1782 год

 

 

Георгий Федоров (Смирнов)

 

 

Георгий (Егор) Федоров поселился в Калуге в самом начале 1800 годов, когда город только-только повысили до звания гу­бернского центра, когда в нем вовсю шло строительство: про­кладывали новые улицы, возвели буквой «П» каменные корпуса административных учреждений и духовной семинарии, первые прямоугольники гостиных рядов и длинный мост через Березуевский овраг...

В Калуге возле большого здания Сбербанка, где некогда рас­полагался автовокзал, стоит церковь Жен Мироносиц. Она зано­во отштукатурена. Крыши алтаря и трапезной из оцинкованного железа. Оконные рамы выкрашены в желто-медовый цвет и за их стеклами чернеют, как и положено, решетки. Храм расположен в центре города, поэтому возле его ворот и паперти всегда стоят, ле­жат, сидят на корточках нищие с баночками из-под кофе, миска­ми и шапками. Церковный купол давно примерил новую медную шапку и колокольня нахлобучила медный колпак с золоченым крестом. Колонны ее второго яруса заканчиваются капителью в виде двух спиралей, закручивающихся вовнутрь — как две камен­ные улитки, повисшие вниз головой; вершины колонн третьего яруса как бы распадаются на каменные лепестки... Православие и античное язычество, классицизм — через архитектуру сочетается несочетаемое. Длинная игла шпиля придает колокольне ощуще­ние легкости. Церковь огорожена металлическим забором с кир­пичными столбами. Вокруг нее растут липы.

В начале XIX века неподалеку от храма Жен Мироносиц жила семья мещан Скудновых. Церковь тогда строилась. Трапезная уже была готова, в храме устроили один придел, шла отделка. И вот раз вечером заявились к Скудновым «гости».

Подергал унтер-инспектор Беляев дверь, ну конечно, закрыто. А в окнах огоньки от свеч видны, и пение слышится. Вроде как ирмосы. Наверно, всенощная идет. Стал Беляев стучать. Прав­ду донесли — действительно сборище у мещан Скудновых, и поп, должно быть, приглашен.

Никто не открывает. Унтер-инспектор забарабанил в дверные доски с удвоенной силой.

На крыльце появился сын хозяина Илья.

— Кто там?

Инспектор представился.

— По какому случаю в доме собрание? Откройте ворота!

— Не ваше дело, — огрызнулся Илья Скуднов, — инспектора по ночам не ходят.

И открывать он не стал.

На этот-то случай был при Беляеве десятский.

— Трифон, — скомандовал инспектор, — слазь-ка, будь добр, через забор да отопри ворота.

— Давай, давай, — заерничал Скуднов, — слазь, попробуй. Я те ноги-руки переломаю... А ты, инспектор, что десятского посыла­ешь? Сунься сам! И тебе ребра перещупаем!

Трифон, однако, не испугался и ловко перемахнул через ров­ный ряд высоких заборных досок. Скуднов не избил его, хотя обе­щал. Ворота же отпереть десятский не смог. Они закрыты были не на задвижку, а на замок.

Вскоре подошла полиция. Скуднов вставил в замок ключи...

Выяснилось, что в доме шло богослужение, собралось у Скудновых человек пятьдесят старообрядцев, всенощную служил свя­щенник Георгий Федоров, которому недавно даровано было Высо­чайшее дозволение проживать там, где он пожелает. Служба была прервана. Но священника тогда не тронули...

Георгий Федоров бросил приход в 1782 году с женой и сыном. Священствовал же он в селе Высоцкая Слобода Боровского уезда, ныне оно в черте города Боровска. Деревянная церковь здешняя и сейчас цела. Вокруг нее кладбище. У алтаря — могилы родителей преподобного Пафнутия Боровского.

Один арест за плечами Федорова уже был. В 1789 году он по­пался в Боровске с подложными документами. Священника пре­проводили в Московское губернское правление и заключили в тю­ремный замок. Оттуда отцу Георгию удалось бежать. Он покочевал по разным старообрядческим слободам, и когда ему Высочайшим именем даровано было прощение за оба побега, осел в Калуге. Служил он не только у местных старообрядцев, не только у Скудновых. Ездил в окрестные села и деревни: Камельгино, Акатово, Дворцы. 1 и 2 июня 1802 года — на Троицу — отец Георгий провел торжественную службу в мещовском селе Щелканове и открыто обошел с крестом старообрядческие дворы, за что «заработал» до­нос от местного духовенства. Что без доносов не обойдется, Федо­ров предполагал и все равно — пошел. Неприятие официального православия было у него активным. В Калуге Федоров призывал старообрядцев не ходить в единоверческую церковь, которую тогда строили. Он не сидел, как мышь в норе, и не держал язык за зубами. Федоров себя вел независимо и часто выходил за рамки осторожности. Авторитетом он пользовался огромным. Арест и преданность вере обеспечивали ему ореол исповедничества.

Сын священника купец Андрей Смирнов добился, чтобы отцу было даровано прощение и разрешение жить в Калужской гу­бернии, и чтобы «за образ их исповедания никакого притеснения впредь чинимо не было». Указ подписал 4 марта 1802 года калуж­ский вице-губернатор Алексей Казачковский.

Популярность отца Георгия и его самоуверенность быстро обер­нулись вторым арестом. Сведения о священнике дошли в 1803 году до самого Александра I. И вот калужский губернатор получил письмо от министра внутренних дел Виктора Кочубея. Тот сооб­щал, что Его Величество были очень раздражены Федоровым: он ведь имел право только жить, где хочет, но не служить! Министр предлагал арестовать священника и отдать под суд, гражданский или духовный. Словом, если отец Георгий был столь смел из-за грамоты, подписанной императором, коей все старое ему проща­лось, то он переоценивал ее значение...

В мае 1804 года Федоров был схвачен и увезен под конвоем в Калужскую духовную консисторию. Его дальнейшая судьба не прослеживается. «Охота» на священника велась полгода. Впро­чем, по некоторым данным, в 1816 году Федоров-Смирнов был жив и вместе с сыном проживал в селе Щелканове.

 

 

ГАКО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 129.

Осипов В.И. Боровское старообрядческое общество и беглое священство в XIX в. // Старообрядчество: История культура, сов­ременность. М., 2012. Вып. 14. С. 36.