КОЛОДЯССЫ (Колодясцы) — село в Жиздринском уезде (ныне Хвастовичском районе). Располагалось вдоль дороги, ведущей на Стародубье и в Киев. Население его было полностью старообрядческим. В селе было три храма: Троицкий и Покровский приходы признавали омофор Московской архиепископии, кроме них колодясские противоокружники зарегистрировали еще одну Покровскую общину. После примирения решено было выстроить каменный храм, однако в советские годы дело не удалось довести до конца.
*
...Григория Михайловича Плотникова ничто не держало в миру. С самых ранних лет (а родился он в 1791 году, 10 января) он остался без родителей и попал на воспитание в монастырь[1]. Архимандрит, который проявил к мальчику жалость, увез его куда-то к Черному морю, где располагалась монашеская обитель. Другой жизни, кроме монастырской, Плотников, по сути, не знал...
К 1818 году Плотников переехал в Иерусалим. Его поставили в иеродиаконы. В монашестве нарекли его Геронтием. Он жил при архиепископе Гаврииле — будущем митрополите острова Тинос, разоренном впоследствии турками. Остров этот ныне принадлежит Греции, он входит в архипелаг Киклады, что в Эгейском море. В первой половине 1820 годов Григория Плотникова самого посвятили в сан архимандрита.
Долго искала архимандрита Геронтия родная сестра. То пешком шла, а случалось, добрые люди предлагали ей место на уголке телеги. Она добралась-таки до Иерусалима. В 1824 году Бог сподобил ее стать здесь игуменьей. Игуменья Матрена. У них были разные отцы, но одна мать.
Назад, в Россию, брата с сестрой занесло военным ветром.
Вслед за Гавриилом они переселились из Иерусалима в Грецию. Там началась революция. Еще в 1821 году бывший адъютант российского императора Александр Ипсиланти возглавил восстание против турок в Молдове. Мятеж подавили. Ипсиланти бежал в Венгрию. В Греции вспыхнула партизанская война, которая оказалась безуспешной и надолго затянулась. Военные неудачи усугубил раскол среди руководства освободительных сил: одни ждали помощи от Англии, другие от Америки, третьи от России, которая не торопилась вмешиваться.
Спасаясь от турок, Геронтий с митрополитом Гавриилом бежали на остров Сиру, оттуда в Константинополь. Потом вместе с сестрой архимандрит пересек Черное море и вышел на одесский берег. В городе они жили милостыней, как признавался сам Геронтий в письме российскому министру юстиции, «пищею слез от подаяния христолюбцев»[2]. Из Одессы Геронтий и Матрена приехали в Москву.
В 1825 году архимандрит познакомился со старообрядцами. Этот эпизод его биографии полон неясностей. Согласно писателю П.И. Мельникову-Печерскому, Геронтий на какое-то время останавливался в старообрядческом Макарьевом монастыре на Ветке (Гомельская область, Белоруссия), был принят тамошним настоятелем Евлогием, но к древлему православию тогда не присоединился. Лишь потом он появился в Москве[3]. У выброшенного войной на родину архимандрита было две дороги. Первая — примкнуть к официальной церкви. Но Плотников принял монашеское звание за границей, что российским подданным было тогда запрещено особым высочайшим указом. Безусловно, Геронтий не остался мирянином, хотя нарушил запрет, но не мог считаться в России монахом. Он хотел продолжить духовное служение, рассчитывал на помощь, но Синод запретил ему носить монашескую одежду, называться архимандритом. Родина отказалась его признавать. Геронтия даже заподозрили в том, что он состоит в масонской ложе. Обвинение это, равно как и некоторые другие, подтверждения не нашло. Архимандрит, заключенный в одну из тюрем, был выпущен на свободу.
Если на Ветке Геронтий еще колебался, принимать ли ему старую веру, то в Москве решился окончательно.
Рассказывая об архимандрите в «Очерках поповщины», П.И. Мельников-Печерский допустил много неточностей. Во-первых, Геронтий не грек, а русский. Во-вторых, он никогда не был настоятелем Оптиной пустыни. Причины, по которым Геронтий покинул Москву, неясны. Писатель объясняет, что архимандрит пребывал в беспробудном пьянстве и много безобразничал — вот- де старообрядцы и «выслали Геронтия не только с кладбища, но и из самой Москвы». Откуда такие сведения, П.И. Мельников умалчивает. С кладбища, допустим, старообрядцы могли прогнать архимандрита — они там хозяева, но из Москвы — как? Неверно указана и дата, когда покинул Геронтий столицу, это было отнюдь не около 1830 года. Уже летом 1826-го архимандрит находился в калужском селе Колодяссах, почти за триста верст от Москвы. Он уезжал с сестрой в Грецию. Пожалуй, в одном П.И. Мельников-Печерский, может, прав. Геронтий не понимал до конца, в чем сущность старой веры. Ничем не связанный с Россией, гонимый, всюду чувствовавший себя чужим, он принял ее формально, быть может, в расчете на материальную поддержку, но потом решил вернуться в те края, к которым привык, которые лучше знал. Впрочем, принять решение об отъезде Геронтия с сестрой могло подтолкнуть что угодно. Кстати, то, что уезжали они именно в Грецию, известно только с их собственных слов. В Государственном архиве Калужской области мне встретилось дело, связанное с пребыванием и арестом архимандрита Геронтия в Колодяссах. На него я и опираюсь.
Колодяссы были полностью населены старообрядцами. Не странно ли, что за границу Геронтий возвращался через старообрядческие села? В августе 1826 года жиздринский уездный исправник арестовал Геронтия и Матрену по подозрению в совершении треб. Донесли на них сотский и бурмистр князя Салтыкова, владевшего Колодяссами. Потом задержанных, очевидно, отпустили, но в январе следующего года за ними вновь закрылись двери арестантской камеры.
Началось расследование.
«Крестьяне деревни Колодясс 32 человека показали, что называющийся архимандритом Геронтием делал им наставления к старообрядческой вере и в числе прочих приезжавших (имеются в виду другие старообрядческие священники, посещавшие деревню. — В.Б.) венчал и похоронял крестьян, а трое крестьян сельца Милеева, что у них обвенчал две свадьбы и окрестил младенца. В бумагах сего Геронтия найдена писанная им роспись с 26 сентября 1826 года родившимся и крестившимся в помянутой деревне Колодяссах младенцам и списки с именами лиц мужеска и женска пола со значением, что они одного согласия...»[4]. Геронтий и Матрена не признали обвинений. Арестованных разделили: сестру увезли в калужский девичий монастырь, брата, подержав под замком в Жиздре, отправили в Оптину пустынь. Жил он там в качестве заключенного, а не настоятеля...
Калужский губернатор сообщил о Геронтии и Матрене генерал-адъютанту, шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу: что с ними делать? Тот дал знать в Синод. Из духовного ведомства ответили, что задержанные должны быть преданы гражданскому суду. Ведь в России они не считались принадлежащими к духовному сословию.
Следствие растянулось на годы. Возникли сомнения в подлинности документов архимандрита. Стали выяснять, кто же на самом деле Геронтий и Матрена, родственники ли они. В конце концов, Калужская палата уголовного суда признала обоих подсудимых «бродягами, скрывающими настоящее свое состояние, вредными для общества и подозрительными в других преступлениях, открытие коих во всей точности представляется неудобовозможным по предстоящему затруднению в сношениях с заграничными местами...»[5]. Решено было сослать брата и сестру на поселение в Сибирь «ив отвращение дальнейшей их между собой преступной связи разместить в отдельнейшие друг от друга места»[6]. Приговор был вынесен в январе 1830 года.
В изображении П.И. Мельникова-Печерского Геронтий — обыкновенный забулдыга, очутившийся среди старообрядцев ради пополнения собственного кармана. Но писатель владел отрывочными сведениями о нем, к тому же основанными на слухах. Судьба Геронтия глубоко трагична — это судьба сироты, который нашел себя в служении Богу, судьба человека, от которого отказалась его страна, не предоставив приюта и помощи. Эта социальная нота у Мельникова не звучит вовсе. Дороги, что Геронтий и Матрена прошли в России, — это дороги сплошных страданий. С трудом нашедшие друг друга за границей, российским судом они были разлучены вновь и, не исключено, навсегда...
Если П.И. Мельников-Печерский ничего не путает, то в Сибири Геронтий отрекся от древлего православия «и по слезной просьбе» был принят в число братства Свято-Троицкого Селенгинского монастыря (ныне с. Троицкое Прибайкальского района Бурятии). В 1833 году, отлучась на время из монастыря под благовидным предлогом, Геронтий был найден в Урлукском селении «пьянствующим у тамошнего раскольничьего уставщика». У архимандрита нашли старинный антиминс, запасные дары и акт «от ветковского собора Макарьева монастыря и от Рогожского кладбища, свидетельствующий о приеме его в раскол и повелевающий всем старообрядцам оказывать ему уважение...»[7]. Возникло очередное обвинение, что Геронтий совершал требы. Дальнейшая судьба архимандрита не установлена. Об игуменье Матрене после вынесения ей в Калуге приговора ничего узнать не удалось. И остается надеяться, что усилиями других краеведов на судьбу архимандрита Геронтия и его сестры будет пролит дополнительный свет.
* * *
Колодясские старообрядцы поддерживали тесные связи со Стародубьем: оттуда в село приезжали священники, принадлежавшие некогда к официальному вероисповеданию, но порвавшие с ним и присоединившиеся к старообрядцам. Удалось установить имя одного из них — отец Феодор Алексеев. В книге калужского краеведа И. Тихомирова упомянут случай, выставленный автором почти как анекдот: речь идет о старообрядческом священнике, который повенчал молодых в конюшне, опасаясь лишней огласки[8]. Это не выдумка. Сохранились документы (и, возможно, Тихомиров опирался именно на них), где упоминается тот самый Феодор Алексеев, венчавший в конюшне свадьбу; это было или в Колодяссах, или в близлежащем старообрядческом селении Милеево в 1815 году[9]. Но имени священника Тихомиров не называет и уезд указывает ошибочно. Вместо Жиздринского — Мещовский... Трудно сказать, что в этом случае увидел он смешного. Ведь и Христос родился в таком хлеву, только пещерном, а колыбелью ему служила кормушка для скота.
Феодор Алексеев священствовал еще в Козельске, Сухиничах, других селах и деревнях. В 1818 году он был арестован под Сухиничами и через год освобожден от суда с приказом возвращаться в монастырь[10].
В первой трети XIX века Колодяссы входили в приход села Фастовичи, ныне это калужский райцентр Хвастовичи, до него километров двенадцать. Приходской священник в деревне не появлялся годами. В 1820-х годах колодясские старообрядцы получили разрешение на отдельное кладбище. Раньше нужно было перебираться через речку Дубну, что невозможно в распутицу[11]. К тому же времени относятся упоминания о существующей в Колодяссах моленной. Подробных и достоверных сведений, кто ее строил, где располагалась, нет.
*
Барская благодетельность не всегда благо.
В 1839 году княгиня Салтыкова, во владение которой перешли Колодяссы, надумала в деревне церковь возвести. Крестьян об этом никто, разумеется, не спрашивал. Синод не возражал против храма в старообрядческой деревне[12]. К середине 1840-х годов его строительство было завершено. Церковь расположилась возле единственного в Колодяссах пруда, который цел и сейчас. В жизни местных старообрядцев началась новая эпоха.
Храм и образование самостоятельного прихода крестьяне восприняли с единодушной неприязнью. Возникла угроза привычному укладу их жизни. Колодясских мужиков присоединяли к синодальному вероисповеданию силой, иногда в присутствии помещицы. Деревню переименовали в село, и теперь здесь появился поп с причтом.
Становление прихода шло трудно. В июле 1845 года сгорел у синодского колодясского священника Симеона Лаврова дом. Огонь переметнулся на соседние избы, где жили дьячок и пономарь. Пономарский дом успели спасти, раскатав по бревнам... Вскоре сельские власти отыскали поджигателя. Местный крестьянин Калина Федоров не запирался. Приведенный к священнику, он упал ему в ноги и произнес:
— Мой грех, батюшка. Прости меня, я поджег.
Выяснилось, что в прошлом году Калина Федоров спалил у священника в поле два стога сена. То была, по словам крестьянина, месть: батюшка, якобы, когда-то ударил мужика в ухо. Отец Симеон «никакого признания не учинил». Калина Федоров рассказывал, что поджог был заказным. Шел однажды он с ветряной мельницы, навстречу двое односельчан (один — местный старшина). Они-то и попросили подпустить к дому священника красного петуха, а за труды пообещали целковый. Через три дня Федоров вынул из печи в своей избе уголек, завернул в тряпку и, подкравшись огородом к священническому дому, сунул тлевшую тряпицу в солому на крыше.
Предполагаемые заказчики ни в чем не сознались. Федоров утверждал, что они отдали ему обещанный целковый, который он спрятал в доме, но денег у него при обыске не нашли. В октябре 1845 года Калужская палата уголовного суда подписала Федорову приговор: высечь пятью ударами кнутом и, заклеймив, сослать в Сибирь[13]. Есть основания предполагать, что Федоров был душевнобольным, по крайней мере, точно известно, что он страдал эпилепсией[14]. В 1846 году приговор ему изменили: Федоров получил вместо пожизненной ссылки десять лет каторги. Его имущество передали погоревшим[15]. Какой из двух приговоров легче, трудно сказать...
В деле Федорова неясно главное: был ли поджог бытовой местью за удар в ухо или это попытка противодействовать учреждению прихода. Мы не знаем подлинных мотивов преступления, но оно помогает понять и не осудить самого Лаврова, который потом стал очень рьяно вмешиваться в религиозный быт колодясских старообрядцев. Настолько рьяно, что крестьяне в 1847 году подали на священника жалобу губернатору[16]. Лавров требовал, чтобы мужики подчинялись ему, признавали духовным отцом и забыли, что они старообрядцы. Если кто-то умирал, он настаивал, чтобы ему дозволили совершить последний обряд над умершим и глаз на это не закрывал. В духовной жизни сельчан ничто не должно было происходить без его ведома и надзора. Может, это рвение и пыл — не столь по долгу службы, сколь от обиды?.. Нелепый поджог, оставивший без домов три семьи, так же нелеп, как учреждение прихода в деревне. Но еще мы обратили внимание на него потому, что дело разбиралось в Калужской палате уголовного суда именно в то время, когда там работал товарищем председателя (по-современному — заместителем) Иван Сергеевич Аксаков, впоследствии видный публицист и общественный деятель. Обстоятельства дела могли быть ему известны, хотя, конечно, вникать во все его тонкости он не мог.
Среди колодясских старообрядцев нашлись люди, хорошо понимавшие, чем грозит им образование нового прихода. Найти выход оказалось довольно сложно. Двое крестьян, Прокл Прокопиев и Иван Гаврилов, ездили советоваться к знакомым старообрядцам в Калугу, Орел, Белев. Потом, как говорилось в консисторском письме губернскому правлению, «собравши тайным образом многих крестьян, уверили их, что если подано будет от них прошение о соделании колодясской церкви старообрядческою или единоверческою, то непременно в сем деле получат успех». Сведения эти разведал для консистории все тот же колодясский батюшка Симеон Лавров[17]. Поскольку крестьяне не знали, как ходатайствовать, обратились вначале к уездным властям, потом в консисторию.
Калужское духовное ведомство опасалось, что со временем единоверческая церковь в селё превратится в самую настоящую старообрядческую. Ситуация заслуживает внимания: единоверие, задуманное как средство борьбы с древлеправославием, используется как ширма, за которой в селе мог бы быть образован самый настоящий старообрядческий приход со своим храмом. Спустя несколько лет колодясский сценарий был разыгран в Сухиничах, но в жиздринском селе он не прошел. Консистория не пошла на уступки, к тому же колодясские крестьяне числились в господствующем вероисповедании, и переход в единоверие был им запрещен (лишний пример, показывающий «второсортность» единоверия). Ходатайство погрязло в консисторской рутине. К тому же в 1849 году село было назначено к продаже с аукциона за долги. Стали выяснять, кто его новый хозяин[18]. Без него и в обход Синода консистория ничего не могла предпринять самостоятельно.
Дело заглохло.
Однако лет через пятнадцать в селе образовался самостоятельный старообрядческий приход — один из первых в Калужской губернии.
* * *
Первым старообрядческим священником в Колодяссах был Матфей Самойлов. По сведениям жиздринского уездного исправника, рукополагал его сам архиепископ Антоний (Шутов) Московский и Владимирский. Отец Матфей принял иночество с наречением имени Моисей. Однако, попав под арест, он отрекся от сана, за что тем же архиепископом Антонием был запрещен. Сменил его в Колодяссах родной брат — Евдоким Самойлов. Обычно свои письма, сохранившиеся в архиве Московской архиепископии в Российской государственной библиотеке (Фонд. 246), он подписывал отчеством, но в одном указал и фамилию — Соволиков (другое возможное написание — Саволиков). Оба священника были из соседней старообрядческой деревни Милеево. Отец Евдоким привез в Колодяссы из Москвы походную церковь[19].
Запрещение было до весны 1868 года, писал я в первом издании книги.
Но удалось обнаружить запретительную грамоту Московского духовного совета, возглавляемого архиепископом Антонием (Шутовым) Московским и Владимирским на имя священноинока Моисея. Датируется она 29 апреля 1868 года. «По донесению на вас священноинока Иосифа (он жил в селе Фролове, см. о нем далее. — В.Б.), — сказано в ней, — что вы, когда содержались под стражею, то сделали отречение священнического сана и дали обязательство с клятвою не священнодействовать и не исполнять христианских таинств и треб, соображая сие донесение с вашим письмом (от священноинока Моисея было несколько таких писем. — В.Б.), полученным нами на днях, из которого видим, что совесть ваша возмущена, отягощая вас, воспрещает священнодействовать, то, на основании святых правил, изложенных в Кормчей, <...> сею нашею грамотою воспрещаем вам всякое священнодействие и вменяем вам во обязанность попещися о своей душе, приносить пред Господом Богом раскаяние и не приступать более ко исполнению таинств и треб, которые предоставляются нами исполнять священноиноку Иосифу и священноиерею Андрею»[20]. Итак, запрет имел место не до, а именно весной 1868-го. В грамоте упомянуты священник из села Фролова Калужского уезда Андрей Фонтуренков и священноинок Иосиф (оттуда же). Это совсем другой край губернии. Какие ж расстояния приходилось им преодолевать!
Андрей Фонтуренков приехал в Колодяссы лично. Прочел прихожанам священноинока Моисея, который уступил ему свое облачение, чтобы служить, запретительную грамоту. Те стали просить архиерея снять запрещение. Аккуратно написанное трогательное прошение удалось мне отыскать среди бумаг канцелярии архиепископа Антония (Шутова). Я читал и думал, как же старались люди произвести впечатление: отыскали человека с красивым почерком, да и текст составили слезный... «И прочитал нам отец Андрей, и не могли мы всем нашим обществом от горьких слез на белой свет смотреть от великой печали и сокрушения....» Под писавший ходатайство от имени трех тысяч (!) старообрядцев колодясской округи Спиридон Григорьев сообщал дальше, что священника просили остаться на неделю, но тот отказался: нельзя, молва пойдет, что сторонний поп приехал, опасно. Спустя недели две после его отъезда родилось в Колодяссах пять младенцев, их «к еретикам носили крестить, и дальние христиане за 70 верст привозили младенцев к нам крестить, и узнали, что священника нету, они поехали, заплакали, теперь нам не миновать к еретикам крестить ко отпадению без своего священника...»[21]
Священноинок Моисей так и не был разрешен, хотя написал в Москву множество покаянных писем. Нужно было предложить другого кандидата для рукоположения во священники. Так и стал им в 1869 году упомянутый выше Евдоким Соволиков.
За двадцать лет, с конца сороковых до конца шестидесятых, в селе многое произошло. Колодяссы стали «старообрядческой столицей» Жиздринского уезда, занимавшего почти четверть всей Калужской губернии. Зажиточный местный крестьянин Михаил Козьмин выстроил у себя на усадьбе моленную — «большое здание наподобие часовни», как сказано в одном из полицейских документов[22]. Сообщение о моленной пошло от колодясского синодского причта к благочинному (о. Иоанн Успенский из села Бояновичи), а от него — в Калужскую духовную консисторию и к губернатору, который и предписал жиздринской полиции расследовать дело.
В июле 1868 года в Колодяссы приехал становой пристав и после осмотра опечатал моленную. 31 октября в ворота Козьмину постучал судебный следователь. Его перу принадлежит любопытный документ: «Постановление №4», которое приведем целиком. Судебный следователь по всем пунктам разбивает обвинение против Козьмина и, по сути, выступает как его адвокат.
«Г. пристав 3 стана Жиздринского уезда, производивший по этому делу дознание, принял за молельню избу крестьянина Михаила Козьмина, основывая этот вывод, насколько можно заключить из дознания, на том, что в избе Козьмина оказалось: 1-е, много старообрядческих образов; 2-е, воск, свечи и щипцы, похожие на те, которые употребляются в церквах; 3-е подручники и лестовки; 4-е, паникадило, отделанное бисером, и 5-е, две старообрядческие книги. Положение это неверно на основании следующих соображений: во-первых, большое количество образов не может служить доказательством того, что изба, в которой они помещаются, есть молельня, тем более что во всяком большом старообрядческом семействе бывает много образов — они переходят от отца к сыну и таким образом пополняются; во-вторых, крестьянин Михаил Козьмин имеет узаконенное торговое свидетельство, а потому имеет право торговать воском, свечами и ладаном; в 3-х, лестовки (род четок) и подручники (небольшие куски какой-нибудь материи, подкладываемые под колени) употребляются всеми старообрядцами во время моления; в 4-х, паникадило как устройством, так и по объему составляет обыкновенную небольшую лампаду с местами для свечей и в 5-х, между старообрядцами много встречается грамотных, а потому почти у каждого из них можно найти книги, в особенности церковные. Кроме всего этого при осмотре избы крестьянина Михаила Козь- мина, произведенном следователем 8 октября, там оказались: старые сапоги, тряпки, вино, носильное белье, шапки, кушаки и Две деревянные кровати, все эти вещи ни в коем случае не могут быть в молельне и служат прямым доказательством, что помещение это есть обыкновенная крестьянская жилая изба, а не молельня, вследствие чего и нет основания к дальнейшему производству следствия...»[23].
В следующем году по инициативе консистории возбудили против Козьмина другое дело. В этот раз ему со следователем не повезло. Приемы защиты были те же: это обыкновенный дом, «устроен им для удобства, так как он человек богатый»[24]. Дело растянулось на несколько лет. И вот 25 мая 1874 года в Жиздре состоялся над Козьминым суд. Моленную было решено «подвергнуть сломке, передав материал в пользу земства. Судебные издержки обратить на Козьмина»[25]. Вскоре приговор был приведен в исполнение.
Об этом суде и приговоре писал в 1908 году нижегородский журнал «Старообрядцы» (№7), публикуя данные об отобранных храмах, монастырях и церковной утвари. Он упоминал еще о двух отнятых моленных. Одну конфисковали в 1836 году, другую — в 1844-м[26]. Архивные сведения о них не выявлены.
В том же 1874 году (или в самом конце 1873-го) часть колодясских старообрядцев, недовольных священником Евдокимом Соволиковым, подала на него жалобы в Московскую архиепископию. Козельский священник Илья Васильев получил предписание выехать в село и провести следствие. Инструкции ему были даны такие: если отец Евдоким подтвердит обвинения, взять с него письменное признание, если нет, организовать общее собрание и зачитать жалобы вслух, чтобы выяснилось, что там правда, что ложь[27].
Но, кажется, отец Евдоким сумел уклонить от встречи и уехал куда-то из села. Это послужило поводом к тому, чтобы признать правоту обвинителей. Запрещению Соволиков не подвергся, но в первой половине 1874 года в Колодяссы был рукоположен второй священник, уроженец деревни Котуновки Флор Дмитриевич Агешин[28]. Видимо, кандидатура его предлагалась обвинявшими Соволикова, и раз тот не оправдался, была принята. «...Доколе не начато судопроизводство, увещаваем вас исправить себя до такой степени, чтобы и не было нужно начинать оное, — писал Евдокиму Соволикову архиепископ Антоний, напоминая далее о его брате. — Священноиноку Моисею никаких духовных треб исправлять не поручайте, и с новопоставленным попом Флором не разделяйтесь, но паче мирствуйте, и если будет случай, то и священное молитвословие вместе совершайте. Ибо и двум священникам в вашем месте не только будет неизлишно, но паче еще и быть необходимо, как из обстоятельств замечается верно...»[29].
«Мирствовать» не совсем получалось... Встречаются среди архивных бумаг жалобы священноинока Моисея и Евдокима Соволикова на нового священника и тех, кто ходатайствовал о его рукоположении, и трудно теперь сказать, что за ними стоит: обида ли, ревность не по разуму, ущемленное самолюбие. Как же, действительно: был один священник, вдруг стало двое... Но и на братьев Соволиковых, на их зазорное поведение шли обвинения. Разбирая жалобы, архиепископ Антоний вызвал отца Евдокима в Москву. Тот ответил в самом начале января 1875-го, что не может приехать: «Я нахожусь под судом гражданским, обязан подпискою, чтобы более не отъезжать 10 верст, начальство следит за этим. Я спрашивал, нельзя ли мне отлучиться, они сказали, нет». Дело в том, что на Светлой неделе 1874 года отец Евдоким открыто служил молебен в деревне, на который пришли человек десять «великороссийских»[30]. Всё, это уже грозило статьей за «совращение в раскол».
В марте 1874-го, а именно 18 числа, священноинок Моисей был решением Московского духовного совета извержен из сана за то, что, будучи под запрещением, продолжал священнодействовать. Евдоким Соволиков получил строгое предупреждение, что если далее станет вести зазорную для священника жизнь, будет извержен по суду 42 правила святых апостол[31].
Прошло достаточно много времени, и отец Моисей обратился в Московский духовный совет с покаянным письмом. Ответ на него сохранился. «...Вы не нас оскорбили, — говорится там, — но св. Церковь своим противозаконным в запрещении священнодействием. А когда Вы ныне и сами сознаете за свою тяжесть сего беззакония и просите нашего прощения, то мы, снисходя на Вашу убедительную просимость, по благодати, данной нам свыше от Бога, сим прощаем Вас в том, что Вы доныне преступали Совета к Вам запрещение, обаче же с тем, <...> чтобы отнюдь не священнодействовать ничего во впереди живота Вашего»[32]. Датировано это ответное письмо 22 марта 1879 года.
В 1883 году был обнародован новый закон, согласно которому старообрядцев перестали преследовать за моленные, устроенные в жилых домах. Колодясские крестьяне неправильно поняли его. Они собрались на сход и постановили подать ходатайство о разрешении строительства отдельной моленной. «Разрешение им устроить молитвенное здание, по моему мнению, представляется вредным», — донес жиздринский уездный исправник губернатору[33]. Крестьянам было отказано. В 1884 году они обратились с ходатайством в Министерство внутренних дел и тоже безрезультатно[34]. Богослужение велось по-прежнему в частных домах вплоть до обнародования указа «Об укреплении начал веротерпимости».
Флор Агешин был впоследствии по каким-то причинам переведен в Полотняный Завод. А на его место в первой половине 1880-х годов поставлен Марк Дмитриевич Агафонов, уроженец жиздринской деревни Иванково. В селе он жил, похоже, с раннего детства, устав и службу постигал под началом колодясских «келейниц». «На беседы с православным священником никогда не является, несмотря на приглашения, и встреч с православным священником избегает», — отзывался в 1893 году об отце Марке благочинный господствующей церкви. Марк Агафонов родился в 1848 году или около того, год его смерти не установлен.
Вскоре в селе появился еще один священник, рукоположенный епископом Феодосием (Баженовым) Калужско-Смоленским, как, по-видимому, и отец Марк — Сергей Шелепов. Рукоположили его из-за болезни Агафонова, по-видимому, не очень-то легкой, раз потребовался второй священник. Снова в селе стало два священника (Евдоким Соволиков уже не упоминается к этому времени в документах). В 1892 году колодясский старообрядец Иван Кириллович Артамонов сообщил в Московскую архиепископию о смерти Сергея Шелепова, последовавшей 1 июня[35]. Епископ Феодосий к тому времени сложил управление епархией. Приход разделился во мнениях, нужна ли ему замена или достаточно одного попа.
От имени колодясских старообрядцев, почему-то не желавших иметь духовным отцом Марка Агафонова, была выдвинута кандидатура Сергея Ахромешина, местного жителя. Крестьянине соседнего с Колодяссами села Милеева собрались на сход и прислали в Москву приговор: предлагаем рукоположить во священники в Колодяссы Родиона Ульянова. Несколько раз в село приезжал священник из Хотисино Прохор Агешин, чтобы по поручению архиепископии разобраться, кого же рукополагать. Конец долгим спорам положил Московский духовный совет. 3 января 1894 года он принял решение рукоположить в сан священника Родиона Ивановича Ульянова, а Сергея Ахромешина — в диакона (из постановления надо понимать, что к этой дате он уже был в этом сане). Служить диакон должен при Родионе Ульянове, с Марком Агафоновым — при необходимости. «Доход же, полученный священником Родионом и диаконом Сергием, должен полагаться в общую кружку, из которой священник получает две части, а третью диакону. А также иерей Марко должен поступать в дележе с диаконом Сергием в то только время, когда у него служит диакон»[36].
Родион Ульянов был рукоположен во священника к Покровскому храму (моленной) на следующий день, 4 января 1893 года.
Священник родился в 1867 году в Колодяссах, учился в здешней земской школе, «а оканчивал свое образование под руководством келейницы». Сын отца Родиона Иоиль тоже стал священником. Он служил в Преображенском храме сельца Сусеи (с 1908 года), а в 1915 году был переведен в Боровск. Умер отец Иоиль в 1970-ом, на 86 году жизни.
5 февраля 1903 года в Колодяссы был рукоположен (очевидно, епископом Ионой Калужско-Смоленским) сын Марка Агафонова Фаддей (род. 21 августа 1875 или 1876 г.). Отец и сын служили в одной и той же моленной — Троицкой.
Практически ничего неизвестно о колодясских противоокружниках. Их было меньше, но они сумели организовать собственную общину. Называлась она тоже Покровской. Ситуация, как в Боровске: две Покровских общины и, соответственно, два храма). В 1904 году к противоокружнической общине был рукоположен и священник — отец Илия Сергеевич Шелепов. Родился он в деревне Кладьково Бронницкого уезда Московской губернии. В сан его возвел епископ Иов (Борисов).
Покровский молитвенный дом, где служил Родион Ульянов, располагался у крестьянина по фамилии Лунькин[37]. К октябрю 1905 года старообрядцы выстроили новую моленную, общественную, даже не моленную уже — храм. Закон уже разрешал это. По сведениям местного станового, моленная могла вместить до 500 человек. Она располагалась в ста саженях от синодской церкви, была крыта железом — дело по тем временам дороговатое.
В 1906 году Родион Ульянов привлекался к суду за «присвоение сана». Свидетелем выступал синодский священник из Колодясс В. Волков, обвинителем — становой пристав, не явившийся на заседание. Суд не принял во внимание доводов защиты. А все «преступление» священника состояло в том, что он отказывался именовать себя старообрядческим наставником или начетчиком, считая это неверным по существу. Суд постановил подвергнуть Ульянова «денежному штрафу в пользу земства на устройство мест заключения в двадцать пять рублей» или — месяц ареста.
Священник подал на апелляцию. Жалоба его сохранилась. Она передает подробности дела.
«В Жиздринский уездный суд апелляция.
Для ясности дела дозволю себе коснуться исторической стороны. В 1903—1904 годах я, апеллятор, выписывал для себя журнал Дружеские речи”. На адресной стороне бандероли редакция журнала обозначила меня старообрядческим священником. Такая бандероль одного из номеров журнала, как видно, попала к православному священнику с. Колодясс Волкову, свидетелю по делу. Последний, как истовый защитник ваших ничтожных церковных правил, немедленно донес о таком важном событии в консисторию... Последняя сообщила о таковом моем преступлении губернскому правлению, которое и предписало Жиздринской полиции обязать меня подпиской впредь не именоваться таким наименованием. Здесь дозволю себе сказать несколько слов об обстоятельствах, которые, по моему мнению, тесно связаны с настоящим событием. В 1901 году во время Русско-китайской войны я, Ульянов, по чувству любви и долга собирал между своими единоверцами пожертвования в пользу семейств убитых и раненых русских воинов, которые я отправлял в Главный комитет Красного креста в Петербург, откуда получал квитанции в приеме пожертвований, адресованные на мое имя как старообрядческому попу. В Русско-японскую пожертвования деньгами и холстами в пользу раненых воинов, как от себя, так и от своих прихожан, я отправлял в Москву на имя председательницы Комитета Красного Креста ее императорского высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны, канцелярия которой присылала мне благодарности, адресованные “старообрядческому священнику с. Колодясс . В то же время через того же пристава 3-го стана мною был получен от председателя жиздринского комитета Красного Креста г. Каншина подписной лист для сбора пожертвований, адресованный на имя священнослужителя старообрядческого с. Колодясс, а в полученных мною квитанциях в приеме высланных мною денег и вещей я обозначился старообрядческим священником. Таким же образом во всех сказанных случаях помимо моей воли и желания я был именован священником старообрядческим. Когда же я, апеллятор, положительно узнал из Высочайшего указа от 17- го апреля, пункт 9, что наше духовенство не должно называться православными иерархическими наименованиями, а должны называться: старообрядческие духовные лица — настоятелями, а сектантские — наставниками, то я, Ульянов, дал обязательство не именоваться более священником... Имея в виду, что на нашем обыденном языке слова “священник”, “поп”, священнослужитель”, “настоятель” имеют все одинаковое значение и что если помимо моей воли и желания меня называли священником , то нет оснований признавать в моем деянии какого-либо намеренного проступка, а потому я дозволю себе надеяться, что приговор г. земского начальника будет отменен...
10 октября 1906 г.
Старообрядческий настоятель Родион Иванович Ульянов»[38].
Был ли отменен приговор, установить мне не удалось.
На рубеже XIX—XX веков колодясское старообрядчество окрепло. Тому во многом способствовало появление своего духовенства, моленных и, конечно, объявление религиозной свободы. Синодский храм, появившийся по воле помещицы, пришел в упадок и ветхость. В середине 1880-х годов жиздринский уездный исправник доносил губернатору, что в селе более 1100 старообрядцев и лишь около 30 человек, принадлежащих к господствующему вероисповеданию[39]. Спустя десять лет решено было перенести синодский приход из Колодясс в соседнюю деревню Милеево. Возведение здесь каменной церкви завершено было только к 1910 году. Оно шло более десяти лет. Колодяссы «вытолкнули» синодскую церковь со своей земли — не прижилась...
В феврале 1907 года колодясские противоокружники подали в губернское правление прошение о регистрации общины. Ее первым председателем был избран сухиничский мещанин Иван Прокофьевич Власов. Спустя три года его сменил Петр Михеевич Газин[40].
В том же 1907 году губернское правление зарегистрировало Покровскую общину колодясских старообрядцев, признававших омофор Московской ариепископии. В 1909 году на общем собрании избрали ее председателя — Савелия Федотовича Паршикова[41].
В 1910 году подали ходатайство о регистрации прихожане Троицкого храма. 2 января 1911 года общее собрание этой общины решило строить каменную церковь. В постановлении говорилось, что она объединяет около тысячи человек (в приход входили деревни Высокое, Мокровские дворы, Ресетинские дворы, Котуновка), для строительства «наработано» 60 тысяч штук кирпича и заготовлено 10 кубов дров для его обжига, есть наличный капитал — около тысячи рублей. Рублей за 500 планируется продать здание старой моленной. Колокола есть. Собрание сочло необходимым организовать сбор пожертвований на храм[42].
В 1912 году церковь уже строили — закладывали бут. Смета предполагала, что работы обойдутся в 25–30 тысяч рублей.
Против разрешения старообрядцам собирать пожертвования решительно высказался жиздринский уездный исправник. Его рапорт губернатору, где он обосновывает свою точку зрения, интересен не только как источник сведений о самых влиятельных членах общины. Рапорт свидетельствует, что в эпоху, когда подавляющее большинство гражданских чиновников давно махнули рукой на старообрядцев, еще были люди, не изменившие старых «охранительных» убеждений. И указ 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» не повлек все-таки массового пересмотра взглядов на старообрядчество. Еще требовалось время. Да и как иначе? Впрочем, слово «раскольник» уже медленно исчезало из лексикона.
«По собранным сведениям оказывается, что старообрядцы села Колодясс вообще люди не из бедных, приход их составляет около 1500 душ и при их отзывчивости к своим религиозным нуждам они несомненно имеют полную возможность построить храм своими собственными средствами, естественно, только не сразу, а в продолжение известного времени, без всяких, так сказать, всероссийских сборов пожертвований. Старообрядцы, ходатайствуя о разрешении посылать сборщиков пожертвований, имеют в виду не одно только увеличение денежных средств на постройку храма, но заботятся и о, так сказать, афишировании и рекламировании вообще старообрядчества... Я позволяю себе доложить Вашему сиятельству, что с моей точки зрения разрешение просимого старообрядцами сбора пожертвований не вызывается действительной необходимостью и что ходатайство просителей не заслуживает удовлетворения»[43].
Пояснив, что открытый денежный сбор будет способствовать «столь желаемому старообрядцами подъему духа», что и принадлежащее к господствующей церкви население будет жертвовать на колодясский храм, исправник поведал о самых видных людях Троицкой общины. Председатель Петр Артамонов имел два дома, надел земли на 4 души и 25 десятин по купчей крепости, 15 коров, 8 лошадей, 25 свиней, покупал мелкие участки леса на сводку. В обороте у него было около трех тысяч рублей. Мартын Матвеевич Гуков владел, по словам исправника, десятью тысячами наличного капитала, имел 40 десятин купчей земли и 30 коров, 10 лошадей, 30 овец. Жил в собственном имении на хуторе близ Колодясс. (В 1915 году Гуков стал председателем вновь образовавшейся старообрядческой общины в деревне Высокой, о чем упоминалось ранее). Третий из зажиточных колодясских крестьян, Федор Терентьевич Леонов, владел сорока десятинами земли, двумя домами. У него было 20 коров, 8 лошадей, 30 овец, пять тысяч рублей капитала в обороте. Четвертый в списке исправника — Матвей Григорьевич Маркин (встречается другой вариант фамилии — Марков) — выглядит беднее всех: 15 десятин земли, надел, пять коров, две лошади. Матвей Маркин исполнял должность товарища (заместителя) председателя совета общины[44].
Министерство внутренних дел разрешило колодясским старообрядцам проводить сбор пожертвований в течение трех лет, при этом денежная сумма не должна превышать 30 тысяч. Важная оговорка — собирать можно только среди старообрядческого населения[45].
В 1912—1913 годах происходит сближение колодясских «ок- ружников» и «противоокружников», затем примирение и объединение их. То было время рассвета местного старообрядчества. Строится крепкий каменный храм. Разрешен сбор денег. Приход господствующего вероисповедания упразднен. Несостоятельность раздора осознал и отец Илия Шелепов, признавший омофор Московской архиепископии. В январе 1913 года Колодяссы посетил епископ Павел (Силаев) Калужско-Смоленский, он провел две службы, в разных храмах, в том числе бывшем противоокружническом. Семь священников служили вместе с ним. Отец Родион Ульянов был возведен епископом Павлом в протоиереи[46]. Илия Шелепов получил от епископа предложение переехать в Калугу и служить в одном из храмов, но этому не суждено было свершиться.
«Это первое появление архипастыря среди пасомых вызвало чувство глубокого религиозного подъема. Владыку вышли встречать все старообрядцы, разделившиеся до сих пор кличкой “окружников” и “неокружников”. Сильное слово представителя Христовой Церкви довершило то великое дело мира, которое было начато представителями от мирян», — писал корреспондент журнала «Церковь»[47]. Имущество двух Покровских общин было объединено. В 1914 году старообрядцы избрали единый совет новой общины, куда вошли как бывшие «окружники», так и «противоокружники»[48].
В воскресенье 22 сентября 1913 года в Колодяссах прошла закладка каменного храма во имя Святой и Живоначальной Троицы. Накануне сюда вновь прибыл епископ Павел с диаконом и стихарными. После литургии в старом храме и крестного хода к месту закладки отслужили молебен. Епископ Павел первым положил камень в основание будущей церкви, затем пять священников и попечители[49]. В самом конце февраля — начале марта 1914-го владыка снова посетил Колодяссы[50].
В 1918 году по уезду прокатился антибольшевистский бунт. Священник Троицкой церкви Фаддей Агафонов скрывался в это время в деревне Брусны у своего духовного отца Сергия Ахромешина. Зажиточные старообрядцы были вынуждены покинуть родные места. Навсегда. О судьбах их сведений пока нет.
В 1935 году Фаддей Агафонов был привлечен к следствию по обвинению в контрреволюционной агитации. «Шатен, рост выше среднего, нос острый», — следователь не обременял себя подробным описанием примет и это все, что известно о том, каким священник был внешне. Под стражу его заключили в Брянске.
Священники колодясской округи, старообрядческие и нет, хорошо друг друга знали. Их объединила общая беда. Они собирались вместе, обсуждая то положение, в которое поставила их власть. Беседовали о житейских делах, налогах, насилии над духовенством, о коллективизации. На встречи эти обратило внимание НКВД. Одна из таких встреч, на квартире у хвастовичского священника Титова, была выставлена как «нелегальное совещание духовенства» — со всеми отсюда вытекающими последствиями.
«Иногда приходится в беседах сопоставлять построение советской власти с писанием в Библии», — признался Фаддей Агафонов на допросе. Следователь попросил уточнить, какие места из книги имеет он в виду. «В таких случаях... мы разбирали места из Евангелия от Матфея, где сказано: придет то время, когда пойдет брат на брата, начнутся войны, трусы по местам (землетрясения), но мужайтесь, не <это> кончина, а подобает сему быти, но это временный период. Это относится и к построению советской власти и коллективизации. Даты я привести не могу, потому что Библия и Евангелие — это настольные книги священника, которые являются постоянными нашими спутниками и по своему сану как я, так же и др[угие] священники обязаны ежечасно напоминать об этом своей пастве».
Ответ записан сумбурно, но, тем не менее, он красноречив. Цитируем далее протокол допроса:
«Вопрос: Построение советской власти и коллективизация сельского хозяйства, по-вашему, по чьей это воле происходит?
Ответ: Поскольку советская власть своими законами разрушает устои религий, церкви, храмы и т.д., постольку, безусловно, это является делом не рук Бога, а рук сатаны. Но от этого только окрепнет и очистится православная вера — так сказано в Библии...»[51].
Обвинение выставило встречи священников как заговор, где «прорабатывались планы контрреволюционной деятельности, основной упор был взят на индивидуальную обработку крестьян-единоличников с целью недопущения их в колхозы, внедрение в крестьянские массы священного писания с антисоветским толкованием, что организация колхозов — дело рук сатаны, колхозы недолговечны, что они распадутся, что крестьян в колхозы загоняют силой и т. д.»[52]. Как ни странно, но большинство священников, арестованных по этому делу, освободили. В том числе и отца Фаддея. В следственных документах упоминается и Родион Ульянов. Но пока сложно наверняка утверждать, что он тоже подвергся аресту.
Отец Родион умер в 1936 году, его похоронили не на колодясском кладбище, а на другом, тоже расположенном недалеко от села. По воспоминаниям старожилов, с которыми мне довелось общаться в Колодяссах, вскоре после похорон могила священника была осквернена грабителями. Ее раскопали, вскрыли гроб, похитили большой наперсный крест и валенки, в которые покойный был обут. Верующие потом переобули его в простые «лапотки» и привели могилу в порядок...
В 1937 году Фаддей Агафонов вновь был арестован. Вместе с ним в НКВД забрали еще пять человек. Священника в чем только ни обвиняли: в убийстве 20 человек во время бунта в 1918 году, в контрреволюционной агитации, в распространении «гнусных частушек» о коммунистической партии, в срыве перевыборов в колодясский сельсовет в 1930 году, в устройстве на дому моленной. Отец Фаддей не признал ни одного из обвинений. А они росли, как снежный ком. Под конец следствия «выяснилось», что благодаря руководимой Агафоновым группе местный колхоз «Заря» в 1936 году сгноил 15000 снопов конопли и тресты, поморозил картофель[53].
19 ноября 1937 года на заседании особой тройки при управлении НКВД по Орловской области священника приговорили к расстрелу.
По одному делу с отцом Фаддеем проходил живший в Малоярославце Стефан Иванович Леонов, певчий. В документах он фигурирует иногда как диакон, но это ошибка, допущенная следствием в спешке. Стефан Леонов занимался при церкви изготовлением вечей, когда-то имел два дома, пять лошадей, с десяток коров, до 10 гектаров купчей земли. После революции его хозяйство резко беднело, а Леонов угодил в «кулаки». В 1930 году его осудили за хулиганство. Возвращаясь спустя семь лет к этому моменту биографии Леонова, следователь в 1937-м спрашивал:
— Скажите, в чем выразилось ваше хулиганство?
— В чем выразилось мое хулиганство, я не знаю, — был ответ[54].
Стефан Леонов не признал никаких обвинений. Получил он тот же приговор, что и священник — расстрел.
Еще в «контрреволюционную группу» входили:
- Писарев Лукьян Лукьянович (род. 1877). Он был до революции городовым в Москве. На время ареста числился крестьянином-единоличником. Приговорен к расстрелу.
- Леонов Арсентий Стефанович (род. 1906) — сын С.И. Леонова. Получил 10 лет лагерей.
- Рыгалин Нестор Иванович (род. 1881). Получил 8 лет лагерей.
- Артемова Акулина Кузьминична (род. 1889), «келейница». В 1935 году была судима «за расхищение социалистической собственности», получила тогда год исправительных работ. В 1937-ом — 10 лет лагерей[55].
По преданию, которое пересказывали мне старожилы Колодясс, поводом для ее ареста стали слова, сказанные о местных активистах: «Род сей нечестивый погибнет». Артемова работала 1 рудниках, перевозила нагруженные углем тачки. Отбыв срок или большую его часть), она вернулась в Колодяссы, умерла в середине 1960-х.
В 1937 году был арестован и осужден на восемь лет Михаил Прохорович Сомкин — один из членов совета объединенной Покровской общины, избранного в 1914 году. Подробнее изучить репрессии, прокатившиеся по Колодяссам, — задача будущего, когда для краеведов станут доступными все документы. О возрождении прихода в некогда большом, полностью старообрядческом селе ныне говорить сложно. Память о прошлом в Колодяссах жива, но людей, знающих устав и службу, здесь практически нет.
На месте храма, где служил Фаддей Агафонов, стоит одинокая раскидистая сосна и дом, где проживает внук упомянутого уже Лукьяна Писарева Василий. На месте храма отца Родиона Ульянова тоже расположен жилой дом. Каменный Троицкий храм удалось построить лишь до уровня окон — помешала революция. В советское время, после войны, стены были разобраны на хозяйственные нужды. Фундамент храма выкопали для тех же целей. Кстати, в годы войны возле села произошло большое танковое сражение. На бронированные машины в окрестностях Колодясс можно было натолкнуться еще в 1946 году — их долго не убирали. Старожилы рассказывают о двух подбитых танках, немецком и советском, которые стояли, направив орудия друг на друга. Но это уже особая история...
[1] ГАКО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 383. Л. 125.
[2] Там же. Лл. 95–96.
[3] Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины // Собр. соч.: В 8 томах. М., 1976. Т. 7. С. 444.
[4] ГАКО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 383. Л. 297. Указание на совершение венчания кажется странным: будучи иноком, архимандрит Геронтий не мог совершать мирских треб. Но что написано пером...
[5] Там же. Л. 301.
[6] Там же. 302. А вот что пишет П.И. Мельников-Печерский в «Очерках поповщины» (Указ. соч. С. 431–432): «Говорят, будто в 1829 году сидел некоторое время в этом доме (речь идет об особом доме для умалишенных на Рогожском кладбище. – В.Б.) на цепи и греческий архимандрит Геронтий. Не имея на то документальных доказательств, не утверждаем и не отвергаем этого, но передаем как слух, впрочем, весьма вероятный». На цепь здесь сажали за пьянство и бесчинство. В 1829 году Геронтий не мог быть на Рогожском кладбище. Он находился под следствием. Абсолютно ложный слух Мельников-Печерский выдает за «весьма вероятный». Иными словами, он прибегает к приему «сплетни в виде версий».
[7] Мельников П.И.(Андрей Печерский). Указ. соч. С. 444–445.
[8] Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга, 1900. С. 45.
[9] ГАКО. Ф.32. Оп. 1. Д. 1108. Л. 1.
[10] Боченков В.В. Но до конца да соблюдите истинную веру // Старообрядчество: история, культура, современность. 1999. №7. С. 9.
[11] ГАКО. Ф. 62. Он. 1. Д. 2284. Л. 1.
[12] ГАКО. Ф. 62. Он. 19. Д. 221. Л. 3.
[13] ГАКО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 714. Лл. 87–90об.
[14] ГАКО. Ф. 130. Оп.1. Д. 737. Л. 396.
[15] Там же.
[16] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 294. Л. 3.
[17] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 221. Л. 1.
[18] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 335. Л. 11.
[19] ГАКО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 562. Л. 4.
[20] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 173. Ед. хр. 1. Лл. 135–135 об.
[21] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 172. Ед. хр. 4. 88 об. –89. См. так же Прошение старообрядцев Колодясс о рукоположении Е.С. Соволикова. Он указан здесь (без фамилии) как крестьянин деревни Милеево. Датировано ходатайство 9 января 1869 г.
[22] ГАКО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 550. Л. 3.
[23] ГАКО. Ф. 56. Оп. 2. Д. 43. Л. 12–13.
[24] ГАКО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 562. Л. 38.
[25] Там же. Л. 63. Любопытно, что в то же самое время известный гонитель старообрядчества писатель Ф.В. Ливанов предлагал за счет земства обеспечить постоянное жалование священникам господствующей церкви.
[26] Справка об отобранных у старообрядцев храмах, монастырях, церковной утвари, богослужебных книгах и прочих церковных принадлежностях // Старообрядцы. 1908. №7. С. 581–582.
[27] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 177. Ед. хр. 1. Л. 4 об.
[28] ОР РГБ. ф. 246. Карт. 177. Ед. хр. 3. Л.7. Указываемое прошение старообрядцев Колодясс о рукоположении Флора Агешина не датировано, подшито к январским письмам 1874 г.
[29] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 177. Ед. хр. 1. Л. 91.
[30] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 178. Ед. хр. 1. Лл. 16 об.–18 об
[31] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 177. Ед. хр. 4. Лл. 63–64. В феврале 1874 г. священноинок Моисей приезжал к архиепископу Антонию в Москву и просил освободить его от запрещения, но архиепископ не решился сделать это единолично, предложив разбор его дела Московскому духовному совету, который не нашел оснований для разрешения (Там же. Лл. 65–66 об.).
[32] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 182. Ед. хр. 1. Лл. 72–72 об.
[33] ГАКО. Ф. 32. Оп. 13. Д. 4303. Л. 17 об.
[34] ГАКО. Ф. 32. Оп. 13. Д. 4382. Л. 1.
[35] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 277. Лл. 61, 62.
[36] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 278. Лл. 15–15 об.
[37] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 1511. Л. 5 об.
[38] Там же. Лл. 18–19. Под «русско-китайской войной» священник имеет в виду Ихэтуаньское («Боксерское») восстание в Китае, в подавлении которого вместе с США, Англией, Францией и другими державами участвовала и Россия. Мятеж был подавлен в 1901 году.
[39] ГАКО. Ф. 32. Оп. 13. Д. 4382. Л. 4.
[40] См.: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2220.
[41] См.: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2222.
[42] См.: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2274.
[43] Там же. Лл. 36–36 об.
[44] Там же. Л. 48.
[45] Там же. Л. 40.
[46] Село Колодяссы Жиздринского уезда Калужской губ. // Церковь. 1913. №7. С. 171. (В журнальной публикации название село искажено: Кладясы).
[47] Там же.
[48] ГАКО. Ф. 62. Он. 19. Д. 2222. Л. 38.
[49] Село Колодяссы Калужской губернии // Церковь. 1913. №42. С. 1019.
[50] С. Колодяссы Калужской губ. // Старообрядческая мысль. 1914. №5. С. 509–510. Подпись — Прохожий.
[51] Боченков В.В. Годы и приходы. М., 2001. С. 44–45.
[52] Там же. С. 45.
[53] Там же. Треста — конопляная или льняная солома.
[54] Там же.
[55] Из бездны небытия. Книга памяти репрессированных калужан. Калуга. Т. 1. С. 95; Т. 2. С. 289; Т. 3. С. 36, 120.