Час

 

Ежедневная «политическая общественная и литературная газета» «Час» издавалась в 1907–1908 гг. В ней печатались С. Любош (Любошиц), А. Белый, А.А. Блок (статья «О современной критике»), С.М. Городецкий, В.Ф. Ходасевич. Старообрядческому вопросу газета внимания не уделяла, одна публикация (перепечатка) посвящена еп. Михаилу[1]. Газета прекратила выход в конце января 1908 г.

 

  1. Огарки: Дети и общественность // Час. 1907. №66 от 9 декабря. С. 2. Подпись – Иеремия; №74 от 19 декабря. С. 2. Подпись – Арх. Михаил. Статья посвящена явлению, которое еп. Михаил назвал «огарчеством»: это разврат как форма демонстративно антисоциального поведения, «огарками» были в 1900-х гг. прозваны группы молодежи средних учебных заведений, собиравшейся при свечах, чтобы пьянствовать, когда же свечи догорали и гасли, начиналось время разврата. Упомянут журнал «Жизнь и школа» (№8 за 1907 г.), где речь шла о том же. В статье звучит призыв к созданию детских «республик» (сетлементов), развитию детского самоуправления в учебных заведениях, критика существующей системы воспитания, поднята тема детских самоубийств.

Дети «должны быть введены в жизнь, стать маленькими гражданами. Им должно быть рассказано, как слагается жизнь, по каким законам, какие боги царят в ней».

«И еще более, они должны еще в школе ознакомиться с внешностью, так сказать, обрядами общественной жизни и с ее сутью.

Развить в детях сознание того, что каждый человек – каменщик, строящий жизнь, что даже он, будущий человек, уже и сейчас – “маленький строитель”.

Создать среди детей учреждения, где они могут жить настоящей жизнью, развивающей чувство общественной ответственности, где дети могут приучаться быть для кого-нибудь нужными».

Во второй части статьи автор делится воспоминаниями детства, оговариваясь, что после прочитанной книги Жюля Верна стал убежденным сторонником детских «государств» как особой формы общественного воспитания.

«Я помню впечатление, какое произвело на нас, малышей, в училище повесть Жюля Верна “Два года каникул”.

Там изображалась жизнь маленькой детской республики десятка детей, заброшенных (по обыкновению) на необитаемом острове и устроивших здесь свое государство.

Само собою – книга вызвала подражание.

Что-то около двух недель жило наше маленькое государство со своим судом, властями, законами, даже, увы, тюрьмой, какой не было в романе Жюля Верна.

Это была только игра, но за мои школьные годы я не знаю занятия, которое дало бы больше для нашего развития, чем наше “государство”.

Для меня по крайней мере, не жившего пансионной жизнью, эти две недели заложили фундамент общественного мировоззрения, ввели меня в область новых интересов и новых, общественных, ощущений…

И мне думается, что если возможно приучение к жизни, то путь к нему – организация такого типа, как наше игрушечное государство».

  1. «Тьма» Андреева и «христиане» первого и второго разряда // Час. 1907. №68 от 12 декабря. С. 2. Подпись – Дьяк Шигоня. Статья посвящена творчеству Л.Н. Андреева. «Я считал и считаю идею “Тьмы” – “идеей-базисом” нарождающегося нового религиозного сознания». «Психология проститутки (героини рассказа Л.Н. Андреева «Христиане». – В.Б.) – именно та, на которой и может держаться общественная работа будущего».
  2. «Желтый ужас» // Час. 1907. №76 от 21 декабря. С. 2–3. Подпись – Арх. Михаил. Отклик на роман фр. писателя Виктора Маргерита «Проститутка» (отд. изд. – СПб., 1908. М., 1908), а также тема социально-этических аспектов распространения сифилиса. «Новое половое воспитание – в чувстве благоговения перед тайной рождения и пола, без вредной и развращающей тайны. И с другой стороны – обнажение зверя». Упомянуты «Призраки» Генрика Ибсена, «Порченые» Бриэ, «Дневник горничной» Октава Мирбо, «Тьма» Л.Н. Андреева, художник Фелисьен Ропс, врачи Петерсен, Членов, Колодковский.
  3. Рождественский звон // Час. 1907. №78 от 23 декабря. С. 2. Подпись – Арх. Михаил. Против разврата детей «моралью буржуа», непосильного детского труда в том числе в «недетских» профессиях (в цирке). Упомянут герой романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» Гуинплен, эпизод со сном Свидригайлова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, «Нижегородский сборник» с очерком А.М. Горького, о девочке-проститутке, газета «Волжские вести», Чарльз Диккенс, композитор Жак Оффенбах, цирки Чинизелли, Соломонских, Чистякова.
  4. Пятый волхв // Час. 1907. №79 от 25 декабря. С. 1. Подпись – Арх. Михаил. Рождественский рассказ о волхве, который оказался в городских низах, в нищете, где верят, что Ирод убил Христа и с Ним вместе 14000 младенцев.
  5. К Новому году // Час. 1908. №83 от 1 января. С. 2–3. Подпись – Арх. Михаил. Попытка определить, что такое счастье. Тема безволия людей в их поисках счастья для всех, обретения счастья в общественно значимом труде и подвиге. Упомянуты герои А.М. Горького Янко (Данко), Изергиль, рассказ С.Я. Елпатьевского «Жизнь», «Строитель Солнес» Генрика Ибсена, «Смерть» В. Гаршина.
  6. Учитель // Час. 1908. №87 от 6 января. С. 2. Подпись – Арх. Михаил. «Дума усиленно “думает” о всеобщем обучении. И правые, и левые – все», что и стало поводом для статьи. Тема социального положения учителя. Упомянут журнал «Учитель» (1907 г.) с цифрами учительских окладов, роман «Солнцеворот» Осипа Дымова (И.И. Перельмана), неназванный рассказ Гославского в «Учителе».
  7. Рабыни // Час. 1908. №89 от 9 января. С. 1. Подпись – Арх. Михаил. Тема освобождения женщины, проституции, уничтожения публичных домов. Упомянуты «Тьма» Л.Н. Андреева, «Счастье» М.П. Арцыбашева, «Наши сестры» С.С. Юшкевича, французский писатель Виктор Маргерит, Ф.М. Достоевский (Соня из «Преступления и наказания»), герой рассказа А.М. Горького Васька Красный («разве это выдумка?»), журнал «Русский паломник» и др.

 

 

[1] Архимандрит Михаил и П.П. Рябушинский // Час. 1907. №43 от 11 ноября. С. 2. Перепечатка телеграммы из «Нового времени» об отношении П.П. Рябушинского к переходу архим. Михаила к старообрядцам.