Церковный вестник

 

 

«Церковный вестник» еженедельный журнал, издавался с 1875 г. при Санкт-Петербургской духовной академии. До 1888 года был официальным органом Синода, затем его в этом качестве заменили «Церковные ведомости». В журнале еп. Михаил, будучи иеромонахом и архимандритом, начал публиковаться с перерывами в 1902–1903, 1905 годах. В «Церковном вестнике» была опубликована обращенная к архим. Михаилу речь епископа Сергия (Страгородского), произнесенная им при вручении жезла при поставлении в сан архимандрита (см.: Сергий (Страгородский), еп. Свобода – для церкви, но не для нас: Речь при вручении жезла новопоставленному архимандриту Михаилу, доценту академии, 20 марта 1905 г. // ЦВ. 1905. №12. Стб. 354–355). Статьи, посвященные реформированию церковного управления, впоследствии вошли в отдельный сборник «Почему нам не верят?».

 

  1. Два слова о разводе брачном: По поводу мыслей В.В. Розанова // ЦВ. 1902. №48. Стб. 1507–1511. Подпись – Иером. Михаил. Отзыв на статью В.В. Розанова «Недозволенные слова» (Новое время. 1902. №9.042). Тема развода и брака в близкой степени родства, исторический обзор брачных законов, попытка определения брака как такового.
  2. Где счастье? // ЦВ. 1903. №2. Стб. 38–42. Подпись – I. Михаил. Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.
  3. О разводе во Франции // ЦВ. 1903. №5. Стб. 138–140. Подпись – I. Михаил. Тема реформы брачного законодательства и передачи бракоразводных дел в ведение гражданского суда. Упомянуты французские литераторы Поль Эрвье (пьеса «Тиски»), Альфонс Доде («После развода»), Эжен Брие («Колыбель»), Эмиль Золя, профессор церковного права Н.А. Заозерский.
  4. О помощи детям-идиотам // ЦВ. 1903. №10. С. 297–300. Подпись – I. Михаил. Поднят вопрос о создании по всей стране приютов и братств для детей с отклонениями рассудка.

«Я вспоминаю, что сделали в моем родном городе с одним дурачком, уже совсем седым стариком Митрошей. Его приучили к циничным манипуляциям, заставляли его, конечно, совершенно невменяемого, в данном случае, кощунствовать над памятью его покойной матери. Другого дурачка привязали вместо собаки на цепь к конуре».

  1. О чем звонят пасхальные колокола // ЦВ. 1903. №15. Стб. 452–453. Подпись – I. Михаил. Статья на пасхальную тематику.
  2. Мысли по поводу юбилея // ЦВ. 1903. №20. Стб. 612–615. Подпись – I. Михаил. Статья приурочена к 200-летию основания Санкт-Петербурга, с оценкой города в истории России. Упомянуты Ф.М. Достоевский («Дневник писателя»), Морис Метерлинк, В.О. Ключевский, В.В. Розанов.
  3. 19 июля // ЦВ. 1903. №30. Стб. 932 – 935. Подпись – I. Михаил. Тема Саровской пустыни в русском сознании, упомянуты А.С. Хомяков, А.П. Чехов (рассказ «Мужики»), писатель А.В. Круглов, Г.И. Успенский. 19 июля – день рождения Серафима Саровского (П.И. Мошнина).
  4. Еще о следствии и суде: Ответ г. Маркову // ЦВ. 1903. №38. Стб. 1199–1204. Подпись – Иером. Михаил. Тема – практика производства следствия при разводе. Статья (эта и последующие) является откликом на статью Н. Маркова «К вопросу о духовном суде» (ЦВ. 1903. №37. Стб. 1160–1166), а также на две других статьи, напечатанных без подписи: «Следствие в духовном суде» (ЦВ. 1903. №33. Стб. 1025–1029) и «О духовном следствии и суде» (ЦВ. 1903. №34. Стб. 1057–1060).
  5. К вопросу о депутате при следствии: Ответ г. Маркову // ЦВ. 1903. №39. Стб. 1224–1229. Подпись – Иером. Продолжение темы предыдущей статьи. Упомянуты книги «Правила производства следствийо проступках и преступлениях, подсудных духовному суду, и об удостоверении метрических актов» (Рязань, 1897), «Руководство для консисторий, духовных следователей и духовенства» М.С. Вруцевича (см. разные изд.), публикация профессора Н.А. Заозерского в «Богословском вестнике» за 1900 г.
  6. Еще о духовном следствии и суде: Ответ г. Маркову // ЦВ. 1903. №40. Стб. 1256–1259. Подпись – I. Михаил. Продолжение темы предыдущей статьи. Отзыв (на все статьи): Марков Н. Несколько слов на «ответ» о. иером. Михаила // ЦВ. 1903. №42. Стб. 1323–1328.
  7. Завещание святителя Митрофана // ЦВ. 1903. №47. Стб. 1473–1475. Подпись – I. Михаил. К 200-летию со дня смерти (23 ноября) еп. Митрофана Воронежского. Уп. П.В. Никольский.
  8. Церковь и тюремные больницы: Священникам, монахам и мирским людям // ЦВ. 1903. №48. Стб. 1514–1517. Подпись – Доц. СПб. дух. академии I. Михаил. Тема – священническое служение в тюрьмах и проповеди в местах заключения. Уп. книга Н.А. Астафьева «Общество для распространения св. Писания в России» (СПб., 1895), В.Г. Короленко («Убивец»), Гюстав Флобер («Легенда о святом Юлиане Милостивом») и др.
  9. Почему нам не верят? // ЦВ. 1905. №5. Стб. 138–141. Подпись – I. Михаил. Тема статьи – священник и борьба против современного общественного зла, социального неравенства. Упомянуты Пьер Жозеф Прудон, Иероним Блаженный, Василий Великий. В 1906 г. вышла в составе сб. статей с тем же названием (СПб., 1906), на который последовал отзыв: Арх. Михаил. Почему нам не верят? // ЦВ. 1906. №13. Стб. 412–413. Подпись – А. Л-въ.
  10. О нашей иконописи // ЦВ. 1905. №9. Стб. 257–259. Подпись – I. Михаил. Отклик на публикацию в журнале «Искусство» «листков» Н.К. Рериха – икон. Тема обучения иконописи и ее значение.
  11. Из кого должен состоять церковный собор // ЦВ. 1905. №15. Стб. 462–467. Подпись – Архим. Михаил. К вопросу об участии белого духовенства и мирян в предполагаемом соборе. Упомянут публицист Л.А. Тихомиров («один из моих учителей»), и его работа «Запросы жизни и наше церковное управление», В.В. Розанов, Н.А. Заозерский.
  12. Поборы с церквей // ЦВ. 1905. №21. Стб. 652–654. Подпись – Архим. Михаил. Тематика статьи вынесена в заголовок.
  13. «Первосвятитель» или «первоприсутствующий» // ЦВ. 1905. №19. Стб. 587 – 590. Подпись – Арх. Михаил. Продолжение темы статьи «Из кого должен состоять церковный собор» (№705). Автор высказывается в поддержку учреждения патриаршества. Уп. Л.А. Тихомиров, А.С. Хомяков, Тихон Задонский, Серафим Саровский.
  14. Правящий собор // ЦВ. 1905. №23. Стб. 713–716. Подпись – Архим. Михаил. Продолжение темы предыдущих статей о реформировании церковного управления.

«Мы думаем, наоборот, что патриарх без Синода или с совещательным Синодом был бы явлением неканоническим. Все епископы равны и одинаковы. Епископ, управляющий не рядом со всеми, – не православный епископ. В проектах Тихомирова есть явный оттенок папизма, а от папизма спаси нас, Господи!»

  1. Об областном управлении в церкви // ЦВ. 1905. №26. Стб. 808–810. Подпись – Арх. Михаил. Продолжение темы предыдущей статьи. Упомянут архиеп. Агафангел (Преображенский).
  2. Вопрос на очереди // ЦВ. 1905. №36. Стб. 1128–1131. Подпись – Архим. Михаил. Тема реформы брачного законодательства и отмены статьи 253 Устава духовных консисторий (запрет на вступление во второй брак для того, кто признан виновным при расторжении первого брака).
  3. Епископ и епархиальные съезды // ЦВ. 1905. №27. Стб. 833–836. Подпись – Арх. Михаил. Продолжение темы реформирования церковного управления, в частности – определение круга деятельности епархиальных съездов, области компетенции съездов и епископа, их задач.
  4. Епископ и консистория // ЦВ. 1905. №29. Стб. 897–901. Подпись – Арх. Михаил. Продолжение предыдущей статьи. Определение терминов «епископ», «член консистории», «секретарь консистории». Взаимоотношение между этими должностями, их задачи, роль. «Консистория есть lapsus законодательства и должна умереть, сменившись церковным священническим советом».
  5. Епархиальные и благочиннические съезды // ЦВ. 1905. №33. Стб. 1025–1029. Подпись – Арх. Михаил. В статье предпринята попытка определить разницу между тем и другим съездами, круг вопросов, принципы выбора депутатов.
  6. О церковном чтении: Pia desideria // ЦВ. 1905. №24. Стб. 742–746. Подпись – Архим. Михаил. Тема – практика чтения богослужебных текстов во время церковной службы, когда они становятся непонятны слушателям. Упомянут публицист И.Ф. Романов (Рцы).
  7. По поводу одного письма // ЦВ. 1905. №32. Стб. 1001–1012. Подпись – Архим. Михаил. Отклик на письмо священника Сироткина, присланное в редакцию как отзыв на статью «Поборы с церквей» (№706).
  8. Оригинальный проект // ЦВ. 1905. №42. Стб. 1323–1325. Подпись – Архимандрит Михаил. Тема – вопросы открытия духовных училищ в России.
  9. Прелюбодеяние как повод к разводу // ЦВ. 1905. №41. Стб. 1287–1290. Подпись – Арх. Михаил. Продолжение темы бракоразводного процесса, реформ в области брачного законодательства.
  10. Жестокое обращение как бракоразводный «повод» // ЦВ. 1905. №48. Стб. 1513–1517. Подпись – Архим. Михаил. Продолжение темы предыдущей статьи. Уп. Ф.М. Достоевский («Кроткая»), Анатоль Франс (рассказ «Оскорбление действием»), В.В. Розанов, исследование А.И. Загоровского «О разводе по русскому праву» (Харьков, 1884).