БЕКЛЕШИ располагались бы сегодня в Износковском районе. До революции 1917 года это была деревня в Гиреевской волости Медынского уезда. Ныне ее не существует, точнее, на месте былой деревни расположен обычный дачный поселок. Если ехать из Износок на Шанский Завод, он будет справа от бетонки, не доезжая деревни Фокино. Мне как-то довелось проделать этот путь на велосипеде, но я, увы, не смог угадать без посторонней помощи поворота... В деревне было два храма, община именовалась Троицко-Никольской. Исчезли с современных карт села, находившиеся недалеко от Беклешей, — Прудки (4 версты), Желанье (4 версты), Строилово (7 верст), Пречистое. Приход был небольшим: в 1900-х здесь значилось всего шесть дворов старообрядцев, и в близлежащих «прочих деревнях где двор, где два»[1].
*
В июне 1884 года беклешовцы Яков Александров и Феоктист Рябинин подали калужскому губернатору прошение разрешить им иметь в деревне молитвенный дом. Они упоминали, что такое же ходатайство было направлено и в Министерство внутренних дел. Идет время, дело рассматривается, и им нужно где-то временно, до официального разрешения, собираться на общую молитву. Здание моленной было выстроено в том же году. Население Беклешей составляло тогда 74 ревизских души, из них лишь 12 не были старообрядцами[2]. Для строительства был проведен денежный сбор. Люди давали, кто сколько может, бедные от 15 копеек, побогаче — от 10 рублей до ста. Министерство внутренних дел отказало в разрешении. Власть выяснила, что в Беклешах уже есть одна моленная и, следовательно, во второй нет надобности[3]. Вскоре медынский уездный исправник донес губернатору, что 20 мая 1886 году становой пристав выявил незаконную моленную в Беклешах, устроенную в доме крестьянина Якова Петровича Смирнова. Служит тут и священник — Алексей Родионович Смирнов[4].
К суду был привлечен сын хозяина молитвенного дома, тоже Яков Смирнов. Ничего ему не было. После 1883 года закон не возбранял устройство домовых моленных, другое дело — строить новые, это запрещалось. По сведениям, которые собрал медынский уездный исправник, моленная Смирнова в Беклешах влиянием не пользовалась, часть старообрядцев хотела собираться на моление в другом доме. В то же время он подчеркивал, что удаленное расстояние от храмов господствующей церкви в случае официального открытия моленной в Беклешах поспособствует тому, что «православные, живущие как в Беклешах, так и в соседних деревнях, будут... посещать ее, а потом и совсем перейдут в раскол». Он также указывал, что, по данным 1887 года, в деревне было 27 дворов, из них 20 — старообрядческие[5].
Видимо, новый молитвенный дом беклешовские старообрядцы начали строить из-за какого-то конфликта между собой, но суть его и причины не ясны. Противостояние было очень острым. В центре его оказался местный священник Алексей Родионович Смирнов. «В настоящее время мы решили попа под суд подвести уголовный или таким порядком взять за власа и тащить вон из деревни; но в таком раздоре мы должны ожидать ежедневно большую драку, при ней же как бы не случилось и убийства, тогда мы все окажемся не истинными, но мнимыми христианами пред Царем Небесным и земною властию», — писали беклешовские старообрядцы архиепископу Московскому Савватию (Левшину) в 1886 году[6]. За что под суд — вопрос. Что-то ускользает, поскольку не хватает сведений, но отголосок конфликта здесь слышится ясно. Одним из авторов этого обращения был упомянутый уже местный крестьянин Яков Александрович Александров, человек, по-видимому, с достатком. Он принимал активное участие в жизни местной общины, участвовал в беседах с миссионерами. В 1907 году его избрали первым председателем совета беклешовской старообрядческой общины. К тому времени Александров переехал в Калугу, где жил на Московской-Ямской улице в собственном доме[7]... Но мы немного забегаем вперед.
Архиепископ Савватий предписал Алексею Смирнову переселиться в соседнюю деревню Шатрищи. Возможно небольшой старообрядческий приходик мог возникнуть и там. Вскоре, впрочем, Смирнов снова появляется в Беклешах. Умер священник в 1907 году, и в деревне служил до конца дней[8].
Об Алексее Смирнове доносил своим духовным властям местный приходской батюшка из села Пречистого, жалуясь в 1893 году, что его деятельность «служит великим соблазном для пра вославных моих прихожан, которые неоднократно спрашивали у меня: “Почему это не запретить попу раскольническому ездить к нам в деревни...”»[9]. По его сведениям, Смирнов распространял среди старообрядцев книги известных апологетов священноинока Арсения (Швецова) и Климента Перетрухина.
В марте 1907 года беклешовские старообрядцы подали прошение о регистрации общины. В нем упоминалось, что в деревне два храма: Никольский и Троицкий, который строится. Вот — еще одно упоминание о двух церквях, которые, надо полагать, по внешнему виду были обычными крестьянскими домами. Зарегистрировали общину 16 июля 1907 года.
Священника Алексея Смирнова поддерживали благотворители Яковлевы из Санкт-Петербурга (возможно, родственники или выходцы из Беклешей, сведений нет). После его смерти они перестали оказывать помощь приходу. Епископ Иона (Александров) Калужско-Смоленский хотел объединить его с другими: в трех верстах — Фокино, в шести — Горбатово, и в одной деревне, и в другой строили старообрядческие храмы. Но, видимо, Яков Александров настоял, чтобы в Беклешах была своя церковь со священником. Только содержать его было почти не на что. Поэтому священники менялись.
Автографы членов общины Троицко-Никольского храма Беклешей и ее печать
Сменивший Алексея Смирнова отец Иоанн Русанов прожил в Беклешах один месяц и был переведен в Чертень (Мосальский уезд).
Нашелся другой кандидат во священники: Иван Митрофанович Лебедев, служивший диаконом в селе Фролове Калужского уезда. Он «согласился принять сан священника, но жена его, проводивши мужа для рукоположения, отправилась... в Беклеши осмотреть приход, и затем, приехав к епископу Ионе, со слезами уговорила мужа отказаться от священства, и остаться в прежнем приходе, так как в Беклешах прокормить одиннадцать человек нечем. И муж, послушав жены, не согласился стать священником»[10].
В 1908 году в Беклеши был рукоположен Тимофей Сидорович Чванов. О нем впереди отдельный рассказ («Мало слов, да горя реченька»). Было заключено условие «подписать под храм 4 надела земли усадебной и полевой для пользования священника и дать ему квартиру и прочее вспомоществование». Оно не было выполнено. За полгода отец Тимофей сменил в Беклешах шесть квартир и вскоре был переведен на другой приход, в деревню Дворцы.
В 1910-м его сменил о. Феодор Трефилов, о котором не сохранилось никаких сведений. И, видимо, тоже на очень короткое время.
С 1913 года в Беклешах служит Сергий Ахромешин. Через два года его перевели в сельцо Сусеи Жиздринского уезда.
15 ноября 1915 года в Беклеши был рукоположен Иоанн Пирогов, служивший до того в деревне Острая Лука диаконом. В 1917 году его переводят в деревню Горбатово, это тоже Износковский район, недалеко от Беклешей. А далее, очевидно, приход слился с соседним фокинским в один. От Беклешей до Фокино несколько километров по той же дороге в сторону Шанского Завода.
С 1908 года при Беклешах начало действовать свое кладбище, открытое на земле, принадлежащей Якову Александрову. Его площадь составляла 600 квадратных саженей[11]. В 1915 году община в деревне именуется уже Троицко-Никольской, значит, второй храм был достроен. Председателем совета избран Григорий Барановский. Троицкий храм возводился на средства Александрова и на его же земле.
Якову Александрову принадлежит идея создания в Беклешах старообрядческого монастыря. В своем ходатайстве (октябрь 1912 г.) калужским властям он писал: «В настоящее время по совету и по благословению старообрядческого высокопреосвященнейшего епископа Калужско-Смоленского Павла мною предложено устроить при той же церкви (Троицкой. — В.Б.) на моей же земле обитель для старообрядцев, желающих посвятить свою жизнь исключительно посту, молитве и уединению, а также для престарелых мужчин, бедных, не имеющих средств содержать себя. На эту обитель я обязуюсь передать принадлежащие мне около 50 десятин земли и капитал, который будет возможным мне обрести на поддержание сказанных обители и церкви. Все это вызвано и оправдывается тем, что многие из старообрядцев желают проводить монашескую жизнь или иметь спокойную жизнь и спокойное помещение, но лишены сего за отсутствием обители»[12].
Дело дошло до Министерства внутренних дел. Идея устройства монастыря не встретила препятствий, однако Департамент духовных дел отказался утвердить проект устава обители «в виду несоответствия... общепринятым для подобных уставов требованиям».
Неизвестно, удалось ли Александрову довести задуманное до конца. Но о монастыре не встречается более никаких сведений и даже упоминаний. Не исключено, что смерть могла помешать Александрову осуществить планы — он был тогда довольно пожилым человеком, а может, были и другие причины... После 1915 года сведениями о беклешовских старообрядцах, о тамошних церквях, о самом Александрове мы не располагаем, и, будучи слишком маленьким, приход, видимо, прекратил существование в первые годы советской власти (или даже чуть ранее), объединившись, как уже сказано, с Фокинским.
[1] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 284. Л. 22.
[2] ГАКО. Ф. 32. Оп. 13. Д. 4388. Лл. 1, 4.
[3] Там же. Л. 20, 27.
[4] Там же. Лл. 31, 32.
[5] ГАКО. Ф. 32. Оп. 3. Д. 456. Лл. 16-16об.
[6] ОР РГБ. Ф. 246. Оп. 1. Карт. 188. Ед.хр. 5. Л. 86 об. Прошение подавали Я.А. Александров и Феоктист Иванович Рябинин.
[7] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2232. Л. 12. Об участии Александрова в диспуте с миссионерами см.: Калужские епархиальные ведомости. Прибавления 1889. №5. С. 190-196.
[8] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2232. Л. 2 (последнее упоминание об А.Смирнове).
[9] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Лл. 39-39об.
[10] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 284. Л. 22 об. См. также Лл. 25-26 об. (объяснение епископа Ионы епископу Александру (Богатенкову) о положении в Беклешах).
[11] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 1767. (Дело о кладбище).
[12] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2308. Л. 1.