Русский паломник

 

 

Еженедельный журнал «Русский паломник» (далее – РП) издавался с 1885 года, главным редактором, вплоть до самой своей смерти в 1904 году, был духовный писатель, журналист и издатель А.И. Поповицкий (затем издание продолжил П.П. Сойкин). Журнал публиковал очерки о путешествиях, рассказы духовно-нравственного содержания, отличался обилием иллюстраций. Епископ Михаил начал сотрудничать с журналом, будучи иеромонахом, в 1902 году, когда переехал в Санкт-Петербург. Начиная с №43 в РП публикуется цикл его статей, объединенных одним общим названием «Беседы с читателями», на самые разные темы, с подзаголовком «О живой жизни и вечных истинах». Задачей автора, как он сам ее себе обозначил, было «отыскивать святое и светлое в литературе и жизни». На страницах РП появились также некоторые отзывы о его книгах[1]. Статьи, опубликованные в РП, вошли впоследствии в состав разных сборников епископа Михаила, которые он издал, будучи архимандритом. В 1904 году в качестве приложения к журналу был издан его сборник «Вопросы веры и жизни». Сотрудничество с РП прекратилось в начале 1906 г.

 

Цикл «Беседы с читателями»

  1. [Беседа 1] // РП. 1902. №43. С. 739–740. Подпись – Иер. Михаил. Вступительная беседа.
  2. [Беседа 2] // РП. 1902. №44. С. 759–760. Подпись – I. Михаил. Тема социальной миссии женщины, женственности. Упомянут рассказ «Генеральша» писательницы Дубровской из «Русских ведомостей» за 11 октября 1902 г., повесть (роман) Н.А. Энгельгардта «Люди разного безумия».
  3. [Беседа 3] // РП. 1902. №45. С. 774–776. Подпись – I. Михаил. Продолжение предыдущей темы, разбор образа Лизы Калитиной из «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева.
  4. [Беседа 4] // РП. 1902. №46. С. 791–792. Подпись – I. Михаил. Тема детства и предназначения человека, упомянуты поэты Н.А. Некрасов («Песня Еремушке»), И.С. Никитин.
  5. [Беседа 5] // РП. 1902. №47. С. 807–809. Подпись – Иером. Михаил. Статья приурочена к юбилею норвежского писателя Бьёрнстерне Бьернсона, упомянута его драма «Перчатка». Тема взаимоотношения полов, любви.
  6. [Беседа 6] // РП. 1902. №48. С. 825–827. Подпись – I. Михаил. Упомянуты писатель В.Я. Светлов (повесть «Гибель кумиров», публиковавшаяся в 1900 г. в журнале «Русская мысль»), Шарль Бодлер, В.А. Трахтенберг (пьеса «Победа»), О. Бальзак («Шагреневая кожа») и др.
  7. [Беседа 7] // РП. 1902. №49. С. 842–843. Подпись – I. Михаил. Упомянут А.М. Горький («Новый пророк, которого по странному недоразумению называют проповедником разнузданности, учеником Ницше, но который, я думаю, много сделал для того, чтобы развенчать новую противочеловеческую мораль»), герои произведений А.М. Горького Ларра, Фома Гордеев.
  8. [Беседа 8] // РП. 1902. №50. С. 859–861. Подпись – Иером. Михаил. Тема воздействия живым словом на человека, успеха проповеди. Упомянуты А.С. Хомяков, Н.С. Кохановская, еп. Амвросий (Ключарев) Харьковский.
  9. [Беседа 9] // РП. 1902. №51. С. 866–868. Подпись – Иером. Михаил. Тема детства и воспитания, упомянута польская писательница Мария Конопницкая («Ясь»).
  10. [Беседа 10] // РП. 1902. С. 890–892. Подпись – Иером. Михаил. Вновь тема детства и женского воспитания и становления. Упомянуты писательница Н.А. Лухманова, Цебрикова (автор статьи «О женском образовании» в «Русской мысли» за февраль 1902 г.), французский философ Жан-Мари Гюйо.
  11. [Беседа 11] // РП. 1903. №1. С. 2–5. Подпись – I. Михаил. Рождественская тема добра и отзывчивости, служения ближнему. Упомянута героиня рассказа «Неумирающая» Аленка неуказанного автора.
  12. [Беседа 12] // РП. 1903. №2. С. 22–25. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема счастья, в чем оно заключается. Упомянут журнал «Церковный вестник» (№2 за 1903 г.).
  13. [Беседа 13] // РП. 1903. С. 42–43. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема счастливого брака. Упоминается философ Артур Шопенгауэр, М.О. Меньшиков.
  14. [Беседа 14] // РП. 1903. №4. С. 58–59. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема брака и, в частности, брака по страсти. Упомянуты пьесы В.А. Трехтенберга «Победа», Генрика Ибсена «Кукольный дом», норвежский писатель Бьёрнстерне Бьернсон.
  15. [Беседа 15] // РП. 1903. №6. С. 92–95. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема русского мещанства и его идеалов, понимания идеала. Упомянуты пьеса «Мещане» А.М. Горького, А.И. Герцен, Морис Метерлинк, В.В. Вересаев («На повороте»), А.П. Чехов, В.В. Немирович-Данченко («Большое сердце»), Л.Н. Андреев.
  16. [Беседа 16] // РП. 1903. №7. С. 114–115. Подпись – Иеромонах Михаил. Статья, приуроченная к Прощеному воскресенью, о том, как оно встречалось на Руси, о силе всепрощающей любви, о том, что христианство – религия прощения. Упомянуты «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, герой пьесы А.М. Горького «На дне» Лука, поэт А.Н. Майков.
  17. [Беседа 17] // РП. 1903. №8. С. 130–131. Подпись – Иеромонах Михаил. Ответ на вопрос «Что прочесть?» одной из читательниц журнала. Тема книги. Упомянуты английский поэт и мыслитель Джон Мильтон, рассказ В.В. Вересаева «На эстраде», свящ. Григорий Петров («Школа и жизнь»), брошюры М.А. Новоселова «Забытый путь», «Искание Бога».
  18. [Беседа 18] // РП. 1903. №9. С. 146–147. Подпись – Иеромонах Михаил. Продолжение предыдущей статьи, а также рассуждения по поводу того, не грешно ли отдавать детей кормилицам. Упомянуты французский философ Огюст Никола, Августин Блаженный, повесть П.Д. Боборыкина «Закон жизни» «из последней книжки “Вестника Европы”» (январь 1903) и др.
  19. [Беседа 19] // РП. 1903. №11. С. 179–180. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема воспитания воли в посте.
  20. [Беседа 20] // РП. 1903. №12. С. 194–195. Подпись – Иером. Михаил. Тема молитвы, исповеди, раскаяния. Упомянут Л.Н. Толстой.
  21. [Беседа 21] // РП. 1903. №13. С. 211–212. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема христианской взаимопомощи.
  22. [Беседа 22] // РП. 1903. №14. С. 235–237. Подпись – Иеромонах Михаил. Статья, приуроченная к Пасхе.
  23. [Беседа 23] // РП. 1903. №15. С. 254–255. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема неверия и сомнения. Упомянуты В.С. Соловьев, персидский поэт Маснави, повесть «Одна за многих» без указания автора, роман датского писателя Петера Нансена «Мария», книга монаха Митрофана (В.Н. Алексеева) «Как живут наши умершие и как будем жить мы по смерти» (СПб., 1880 и др. изд.).
  24. [Беседа 24] // РП. 1903. №16. С. 270–272. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема женщины в семье (рабыня или свободная?), упомянуты Генрик Ибсен, «Домострой», автрийский писатель еврейского происхождения Артур Шнитцлер, «Житие протопопа Аввакума».

«Аввакум протопоп и его жена идут по Сибири. Оба они вместе, рука об руку, идут к одной ложной и фанатичной, но, с их точки зрения, – правой цели. А лед режет ноги, холодно. “Долго, Петрович, мы так брести будем?” – “Может, всю жизнь”, – отвечает протопоп Аввакум. – “Ино побредем”, – отвечает она. Если в основе семьи лежит это “ино побредем”, решимость идти рядом, вместе, сознательно вместе, то трудно предположить возможным распадение такой семьи, хотя бы труден был путь и лед резал ноги».

  1. [Беседа 25] // РП. 1903. №18. С. 302–304. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема супруги священника, матушки, ее роли в приходской жизни.
  2. [Беседа 26] // РП. 1903. №19. С. 319–321. Подпись – Иером. Михаил. Статья, приуроченная к Неделе о слепом, тема духовной слепоты человека. Упомянут поэт А.Н. Майков («Два мира») и др.
  3. [Беседа 27] // РП. 1903. №20. С. 336–337. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема чтения, роли книги, «как бороться против разлагающего влияния новых литературных веяний». Упомянуты Л.Н. Андреев, журнал «Мир Божий», высказавшийся о рассказах писателя, герой пьесы А.М. Горького «На дне» Лука, А.П. Чехов, персонаж сентиментальных повестей Гуак и др.
  4. [Беседа 28] // РП. 1903. №21. С. 354–355. Подпись – Иеромонах Михаил. Статья, приуроченная к 200-летию основания Санкт-Петербурга и празднику Троицы.
  5. [Беседа 29] // РП. 1903. №38. С. 642–643. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема господ и слуг. Упомянут епископ Ириней (Орда) Орловский, персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима
  6. [Беседа 30] // РП. 1903. №39. С. 658–660. Подпись – Иеромонах Михаил. Об А.П. Чехове и теме покаяния в его творчестве («Гусев», «Дядя Ваня», «Тоска» (в статье ошибочно – «Горе»)). Упомянут также С.Я. Надсон.
  7. [Беседа 31] // РП. 1903. №40. С. 674–675. Подпись – Иеромонах Михаил. Продолжение предыдущей статьи («Курьер», «Жалость»). Упомянуты Ги де Мопассан («Одиночество»), Морис Метерлинк, С.С. Юшкевич («Жалость»). В постскриптуме – ответ на вопрос о праве Синода отлучить от церкви Л.Н. Толстого.
  8. [Беседа 32] // РП. 1903. №42. С. 707–708. Подпись – Иеромонах Михаил. Впечатления от встреч с Иоанном Кронштадтским.
  9. [Беседа 33] // РП. 1903. №43. С. 732–735. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема самоволия и воспитания характера. Упомянуты американский протестантский проповедник и богослов Дуайт Лаймен Мооди, Тихон Задонский, Ф.М. Достоевский («Подросток»), Е.П. Гославский (рассказ «Учитель»).
  10. [Беседа 34] // РП. 1903. №45. С. 770–772. Подпись – Иеромонах Михаил. Впечатления от встречи с сестрой Варварой, выстроившей столовую и дом трудолюбия для босяков, которые расположены на дороге из Санкт-Петербурга в Москву через Любань.
  11. [Беседа 35] // РП. 1903. №47 С. 807–808. Подпись – Иеромонах Михаил. Статья о творчестве В.Г. Короленко в связи с выходом в свет его книги, которую открывает рассказ «Огни».
  12. [Беседа 36] // РП. 1903. №49. С. 842–843. Подпись – Иером. Михаил. Продолжение предыдущей статьи.
  13. [Беседа 37] // РП. 1903. №51. С. 882–884. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема самопознания, молитвы, христианской нравственности. Упомянуты Морис Метерлинк, французский писатель Виктор Шарбонель («Жажда жизни». СПб., 1898), композитор А.Г. Рубинштейн, Томас Карлейль.
  14. [Беседа 38] // РП. 1903. №52. С. 907–908. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема личного духовного подвига, о том, что необходимо давать «святое от себя» как противоядие против злых книг и всего дурного в обществе. Упомянут рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Профессор Спирька», картина Рубенса «Капля».
  15. [Беседа 39] // РП. 1904. №1. С. 4–5. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема счастья. Упомянута семья Истратенковых, которая, по сообщениям газет, привезла из Иркутска в Петербург тачку с золотым песком, который оказался колчеданом, повесть Печерского о золотоискателях без точного названия и инициалов автора.
  16. [Беседа 40] // РП. 1904. №3. С. 38–39. Подпись – Иеромонах Михаил. Отзыв на книгу Л.Н. Толстого «Разрушение ада и восстановление его».
  17. [Беседа 41] // РП. 1904. №5. С. 70–71. Подпись – Иеромонах Михаил. Продолжение предыдущей статьи.
  18. [Беседа 42] // РП. 1904. №11. С. 173–175. Подпись – Иеромонах Михаил.
  19. [Беседа 43] // РП. 1904. №13. С. 211–212. Подпись – Иером. Михаил. Пасхальная статья с темой смерти и воскресения.
  20. [Беседа 44] // РП. 1904. №15. С. 251–252. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема благотворительности и деятельного сострадания вместо формально «раздачи копеек».
  21. [Беседа 45] // РП. 1904. №17. С. 282–284. Подпись – Иеромонах Михаил. О внимании к мелочам в деле спасения. Упомянута книга американского профессора Вильгельма Матью «Успех в жизни» (СПб., 1874).
  22. [Беседа 46] // РП. 1904. №19. С. 319–322. Подпись – Иеромонах Михаил. Рассказ о супруге священника Лидии Петровне Удинцевой (Зыбиной), открывшей в Кунгуре (Пермская губ.) приют. Упомянуты Иоанн Кронштадский, А.С. Пругавин, министр просвещения И.Д. Делянов.
  23. [Беседа 47] // РП. 1904. №20. С. 336–338. Подпись – Иер. Михаил. Статья посвящена архиепископу Николаю (Касаткину) Японскому.
  24. [Беседа 48] // РП. 1904. №22. С. 372–373. Подпись – Иеромонах Михаил. Очерк о православии в Японии по книгам еп. Сергия (Страгородского) «На Дальнем Востоке» (Сергиев Посад, 1897) и «По Японии» (Сергиев Посад, 1903).
  25. [Беседа 49] // РП. 1904. №23. С. 390. Подпись – Иеромонах Михаил. Продолжение предыдущей статьи.
  26. [Беседа 50] // РП. 1904. №24. С. 406–408. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема невинной лжи, ради шутки. Упоминаются очеркистка М.К. Цебрикова, писатель В.А. Рышков с неуказанным рассказом, «Идиот» Ф.М. Достоевского.

«Если правду говорят грубо и без любви, то тогда правдою не лечат друг друга и не увеличивают суммы правды и истины на земле, а душат этой правдой, как петлей, и тем увеличивают ложь».

  1. [Беседа 51] // РП. 1904. С. 442–443. Подпись – Иеромонах Михаил. О том, как использовать собственное время, не расточая, ценя минуты, о значении отдыха и о том, каким он должен быть. Упомянуты Иоганн Вольфганг Гете, Бенджамин Франклин, Л.Н. Толстой («Смерть Ивана Ильича»), Джон Локк, Жорж Кювье.
  2. [Беседа 52] // РП. 1904. №28. С. 474–476. Подпись – Иером. Михаил. О значении страданий в человеческой жизни, служении другому как способе забыть о своей боли. Упоминаются Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, переведенная В.А. Жуковским кантата «Смерть Иисуса» (К.-В. Рамлера).
  3. [Беседа 53] // РП. 1904. №34. С. 579–580. Подпись – Иеромонах Михаил. О молитве за умерших, в том числе за самоубийц. Упомянуты епископ Григорий Нисский, старец Лев (Наголкин) Оптинский, Ф.М. Достоевский («Кроткая»), митрополит Филарет (Дроздов) Московский и др.
  4. [Беседа 54] // РП. 1904. №37. С. 626–627. Подпись – Иеромонах Михаил. Статья, приуроченная к 300-летию Верхотурского Николаевского мужского монастыря.
  5. [Беседа 55] // РП. 1904. №38. С. 643–644. Подпись – Иеромонах Михаил. Статья о творчестве В.М. Гаршина. Упомянуты А.П. Чехов, В.Г. Короленко.

 

Другие статьи

 

  1. Беседы о войне // РП. 1904. №7. С. 102–105; №8. С. 122; №9. С. 138–140. Подпись – Иеромонах Михаил; №10. С. 158. Подпись – Иером. Михаил. Статья, написанная по поводу начала Русско-Японской войны с рассуждениями об общественной трезвенности (пост) в то время, пока идут бои, духовном напряжении общества и роли женщины в тревожное для страны время, о сродстве чувствительной женской души с душами страдающих из-за войны людей. В том же году статья была издана отдельной брошюрой.
  2. Ответ на недоумение // РП. 1904. №16. С. 276. Подпись – Иеромонах Михаил. Разъяснение на ответ одному из читателей журнала выражения, употребленного в одной из статей, в качестве постскриптума, «Бог не гневается и не наказывает».
  3. [Ответы сестре и студенту-архитектору] // РП. 1904. №38. С. 653–654. Подпись – Иером. Михаил. Ответ на вопрос, можно ли молиться за сквернословящих, угодна ли Богу молитва со слезами и др.
  4. До Афона и на Афоне // РП. 1905. №2. С. 22–23; №5. С. 62–63; №7. С. 94–95. Подпись – Иеромонах Михаил. Впечатления от посещения острова Халки, Проти и др. мест Византии.
  5. Пастырь и Дума // РП. 1905. №47. С. 747–750. Подпись – Архимандрит Михаил. Тема выборов в Государственную думу и подготовки паствы к ним, ответственности за поданный голос. Упомянут писатель С.И. Гусев-Оренбургский, свящ. И. Макаров с публикацией в «Тамбовских епархиальных ведомостях».
  6. Звезда зовет // РП. 1905. №52. С. 827–828. Подпись – Архим. Михаил. Рождественская тема, упомянута повесть И.Ф. Наживина «Звезды», проповедник Генри Друммонд (в совр. транскрипции – Драммонд).
  7. Мелочи супружества // РП. 1906. №3. С. 36–39. Подпись – Архим. Михаил. О причинах семейных разладов. Упомянуты Ф.М. Достоевский («Кроткая»), писательница М.В. Крестовская («Женская жизнь»).
  8. Введение // РП. 1906. №7. С. 103–104. Подпись – Архимандрит Михаил. Отклик на рубрику свящ. Григория Петрова в «Современном слове» «Что читать?». Тема книжных каталогов, предлагающих купить произведения Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Н.К. Михайловского, В.П. Авенариуса, Л.И. Петражицкого, упоминаются В.И. Ленин, Август Бебель, Карл Либкнехт и др. «Рынок наводнен литературой одного типа и тона». Тема монополии на рекламу и продажу социально-политической литературы, отсутствия книг, которые указывали бы, как относится к социализму Евангелие и христианство. В этой связи автор называет несколько достойных, на его взгляд, внимания книг: «”Социальный вопрос и Евангелие” Розанова (не В.В.)», «Насущная задача церкви» С.Н. Булгакова, «Социологические этюды» П.Г. Мижуева, свою брошюру «Почему нам не верят» и др.

 

 

[1] Бронзов А. «Иером. Михаил. Маленькая церковь» // РП. 1904. №23. С. 402. Филевский Иоанн, свящ. «Иеромонах Михаил. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 1904 // РП. 1904. №49. С. 856.