Поморские ответы: Репринтное воспроизведение издания, осуществленного в 1884 г. священноиноком Арсением (Швецовым) в типографии Мануйловского монастыря, и переложение на современный язык: В 2 кн / Музейно-библиотечно-архивный отдел Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Переложение, подготовка текста к изданию, примечания В.В. Боченкова. – М.: Криница, 2016.

 

Издание вышло в двух книгах. Первая – «Поморские ответы», изданные священноиноком Арсением (Швецовым), впоследствии епископом Уральским и Оренбургским, в Мануйловском монастыре. В основу этой книги, как он сам писал в предисловии, легла их первоначальная редакция, «список из библиотеки Белокриницкой митрополии, список весьма старый и по надписи, сделанной на нем другою рукою, на поле при первом Ответе, следующего содержания: “Сим Ответам от сего 7309 года будет 88 лет” – предположительно, что современный самому их сочинению». Видимо, тут неточность, 7309 лето – это 1801 год, отнимаем еще 88, получается 1713 год. Поморские ответы были подготовлены известным старообрядческим деятелем и апологетом Андреем Денисовым (1674–1730) при участии других иноков Выговского монастыря в 1723 году.

Вторая книга – переложение «Поморских ответов» на современный русский язык.

В этом труде был впервые проведен палеографический (как сейчас говорят в науке) анализ изготовленных при Петре I фальшивок – т.н. Соборного деяния на еретика Мартина и Феогностова требника, которыми оправдывались никонианские нововведения. Современные старообрядческие авторы выделяют несколько особенностей во взглядах Андрея Денисова, которые отразились и в «Поморских ответах». Он считал, что: 1) русское Православие, т.е. полное правоверие святых апостолов и всех богоносных отцов в Русской Церкви до патриарха Никона было совершенным и непорочным; 2) реформы Никона и решения соборов 1656 и 1666–1667 помрачили блеск русской святости суеверием и слепотою ересей; 3) таинства, совершаемые новообрядческой церковью, не имеют действительного значения, и в частности обливательное крещение не очищает от первородного греха и не подает благодати Святого Духа; 4) то же касается и таинства священства, которое прекратилось в господствующей церкви, хотя формально и существует; 5) но русские старообрядцы-беспоповцы имеют надежду на восстановление у себя священства, так как истинное священство где-то во вселенной существует и сохраняется до скончания света[1]. Особенность «Поморских ответов» в том, что они признаются всеми старообрядцами.  Некоторые их положения, тезисы и заключения получат свое развитие в последующих трудах старообрядческих апологетов. Книга адресована всем интересующимся историей русской Церкви,

 

 

[1] См.: Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 86.