МИЛЕЕВО — деревня в Жиздринском уезде, ныне в Хвастовичском районе. По данным на начало XX века, приход местной моленной составлял около 500 человек, по данным 1924 года, около тысячи[1]. Очевидно, многое зависело от того, какие селения к нему причисляли. Деревня практически полностью была населена старообрядцами. В пяти верстах от нее находилось село Колодясцы место компактного проживания старообрядцев. Там же стоял ближайший храм господствующей церкви. В 1910 году в полуверсте от милеевской моленной построили новообрядческую церковь. Деревня стала селом. Престол в старообрядческом храме-моленной в Милеево был освящен во имя Святой Троицы.
*
Старообрядцы населяли Милеево с самого начала раскола, но мне удалось выявить сведения о них в основном лить на XX век. По сообщению жиздринского уездного исправника (1904 г.), с середины 1870 годов моленная существовала в деревне при доме местного крестьянина Василия Финожина. В 1900 году ее перенесли к другому жителю Милеева — Андрею Кудряшову[2].
В апреле 1871 года архиепископ Антоний (Шутов) Московский и Владимирский и Московский духовный совет обратились к старообрядцам Милеева с увещанием, чтобы не обращались за требами к священникам господствующей церкви. Черновик его сохранился. Текст написан рукой Анисима Васильевича Швецова, тогдашнего письмоводителя архиепископа Антония: «Доходит до нашего сведения недоброе о вас известие, акибы желающие из вас вступить в законное супружеское сожительство по какому-то недоброму обычаю обращаются за благословением и повенчанием оного в церковь Великороссийскую, а потом прочие свои духовные требы тщатся исправлять паки в нашей древлеправославней Церкви чрез поставленного нашим смирением отца Евдокима (Соволикова. О нем шла речь в статье о Колодяссах. — В.Б.) И если это действительно справедливо, то таковой обычай совершается у вас весьма несправедливо». Далее в письме следовали канонические правила, запрещавшие обращаться к новообрядческому духовенству. «А потому Божиею милостью мы, члены Московского духовного совета, по нашей священной обязанности предписываем вам до конца оставить оный укоренившийся у вас неблаговидный обычай и впредь не производить более такового беззакония, а если кто, преслушавши сего предписания, паки дерзнет на оное, тот будет сознаваться отлученным от св. древлеправославныя церкви, в которой мы веруем приобрести себе душевное спасение»[3].
Не обходили стороной Милеево противостарообрядческие миссионеры. Один из них, Иван Жаров, проводивший здесь в январе 1896 года беседу о незаконности «австрийской иерархии», упоминал в отчете, как какой-то старик, слушавший его, воскликнул. «Лучше руку дам на плаху, а правою рукою не сложу щепоти». Ничего в этой реплике, кроме «фанатизма», Жаров не увидел[4]. В 1901 году в моленной Кудряшова был освящен престол. Тогда же старообрядцы заменили походный иконостас на постоянный. 7 декабря 1903 года состоялось малое освящение новой моленной. В нем приняли участие четыре священника: Родион Ульянов, Фаддей Агафонов (оба из Колодясс), Сергий Ахромешин (Брусны) и Феодор Агешин, служивший в самом Милееве. Отец Феодор родился в 1869 году в деревне Котуновке того же Жиздринского уезда (Кцынская волость), и в Милеево рукоположен был епископом Ионой (Александровым) Калужско-Смоленским в 1899 году. Феодор Агешин продолжал служить в Милееве до середины 1920-х (в семье его тогда значилось двое сыновей, три дочери, жена) и, по всей вероятности, позже, но сведения о его дальнейшей судьбе пока не выявлены.
Опросный лист (анкета) священника Феодора Агешина (Милеево). Автограф. 1924 год
Существование новой моленной, которая сплотила старообрядцев, вызвало противодействие со стороны консистории. Летом 1904 года она обратилась в губернское правление с просьбой воспрепятствовать ее открытию. «Главный инициатор устройства моленной в дер. Милееве был и есть волостной старшина Константин Иванов Леонов, будь старшина православный, никогда бы не было в Милееве моленной, — говорилось в письме в правление.
В 1896 году у православных прихожан дер. Милеева возникла мысль устроить у себя новый каменный храм, и вот прошло почти восемь лет — постройка православного храма плохо подвигается, а раскольничья моленная совершенствуется, и все это благодаря местным сельским властям: старшина — раскольник, сотский — раскольник, десятский — раскольник, а православных сравнительно горсть — они не могут и пикнуть пред раскольниками»[5]. В письме, конечно, есть определенный перехлест: темпы строительства деревянного дома и каменной церкви несопоставимы. Но враждебное отношение видно невооруженным глазом.
25 августа 1904 года моленную в Милееве осматривал становой пристав. Описание, сделанное им, сохранилось. Моленная была похожа на «большой сарай» с четырьмя маленькими окнами, которые закрывались изнутри деревянными ставнями. Одно окно было справа от единственной двери, три остальных слева. Длина моленной составляла 15 метров (или 21 аршин), ширина — 5 с половиной (8 аршин), высота — около трех метров (4 аршина). Здание было без фундамента, с дощатыми сенями в задней части, не обитое тесом. Крышу из щепы устроили на четыре ската.
Внутри моленной пристав увидел бревенчатые стены без каких-либо украшений. Все помещение делилось на три неравных части сварками или сводами, без дверей. В средней части, самой большой, потолок был оклеен серой глянцеватой бумагой, вдоль стен во всю длину стояли лавки, на задней стене были красные цветастые обои. Посередине над входом висела икона Христа Спасителя, а по обе стороны от нее — образа Богородицы. По другую сторону, дальше, располагался алтарь. По консисторским сведениям, он был «довольно поместительный»: четыре на восемь аршин, то есть примерно три на пять с половиной метров. Северные и южные двери украшали изображения архангелов, Царские врата — резьба с позолотой[6].
Губернское правление не усмотрело повода для закрытия моленной.
После обнародования указа «Об укреплении начал веротерпимости» милеевцы зарегистрировали общину. Это произошло 8 августа 1908 года. Председателем совета общины стал крестьянин Семен Константинович Леонов — видимо, сын упомянутого в консисторском доносе волостного старшины К. Леонова[7].
В 1912 году на общем собрании прихожан было решено пристроить к моленной колокольню. Тогда же строительное отделение губернского правления одобрило ее проект[8]. В 1930-е годы милеевскую церковь, как и другие храмы, постигло разорение.
[1] Архив Митрополии Московской и всея Руси (ММ и ВР) РПСЦ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 706. Л. 6 об.
[2] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 1020. Л. 3.
[3] ОР РГБ. Ф. 246. Карт. 174. Ед. хр. 3. Лл. 25–25 об.
[4] ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2013. Л. 36.
[5] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 1020. Л. 1об.
[6] Там же. Л. 1.
[7] Дело о регистрации общины в Милееве: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2248. В 1910 году членами совета Милеевской общины были избраны: Андреи Капитонович Кудряшов, Тихон Терентьевич Абрамов, Илья Логгинович Абрамов, Григорий Иванович Суханов, Семен Ивлеевич Фролов (товарищ председателя), Семен Константинович Леонов (председатель).
[8] Там же. Л. 32.