МЕДЫНЬ — уездный (ныне районный) центр Калужской области. По данным на 1905 год, общее население города составляло около 4400 жителей. Число старообрядцев в начале 1910-х годов равнялось примерно одной сотне человек[1]. Небольшая заметка, опубликованная в 1907 году в газете «Слово правды», указывала, что в Медыни проживает 20 старообрядческих семейств[2]. В приход входили, кроме того, окрестные деревни и поселок Мятлево. Медынский старообрядческий храм освящен был во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.
Покровский храм в Медыни. Современный вид
*
Заметную роль в становлении старообрядческого прихода в Медыни сыграл зажиточный горожанин Ефим Степанович Баранов (род. в 1833-м или около). Он был крещен в господствующей церкви, но с детства проживая в Полотняном Заводе, присоединился там (или родителями был присоединен) к старой вере[3]. Он от рождения был старообрядцем, просто, как многие, крещен в господствующей церкви был вынужденно.
В 1872 году Е.С. Баранов был избран в медынскую городскую думу. На имя калужского губернатора пришло анонимное письмо, общий тон которого указывал, что старообрядец там очень нежелателен.
«Его превосходительству
господину Калужскому гражданскому губернатору и кавалеру. От утесняемых граждан города Медыни всепокорнейшее прошение.
В городском медынском нашем обществе находится на службе в городской управе и на будущий год выбран жеребьевкой мещанский староста Ефим Степанов Баранов, который по нашему общему мнению, вере христианской и смыслу гражданскому не может быть общественным должностным лицом, ибо он держит сектантский обряд, во всякое время, даже без службы противен христианам и враг христианству. Посему уведомляем Ваше превосходительство убедить нас в истине и праве закона, может ли сектант служить обществу, на что нетерпимо ожидаем Вашего начальнического распоряжения в уверенности удовлетворения»[4].
Не исключено, что перед нами — образчик тогдашней предвыборной борьбы. Так или иначе, но за Баранова заступилось все медынское мещанское общество, попросившее губернатора утвердить его в должности. Дал о нем положительный отзыв и уездный исправник, написавший, что Ефим Степанович «придерживается старообрядчества потому только, что к оному принадлежали его отец, мать, дед и бабка. Сборищ раскольников в его доме не бывает и заметного значения его в среде единомышленников не выказывается. Баранов тихого и степенного образа жизни и по свойству своего характера и складу ума не способен к влиятельному содействию раскольнической пропаганде, в чем он и не был замечен»[5]. Роль Баранова в местном старообрядчестве здесь приглажена. Если не в семидесятых годах, то в последующее время Баранов устроил в своем доме моленную, которая стала общественной. Учитывая положительные отзывы, а также и то, что должность Баранова не особенно высока, Министерство внутренних дел в конце мая 1873 года разрешило губернатору утвердить Баранова, что и было сделано.
Собственного священника медынские старообрядцы в девятнадцатом веке не имели. Если требовалось ребенка крестить, венчаться, ездили за семнадцать верст в Таракановку. К ней и принадлежал медынский приход. Этой деревни сейчас не существует. Безусловно, позволить себе такие поездки могли те, кто имел собственных лошадей, да и при этом регулярное посещение служб было затруднительно. Молились в частном доме с уставщиком по двунадесятым праздникам. Конечно, в важных случаях посылали за священником в Таракановку.
В 1907 году, когда преследования старообрядцев прекратились, в Медыни произошло знаменательное событие: старообрядческий священник в полном облачении прошел по городу до кладбища с похоронной процессией. «Так как проводы совершали в первый раз, то новообрядцы со вниманием смотрели, как о. Нил (Бойков, из Таракановки. — В.Б.) служил при остановке литию, и подавали деньги, чтобы отслужить панихиду. Медынцы надеются, что у них со временем будет воздвигнут храм»[6].
Страница рукописных Ирмосов. Работа священника Николы Смирнова) (Медынь). 1888 год
В 1909 году умер медынский купец-старообрядец Иван Матвеевич Шувалов, завещавший 4000 рублей на возведение в городе каменной церкви. В 1911-м медынская старообрядческая община зарегистрировалась в губернском правлении, а старообрядец Андрей Ефимович Баранов (сын Е.С. Баранова), в доме которого проходили богослужения, пожертвовал для строительства свою усадебную землю. На первом общем заседании общины в июне того же года он был избран ее председателем. В декабре 1911 года священник Никола Васильевич Смирнов получил благословение от епископа Ионы (Александрова) Калужско-Смоленского служить в Медыни, и на праздник Рожества Христова, 25 декабря, совершил в молитвенном доме Баранова первую торжественную службу. На собрании общины он заявил, что служить в Медыни согласен безвозмездно[7].
Немного расскажем об Андрее Баранове. Он родился в 1971 году. Ту же ответственную должность председателя доверила ему община спустя три года, в 1914-м, на повторных выборах. Уважаемым был он человеком и, кстати, как и отец, проявлял активность в общегородских делах. Например, в 1910 году Андрей Баранов избирался членом медынской горуправы, заведующим медынским военно-конным участком[8]. В годы советской власти трагически сложилась его судьба. В 1930-м году, когда он трудился чернорабочим заготпункта «Смычка» в Медыни, арестовало его ОГПУ и по 58 статье приговорили Баранова (было это Рождественским постом, 27 декабря) к восьми годам лагерей. К счастью (хотя какое это счастье), длительный срок заменили высылкой в Северный край[9].
Подпись А. Баранова стоит под прошением о строительстве храма, поданном в губернское правление. В пояснительной к нему записке говорится, что церковь проектировалась в «русском стиле 17-го столетия» и рассчитана на 175 молящихся. В марте 1912 года строительное отделение губернского правления одобрило проект[10].
Священник Никола Смирнов родился в Таракановке 15 июля 1856 года. Потом надолго из Калужской губернии уехал. В 1896 году в известном старообрядческом Предотечевом монастыре (Черниговская губерния) епископ Сильвестр (Малышев) Балтский рукоположил Смирнова во священники в город Житомир. Отец Никола послужил какое-то время в посаде Добрянка, потом в деревне Матюково Новоторжского уезда Тверской губернии, в тамошнем Сергиевском храме. И уж оттуда переведен был в Медынь, поближе к родине. Официально священник стал проживать в Медыни с 20 мая 1911 года[11]. Последнее упоминание о нем мне встретилось в документах 1928 года[12].
2 февраля 1912 года в Медыни прошли еще одни открытые похороны местного старообрядца Сергея Васильевича Гринёва. Ранее отпевание совершалось на дому. «Такие похороны заинтересовали многих из новообрядцев, которые со вниманием смотрели, как наши священники служили литию при остановках, когда несли на кладбище». Священников было двое: Никола Смирнов и Нил Бойков из Таракановки. Покойный был членом медынской старообрядческой общины[13].
15 апреля 1912 года на собрании медынской общины был одобрен проект каменного храма, его приблизительная смета составила 15000 рублей. В строительный комитет, кроме А.Е. Баранова, избраны были местные старообрядцы А.И. Шувалов, И.Г. Чич- кин, И.В. Пашутин, И.Д. Афанасьев. Решено было также провести крестный ход на реку Медынку в день праздника Преполовения Пятидесятницы для освящения воды. Купцы-старообрядцы изъявили согласие на то, чтобы в день хода не открывать торговых лавок до его окончания[14].
Закладку Покровского старообрядческого храма предполагалось осуществить в мае 1912 года. Но в Медыни тогда произошел сильный пожар. «Сгорело более полуста домов и много лавок — в общем с лавками 100 зданий. Люди бегали в панике. Имущество спасать было невозможно», — писал об этом бедствии журнал «Церковь»[15]. У Андрея Баранова тоже сгорела лавка с товаром. И другие зажиточные старообрядцы пострадали. Пришлось закладку переносить. И состоялась она 17 октября того же 1912 года. Чин закладки отслужил Никола Смирнов. После богослужения он произнес слово о значении храма для православных христиан, отметив, что закладка совершается в знаменательный для старообрядческой Церкви день: именно 17 октября подписал в 1905 году император Николай II указ «Об укреплении начал веротерпимости».
В тот же день было решено отправить на Высочайшее имя телеграмму с выражением верноподданнейших чувств. Далее от имени общины А. Баранов зачитал священнику благодарственный адрес за плодотворную и полезную для местного старообрядчества деятельность. Провозгласив многолетие государю императору и всему царствующему дому, как тогда повсеместно это делалось в торжественных случаях, старообрядцы крестным ходом вернулись в моленную[16].
В 1913 году к Пасхе возведена была колокольня. Колокола подвезли с задержкой, всего их было шесть. 16 апреля все их торжественно водрузили на новую колокольню. 30 мая в Медынь прибыл епископ Калужско-Смоленский Павел (Силаев). Встречать его на железнодорожной станции выехали А. Баранов и член совета общины Д. Изюмов. В городе владыка был уже в одиннадцать дня, в четыре после полудня, когда начался благовест ко всенощной, старообрядческий епископ приступил в молитвенном доме А. Баранова к богослужению. С ним вместе служили пять священников и один диакон. Долгая старообрядческая служба закончилась в одиннадцать вечера. На следующий день в шесть утра началась литургия. После нее с крестным ходом епископ Павел проследовал к месту строительства храма, где отслужил молебен. Окропив святой водой строительный материал, он первым положил в основание кирпич, за ним то же сделали и священники. Так прошло в Медыни первое старообрядческое богослужение с архиереем[17]. Через два года Покровский храм полностью был выстроен. Возведение его, по данным 1913 года, обошлось уже в 25000 рублей. Местный банк, для примера, располагал тогда основным капиталом в 20 тысяч, бюджет всего города за 1909 год равнялся также 20 тысячам.
Новый храм освятил 28 июля 1915 года тот же епископ Павел. К его приезду церковь убрали изнутри цветами, а снаружи у входа сделали арку из зелени. Вместе с архиереем Павлом в освящении храма участвовали священники Никола Смирнов, Нил Бойков (Таракановка), Петр Уксов (Полотняный Завод), Лука Ленин (Горбатово), Петр Сдобников (Фокино), Фома Хрусталев (Щелканово). Во время литургии за труды по строительству церкви епископ Павел возвел отца Николу в протоиереи. После богослужения были сказаны речи и поздравления, а медынскому священнику поднесли наперсный крест, и все присутствовавшие поклонились ему до земли.
Спустя два года грянули две революции. Среди документов отдела рукописей Российской государственной библиотеки мне встретилось письмо отца Николы, написанное в 1917-м. Он жалуется, что не может объяснить прихожанам, молиться за отрекшегося от престола царя или нет, а местный епископ не дает никаких разъяснений. «Я и моя паства без ответа, и нам стыдно за своих архипастырей, что они до сих пор находятся в глубоком молчании и нам ничего не говорят»[18]. Письмо датировано девятым марта, то есть написано оно было по горячим следам, сразу после отречения Николая II. Понятно, что события тогда развивались с такой быстротой, что разобраться, определить отношение к ним просто не хватало времени. Молчание, которым тяготился отец Никола и его прихожане, понятно и объяснимо. Письмо свидетельствует о желании разобраться в ситуации, о том, что священник был неравнодушен к делам церковным и происходящему в стране.
В советские годы церковная жизнь стала мало-помалу затихать. Храм продолжал действовать, но священник Никола Смирнов оказался в самом бедственном положении. В одном из писем архиепископу Мелетию (Картушину) Московскому он сетовал: «Живу вдовствую с прискорбием, квартира самая-самая плохая, холодная печь еще хуже. Община отказалась исправлять, а я не имею средств. Храм каменный не отопляется, служу очень редко, только великие праздники, потому [что] дьячка нет и не хотят его иметь, а в праздники приходят сами прихожане и пособляют мне. Живу на самом скудном пособии 15 р. в месяц. Прихожане очень мало посещают храм, а молодой народ почти развратился, постов не соблюдают... Владыка Савва приезжал, увещевал, но ничего не помогло, и по сие время разврат, разврат. Живу с сиротами 5 чел[овек], нет отцов и матерей. Служу. И оплакиваю свою горькую участь». Датируется письмо 8 декабря 1926 года и очень возможно, что это старый стиль[19].
В 1930 году Покровскую церковь закрыли. С тех пор она служила всяким нуждам человеческим, кроме духовных. Некоторое время в ней располагалась пивная. Сейчас храм передан медынской общине РПЦ. В самой Медыни фактически нет старообрядцев.
[1] Г. Медынь Калужский] губ. // Церковь. 1913. №1. С. 23.
[2] Гор. Медынь, Калужский] губ. // Слово правды. 1907. №93 от 18 ноября. С. 3.
[3] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Л. 112.
[4] ГАКО. Ф. 32. Оп. 5. Д. 1106. Л. 1.
[5] ГАКО. Ф. 32. Оп. 6. Д. 93. Л. 22.
[6] Гор. Медынь, Калужской] губ. // Слово правды. 1907. №93 от 18 ноября. С. 3.
[7] Г. Медынь Калуж[ской] губ. // Старая Русь. Рига, 1912. №3 С. 57–58.
[8] ГАКО. Ф. 826. Он. 1. Д. 917. Лл. 175, 294.
[9] Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Калуга 1993. Т. 1. С. 122–123.
[10] См.: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2290.
[11] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 706. Л. 23. См. также: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2290. Лл. 15, 20, 23–24.
[12] ГАКО. ФР-2974. Оп. 2. Д. 79. Л. 18.
[13] Г. Медынь Калужский] губ. // Старая Русь. 1912. №7. С. 119–120. Автор заметки говорит, что это первые открытые похороны. Однако первыми были похороны, о которых упоминает приведенная выше заметка из «Слова правды». Кстати, в старообрядческой периодике не упоминается о смерти Е.С. Баранова, очевидно, он упокоился до 1905 года, когда старообрядцы получили возможность издавать свои газеты и журналы.
[14] Гор. Медынь Калужской губ. // Старая Русь. 1912. №8. С. 141.
[15] Г. Медынь Калужск[ой] губ. // Церковь. 1912. №23. С. 565.
[16] Г. Медынь Калужской губ. // Церковь. 1913. №1. С. 23.
[17] Город Медынь Калужской губернии // Церковь. 1913. №32. С. 778–779.
[18] ОР РГБ. Ф. 246. Оп. 1. Карт. 201. Ед. хр. 6. Л. 7.
[19] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 4. Ед. хр. 737. Лл. 2–2об.