МИЛЕЕВО — деревня в Жиздринском уезде, ныне в Хвастовичском районе. По данным на начало XX века, приход мест­ной моленной составлял около 500 человек, по данным 1924 года, около тысячи[1]. Очевидно, многое зависело от того, какие се­ления к нему причисляли. Деревня практически полностью была населена старообрядцами. В пяти верстах от нее находилось село Колодясцы место компактного проживания старообрядцев. Там же стоял ближайший храм господствующей церкви. В 1910 году в полуверсте от милеевской моленной построили новообрядческую церковь. Деревня стала селом. Престол в старообрядческом храме-моленной в Милеево был освящен во имя Святой Троицы.

 

*

 

Старообрядцы населяли Милеево с самого начала раскола, но мне удалось выявить сведения о них в основном лить на XX век. По сообщению жиздринского уездного исправника (1904 г.), с се­редины 1870 годов моленная существовала в деревне при доме местного крестьянина Василия Финожина. В 1900 году ее перенесли к другому жителю Милеева — Андрею Кудряшову[2].

В апреле 1871 года архиепископ Антоний (Шутов) Московс­кий и Владимирский и Московский духовный совет обратились к старообрядцам Милеева с увещанием, чтобы не обращались за требами к священникам господствующей церкви. Черновик его сохранился. Текст написан рукой Анисима Васильевича Швецова, тогдашнего письмоводителя архиепископа Антония: «Доходит до нашего сведения недоброе о вас известие, акибы желающие из вас вступить в законное супружеское сожительство по какому-то недоброму обычаю обращаются за благословением и повенчанием оного в церковь Великороссийскую, а потом прочие свои духов­ные требы тщатся исправлять паки в нашей древлеправославней Церкви чрез поставленного нашим смирением отца Евдокима (Соволикова. О нем шла речь в статье о Колодяссах. — В.Б.) И если это действительно справедливо, то таковой обычай совершается у вас весьма несправедливо». Далее в письме следовали каноничес­кие правила, запрещавшие обращаться к новообрядческому духо­венству. «А потому Божиею милостью мы, члены Московского ду­ховного совета, по нашей священной обязанности предписываем вам до конца оставить оный укоренившийся у вас неблаговидный обычай и впредь не производить более такового беззакония, а если кто, преслушавши сего предписания, паки дерзнет на оное, тот будет сознаваться отлученным от св. древлеправославныя церкви, в которой мы веруем приобрести себе душевное спасение»[3].

Не обходили стороной Милеево противостарообрядческие мис­сионеры. Один из них, Иван Жаров, проводивший здесь в январе 1896 года беседу о незаконности «австрийской иерархии», упоми­нал в отчете, как какой-то старик, слушавший его, воскликнул. «Лучше руку дам на плаху, а правою рукою не сложу щепоти». Ничего в этой реплике, кроме «фанатизма», Жаров не увидел[4]. В 1901 году в моленной Кудряшова был освящен престол. Тогда же старообрядцы заменили походный иконостас на постоянный. 7 декабря 1903 года состоялось малое освящение новой моленной. В нем приняли участие четыре священника: Родион Ульянов, Фад­дей Агафонов (оба из Колодясс), Сергий Ахромешин (Брусны) и Феодор Агешин, служивший в самом Милееве. Отец Феодор ро­дился в 1869 году в деревне Котуновке того же Жиздринского уез­да (Кцынская волость), и в Милеево рукоположен был епископом Ионой (Александровым) Калужско-Смоленским в 1899 году. Фе­одор Агешин продолжал служить в Милееве до середины 1920-х (в семье его тогда значилось двое сыновей, три дочери, жена) и, по всей вероятности, позже, но сведения о его дальнейшей судьбе пока не выявлены.

Опросный лист (анкета) священника Феодора Агешина (Милеево). Автограф. 1924 год

Опросный лист (анкета) священника Феодора Агешина (Милеево). Автограф. 1924 год

 

Существование новой моленной, которая сплотила старооб­рядцев, вызвало противодействие со стороны консистории. Ле­том 1904 года она обратилась в губернское правление с просьбой воспрепятствовать ее открытию. «Главный инициатор устройства моленной в дер. Милееве был и есть волостной старшина Конс­тантин Иванов Леонов, будь старшина православный, никогда бы не было в Милееве моленной, — говорилось в письме в правление.

В 1896 году у православных прихожан дер. Милеева возникла мысль устроить у себя новый каменный храм, и вот прошло почти восемь лет — постройка православного храма плохо подвигается, а раскольничья моленная совершенствуется, и все это благода­ря местным сельским властям: старшина — раскольник, сотский — раскольник, десятский — раскольник, а православных сравни­тельно горсть — они не могут и пикнуть пред раскольниками»[5]. В письме, конечно, есть определенный перехлест: темпы строи­тельства деревянного дома и каменной церкви несопоставимы. Но враждебное отношение видно невооруженным глазом.

25 августа 1904 года моленную в Милееве осматривал становой пристав. Описание, сделанное им, сохранилось. Моленная была похожа на «большой сарай» с четырьмя маленькими окнами, ко­торые закрывались изнутри деревянными ставнями. Одно окно было справа от единственной двери, три остальных слева. Длина моленной составляла 15 метров (или 21 аршин), ширина — 5 с половиной (8 аршин), высота — около трех метров (4 аршина). Здание было без фундамента, с дощатыми сенями в задней части, не обитое тесом. Крышу из щепы устроили на четыре ската.

Внутри моленной пристав увидел бревенчатые стены без ка­ких-либо украшений. Все помещение делилось на три неравных части сварками или сводами, без дверей. В средней части, самой большой, потолок был оклеен серой глянцеватой бумагой, вдоль стен во всю длину стояли лавки, на задней стене были красные цветастые обои. Посередине над входом висела икона Христа Спа­сителя, а по обе стороны от нее — образа Богородицы. По другую сторону, дальше, располагался алтарь. По консисторским сведе­ниям, он был «довольно поместительный»: четыре на восемь ар­шин, то есть примерно три на пять с половиной метров. Северные и южные двери украшали изображения архангелов, Царские вра­та — резьба с позолотой[6].

Губернское правление не усмотрело повода для закрытия мо­ленной.

После обнародования указа «Об укреплении начал веротерпи­мости» милеевцы зарегистрировали общину. Это произошло 8 ав­густа 1908 года. Председателем совета общины стал крестьянин Семен Константинович Леонов — видимо, сын упомянутого в кон­систорском доносе волостного старшины К. Леонова[7].

В 1912 году на общем собрании прихожан было решено при­строить к моленной колокольню. Тогда же строительное отделе­ние губернского правления одобрило ее проект[8]. В 1930-е годы милеевскую церковь, как и другие храмы, постигло разорение.

 

[1] Архив Митрополии Московской и всея Руси (ММ и ВР) РПСЦ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 706. Л. 6 об.

[2] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 1020. Л. 3.

[3] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 174. Ед. хр. 3. Лл. 25–25 об.

[4] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2013. Л. 36.

[5] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 1020. Л. 1об.

[6] Там же. Л. 1.

[7] Дело о регистрации общины в Милееве: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2248. В 1910 году членами совета Милеевской общины были избраны: Андреи Капитонович Кудряшов, Тихон Терентьевич Абрамов, Илья Логгинович Абрамов, Григорий Иванович Суханов, Семен Ивлеевич Фролов (товарищ председателя), Семен Константинович Леонов (председатель).

[8] Там же. Л. 32.