Православно-русское слово

 

Журнал «Православно-русское слово» (далее – ПРС) издавался в Санкт-Петербурге с 1902 по 1905 г. Епископ Михаил (тогда – иеромонах) сотрудничал с ним в 1903–1904 гг. В №18 1903 г. (С. 713–714) ПРС поместило объявление о лекциях иеромонаха Михаила, которые он читал в Большой аудитории Педагогического музея Соляного городка (вход располагался с Пантелеймоновской ул.). Часть публикаций в ПРС – эти лекции.

 

  1. В поисках лика Христова // ПРС. 1903. №1. С. 25–44; №2. С. 116–143. Подпись – Иеромонах Михаил. Полемика с той идеей, что «христианство не освещено, наоборот, оно мрачно, враждебно радостям жизни, потому что тот лик Христов, который принят за руководство, ничего не может осветить – черты мертвенности лежат на этом лике. Это Христос, только что опущенный в гробницу, Который ничего не благословляет, а осуждает жизнь во всех ее проявлениях, кроме конца этой жизни, т.е. смерти. Наиболее сильными выразителями такого понимания христианства являются Розанов и Д.С. Мережковский. Властный, темный лик Христа, по их мнению, положил свою мертвящую печать на христианство в отношениях его к радостям жизни вообще, и особенно к радостям семьи, а потом в понимании всего христианского делания как только умерщвления воли, в призыве к самоумерщвлению еще здесь, на земле, для того, чтобы воскреснуть на небе. На этот раз будем говорить только об одной первой их мысли».

Упомянуты драма «Герхард Гримм» Гедберта, М. Метерлинк («Слепые»), Н.С. Лесков, «Толстой и Достоевский» Д.С. Мережковского, Э. Золя (роман «Плодовитость»), Л.Н. Толстой («Крейцерова соната», «Анна Каренина»), В.В. Розанов («Религия и культура»), Н.А. Лухманова, М.О. Меншиков.

Публикация снабжена редакционным примечанием: «Первое публичное богословское чтение о. иером. Михаила в зале Педагогического музея в Соляном городке, 12 ноября 1902 г.». В 1903 г. лекция издана в составе брошюры с одноименным названием при поддержке Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви (2-е издание – 1904 г.).

Отзыв: Иеромонах Михаил. «В поисках лика Христова» // Богословский библиографический листок при томе II журнала «Руководство для сельских пастырей». 1903. №4–5. С. 118–119. Подпись – Н. Гр.

  1. Жива ли церковь? // ПРС. 1903. №4. С. 291–309; №5. С. 373–393. Подпись – Иером. Михаил. Тема влияния церкви на общество и общественную жизнь, ее преобразования христианством. Повод для написания – «Тревожная ночь» В.В. Розанова. Упомянуты В.А. Тернавцев, Г.И. Успенский, Д.Н. Мамин-Сибиряк («Ошибка доктора Осокина»), К.К. Случевский, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, С.А. Рачинский, петербургский священник Гумилевский, «какая-то неведомая Авилова» (автор публикации в «Русских ведомостях» от 25 декабря 1902 г.).
  2. Русские подвижницы. Св. Юлиания Лазаревская // ПРС. 1903. №19. С. 741–763. Подпись – Иеромонах Михаил. Рассказ о русской святой, с акцентом на ее общественной деятельности. В 1904 г. при поддержке Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви статья издана в составе отдельной брошюры: «Две русские подвижницы XVI и XX веков: св. Иулиания Лазаревская и сестра Варвара».
  3. Отцам и детям // ПРС. 1904. №1. С. 20–42, №2. С. 121–136. Подпись – Иером. Михаил. Тема – попытка разобраться, в чем причины смерти духа, его мятежности, поднять вопросы религиозного воспитания, «ложь которого в том, что человека вводят не в жизнь Божию, не в церковь как литургию, не в церковь как Царство Божие, а только в храм». Упомянута книга Б. Гегидзе «В университете» (СПб., 1903), роман «Homo sapiens» польского писателя Станислава Пшибышевского, повесть Марии Корелли «История детской души», Д.Н. Мамин-Сибиряк («Профессор Спирька»), В.С. Соловьев, С. Булгаков, В.Г. Белинский, В.Г. Короленко, норвежский педагог Аксель Арсталь, повесть «Сумасшедшая» неуказанного автора.
  4. О моральном разложении молодежи и его лечении // ПРС. 1904. №3. С. 226–243. Подпись – Иером. Михаил. Тематика статьи явствует из заголовка.

«Главное, что нужно родить в детях, это сознание их нужности – поставить дело так, чтобы они понимали, на что они пришли в мир, и связать их с этим делом, на какое они призваны…»

Упомянуты Борис Гегидзе («В университете»), писатели И.Н. Потапенко (роман «Встреча»), Н.Н. Неплюев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский («О нравственном воспитании»), М.П. Арцыбашев («В паутине»), американский ребенок Телло д’Апери, активно помогавший беднякам (о нем см.: Не убивайте в детской душе святого порыва // Отдых христианина. 1909. №10. С. 66–69).

  1. Трагедия совести // ПРС. 1904. №6. С. 519–546. Подпись – Иеромонах Михаил. Продолжение темы смерти и победы над ней, которая возможна только во Христе и с Ним. «Задача наша, задача мира и состоит теперь в том, чтобы огонь святого лика освящал не горний только Иерусалим, а жизнь этого века во всем, везде…» Упомянуты Оскар Уайльд («Портрет Дориана Грея»), Станислав Пшибышевский (роман «Homo sapiens»), Ф. Ницше и др. Лекция вошла в состав сборника «Жизнь и совесть» (М., 1904. С. 3–45).
  2. А.С. Хомяков // ПРС. 1904. №8. С. 694–712. Подпись – Иером. Михаил. Статья приурочена к столетию со дня рождения А.С. Хомякова, в ней дана оценка его воззрений на роль и миссию церкви в обществе. Упомянуты Н.П. Гиляров-Платонов, Ю.Ф. Самарин, В.В. Розанов («Тревожная ночь»), Ф.И. Тютчев, проф. Владимиров. То же: Михаил (Семенов), иером. Жизнь и совесть. СПб., 1904. С. 46–77.