1823 год

 

Мефодий Евсеев

 

 

При селе Теплом (ныне не существует) Козельского уезда, где служил отец Мефодий, была деревянная церковь во имя святите­ля Николая с приделом великомученика Никиты. Рядом с цер­ковью стояла лишь священническая изба, более никакого жилья не было. Построили тепловскую церковь в 1750 году, и к началу

1820-х она пришла в вет­хость. Тогда же прихожа­не отказались сторожить храм: возведен он на от­шибе, и ночью, если стужа или непогода, некуда спря­таться, чтобы согреться и переждать дождь. Церковь не отапливалась.

Приход тепловский был невелик — 57 дворов и чуть более двухсот душ мужи­ков. Соседние села тоже были небогаты.

Тепловскую церковь ре­шили упразднить. Сыграло свою роль и то, что Ме­фодий Евсеев в 1820 году остался без причта и бого­служение в храме не совер­шалось. Тепловские крес­тьяне изъявили желание приписаться к храму села Стрельны.

В декабре 1822 года случилось в тепловской церкви ЧП. В один «прекрасный день», точнее ночь кто-то сбил висячий замок с западной двери неохран мого храма и украл священническую ризу: позарился на материал. Мефодию Евсееву приказали организовать караул у никому не нужной церкви и «сделать таковую же ризу, которая украдена, из своего доходу». Доход же у отца Мефодия был нищенский.

В феврале 1823 года, когда имущество тепловского храма пе­редавалось в церковь Стрельны, выявилась нехватка нескольких книг. Отец Мефодий руками разводил: не знаю, куда делись. Тем не менее стоимость их епархиальное начальство постановило со священника взыскать.

Вскоре приехал благочинный и составил опись имущества Ев­сеева. Вот чем отец Мефодий в 1823 году владел:

«1. Изба ветхая.

  1. ...горница с сеньми ветхие.
  2. разные надворные строения очень ветхие.
  3. на улице ветхий сенной сарай...»

Всю эту недвижимость Евсеев отдал в приданое дочери. Нужно сказать, что, поскольку отец Мефодий остался без священничес­кого места, его пристроили причетником к храму соседнего села Стрельны.

  1. Лошадь бурая неизвестных лет и
  2. От ней жеребенок одного года (принадлежал сыну Евсеева Ива­ну, дьячку села Красного того же Козельского уезда. — В.Б.)...
  3. Корова рыжая, полагают, 10 лет».

Из описи видно, отец Мефодий был гол как сокол и одной ни­щетой богат. Денег на ризу и книги взять он нигде не мог...

28 декабря 1823 года Евсеев уехал в Сухиничи и не вернулся. Козельский благочинный Иоанн Диаконов донес епархиальному начальству, что, когда обыскивали вещи бежавшего священника, не обнаружили его ставленой грамоты.

В январе 1824 года отец Мефодий находился уже на Стародубье, в Покровском монастыре — оттуда он прислал письмо зятю, в котором сообщал, что к пропаже книг не причастен и где они, не знает. Вот пока и вся его история.

 

ГАКО. Ф. 33. Оп.1. Д. 3534.

 

Никита Иванов

 

Служил в селе Агафьине Медынского уезда (ныне в Износковском районе). После побега священник добровольно вернулся назад и принял монашество с именем Нафанаила.

Не стоит, однако, думать, что, уходя в монастырь, Иванов со­вершал духовный подвиг — наказывал себя за побег, раскаивался в «грехе». Такое желание было у него давно. Еще до отлучки своей из прихода он подал архиерею прошение, чтобы тот определил его в Пафнутьев-Боровский монастырь, а на освободившееся в Агафьине священническое место поставил будущего зятя, семи­нариста.

Ходатайство это Иванов писал осенью 1823 года. Тогда ему шел 48-й год. Отец Никита ставил условие, чтобы будущий зять взял на себя обязательство содержать двух его сыновей, учившихся в Боровском уездном училище. Ведь если он уйдет в монастырь, они останутся без средств к существованию.

Преосвященный удовлетворил ходатайство Иванова. Как и по­лагалось, он распорядился отобрать у священника ставленую гра­моту. Исполнить епископское предписание в Агафьино приехал местный благочинный. Но Иванова в селе не оказалось. Он убыл по каким-то делам в Москву.

Лишь в апреле 1824 года в Агафьине стало известно, что ба­тюшка служит у старообрядцев.

Сколько пробыл у них Никита Иванов, неизвестно. И почему вернулся, тоже. Но он готовился к «побегу» заранее, обдумывал его, пристраивал детей.

 

ГАКО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 4301.

О бежавших в раскол священниках // Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1865. №11. С. 286–287.

О бежавших в раскол священниках // Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1863. №17. С. 299.

 

 

Иоанн Лихачев

 

Рукополагал Лихачева в козельское село Клыково епископ Ка­лужский и Боровский Феофилакт (Русанов) в 1804 году. Было тогда Иоанну Ивановичу около тридцати лет. Однако не сумел ужиться новый батюшка с причтом. Пошли ссоры и неурядицы. Даже до драк срывался отец Иоанн.

Длинная череда неурядиц подготовила почву для побега. 26 февраля 1823 года отец Иоанн решился на поступок, который кру­то изменил его жизнь. «По усердию своему» он уехал в Козельск к местным старообрядцам и изъявил желание священствовать у них. В то время в уездном центре существовала в доме местного мещанина Райцова официально разрешенная моленная.

Получив рапорт козельского городничего о намерении Лиха­чева стать официальным старообрядческим священником, ка­лужский губернатор запросил у епархиального начальства, не со­вершил ли отец Иоанн какого-либо противозаконного поступка, отлучившись из прихода. И тут открылось, что Лихачев, покидая Клыково, прихватил 51 рубль 68 копеек церковных денег, ризу, 10 аршин гарнитура (ткань) и несколько книг. Странно, зачем ему везти к старообрядцам новопечатные книги?

Калужский преосвященный попросил гражданское начальство арестовать Лихачева и выслать его в консисторию.

Губернатор сделал соответствующее распоряжение козельско­му городничему. Ни о чем не подозревавший Лихачев был взят и тут же, 21 мая 1823 года, отправлен под конвоем к епархиально­му начальству. Никакого церковного имущества при священнике обнаружено не было. Крал он деньги и вещи из церкви или нет, остается тайной.

Что сталось со священником после ареста — неизвестно.

ГАКО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 1322.

О бежавших в раскол священниках // Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1863. №17. С. 299.

 

 

Алексей Новоградский

 

Диакон калужского кафедрального Троицкого собора. Упомя­нут в «Прибавлении к «Калужским епархиальным ведомостям» за 1863 год (№17. С. 296). Бежал на Рогожское кладбище в Моск­ву. Подробных сведений нет.