ДВОРЦЫ — деревня в Калужском уезде (ныне Дзержинском районе). По сведениям местного станового пристава, в 1877 году почти 500 человек во Дворцах были старообрядцами, и только трое числились по ведомству православного вероисповедания[1]. По другим данным, во Дворцах насчитывалось около 700 старообрядцев. Немало старообрядцев жило в окрестных деревнях. Местный деревянный храм был освящен во имя Успения Пресвятыя Богородицы.
*
Случись бы этот пожар летом, можно было бы предположить, что крышу моленной подожгла молния. Но февральские поземки мели тогда вдоль крестьянских изб. И почему возник пожар, остается лишь догадываться. Огонь уничтожил только часть крыши, «само же здание сохранилось в целости, а также осталось неповрежденным все относящееся до богослужения»[2]. Так сообщал руководству местный становой пристав. Молитвенный дом во Дворцах построили в 1823 году, и до самой зимы 1876 года ничего не случалось с ним.
В 1910 году в деревню приехал делегат совета всероссийского съезда старообрядцев В.Мельников, чтобы ознакомиться с жизнью общины. Тогда он и услышал рассказы о том, что среди сторонников синодального вероисповедания нашлись такие фанатики, которые, не давая тушить огонь, вырывали из рук пожарных шланги и насосы[3]. Документального подтверждения этому случаю обнаружить не удалось.
После пожара дворцовские крестьяне положили на крыше моленной тес, не укрепляя его гвоздями. И вот тут, как будто ремонт моленной страшней, чем сам пожар, зачастила в деревню полиция: кто ремонтировал, кто клал на крыше горбыли, какой вид имела моленная до и после пожара?.. Тут бы могли, конечно, помочь исправнику со становым те самые люди, что отнимали у пожарных шланги, да, видно, власть обошла их стороной, опрашивая очевидцев пожара. Следствие ничего толком не установило. Моленную же опечатали, и простояла она закрытой до апреля 1880 года[4].
Когда Калужский окружной суд постановил снять печати, дворцовские крестьяне Никола Дерюгин и Захар Кузнецов подали калужскому губернатору прошение, чтобы дозволил официально провести ремонт. Разрешение получено было в феврале 1881 года. Губернатор подчеркивал, обращаясь к местным властям, что этот шаг навстречу не отменяет запретительных указов, но (поскольку в деревне очень много старообрядцев) «вызывается лишь крайнею необходимостью и потому желательно, чтобы таковое разрешение не было по возможности оглашаемо»[5].
Самостоятельный приход стал возникать во Дворцах в первой половине 1870-х. Ранее деревня относилась к селу Фролово, где жил священник Андрей Фонтуренков. Дворцовский житель Андрей Куроедов приехал к архиепископу Антонию (Шутову) и договорился об устройстве в моленной алтаря. В июле 1873 года написал ему письмо. «И прошу Вас Бога ради, не оставьте нашей просьбы без внимания, потрудитесь нам освятить антимис во имя Успения Пресвятыя Богородицы, как Вы и прежде обещались родителю моему Артемию Алексееву, и мне тоже обещались прошлый год на Михайлов день. Я был у Вас в Свешниковом доме за службою, и я прошу Вас об этом же, и паки прошу Вас Господа ради, не оставьте всуе наше обещание и просьбу». Андрей Куроедов сообщал, что алтарь будет отгорожен разборным иконостасом, и его, и престол можно будет убирать. «На Михайлов день Вы мне благословили устраивать вновь алтаря. Но я и сам знаю, что по закону не дозволяется нам вновь устраивать олтаря. Я только потому прошу от Вас благословения, чтобы устроить и паки разбирать, и таким образом далее и далее Господь даст, так он и останется существовать в род и род, и Вашими святыми молитвами. Мы уже немало нового устроили в нашей часовне. Во-первых, крышу переменили, иконостас новый устроили, и пришлось сделать хоруговья, паникадилы, подсвечники, и все, Бог дал, прошло Вашими св[ятыми] молитвами, никто не препятствует. А также и алтарь, с Вашего благословения, Господь даст, так пройдет»[6].
После объявления религиозной свободы в 1905 году, по воспоминаниям, появилась при молитвенном доме отдельно стоящая деревянная колоколенка. Прихожан прибавилось, несмотря на огромный синодский монастырь с внушительными церквями и колокольней, что стоял неподалеку. Была еще одна причина, из-за которой старообрядцы решили со временем строить новую церковь: год за годом меняла русло Угра и теперь все чаще беспокоили паводки, слишком близко подходила вода. Летом 1906 года (не позднее 15 июня) дворцовский храм украсил купол с крестом[7]. 19 июня 1906 года, как сообщала газета «Голос старообрядца», в деревне состоялся, надо полагать, первый открытый крестный ход, в нем приняли участие около пяти тысяч человек со всей округи, из сел и деревень, расположенных в радиусе двадцати верст.
На сельской площади под колокольный звон был отслужен молебен с водосвятием. Отслужили его четыре священника. Я посмотрел в календарь: 19 июня старого стиля — обычный день, а 16-е — память преподобного Тихона Калужского (иногда его называют Медынским), святого, подвизавшегося в этих краях в XV веке. Крестный ход мог быть также проведен в ознаменование прошедшего в Москве примирительного Собора, после которого заметная часть «противоокружнических» приходов перешла под омофор Московской архиепископии, объединившись в одну духовную семью. В тот день во Дворцах находились трое миссионеров господствующей церкви. «Они просили своего архиерея Вениамина и калужского губернатора не дозволить старообрядцам крестный ход. Губернатор ответил им: “Вы сами совершите крестный ход и отличитесь своим служением пред старообрядцами. Тогда они к вам перейдут”. Миссионеры с благословения губернатора действительно служили тоже 19-го молебен на площади. С ними молилось одно лишь семейство Усовых. Миссионеры просили и казаков разогнать крестный ход старообрядцев. Казаки ответили: “Мы не занимаемся сим богопротивным делом. Это, отцы, ваше дело”. Так миссионерам и не удалось привести в исполнение свой злой умысел»[8].
9 декабря 1909 года упомянутый выше миссионер Иван Жаров назначил в дворцовской церковной школе беседу на тему «О вечности Церкви Христовой». На нее почти никто не пришел. «День был будничный, а народ у нас рабочий, — писал дворцовский корреспондент журнала «Церковь». — Не желая поэтому отвлекать народ от работ, мы и не пригласили со своей стороны кого-либо из начетчиков. На беседу пришли только ученики и лишь самое незначительное число взрослых. Не видя пред собою противника, о. Жаров исполнился злохулением на святую Христову Церковь. Но благодаря тому, что года два тому назад у нас был начетчик Д.С. Варакин, проведший 3 беседы, на которых он совершенно разбил о. Жарова, теперь не только старообрядцы, но даже и никониане не имеют к нему никакого доверия. Публика лишь только смеялась над ним. Много о. Жаров наговорил и на свою голову. Так, он порицал старообрядческих епископов и священников, отвергал все совершаемые ими таинства, тогда как сам он, о. Жаров, крещен и венчан старообрядческими священниками, и при переходе в господствующую церковь таинства крещения и венчания над ним не были повторены»[9].
В конце февраля 1913 года дворцовские старообрядцы, решив строить новый храм, подали в Калужское губернское правление соответствующее прошение, представили проект и пояснительную записку. Церковь предполагалось возвести на средства прихожан из принадлежащего общине отборного соснового леса. Храм был рассчитан на 600 человек: не более 15 молящихся на одну квадратную сажень (около 2 кв. метров). Строительство церкви началось в апреле и завершилось летом 1914 года[10].
Новый храм освятили во Дворцах в честь Успения Божией Матери, придел в нем — во имя Трех Святителей. Священников при церкви было двое. Старший — Иосиф Борисович Дворин (род. 1851), из крестьян соседней деревни Ново-Скаково, служил в деревне с 1882 года. Ранее он был сторожем при Рождественском старообрядческом храме в Калуге. Не исключено, что и до отца Иосифа имелся в деревне батюшка, но сведений о нем не дошло. О Дворине в 1893 году синодский священник из соседней Тихоновой слободы отозвался: «характера мягкого»[11]. В 1897 году против отца Иосифа возбудили уголовное дело, обвиняя его в «присвоении» сана. Но Дворин сумел доказать невиновность[12]. В 1918 году епископ Павел (Силаев) Калужско-Смоленский возвел Иосифа Дворина в протоиереи. Он стал одним из старейших священников губернии. Умер Дворин не ранее 1924 года, похоронен на старообрядческом кладбище между Дворцами и Камельгино.
В 1915 году во Дворцы рукоположили второго священника — Глеба Власова (род. 1887), крестьянина из Острой Луки Медынского уезда. До того около года он прослужил диаконом. В 1929 году из-за конфликта в общине он был переведен в приход своей родной деревни.
В 1930-х отца Глеба арестовали, срок он отбывал на строительстве канала «Москва-Волга». Освободившись, служил в селе Устьяново (Московская область), на Украине. Чуть подробнее о нем пойдет речь в статье об Острой Луке. В 1920-х годах вместе с отцом Глебом служил очень короткое время во Дворцах второй священник, Василий Константинович Зайцев, который переведен был в 1929 году в Кострому.
В одну из весен случился во Дворцах сильный паводок, подмывший фундамент под старым молитвенным домом. После той «большой воды» часть моленной обрушилась в реку. Восстановить ее было невозможно. Дом разобрали по бревнам, раздав их прихожанам, нуждавшимся в строительном материале. Сейчас на месте старообрядческого молитвенного дома плещется угорская вода.
А в новой церкви сложился хороший и большой хор (в советское время, перед самым закрытием церкви, от него осталось человек шесть). Ночью на Пасху, когда наставало время крестному ходу, снаружи храма зажигали бочки из-под дегтя (их жертвовал один из прихожан), чтобы было светло. Недалеко от церкви поселились в отдельных домишках-кельях три «молельницы» — так в старину называли женщин, ушедших от мира, посвятивших себя молитве, чтению канонов, но не принявших обряд монашеского пострига. Так называют их дворцовские старушки-старообрядки и сейчас. Имена этих женщин известны: Акилина, Степанида и Феодосия. При советской власти женщин выселили. Местные старообрядцы приютили их. Тогда же из закрывающегося храма молельницы взяли и некоторые иконы. Однако основная их часть оказалась на церковном чердаке.
Там, где находился когда-то храм, теперь ровная земля да железобетонный столб, поддерживающий провода электропередачи. Чуть поодаль, за невысокой металлической решеткой вроде кладбищенской оградки, выходит на поверхность толстая желтая труба газотрассы. Ничто о церкви не напоминает. Ничто о ней не говорит. По воспоминаниям, которые довелось мне услышать, храм был рублен «в лапу», некрашен, с высоким, в полтора метра, фундаментом, длинными порогами, ведущими внутрь, с добротно и красиво отделанным крыльцом. У правого клироса стояло большое распятие с голгофой, пожертвованное кем-то из прихожан.
Успенскую общину во Дворцах зарегистрировали в октябре 1907 года. Судьбы всех тех, кто входил в ее совет и чьи фамилии хранят чернила на архивной бумаге 1910-х годов, не установишь...[13]
Одним из церковных старост Успенского храма был Тарас Иванович Корягин. Это вместе с ним и другими «понятыми» летом 1914 года губернский инженер осматривал Успенский храм и признал, что в нем можно молиться. Тогда, как бы сейчас сказали, был подписан акт приемки. Церковь открылась для всех. По воспоминаниям, в деревне Корягин держал лавку, имел свое дело, пек баранки, хлеб и продавал. За что бы он ни брался, что бы ни делал, всегда повторял про себя вслух коротенькую молитву: «Господи, помилуй». В крепкую привычку вошла она. В конце 1920-х годов Корягина насмерть забодал бык. Нелепая смерть? Кто знает. Близилась коллективизация. Какая бы ждала его, «кулака», его семью тогда судьба?
Во второй половине 1920-х годов во Дворцы был переведен священник Мефодий Федорович Костоправкин (род. 1894). Судьба довольно побросала его по стране. В прошлом он работал на шахтах Донбасса, в 1917 году записался в партию социал-демократов, но вскоре порвал с ней, решив принять сан. Рукоположили отца Мефодия на приход деревни Брусны Жиздринского уезда. По одним данным, он и родился там. Вскоре, однако, священник попал в тыловое ополчение Красной Армии, а в 1919 году служил в хуторе Романовском на Кубани. Теперь это город Кропоткин. Оттуда отец Мефодий вернулся в Брусны и через какое-то время переехал во Дворцы.
Первый раз Костоправкина арестовали здесь в 1930-м, но до суда дело не дошло. Спустя два года, в ноябре, последовал второй арест. С тем же обвинением в агитации. Вместе со священником увезли в ГПУ еще троих человек — председательницу церковного совета Анастасию Викуловну Харламову, певчего Корнея Антоновича Рыбакова и Самуила Григорьевича Слабова. Все, кроме Рыбакова, приговоренного к лишению права проживания в ряде городов и областей СССР, получили по три года лагерей. Отец Мефодий отбывал свой срок на Беломорканале.
В 1933 году в Успенской церкви служил священник Тимофей Чванов, вернувшийся из заключения. После его смерти в 1934-м во Дворцы приехал отец Евстратий Иванович Хоботов, освободившийся из архангельской ссылки. Здесь в 1937 году он был арестован и затем расстрелян.
В середине 1930-х годов Успенский храм закрыли. Колокола с церковной колокольни сбросили. Они долго валялись на земле. Потом их увезли куда-то. А в церкви устроили клуб. Здесь проходили танцы под гармонь. Был и буфет. В алтарной части храма соорудили сцену.
Очевидцы отмечали, что в день пожара была безветренная погода и странная, мистическая тишина.
Церковь-клуб стояла на открытом месте и потому отовсюду видна была, как на ладони. Пожар занялся рано утром и быстро охватил деревянное здание. Вся старообрядческая деревня высыпала из домов. Стояли и смотрели на бушующее пламя молча. Никто не пытался тушить огонь. Лишь один завклубом суетился, должность обязывала...
Отчего случился пожар, никто пока не знает. «Господь ее прибрал», — говорили мне дворцовские старушки-старообрядки... Известно, что накануне в селе проходили выборы, и по этому случаю в бывшей церкви устроили разные увеселения: танцы и т.п. Затем в клубе кто-то остался ночевать, якобы начальство какое-то приезжее. А под утро пожар... В огне погибли все иконы, хранившиеся на чердаке. Год, когда случился пожар, неизвестен, но было это до войны.
Сегодня во Дворцах нет особой общины, но те, кто неравнодушен к вере, обращаются в ближайший старообрядческий храм в Калуге.
[1] ГАКО. Ф. 823. Оп. 1. Д. 773. Л. 5.
[2] ГАКО. Ф. 823. Оп. 1. Д. 258. Л. 2.
[3] Мельников В. По старообрядческой Руси // Церковь. 1910. №49. С. 1205.
[4] ГАКО. Ф. 823. Оп. 1. Д. 258. Л. 2.
[5] Там же. Л. 4 об.
[6] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 176. Ед. хр. 4. Л. 332–332 об.
[7] Село Дворцы Калужской губ. // Голос старообрядца. 1906. № 42 от 15 июня. С. 2. В заголовке газетной заметки ошибочно указана Курская губ.
[8] Приходские вести // Голос старообрядца. 1906. №48 от 6 июля. С. 2.
[9] С. Дворец Калужской губ. и уезда // Церковь. 1909. №52. С. 1480.
[10] ГАКО. Ф. 62. Оп. 17. Д. 2389 (дело о строительстве храма).
[11] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Л. 56.
[12] ГАКО. Ф. 56. Оп. 2. Д. 849 (дело на Дворина).
[13] Дело о регистрации общины во Дворцах и селе Фролове: ГАКО. Ф. 62. Оп. [13]. Д. 2229. В 1910 г. в члены совета общины избирались: Григорий Игнатьевич Яшин (председатель), Иларион Васильевич Зотов, Федор Иванович Малинкин, Егор Иванович Асмолков, Григорий Артемьевич Куроедов, Абрам Платонович Куроедов, Тарас Иванович Карягин, Тимофей Иванович Зиновьев, Аким Федорович Ершов, Родион Семенович Суслов, Фома Назарович Климов, Тимофей Григорьевич Городничев, Семен Афанасьевич Большов, Иван Федорович Харламов (Л. 45). В 1915 г. на общем собрании дворцовской общины в члены ее совета были избраны: Викул Иванович Пантелеев, Тарас Иванович Карягин, Иларион Васильевич Зотов, Егор Иванович Асмолков, Фома Назарович Климов, Иван Федорович Харламов, Василий Васильевич Зотов, Федор Иванович Шемляев, Афанасий Федотович Голицын, Терентий Тарасович Корягин, Лаврентий Семенович Карпов (Л. 117 а).