Христианское чтение

 

 

Журнал «Христианское чтение» был основан в 1821 году, став одним из первых российских богословских журналов, выходил один раз в месяц. Публиковал научно-богословские и публицистические статьи. Епископ Михаил (тогда – архим.) в период с 1902 по 1906 год опубликовал здесь несколько статей.

 

  1. О задачах церковного права // Христианское чтение. 1902. №12. С. 753–773. Подпись – Иером. Михаил. В основу статьи легла вступительная лекция по церковному праву, прочитанная в Санкт-Петербургской духовной академии. Среди основных тем – взаимоотношение церковного канона, его мнимая «мертвенность», его суть и смысл, и реальной жизни. Упомянуты В.В. Розанов, И.Ф. Романов (Рцы), проф. Харьковского университета Остроумов, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков и др.
  2. Активно или пассивно христианство? // Христианское чтение. 1903. №3. С. 423–442. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема статьи – роль и место человека и религии в обществе, в общественной жизни. «Я не стану звать на столп в Фиваиду, но утверждаю, что оздоровление жизни возможно только при условии, если воскреснут здесь, в мире, в жизни, хотя отчасти, живые идеалы Фиваид». При всем этом автор встает на защиту христианского аскетизма и подвижничества. В сноске к ней указано, что это – «публичное чтение в Соляном городке для образованных слушателей по поводу суждений В.В. Розанова и Д.С. Мережковского».
  3. Имеет ли каноническое основание содержащееся в 256 статье Устава духовных консисторий правило об осуждении на всегдашнее безбрачие лица, брак которого расторгается по нарушению им супружеской верности // Христианское чтение. 1904. №5. С. 670–686. Подпись – Иером. Михаил. Разбор с точки зрения церковного права вынесенного в заголовок вопроса.

Отзыв: Бенешевич А. Иером. Михаил. Имеет ли каноническое основание содержащееся в 256 статье Устава духовных консисторий правило… // Византийский временник. СПб., 1904. Т. XI. Вып. 3–4. С. 688. Собственно, указанный отзыв краток: «Для обоснования отрицательного ответа на этот вопрос привлечены между прочим разнообразные свидетельства отцов Церкви, но неполно и односторонне, так как работа не носит характера научного исследования, а только удовлетворяет запросам минуты».

  1. Типы ораторства: Речь в Обществе любителей ораторского искусства // Христианское чтение. 1905. №10. С. 456–477; №11. С. 624–634. Подпись – Архим. Михаил. Анализ т.н. «пророческого» красноречия, способов воздействия на аудиторию, воздействия проповеди на человека, причин ее успеха и неудачи. Упомянуты В. Гете, проф. С.А. Соллертинский, Ф. Ницше, У. Шекспир («Юлий Цезарь» и герои трагедии), А.И. Косоротов (драма «Весенний поток»), пианист А.Г. Рубинштейн, князь И.Р. Тарханов, Д. Савонарола, Н.В. Гоголь, судебный оратор и адвокат Н.П. Карабчевский, свящ. Г. Петров, автор «Тамбовских епархиальных ведомостей», подписавшийся псевдонимом С.Н.А. (1904, №2), А.П. Чехов (рассказы «Злоумышленник», «Беда»), свои сочинения «В праведную землю», неназванная статья из «Церковного вестника».

Отзыв: Тареев М.М. Как пишет архимандрит Михаил: О его статье «Типы ораторства» в «Христианском чтении» // Богословский вестник. 1906. Т. 1. №1. С. 205–206. Указание на заимствования из книги М.М. Тареева «По вопросам гомилетики». Ответ М.М. Тарееву см. №112.

  1. Сумасшествие как повод к разводу // Христианское чтение. 1906. №12. С. 832–854. Подпись – Архим. Михаил. Поводом для статьи послужила разработка Министерством юстиции проекта о передаче бракоразводных дел в ведение гражданского суда и предполагаемый пересмотр закона о поводах к разводу. Автор признает возможным развод по причине психического заболевания одного из супругов, анализируя византийское законодательство (имп. Юстиниан, Лев Великий, византийский и русский Номоканон). В том же 1906 г. статья была издана отдельной брошюрой.