Никифор Дмитриевич Зенин (1869–1922) – старообрядческий публицист, издатель, фотограф. Жил в Егорьевске (Московская обл). С 1910 по 1916 годы вместе с В.Е. Макаровым выпускал ежемесячный журнал «Старообрядческая мысль». Занимался фотографированием деятелей старообрядчества (епископов, начетчиков и др.), событий церковной жизни. Осуществил первые записи старообрядческого Морозовского хора под управлением П. Цветкова на граммофонные пластинки. После смерти начетчика В.Т. Зеленкова, скончавшегося на двадцать девятом году жизни, опубликовал его труды. Казначей Союза старообрядческих начетчиков. Владелец книжного магазина. Автор нескольких книг и множества статей, опубликованных в старообрядческой периодике.

К активной начетнической, публицистической и издательской деятельности Н.Д. Зенин приступил после службы в армии. «Его пытливый ум не мирился с той клеветой, какой осыпают старообрядцев. Он начал изучать историю старообрядчества и посвящал свой досуг на защиту его. Его беседы были яркими по тем простым выводам, которыми он приводил противника в изумление. Свою профессию, фотографирование, он тоже отдал на служение старообрядчеству. Благодаря его трудам по фотографии исторические личности старообрядчества стали известны многим старообрядцам» (из журнала «Старообрядцы». 1908. №2–3. С. 307).

В начале апреля 1910 г. Н.Д. Зенин принял участие в работе конгресса эсперантистов в Париже, на котором выступил со своим докладом (языком эсперанто владел в совершенстве). Эсперанто он считал средством «для единения братьев-людей в общем, и для единения церквей Христа в частности». Такое единение, по Н.Д. Зенину, могло бы установиться только тогда, когда эсперантисты широко распространили бы этот язык между народами земли, когда они посредством эсперанто внедрили бы «в сердца и сознания всех людей истинные идеи Христа» и установили бы таким путем «между народами истинную любовь Христа…» Н.Д. Зенин искренне верил в осуществимость этого единения – при том условии, что люди поднимутся «выше стен национальной гордости», поведут борьбу против религиозного ненавистничества, обратятся к любви Христовой. Оно никоим образом не предполагает отмены обрядовых различий, догматические же могут подвергаться критике. Экуменизм был Н.Д. Зенину чужд. «Я предупреждаю, – писал он, что единственною Церковью, ближайшей к идеалу Христа, я считаю именно ту, к которой я принадлежу и которую внутренними и сознанием и чувствами я исповедую» (статья «По-христиански»). Н.Д. Зенин скончался в Егорьевске от сыпного тифа на Страстной седмице Великого поста 12 апреля 1922 года. Похоронен там же на Никитском кладбище (не сохранилось).

Публикуемые письма Н.Д. Зенина к старообрядческому епископу Александру (Богатенкову) отражают историю издания его книги «Дневник поездки в Палестину» (1916 г.), а также являются ценным свидетельством о многих событиях в жизни старообрядческой Церкви на рубеже 1910–1920-х гг., к которым был причастен этот незаурядный человек, и, конечно, Егорьевского прихода. Подборка включает в себя полный комплект писем Н.Д. Зенина, выявленных на данный момент в архиве Московской Митрополии РПСЦ.

 

<- Вернуться в статью