Отдых христианина

 

Ежемесячный религиозно-назидательный журнал «Отдых христианина» (далее – ОХ) выходил с 1902 г. Редактором был свящ. А.В. Рождественский, после его смерти в 1905 г. – П.А. Миртов. Издавался Александро-Невским обществом трезвости (Санкт-Петербург). Публиковал статьи и очерки духовно-нравственного содержания, стремился отражать события религиозно-философской жизни и мысли, литературных и церковно-общественных течений. Епископ Михаил, начал публиковаться в нем будучи иеромонахом, с 1902 г. Некоторые его статьи впоследствии вышли отдельными изданиями.В журнале будущий старообрядческий проповедник опубликовал также цикл статей под общим заголовком «Беседы с читателями “Отдыха христианина”». В журнале активно публиковались такие писатели как М.В. Горев, А.В. Круглов, Н.И. Перелыгин, И.П. Ювачев (отец Даниила Хармса) и др. В качестве приложения к ОХ издавался журнал «Воскресный благовест», однако архим. Михаил не принял в нем участия.

 

  1. За детей // ОХ. 1903. №4. С. 44 – 50. Подпись – I. Михаил. Пасхальный очерк, посвященный страдающим и обездоленным детям. Упомянуты журнал «Атеней», И.С. Тургенев, чье стихотворение в прозе приводится в вольном пересказе, поэт С.Я. Надсон («Друг мой, брат мой…»)
  2. Маленькая церковь. По стопам Христа в сельском приходе // ОХ. 1903. №5. С. 11–17; №6 С. 110–122; №7. С. 136–152; №8. С. 124–134; №10. С. 109–122; №11. С. 68–83; №12. С. 156–164. Подпись – Иеромонах Михаил. Цель цикла очерков – «описать ход постепенного преобразования души священника под вляинием его паствы и создание в приходе “души живой”, под влиянием пастыря. Организация прихода и приходсткого братства, борьба с суевериями, пьянством, жестокостью к “упавшим”, законоучительство, исповедь, проповедь – все это должно войти в очерки как ряд эскизов. Форма рассказа придана очеркам как рамка, в которой удобно объединить темы, иногда очень неблизкие одна к другой». Главный герой, отец Николай, будет основным действующим лицом и других очерков.

В 1904 г. изданы отдельным изданием в тип. И.Д. Сытина (Москва).

  1. Четыре беседы о «нищете духовной» // ОХ. 1904. №1. С. 72–88. Подпись – Иеромонах Михаил. Цикл из четырех нравственных проповедетй: «В путь», «Святое любопытство», «Нищета духа», «Назад к Отцу (блудный сын)». Чтобы прийти к Богу, «нужно пересмотреть основы нашей жизни, нашего жизнепонимания, суть нашего счастья, и этим путем дознать, что все, чем живет человек – не истина, а только полуистина или совсем ложь…» Подпись – Иеромонах Михаил. Упомянуты писатель Н.И. Тимковский, Феофан Затворник (Ф. Говоров),

В том же году беседы изданы были Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви отдельной брошюрой.

  1. Суд // ОХ. 1904. №2. С. 42–47. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема суда совести, Божиего суда, мук. Упомянуты художник В.М. Васнецов, А.М. Горький, С. Пшибышевский («Homo sapiens»), митр. Филарет Киевский, Григорий Богослов.
  2. Прощай брату твоему // ОХ. 1904. №2. С. 54–69. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема прощения и примирения между людьми и людей с Богом. В каждом человеке можно разглядеть «святые черты», если стереть «налет грязи греха», а это дается через прощение. Упомянуты поэт А.Н. Майков («Два мира»). В том же году очерк был издан Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви отдельной брошюрой.
  3. Облако свидетелей // ОХ. 1904. №2. С. 98–101. Подпись – Иеромонах Михаил. По поводу слов апостола Павла «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Упомянут Д.Н. Мамин-Сибиряк («Профессор Спирька»), Серафим Саровский.
  4. Святая настойчивость // ОХ. 1904. №2. С. 135–139. Подпись – Иеромонах Михаил. Проповедь, приуроченная ко второй неделе Великого поста, тема «гигиены духа». Упоминается М.О. Меньшиков.
  5. Источник воды живой // ОХ. 1904. №3. С. 39–56. Подпись – Иеромонах Михаил. В переработанном виде статья под заголовком «Что читать и как читать» была включеан в сб. «К воде живой» (см. данный выпуск).
  6. Чудесный благовест // ОХ. 1904. №4. С. 66–75. Подпись – Иеромонах Михаил. Рассказ, посвященный теме веры и неверия. «Воскресением Христа указана новая норма и механика жизни в образе Христа, в самопожертвовании, ведущем за собой Воскресение. И как только эта механика принята, так наступает победа. Мало того, эта победа начинается в душе каждого, кто пойдет за Воскресшим, Его законом».
  7. В доме Симона кожевника // ОХ. 1904. №4. С. 80–84. Подпись – Иеромонах Михаил. Подзаг.: «Начало жития одной мироносицы». Рассказ, посвященный отрывку из Евангелия от Луки (Лк. 7. 37–50).
  8. Слепыши // ОХ. 1904. №5. С. 50–56. Подпись – Иеромонах Михаил. Попытка ответа на вопрос «что лучше: слепая вера или серьезный скептицизм?» Упомянут «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, «Слепые» М. Метерлинка.
  9. Новая церковь // ОХ. 1904. №5. С. 71–89; №6. С. 93–106; №7. С. 114–126; №9. С. 37–48; №10. С. 55–61; №11. С. 48–59. Подпись – Иеромонах Михаил; №12. С. 98–124. Подпись – I. Михаил. Продолжение цикла очерков «Маленькая церковь». Среди прочих сюжетов – Саровские торжества и столкновение главного героя, о. Николая, со старообрядцем, строительство новой церкви и школы в селе. В 1905 г. цикл очерков издан был отдельной книгой книжным магазином «Вера и знание» (СПб.).
  10. Беседы с читателями «Отдыха христианина» // ОХ. 1905. №7. С. 100–113 (о пьесе «Весенний поток» Косоротова); №9. С. 100–117; №10. С. 71–92 (две статьи: «Уста церкви молчат» о Синоде и церковном управлении и «Что должна делать женщина наших дней»); №11. С. 107–120; №12. С. 27–42; 1906. №2. С. 138–156 (опубликована статья «За что?», включенная в сб. «Христос и варфоломеевские ночи» («Свобода и христианство», вып. 5); №3. С. 79–124 (очерк «Евангелие мещан», включенный в сб. «Свобода и христианство, вып. 7); №4. С. 141–152 (статья «Христиане ли мы?», изданная отдельной брошюрой в серии «Свобода и христианство», вып. 18); №5. С. 95–102 (продолжение статьи «Христиане ли мы?»); №8. С. 81–91 (тема голода в деревне и в городе); №11. С. 141–146. Подпись – Архимандрит Михаил. Цикл «бесед» был задуман как ответы на вопросы читателей, поступающие в редакцию.
  11. Талант пастырской дружбы // ОХ. 1905. №8. С. 100–103. Подпись – Архимандрит Михаил. Статья посвящена памяти редактора «Отдыха христианина» А.В. Рождественского, умершего 5 июля 1905 г., с попыткой охарактеризовать его как человека.
  12. В селе и в городе // ОХ. 1905. №9. С. 128–139; №10. С. 110–140; №11. С. 65–72; №12. С. 52–72. Подпись – Архимандрит Михаил. Продолжение очерков «Маленькая церковь» и «Новая церковь».
  13. Стон детей // ОХ. 1906. №6. С. 97–124. Подпись – Архимандрит Михаил. В том же году очерк был издан отдельной брошюрой в серии «Свобода и христианство» (№19). Тема детских страданий, детского труда и бесправного положения детей (продолжение темы брошюры «Дети лишние, брошенные, несчастные»). Упомянуты В. Гюго («Человек, который смеется»), рассказ А.П. Чехова «Спать хочется» и др.
  14. Бессмертна ли душа? // ОХ. 1906. №9. С. 18–64. Без подписи. В том же году очерк был издан отдельной брошюрой в серии «Свобода и христианство» (№20). Упомянуты Ф.М. Достоевский, С. Пшибышевский («Homo sapiens»), Уильям Джемс и др.
  15. В городе // ОХ. 1906. №10. С.98–111; 1907. №1. С. 19–30; №2. С. 62–83. Подпись – Архимандрит Михаил. Подзаг.: «Повесть-очерк из жизни священника». Возвращение к циклу «Маленькая церковь», «Новая церковь», «В селе и в городе».
  16. Беседы о семи смертных грехах // ОХ. 1906. №10. С. 115–130; 1907. №2. С. 108–116; №3. С. 19–26. Подпись – Архимандрит Михаил. Продолжение статьи, опубликованной в цикле «Беседы с читателями…» (№2 за 1906 г.). Первая статья посвящена была греху чревоугодия, статья в №10 – сребролюбию. Здесь упомянуты А.С. Пушкин («Скупой рыцарь»), художники Урбан («Погоня за золотом»), Ферри («Иуда с мешочком золота»), А.М. Горький (рассказ «Идиллия»). С.С. Юшкевич (повесть «Распад»). Статья из №2 за 1907 – греху гордости. Упомянут рассказ «Ранний батюшка» неуказанного автора из «Журнала для всех», Я.П. Полонский, Ф. Ницше, А.М. Горький («для меня эта пьеса (т.е. рассказ «Человек» со словами «Все в человеке – все для человека». – В.Б.) была первым доказательством внутренней ничтожности Горького»), Артур Шопенгауэр, Тихон Задонский, Диоген. Статья из №3 – об отчаянии. Упомянуты А.П. Чехов, Л.Н. Андреев («Жизнь человека»), В.С. Соловьев, Артур Шопенгауэр.
  17. Избирателям-учителям // ОХ. 1906. №12. С. 96–104. Подпись – Архимандрит Михаил. Подзаг.: «О сельском учителе и его скорбях». Отклик на газетные статьи, посвященные положению учителей (оплата труда, жилье, аасигнования на школы). Упомянут «шарж» Власа Дорошевича «Призрак», статья «Настоящее и будущее нашего народного учителя» без указания автора и издания.
  18. О книгах // ОХ. 1907. №2. С. 129–133. Без подписи. Авторство указано в разделе «Содержание» на второй странице обложки журнала. Краткий обзор книг, в которых можно отыскать ответы на вопрос о Божием бытии. Упомянуты В.Г. Короленко (его герой Микеша), В.Д. Кудрявцев-Платонов, С.С. Глаголев («Чудо и наука»), В.И. Несмелов («Наука о человеке»), Ф.М. Достоевский и др.
  19. Ищи веры в воскресшего Христа в воскресении своей души // ОХ. 1908. №4. С. 154–156. Подпись – М. Проповедь о поисках веры, о вере и неверии. Упомянут английский поэт и драматург Кристофер Марло, Уильям Джемс и др.
  20. Святая радоница // ОХ. 1908. №4. С. 157–158. Подпись – М. Короткая проповедь о молитве за умерших. Упомянут Ф.М. Достоевский.
  21. Долг женщины перед воскресшим Христом // ОХ. 1908. №4. С. 159–160. Подпись – М. «На женщине лежит святой долг обновить жизнь, освятить Евангелием все уголки дома, внести Евангелие в вечерние часы семейного отдыха, осветить лампадом и святым чтением праздник».