщиком.
Престарелый диакон признал все предъявленные обвинения, даже свое участие в контрреволюционном мятеже, который прошел в Медынском уезде после революции. 20 ноября 1937 года тройка УНКВД по Смоленской области приговорила Кузьму Иванова к расстрелу с конфискацией имущества. Приговор привели в исполнение 8 января 1938 года. Реабилитирован диакон 3 июня 1985 года.
Фокино сегодня — довольно большая деревня. Но память о храме, о старой вере хранят лишь несколько местных жителей.
*
В архиве митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви встретилась тонкая папочка с наклеенным, бледно-желтым от времени квадратиком бумаги. Черные буковки печатной машинки гласили: «Д. Малая Липка, Колодненский с/с, Сычевский район, Смоленская область. Священник Щеглов Михаил Сафонович. Храм во имя святых мучеников Фрола и Лавра». Вот оно, новое место его служения. Значит, лагерь он пережил. Самое раннее письмо датируется декабрем 1943 года. На нем, на нескольких последующих, кроме обычных круглых почтовых печатей, — черный штампик с несколькими цифрами и слова: «Просмотрено военной цензурой». По сгибам видно, что письма складывались в треугольник, текстом вовнутрь. На чистую сторону клеилась синяя марочка в тридцать копеек с портретом летчика, и на другой, тоже чистой стороне, писался адрес. Никаких конвертов. Развернуть и свернуть бумажный лист, разумеется, не оставляло никакого труда.
Отец Михаил служил в Дворищах — старообрядческой деревеньке в Костромской области, но как, когда он туда попал, неясно. Священник извещал, что собирается уехать и сняться с регистрации: даже в праздничные и воскресные дни на службе не бывает порой никого, а налог плати. Жить совершенно не на что.
В начале июня 1944 года Михаил Щеглов выехал из Дворищ в Кострому, оттуда направился в Москву, чтобы лично встретиться с архиепископом Иринархом (Парфеновым), но ему дважды отказали в пропуске и оштрафовали, предупредив: «Если еще повторится, отдадим под суд». Священническое служение он в письмах называет всегда «работой». Пусть цензура думает, что хочет. На короткое время Щеглов остановился в Износках или где-то рядом, потом приехал в деревню Ломы под смоленской Сычевкой. Здесь он провел осень и зиму. Переболел гриппом, лежа с температурой под сорок. Связи с архиепископией не порывал, заказывал календари — официально разрешенное церковное издание, первый вышел в начале 1945 года. Уже в феврале адрес священника меняется: деревня Малая Липка Колоденского сельского совета Смоленской области. А 23 марта Сычевский районный исполнительный комитет зарегистрировал в деревне старообрядческую общину. Отец Михаил получил определение на священническое служение от епископа Саввы (Ананьева), этот приход оставался формально за ним. Но в том же году владыка умер, и управление перешло к архиепископу Иринарху Московскому. Деревянный храм в Малых Липках, построенный до Октябрьской революции, сгорел при немцах. И новым стала маленькая избенка, бывшая церковная сторожка.
Война закончилась, и победа принесла оживление в церковную жизнь. Но два с лишним, почти три десятилетия безбожия нельзя смахнуть, нельзя стереть, как пыль, и они, принесшие с собой самое страшное — подрыв семейных устоев, делали свое дело. В вопросах, с которыми священник обращался в архиепископию, это чувствуется вовсю. И война звучит эхом. «Дети нашли на поле гранату и стали разряжать, в это время мимо проходил человек. Граната взорвалась и убила всех, и этого человека. Мать хлопочет о нем отслужить погребение, но сомневается, на духу не был как родился, веровать не веровал ни во что, ругался всячески: в Бога, в Христа, Богородицу, но хулить не хулил, а ничего не признавал. Можно ли петь погребение?» «Кончилась война, уже прошло более года, но нет от некоторых никакого слыху, и некоторым прислали извещение: пропал без вести, то можно отпевать таких?» Можно ли повенчать женщину вторым браком, если первый муж жив, но ушел с немцами, потому что был при них полицаем? Мне не удалось отыскать ответного письма. Вот еще случай. Девушка приходит к священнику и говорит, что намерена повенчаться. Только избранник ее не старообрядец, крещен обливательно и вообще не верит в Бога. Прилюдно, громко, напоказ об этом говорит. Что делать? Не венчать, уйдут, распишутся и так будут жить. И венчать нельзя. Написал священник архиерею, тот подтвердил: венчать, если уверует. А до веры ли человеку?
И так в борьбе безверия и веры шла жизнь, и побеждало отсутствие веры в некогда большом православном народе, расколотом в XVII веке на два разных народа...
Послевоенное время было суровым. В колхозах не платили денег, расплачиваясь за труд зерном или овощами. А содержать храм, выплачивать взносы в духовный центр — архиепископию — как-то было нужно. В мае 1950 Михаил Щеглов тяжело заболел, либо грипп, либо малярия. В июне, как только поправился, к нему прямо на службу заявился председатель сельского совета со школьным учителем. «Вызвали меня во время совершения вечерни, срочно вышел я к ним в облачении, и молящиеся вышли за мной. Приказывали мне, чтобы в день Святыя Троицы отслужить к 8 часам утра, и другие требования, и молящиеся подняли шум. Я это выполнил. Об этом узнал райком и дал им строгий выговор»[7]. Иначе говоря, на Троицу священник был вынужден начать службу глубокой ночью, чтобы закончить к восьми утра, подчиняясь угрозам не в меру ретивой местной власти, которая потом за это схлопотала выговор. Председателю сельсовета хотелось, чтобы праздник не задержал выход людей на колхозную работу. На священника пробовали клеветать, «по проверке факты эти не подтвердились». «Убедительно прошу Вас снять меня с этого липкинского прихода, — писал Михаил Щеглов епископу Геронтию, — здесь готовится мешок: посадить и завязать, если же Вы мне откажете в этой моей просьбе, то я сам брошу и уеду, больше нет возможности служить...»[8] Это было отчаяние. В подобный «мешок» отец Михаил уже попадал в Фокине и боялся тюрьмы. Боялся, что церковный совет не поможет...
Епископ Геронтий, прекрасно знавший, что такое лагеря (сам как-никак десять лет отсидел), призвал в ответном письме священника к твердости. «Да Сам Христос сказал, что добрый пастырь душу свою положит за овец стада Христова, а наемник оставляет овцы и бегает... (Иоан., зач. 36). Дорогой отче! Как не содрогнется твое сердце писать подобное? Мне даже за тебя и страшно, и стыдно. Хватило же у Вас смелости писать: “Если мне откажете в моей просьбе, то я сам брошу и уеду”. Это Ваши слава. Мне не хочется даже и верить, что священноиерей Хр[истовой] Церкви так может написать.
Вспомни 60 гл[аву] кн[иги] Кормчей. Вспомни 1 и 2 послания к Тимофею и прочитайте в ставленной Вашей грамоте. Вспомните прежних пастырей. В Четиях-Минеях много есть указаний, как они [жили] и сколько всего терпели. Но не бросали стадо Христово. При таких Ваших действиях вполне может быть к Вам охлаждение от христиан и членов церковного совета вашего прихода. Но подумай, куда-то бы ты поехал? Быть может, Вы готовы оставить священный сан? Отречься от него? Бросить и христианство? Очнись, дорогой, что ты, в себе ли? Подумай серьезно и побойся Бога... Мой совет: с покаянием осознай эти богомерзские слова, раскайся в этом и впредь и в мыслях не имей ничего подобного. <.„> Приходами так не меняются. На это и не рассчитывай, а тем более теперь. Наемники нигде не нужны... Аще соль обуяет — испортится, ее высыпают — выбрасывают вон. А Христос священных лиц называет солью, светом, и т.п. Итак, отче, если ты не хочешь пасти врученного стада, хочешь бежать, оставить овец, стало быть, свет благодати Божией в тебе исчезает — соль благодати попортилась. Сам себе готовишь приговор — извержение. За это и будешь отвечать перед Богом. Но подумай серьезно, дабы не быть осужденным в загробной жизни. Здесь мы временны, и должны безропотно нести всякий свой крест, идя сами к Богу, и паству наставлять, дабы ни едина овца не погибла (Иезекииль, гл. 3 и 33 и др.)»[9].
В 1955 году следы Михаила Щеглова теряются. Архиепископ Иринарх Московский, епископ Геронтий умерли. Была учреждена Клинцовско-Новозыбковская (впоследствии Клинцовско-Ржевская) епархия, и приход Малой Липки отошел к ней, а епархиальный архив того времени не сохранился. Либо священник умер, либо отошел от служения по старости (или все же угрозы сделали свое дело?), но в 1956 году в Малую Липку был рукоположен уже другой настоятель, житель Сычевки Александр Хомяков.
[1] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2287. Лл. 16, 17 об., 21. В деле о регистрации общины сохранились списки членов ее совета. 22 февраля 1912 года на общем собрании в него были избраны Иван Михайлович Малинин (председатель), Николаи Евстригнеевич Филиппов (товарищ председателя), Антип Николаевич Бадеикин, Савва Иванович Малинин, Андрей Григорьевич Смирнов, Николай Семенов, Авдей Титов, Иван Григорьевич Смирнов (Л. 14) 28 марта 1915 года тот же состав был переизбран вновь (Л. 35)
[2] ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д. 2261.
[3] Боченков В.В. Годы и приходы. М., 2001. С. 108, 109.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 109, 110.
[7] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1115. Л. 4.
[8] Там же.
[9] Там же. Лл. 5–5об.