Митрополит Белокриницкий Тихон (Тит Деевич Качалкин; 1879–1968) родился в селении Ново-Некрасовском Измаильской губ. В 1941 году митрополитом Белокриницким Силуяном (Кравцовым) и епископом Кишиневским Иннокентием (Усовым), бежавшими от преследований из России в Румынию, был возведен в святительское достоинство по ходатайству старообрядцев, проживавших в Китае. Из-за войны поехать в эту далекую епархию не смог, ему была передана в управление вдовствующая тульчинская кафедра. В 1943 году он был избран митрополитом Белокриницким, 30 марта состоялась его интронизация. После войны, во второй половине 1940-х, митрополит Тихон предпринял несколько попыток установить контакт с Московской старообрядческой архиепископией (Рогожское кладбище), но безуспешно. После того как советскими войсками была занята Белая Криница, он постоянно проживал в городе Брэиле в Румынии. Следуя решению Собора, проходившего летом 1940 года в Славском монастыре при участии митрополита Силуяна, епископов Саватия и Иннокентия (Усова), согласно которому, «если митрополия будет оставаться под игом Советов» и сам митрополит не сможет проживать в Белой Кринице, то он сохраняет за собой титул митрополита Белокриницкого, Тихон продолжал именовать себя митрополитом Белокриницким (об упомянутом Соборе см.: Постановления чрезвычайного собрания старообрядческих епископов Румынии в Славском монастыре 21 июля с<тарого> с<тиля> 1940 г. // Skupiska staroobrzędowców w Europie, Azji i Ameryce. Warszawa, 1994. С. 259).

Целью данной публикации было собрать воедино все сохранившиеся в Архиве Митрополии Московской и всея Руси письма митрополита Тихона и ответы на них, чтобы получить представление о взаимоотношениях двух братских старообрядческих Церквей. Необходимо заметить, что не всегда между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией удавалось достичь взаимопонимания: встречи были или затрудены, или невозможны, и заметное охлаждение возникло во второй половине 1950-х годов в связи с сомнительным в каноническом отношении присоединением к Белокриницкой митрополии епископа Игнатия Высочанского. Об этом событии повествуют письма протоиерея Евграфа Карпова (Киев), архиепископа Флавиана (Слесарева), также включенные в подборку (см. №13–16). В 1960-е годы переписка продолжалась, однако, судя по редким известным письмам, не содержала обсуждения церковных вопросов и носила характер обычных поздравительных посланий по случаю христианских праздников.

Письма митрополита Тихона публикуются по их машинописным копиям. Отсутствие оригиналов, на наш взгляд, может говорить о том, что они, а также снятые с них копии, передавались в Совет по делам религиозных культов по его требованию, который контроливал всю вообще переписку с заграницей. Хотим также особо обратить внимание на тот факт, что письма митрополита Тихона, архиепископа Флавиана, ответственного секретаря Московской архиепископии К.А. Абрикосова, опубликованные в романе Ф.Д. Чащина «Тайна Белой Криницы» (Кишинев, 1987. С. 94–95, 101, 102–103, 134–135, 140, 144–145) со ссылкой на Архив Московской старообрядческой архиепископии, являются плодом художественной фантазии указанного автора и в действительности никогда не существовали.

При публикации сохранены некоторые стилистические особенности писем (в частности, это касается писем митрополита Тихона, писавшего по-русски, но не жившего никогда в России), написание некоторых слов (например, Браила, Браилов вместо принятого ныне Брэила).

 

<- Вернуться в статью