ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД (Згомони) — село в Медынском уезде (ныне поселок), известное тем, что здесь бывали Екатерина II, А.С. Пушкин, здесь была основана одна из первых полотняных фабрик России. Многие из фабричных были старообрядцами, причем разных согласий. В 1817 году реестр старообрядцев на фабрике Гончарова насчитывал около 1400 человек. В 1854 году здесь официально числились около 380 поповцев, более сотни беспоповцев. Сюда же следует добавить бывших мастеровых, ставших свободными. Таковых среди поповцев было около ста пятидесяти человек. В 1904 году старообрядческий приход насчитывал не более 600 человек, при этом число полотнянозаводских беспоповцев резко уменьшилось. Старообрядческий храм был освящен во имя Преображения Господня.
Храм в Полотняном Заводе. Современный вид. 2-я пол. 1990 гг.
*
В 1817 году мастеровые полотняной и бумажной фабрик надворного советника Афанасия Гончарова подали калужскому губернатору прошение, чтобы разрешил им построить молитвенный дом. Ходатайство это было, кстати, не первым и не последним от них. Просителям отказали и в этот раз.
В другом прошении полотнянозаводских старообрядцев на имя калужского губернатора говорилось: «Священники с причтом, живущие в помянутых фабриках, ежели не получают за погребения и прочее с нас, старообрядцев, большой суммы денег, чинят... нам величайшие разные притеснения и отягощения, тем отлучая нас на немалое время от фабричных дел и работ, открывая тем единственное — только свое корыстолюбие, почему за отдалением Московского кладбища (Рогожского. — В.Б.), желаем обществом своим иметь для погребения... особое кладбище, а на отправление богослужения по старым обрядам, как то крещение младенцев, браковенчание, отпевание умерших и прочего, устроить при упомянутой фабрике господина нашего молитвенную избу, иметь при оной от упомянутого Московского кладбища священника подобно тому, как устроено в других местах. На постройку избы и отведение кладбища господин наш согласен и иметь старообрядческого священника позволил»[1]. Это прошение также оказалось безуспешными.
Старообрядцы Полотняного Завода перед поднятием колокола. 1914 год
В 1850-х годах бдительные синодские священники Полотняного Завода подняли шум: в селе действуют две старообрядческие моленные. Следствие выявило, что никаких моленных, специально построенных для общего богослужения, нет. У местного беспоповца Петра Васильевича Каретникова (думали, что он моленную содержит) отобрали тогда кадильницу и три книги: рукописное Евангелие, Псалтырь и печатный канонник[2]. Фамилия Каретников встречается в списке членов совета полотнянозаводскои общины за 1913 год: Федор Александрович Каретников, товарищ (заместитель) председателя[3]. Некто Иван Александрович Каретников будет в 1937 году приговорен к десяти годам лагерей за контрреволюционную агитацию[4]. Связи между всеми этими людьми нужно, конечно, исследовать...
Моленная и свой священник, Флор Дмитриевич Агешин, в селе появились, вероятно, в 1880-х годах, более ранних сведений нет.
Рубеж 1893–1894 годов был отмечен некоторыми нестроениями в приходе. По старости отец Флор отошел от священнических обязанностей и временно сменил его Иоанн Нефедович Романдин. Кроме того, что родом он был из деревни Мисцево Богородского уезда Московской губернии, о нем ничего неизвестно. В самом начале января 1894 года были избраны попечители Преображенского храма: Петр Николаевич Карасев, Дмитрии Федорович Неманихин, Сергей Иванович Шанин, Иван Алексеевич Ерохин, Никола Семенович Пантелеев[5]. 2 февраля того же 1894 года в Полотняный Завод был направлен священник Андреи Тимофеевич Колосов[6].
Священник Андрей Колосов. 1900-е гг.
Отец Андрей родился в августе 1858-го. Рукоположен был архиепископом Савватием (Левшиным) Московским в 1885 году и служил в одном из приходов Московской епархии. В Полотняном, как и других старообрядческих пастырей, его преследовали за длинные волосы и ношение священнической одежды. «Однажды земским начальником вследствие ложных показаний никонианских иереев о. Андрей присужден был к штрафу в 15р[ублей], будто бы за ношение широких рукавов и т.д. Иереи господствующей церкви до сих пор не перестают делать зло о. Андрею. Они ненавидят его за то, что он примерною кротостию и незлобием стяжал себе уважение не только среди своих старообрядцев, но и последователей господствующей церкви. Примерное исполнение своих священнических обязанностей о. Андрея многих последователей господствующей церкви привело к раскаянию и присоединению к старообрядчеству», — писал журнал «Церковь»[7]. За два года (1911 и 1912) у местного земского исправника накопилось на Колосова шесть дел. По всем им священник был оправдан. «В суде со стороны духовной консистории явились в качестве свидетелей первый благочинный Василий Иванов и второй священник о. Василий. Как тот, так и другой до суда грозили тюрьмой о. Колосову, но теперь стали потише»[8]. Между тем, еще летом 1910-го Андрей Колосов направил архиепископу Московскому Иоанну (Картушину) ходатайство о переводе на родину. Упоминал, что они с известным столичным священником Елисеем Мелехиным земляки, и тот — его духовный отец, жаловался, что слабеет здоровье, тянет к родным местам[9]. Уже 25 лет он служит в сане. Видимо, не было удовлетворено это ходатайство, и не суды ли тому виной...
Последние месяцы жизни отец Андрей сильно болел. Даже в тот суд, о котором рассказывал журнал «Церковь», пришел по доверенности его сын. Службы в храме велись только самые необходимые. В 1913 году на Богоявление старообрядцы не смогли пойти со священником крестным ходом на Иордань. 28 июля того же года полотнянозаводский священник умер у себя на родине, в деревне Запруденье Богородского уезда Московской губернии[10].
...В 1900 году медынский купец Иван Петрович Прыгунов построил в Полотняном Заводе каменный дом, куда перенесли потом моленную. Строительство сразу обратило на себя внимание. Во-первых, дом располагался со старой деревянной моленной почти стена к стене, и оба дома можно было соединить. Для этого в кирпичной стене нового дома оставили отверстие, заложив его кирпичом. Оно, однако, не ускользнуло от глаз губернского инженера, специально командированного в Полотняный. Во-вторых, сам хозяин уклонялся от прямых ответов, для чего ему этот дом, подавая повод для подозрений. В-третьих, кто-то из старообрядцев проговорился властям, что дом предназначен для моленной...
Губернское правление приказало приостановить строительство, и если хозяин не даст подписки, что дом будет использоваться исключительно для жилья — вообще запретить работы. Подписку Прыгунов дал[11].
Немало потрудился для храма полотнянозаводский житель Даниил Семенович Прохоров. О нем практически ничего неизвестно. Был он, как следует полагать, богатым и влиятельным человеком. В одной из заметок в «Церкви» именно он назван строителем полотнянозаводского храма. Колокольню при храме построили благодаря Прохорову.
В феврале 1908 года губернское правление зарегистрировало полотнянозаводскую общину[12]. В 1909-м строительное отделение разрешило соорудить на крыше купол и одобрило проект колокольни, которую закончили строить в 1914 году, к Пасхе. Колокола были подняты третьего апреля при большом стечении народа. Очевидец писал об этом событии в журнале «Церковь» восторженно: «Незабвенным моментом для старообрядцев села следует признать первый удар нового колокола. Это было в седьмом часу перед Всенощной великой службы с двенадцатью Евангелиями, в четверг на Страстной неделе... Звон понесся вдоль полей и лесов, в пространство годов и веков. Это был первый звук радостной вести о чем-то хорошем, светлом, прекрасном — этот звук точно возвещал грядущим поколениям о гражданской религиозной свободе, об освобождении от тяжкого пережитка гонений; казалось, этот звук только теперь несет радостную весть по окраинам, по дорогам, по тропинкам, через долы и горы, замирая в поднебесье, утопая в облаках; этот первый звук нового колокола, точно теплая молитва, полился вдаль поколений приветом и восклицанием о воскресении Христа». Вес самого большого колокола составил 150 пудов[13].
После смерти Андрея Колосова к Преображенскому храму был переведен священник Петр Уксов, который прослужил здесь двадцать лет, до самого закрытия церкви в 1933 году. Отсюда он был переведен на другой приход. В марте 1938 года, когда священника арестовали сотрудники НКВД, он проживал в селе Косолапово Уваровского (ныне Можайского) района Московской области. Приговорен Петр Уксов был тройкой при УНКВД по Московской области тогда же, в марте, по ложному обвинению в «восхвалении монархического строя, высказывании пораженческих настроений» к высшей мере наказания[14]. Расстреляли и похоронили его на Бутовском полигоне под Москвой. А что не виноват ни в чем, признали в феврале 1963 года.
В советское время в старообрядческом храме Полотняного Завода располагался детский сад. Ныне здание передано общине РПЦ.
[1] ГАКО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 2994. Л. 23об.–24. В этом же деле см. реестр фабричных старообрядцев Афанасия Николаевича Гончарова (1817 год). Статистические сведения о полотнянозаводских старообрядцах см. также: ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 304 («Метрические ведомости о родившихся и умерших раскольниках при фабрике Гончарова на 1854 год»).
[2] О расследовании дела о моленных см.: ГАКО. Ф. 62. Он. 19. Д. 813. Ф. 192. Оп. 1. Д. 414. В последнем из указанных дел упомянуто, что Каретников — беспоповец. В середине 1850-х гг. его дом, доставшийся в наследство от деда, был уже ветхой избой, стоявшей в задней стороне двора. Здесь имелось много старых икон, аналой. Хозяин жил в другой избе (Л. 2 об.).
[3] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2251. Л. 51. Здесь же упомянуты другие члены совета общины: Иван Данилович Прохоров, Федор Дмитриевич Лосев (председатель) Никола Иванович Половинкин, Федор Александрович Каретник (товарищ председателя), Василий Акимович Воротынцев, Федор Гаврилович Портнов, Никола Григорьевич Лосев, Василий Николаевич Белевитин (все четверо кандидаты в члены), Петр Иванович Кованов Алексеи Дмитриевич Мухин, Владимир Леонтьевич Глухарев (казначеи), (кандидат в члены), Пето Александрович Лорин (староста).
[4] Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Калуга, 1994. Т. 2. С. 136.
[5] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 279. Л. 12.
[6] Там же Л. 135.
[7] Андрей Тимофеевич Колосов, священноиерей // Церковь. 1912. №14. С 349.
[8] С. Полотняный Завод Медынского уезда // Церковь. 1913. №15. С 370.
[9] РГАДА. Ф. 1475. Он. 1. Д. 284. Лл. 60–61.
[10] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2251. Л. 53. Упоминаемый Андреем Колосовым в качестве земляка московский священник Елисей Мелехин родился в деревне Яковлевской того же уезда.
[11] ГАКО. Ф. 62. Оп. 17. Д. 2202 (Дело о приостановлении строительства моленной).
[12] Дело о регистрации общины: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2251.
[13] Село Полотняный Завод Калужской губ. // Церковь. 1914. №17. С. 420–421.
[14] Петр Иванович Уксов // Родина. 1990. №9 (Церковь. №0). С. 25.