ГАВРИЛОВКА — деревня в Жиздринском уезде (ныне Кировс­кий район). Практически полностью заселена была старообрядца­ми. Входила в синодский приход села Космачева. Храм в деревне был освящен во имя св. первомученика Стефана. Некоторое время параллельно с ним существовал противоокружнический приход (предположительно, Никольский).

 

 

*

8. Храм во имя Петра Митрополита в деревне Гавриловка. 2006 год.

8. Храм во имя Петра Митрополита в деревне Гавриловка. 2006 год.

 

Доехать до Гавриловки можно электричкой «Сухиничи — Брянск», и выйти надо на станции Баррикадная. Перейдя желез­ную дорогу, попадаешь на тропинку, что ведет к деревне Коновке. Она ничем не знаменита, разве лишь тем, что здесь в 1924 году родился Герой Советского Союза Петр Маркович Зюльков, повто­ривший подвиг Александра Матросова. Ему установлен скромный обелиск с красной звездой. От Коновки до Гавриловки полчаса ходьбы по хорошему (для сельской местности) шоссе, ведущему в районный центр Киров.

Побывавший здесь в 1896 году противостарообрядческий мис­сионер Иван Жаров писал в отчете, что эта деревня «есть своего рода раскольническое гнездо»[1]. Он отмечал, что все коренные жители здесь старообрядцы, свыше 150 дворов (а каждый двор — семья, по меньшей мере, человек пять), и если и есть придерживающиеся синодального вероисповедания, то это люди «пришлые и непостоянно живущие» — только три дома.

В 1876 году в Гавриловку был рукоположен противоокружническим епископом Софронием (Жировым) священник Андрей Кириллович Прокошин (1824 — 30 декабря 1911)[2]. Он был очень уважаем односельчанами, но принять сан долго отказывался, счи­тая себя недостойным. В конце концов, уступил. Известная нам история здешнего старообрядчества начинается, по сути, с даты рукоположения отца Андрея Прокошина, более ранних данных я не нашел.

Летом 1889 года уполномоченный от тавриловских крестьян купеческий сын Михаил Цуриков подал на имя губернатора про­шение о дозволении построить в деревне новый молитвенный дом. План дважды отклоняли из-за технических и чертежных огрехов. На третий раз утвердили. В ту пору к выстроенной вновь моленной самыми близкими строениями были деревянная маслобойня и дом крестьянина Емельяна Тихонова[3]. Вот такие ориентиры...

9. План участка в Гавриловке, где располагался молитвенный дом. 1889 год.

9. План участка в Гавриловке, где располагался молитвенный дом. 1889 год.

 

В 1893 году синодский священник Жиздринского села Мокрое Михаил Владимиров представил в консисторию сведения о гавриловских старообрядцах. Про Андрея Прокошина там говорилось, что он «человек трезвый и с местными гражданскими властями дружелюбный, с соседями уважительный». Как помощники свя­щенника были названы три человека: Антон Хохлов (70 лет), Агапий Абрамов (уставщик, 35 лет), сын волостного старшины Иван Грязнов (попечитель и уставщик). Про А. Хохлова говорилось: «Человек тихий, набожный, считается в среде раскольников “бла­женным”, ему... Андрей Прокошин в свое отсутствие поручает хоронить покойников и разносить причастие больным»[4].

10. План молитвенного дома в Гариловке (фасад). Февраль 1889 года.

10. План молитвенного дома в Гариловке (фасад). Февраль 1889 года.

 

Миссионер Иван Жаров об Андрее Прокошине отзывался: «До­вольно смелый, характера веселого, но в книгах малосведущ». Это значит, что старообрядческий священник знал главным об­разом богослужебные книги и устав, а в богословские диспуты не любил вступать, считая себя плохо подготовленным к этому делу. Во время приезда в Гавриловну миссионер общался со старообрядцами в доме Грязнова (инициалы его в рапорте не указаны). «Народ хотя и был все до единого старообрядцы, держал себя на беседе довольно прилично». Тема разговора, о вечности церкви и священства, вызвала много возражений, Жарову, однако, по­казалось, что все они не по существу. Возмущал обычай брить бороду, привычка курить, небрежное отношение к христианским обязанностям. Это, как отвечал Жаров, грехи отдельных лиц, а не церкви как таковой. «Все это и мешает идти к вам в церковь и большое “сумнение” наводит», — привел Жаров чьи-то простодуш­ные возражения в отчете[5].

В дальнейшем, однако, не так-то просто давалась миссионерс­кая работа в деревне. В 1901 году тот же Жаров сообщал: «Один из старост д. Гавриловки — тоже раскольник (их там, в дерев­не, три старосты), несмотря на предписания местного волостного правления... никогда ни квартиры не отведет для беседы, ни объ­явит народу о беседе и даже сам не явится на беседу»[6]. Этакий «саботаж», по мнению миссионера, творится с благословения ста­рообрядческих священников.

Андрей Прокошин участвовал в т. н. примирительном соборе в Москве в 1906 году и признал омофор Московской архиеписко­пии. Ему удалось и в деревне наладить мир среди разделившейся некогда паствы, но ненадолго. Подвергнутый запрещению от епис­копа Иова (Борисова) — тогдашнего главы «противоокружников», отец Андрей был изгнан из общественной моленной. Священник снял у одного из прихожан избу, богослужение стал вести в ней.

В 1907 году гавриловские старообрядцы зарегистрировали в губернском правлении две общины: одна из них признавала ду­ховную власть епископа Иова («противоокружники»), другая — архиепископа Московского Иоанна (Картушина), чья кафедра находилась в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Мос­кве.

Андрей Прокошин умер в возрасте 88 лет. На его похоронах в Гавриловне 1 января 1912 года присутствовал и противоокружнический священник Герасим Кутейкин, который, как сообщал журнал «Церковь», «в честь покойного пожелал держать при погребении свечу». Дома двух священников, кстати, находились совсем рядом, на одной улице. «Тело покойного о. Андрея при несении по деревне сопровождалось массой народа до самого кон­ца деревни. По совершении последней провожательной литии о. Алексий (Журавлев, из Сухиничей. — В.Б.), обратясь к народу, сказал прочувствованную речь, которая вызвала у многих слезы; не удержались от них даже ярые последователи раздора»[7].

Примирение гавриловских старообрядцев, по-видимому, про­изошло. Одна из деревенских старожилок пояснила мне о тех дав­них событиях: «Веры сначала разъединились, потом опять соеди­нились».

После смерти Прокошина в Гавриловну был рукоположен Фео­дор Пичугин. Приехавший в 1913 году в деревню епископ Калуж­ско-Смоленский Павел (Силаев) возвел на литургии сына священ­ника — Григория Пичугина — в стихарные[8]. В январе 1922 года Григорий Пичугин был рукоположен епископом Геронтием (Лакомкиным) Петроградским и Тверским, временно замещавшим Калужско-Смоленскую кафедру, в сан диакона к храму Святите­ля Николы в Калугу. Дальнейшая его судьба (равно как и судьба отца) не прослеживается.

В 1930 годы церковь в Гавриловне разорили. Ее тогдашний настоятель Иоанн Павлович Куренков (родился в 1867 году)[9], диакон Феодор Александрович (фамилии не установлены), жив­ший при храме инок Пафнутий были арестованы. Колокола сбро­сили вниз на глазах огромной толпы местных жителей. Раско­лоли и увезли на подводах в Киров. Верующим удалось вынести часть имущества и разобрать по домам. Иконы и книги подавали в открытые окна, чтобы не тратить время на беготню. Потом в бывшей церкви был устроен клуб. Сейчас на ее месте ничего нет, кроме нескольких молодых деревьев. Храм располагался бы прямо напротив теперешнего двухэтажного здания сельской администрации и конторы местного хозяйства.

Родом из Гавриловки был священник Лука Дмитриевич Аб­рамкин, служивший в Сухиничах (подробнее о нем будет сказано в статье, посвященной этому приходу), впоследствии (с 1989 года) — епископ Лукиан Клинцовско-Ржевский.

В наши дни в деревне возрождается небольшой приход. Храм устроен в обычном деревянном доме, расположенном близ глав­ной дороги, пролегшей через село. Его легко узнать по куполу с крестом, установленному на крыше. В первой половине 2000 годов здесь был установлен временный престол во имя святителя Петра, митрополита Московского. Постоянного священника нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2013. Л. 15.

[2] Д. Гавриловка Калужской губ. // Церковь. 1912. №20. С. 491.

[3] ГАКО. Ф. 62. Оп. 17. Д. 1749. Лл. 1, 6.

[4] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1901. Л. 118.

 

[5] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2013. Л. 15.

[6] ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1451. Л. 7.

[7] Д. Гавриловна Калужск[ой] губ. // Церковь. 1912. №20. С. 491.

[8] Д. Гавриловна Калужской губ. //Церковь. 1913. №21. С. 516–517.

[9] Фамилию удалось уточнить со слов его потомков, ныне проживающих в Сухиничах. Рукоположен не ранее 1925 г., вероятнее всего — еп. Саввой (Ананьевым) Калужско-Смоленским. По данным Книги памяти репрессиро­ванных калужан «Из бездны небытия», проживал в Смирновке (близ с. Во­лое). 29 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД Смоленской обл. по обвинению в контрреволюционной агитации (ст. 58 п. 8, 10, 11 УК РСФСР) приговорен к расстрелу.