Утро России

 

 

В 1907 году газета «Утро России» (далее – УР) выходила с 16 сентября (№1) по 24 октября (№33). Публикаций епископа Михаила (тогда – архимандрит) за этот период нет. В течение 1908 года – не издавалась. Выход возобновился в следующем, 1909 году (с 15 ноября). Епископ Михаил не печатался в газете, однако одна из статей была посвящена непосредственно ему[1]. В последующие два года старообрядческий публицист активно сотрудничал с УР, за 1910 и 1911 гг. здесь увидели свет свыше пятидесяти его статей. Но уже в 1912-м он резко прекращает печататься: выходят только три статьи. Летом 1912 г. в УР появилась статья «Около Албании», подписанная псевдонимом Еп. М., с подзаголовком «От нашего корреспондента» (№138 от 16 июня), но мы не решаемся с полной уверенностью приписать ее авторство епископу Михаилу. С 1913 года епископ Михаил уже не сотрудничает с УР.

В газете публиковались видные писатели и публицисты Серебряного века: А.В. Амфитеатров, А. Белый, Н.А. Бердяев, З.Н. Гиппиус, А.С. Грин, Вяч.И. Иванов, А.М. Ремизов, Ф.К. Сологуб, В.Г. Тан-Богораз, Н.В. Устрялов, В.Ф. Ходасевич, Г.И. Чулков и др., а также и старообрядческие деятели: священник Г.М. Карабинович[2], Ф.Е. Мельников[3], Д.В. Сироткин[4], П.П. Рябушинский[5].

Статьи, посвященные епископу Михаилу, появлялись в УР в разные годы[6]. В 1916 г. в газете вышло несколько статей, связанных с болезнью и смертью старообрядческого публициста[7]. На протяжении всего выхода редакция уделяла достаточно много внимания различным аспектам жизни старообрядчества[8].

 

 

1910 год

 

  1. Урок красоты // УР. 1910. №95–62 от 31 января. С. 1. Подзаг.: «Письмо к женщинам еп. Михаила». То же: Церковь. 1910. №5 от 31 января. С.126–131; Михаил (Семенов), еп. Собр. соч. М.–Ржев, 2012. Т. 2. С. 246–250. О подлинной и мнимой красоте, о красоте в ее христианском понимании. Упомянуты св. Иоанн Кущник, Феодорит Блаженный (Кирский), Климент Александрийский, Петр Галатийский, Тертуллиан, писательница Н.А. Лухманова.
  2. Серьезно или шутка? К проектам переделки душ порочных в непорочные // УР. 1910. №106 от 25 марта. С. 1–2. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. О детях-правонарушителях, существующей практике их перевоспитания, содержании детей в тюрьмах и приютах, необходимости создания детских сетлементов (колоний). Упомянуты Ф.М. Достоевский со статьей о рукавишниковском приюте, писатели М. Конопницкая, Франсуа Коппэ (роман «Le coupable»)
  3. Больна ли Россия? // УР. 1910. №108 от 28 марта. С. 1, 3. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. Об «эпидемии самоубийств» как симптоме «больного общества», социальной роли и задачах интеллигенции и ее современном состоянии. Упомянуты Джироламо Савонарола, Д.С. Мережковский, К.И. Чуковский, Оскар Уайльд, И.С. Тургенев (стихотворение в прозе «Чернорабочий и белоручка»), А.П. Чехов (Иванов, герой одноименной драмы), В.В. Вересаев, М.О. Гершензон, герой повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» Поприщин, сб. «Вехи», газеты «Колокол», «Русское знамя».
  4. В аду – из ада // УР. 1910. №112 от 2 апреля. С.2. Подпись – Епископ Михаил. Тема статьи – детская проституция, ее социальные причины. Упоминаются герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского Свидригайлов, А.М. Горький с очерком из «Нижегородского сборника», врач и публицист Б.И. Бентовин, г-жа Коноплева.
  5. О детской книге: К празднику Пасхи // УР. 1910. №122 от 14 апреля. С. 3. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. В статье поднят вопрос о содержании детской книги, ее задачах, необходимости книг о том,

… как люди умирали за правду.

О том, как из крови мучеников цветы расцветали. <…>

Бодрый, несмотря на всю близость к жизни, Диккенс. Ужасный, но святой Гоголь… Книги о бодрых, сильных духом людях.

Побольше романтики, свежей и зовущей, в образах, созданных не чахлой выдумкой фабрикантов для детей, а живой любовью к людям.

Упомянуты Ж.-Ж. Руссо («Эмиль»), В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский, Марк Криницкий (М.В. Самыгин), А.М. Горький (роман «Трое»), Л.А. Чарская, И.И. Феоктистов (сб. «К вопросу о детском чтении»), герои популярных в то время произведений Пинкертон, Гуак, Робинзон Крузо, Дон-Кихот, герой одноименного романа И.А. Гончарова Обломов, герой «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева Лаврецкий и др.

  1. Навстречу воскресшему // УР. 1910. №126 от 18 апреля. С. 1. Подзаг.: Пасхальное письмо епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. Статья, приуроченная к празднику Пасхи, тема эмансипации, роли женщины в христианстве.

«Женщина, идущая навстречу Христу, желающая внести в культуру жизни Воскресшего, должна не повторять “мужа”, а оздоровлять и жизнь, и искусство, и даже науку – своей женской стихией, благоуханием, “ароматами” целостной женской души».

Упомянуты Н.В. Гоголь, А.М. Горький, Л.Н. Андреев, Д.С. Мережковский, В.С. Соловьев («Пасхальные письма»), В.В. Розанов («Когда начальство ушло»), собственная книга (сб. статей) «“Законный” брак» (СПб., 1908), Герберт Уэллс, св. Ольга, королева лангобардов Теодолинда (благоверная), герой одноименной драмы Г. Ибсена Бранд, немецкая писательница Ильза Фрапан (роман «Труд». Одесса, 1904).

  1. Лунные муравьи // УР. 1910. №128 от 22 апреля. С. 1. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. Возвращение к теме самоубийства, состояния человеческих душ. Поводом для статьи послужил рассказ З.Н. Гиппиус с тем же названием.

«Жизнь обесценена… Смерть постоянно слишком чувствуется рядом и перестала пугать. Но все-таки не в этом всё. Погас не столько ужас смерти, сколько желание жизни.

Нет даже испуга перед жизнью. Просто ее не хочется. Радости не стало. <…>

Выветрилась религия. Выдохлась.

Выветрились старые основы семьи. Старые догмы морали.

Изветрилась даже песня, искусство, живопись. Старое перестало говорить человеку или искусственно брошено за борт.

Новое талантливо, но выдумано и навязано в ненормальных дозах.

И надоело.

Что-то нужно. И скоро.

Воздуху, воздуху. Нужно какое-то буйное сияние радости. Жизненной бодрости».

  1. Где гарантии? К одной из недавних катастроф // УР. 1910. №171 от 13 июня. С. 2. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Еп. Михаил. О столкновении двух пароходов на Волге близ Саратова в ночь со 2 на 3 июня 1910 г., свидетелем чего еп. Михаил был.

«Где и какие гарантии для пассажиров, что их жизнь не будет в руках человека, который всего три недели (или месяца) назад вел не пароход, а гроссбух, был коммивояжером или оперным хористом.

Я, конечно, преувеличиваю, но очень ли? Там, где вопрос идет о человеческих жизнях, необходима общественная проверка, общественный экзамен, гарантирующий, что если несчастье случится, то оно будет действительно “несчастьем”, а не результатом невежества или небрежности».

  1. Распятая женщина // УР. 1910. №177 от 20 июня. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. Тема полового воспитания и становления, женской эмансипации, подлинной и мнимой женственности. Упомянуты актриса В.Ф. Комиссаржевская, И.С. Тургенев, Марк Криницкий (повесть «Любовь» из альманаха «Современный мир»), В.Я. Брюсов, искусствовед и критик Я.А. Тугендхольд (статья «Город во французском искусстве»), писатель В.Я. Ленский (Абрамович) (рассказ «Усталость» из «Журнала для всех»), французский писатель Ж.К. Гюисманс, бельгийский художник Фелисьен Ропс («Женщина на кресте»), герой одноименного романа М.П. Арцыбашева Санин и др.

Эта, а также статья «В аду – из ада» (№626), упомянуты в неподписанной статье «Правда о суде над епископом Михаилом» (УР. 1910. №237 от 31 августа. С. 4. Без подписи). Поднятая в них тематика и то, как она подавалась, решалась, послужила основанием для обвинений еп. Михаила на Освященном Соборе в еретичестве, отступлении от благочестия.

  1. Фабрика ангелов // УР. 1910. №183 от 27 июня. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Тема смертности в детских приютах, условий воспитания и содержания детей там.
  2. Благотворители // УР. 1910. №197 от 14 июля. С. 3. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. О «ревизии благотворительности в Москве» и коммерческих махинациях, прикрываемых благотворительностью, благотворительными учреждениями, о необходимости контроля над благотворительной деятельностью. Упомянут герой «Ревизора» Н.В. Гоголя Хлестаков и др.
  3. Кого лечить? // УР. 1910. №201 от 18 июля. С. 1. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. Тема преемственности, «отцов и детей», родительской и сыновней любви, детского становления. Упомянут физиолог В.М. Бехтерев, Баян (псевдоним), переводившийся в России с немецкого писатель Франциска Манн, пьеса Октава Мирбо «Очаг», издания «Русское слово», «Санкт-Петербургские ведомости».
  4. За ребенка // УР. 1910. №209 от 28 июля. С. 1. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Еп. Михаил. О правах ребенка в новом гражданском уложении, принятом в Швейцарии, в сопоставлении с российским законодательством и действительностью. Тема защиты детства.

«Да, семья – святыня, но она свята внутренней своей святостью.

И кощунство поддерживать эту святыню гнилыми подпорками – защитой всякого насилия, если оно сделано под штемпелем семейной власти.

Вот что приблизительно говорил Достоевский.

И уже стыдно напоминать такие речи теперь.

Конечно, прямое и явное насилие над детской душой и телом ближайшим образом подлежит ограничению.

Но не хотелось бы, чтобы были изъяты совсем из-под охраны общества дети, гибнущие не от насилия, а от бессердечия, неумелости, тупости, от “родительской любви”».

Упомянуты рассказ М.П. Арцыбашева «В паутине», переведенный с немецкого роман Эльзы Иерузалем «Красный фонарь» (СПб., 1910) о жизни венских проституток, пьеса Л.Н. Толстого «Власть тьмы» и их герои, Ф.М. Достоевский (его «резкое возражение» на речь адвоката В.Д. Спасовича по делу Кронеберга; см. «Дневник писателя», глава вторая за февраль 1876 г.).

Отзыв: Брихничев Иона. О «бессердечных, неумелых и тупых отцах» // УР. №215 от 4 августа. С. 2.

  1. Адельжиза Уччелини (Еще за ребенка) // УР. 1910. №214 от 3 августа. С. 1. Подпись – Епископ Михаил. По поводу выступлений вундеркинда А. Уччелини на сцене «Аквариума» и ее не совсем детском репертуаре. «Заставили ребенка из вечера в вечер жить страстями и жизнью взрослых».
  2. Дети и собаки // УР. 1910. №222 от 13 августа. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Поводом для статьи послужило газетное сообщение о том, что шестнадцатилетняя служанка попыталась отравиться, так как не смогла уследить за болонкой хозяев. Приводится ряд подобных случаев из газет, журналов, литературы, когда к собакам отношение лучше, чем к людям. Упомянуты писатель Д.А. Линев (Далин), его сборник «Не сказки» («первая книга “Не сказок”»), рассказ «Modes et robes» («Моды и платья», фр. – В.Б.) в «Современном мире», собственная книга «Лишние дети» (точнее: Дети лишние, брошенные, несчастные, преступные: Публичные лекции. СПб. 1903).
  3. «Спасатель» // УР. 1910. №223 от 14 августа. С. 1. Подпись – Епископ Михаил. Статья о деятельности свящ. Иоанна Восторгова. Упоминаются издательство «Верность», газеты «Голос русского», «Санкт-Петербургские ведомости», «Современное слово», «Вестник Грузинского экзархата», публицист Н.Н. Дурново, Г.Е. Распутин («мелкий и тупой плут»).
  4. Серная кислота как бытовое явление // УР. 1910. №244 от 8 сентября. С. 2. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Еп. Михаил. Поводом для статьи стали сообщения об участившихся случаях мести с использованием серной кислоты, которую бросали в лицо.
  5. Иродовы жертвы: К гинекологическому съезду // УР. 1910. №249. от 16 сентября. С. 2. Подпись – Еп. Михаил. Об обсуждении права убивать новорожденных и еще не родившихся детей на гинекологическом съезде в Санкт-Петербурге, о праве на аборт.

«До сих пор ни христианство, ни культурная работа не сделали ничего для оздоровления психики семьи и для защиты святыни материнства, если это материнство не носит законного штемпеля. Или против гонения на материнство прислуги.

И тем менее сделано для того, чтобы дать законную поддержку материнству неимущих.

Во многих государствах есть страхование материнства. Материнская рента, которая позволяет перенести без кризиса по крайней мере месяц или полтора перед и непосредственно после родов.

Испробуйте все средства охраны материнства, защитите мать – прежде всего».

Упомянуты английский экономист и демограф Томас Мальтус, Эжен Брие (пьеса «Материнство»; др. название: «За мать»), Эмиль Золя (роман «Плодовитость»), сборник рассказов Б.А. Лазаревского «Семья» (М., 1910), Октав Мирбо (роман «Дневник горничной»), доктор Карабевич.

  1. «Одинокие» // УР. 1910. №254 от 22 сентября. С. 3. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Еп. Михаил. «Образуется общество “Жизнь” для борьбы с самоубийствами», что и стало поводом для статьи. Об одиночестве как поводе для самоубийства. Упомянуты писатель С.С. Юшкевич («Жалость»), В.Г. Короленко, Осип Дымов («Солнцеворот»), Морис Метерлинк, Новалис, голландский писатель и теолог Ян ван Рейсбрук, киевская курсистка Огонлух, совершившая самоубийство, клуб служащей молодежи в Санкт-Петербурге «Маяк», герои произведений А.П. Чехова Иона, Ф.М. Достоевского Раскольников.
  2. За монастырской стеной // УР. 1910. № 259 от 28 сентября. С. 2. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. Поводом для статьи стали сообщения газет о проекте нового закона о монастырях, который состоит в том, чтобы преобразовать их в общежительные, усилить внутреннюю дисциплину.

«Нет сомнения, что не внешняя “полиция” сможет воскресить монастыри. Единственное средство их возрождения – это отречение монастырей от увлечения экономикой.

И живое религиозное дело – действительный молитвенный и жизненный подвиг.

Тогда в монастырь пойдет (если монастыри еще не отжили по существу дела) религиозный люд для молитвы и подвига. Они и жить будут иначе».

Упомянуты Игнатий Брянчанинов, Вассич («Монастырские очерки»), Иоанн из Виши (псевдоним).

  1. Мертвые капиталы // УР. 1910. №272. от 13 октября. С. 1–2. Подзаг.: Статья еп. Михаила. Подпись отсутствует. Статья посвящена вопросам монастырского имущества, распоряжению им, контролю над ним. Упомянуты историк Д.И. Ростиславов и его труд «О православном белом и черном духовенстве в России», свв. Андриан Мензелинский, Даниил Переяславский.
  2. От гимна жизни к requiem // УР. 1910. № 275 от 16 октября. С. 2. Подзаг.: От Санина к Михайлову. Небольшое рассуждение о героях романа М.П. Арцыбашева, любви, человеческом одиночестве.

«Неспособность ощущать жизнь, переживать богатство ее нюансов, а главное, – неспособность сливаться с другим человеком, сцепляться с ним глубокой связью двух душ, “слитых в поцелуе”, и неспособность слиться с человечеством в общем ощущении и общем желании обогатить жизнь и победить смерть обязательно оставляет человека одного нагим и одиноким».

  1. Еще о консисториях // УР. 1910. №280 от 22 октября. С. 1–2. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Еп. Михаил. Статья о реформе консисторий.

«…Для консистории возможна одна реформа.

Это – отмена, т.е. радикальный пересмотр консисторского “свода законов”, устава консисторий, дающего при долгом или коротком производстве одинаково широкий простор неправде.

Уничтожьте этот устав, переделайте весь строй консисторий, где вершители судеб, при огромной власти, безответственны. Где члены, секретарь и епископ связаны друг с другом общими интересами и вынуждены поддерживать друг друга самой сущностью взаимных отношений.

Возьмите у консисторий бракоразводные дела.

Сделайте консистории выборными и независимыми от каприза владык организациями.

Тогда можно говорить о реформе. Можно говорить и о штатах».

Упомянуты писатель о. Забытый (Недетовский) («Перемена», герой Ралов), книга Д.И. Ростиславова «О православном белом и черном духовенстве в России», о. Г. А-овъ (псевдоним).

  1. Литературная «падаль» и читатель из народа // УР. 1910. № 287 от 30 октября. С. 2. Подпись – Еп. Михаил. Статья о бульварной литературе, широком издании дешевого чтива, о том, что…

«…издательство книг для масс – государственное дело, не менее важное, чем вообще обучение общества.

Это – ближайшая задача общества.

По этому вопросу съезд нужнее, чем по вопросу о проституции и сифилисе».

Упоминаются Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Е.А. Салиас, Виктор Гюго («Отверженные), Александр Дюма, роман А.К. Толстого «Князь Серебряный», романы без указания авторства «Пещера Лейхтвейса» (Пещера Лейхтвейса, или Тринадцать лет любви и верности под землей. СПб., 1909. Автор – В.А. Редер), «Плач Берлина», «Эльза», «Рабыни ХХ века», «Женщина труда» (Варшава, 1910. Автор – А. Штеренберг), сборник рассказов «Дети улицы» (СПб., 1909. Автор – А.И. Свирский), «Кровавая графиня» (возможно, «Графиня Тарская, или Кровавая Нана». Варшава, 1910).

  1. Две задачи // УР. 1910. № 292 от 5 ноября. С. 2. Подпись – Еп. Михаил. Поводом для статьи стали присланные автору результаты медицинских обследований детей в начальных школах Петербурга, согласно которым они в большинстве своем должны быть признаны ненормальными психически из-за жестокого обращения родителей и др. причин.

«Нужен врач в школе.

Нужно выделение детей с ненормальными задатками в отдельные школы.

Если в большом городе сотни больных детей, то, полагаем, ясно, что выделение их возможно без потрясения бюджетов, и образование специальных школ – только маленькое усовершенствование общей сети. <…> Неудобства расстояния в значительнейшей степени победимы. Но еще возможнее, чем школа для нездоровых, врач в школе.

Врач не для кори и скарлатины.

А врачи-педагоги, следящие за душой ребенка, способные подстеречь начинающееся разложение души и предупредить его».

Упомянуты психиатр Н.Н. Баженов, врач и писатель И.В. Маляревский, основавший приют для детей.

  1. Рождественская звезда // УР. №335 от 25 декабря. С. 2. Подзаг.: Статья епископа Михаила. Подпись – Епископ Михаил. Статья, приуроченная к празднику Рождества, в которой сквозит и сетование по поводу современного состояния веры. «Христианство точно одряхлело, обветшало в нас», – диагноз эпохи. «Христианство без активности, без подъема, без “дон-кихотства” – немыслимо», это «религия действия и влюбленности в жизнь». Упоминаются немецкий художник Фриц фон Удэ и его триптих «Рождество Христово», В.В. Розанов («Темный лик»), еретик Монтан.

 

1911 год

 

  1. Что это значит? // УР. 1911. №5 от 8 января. С. 1. Подзаг.: «К недавнему факту». Подпись – Епископ Михаил. О непризнании Синодом старообрядческого брака – явлении, влекущем многочисленные правонарушения, когда, например, муж-старообрядец выгоняет свою супругу из дому и женится второй раз на нестарообрядке, причем первый его брак не считается браком и не обязывает поддерживать первую жену, примириться с нею. Упоминается о личной встрече с патриархом Иоакимом Константинопольском в 1904 г., разговор приводится в статье «Письма с дороги» (Михаил (Семенов), еп. Собр. соч. М.–Ржев, 2012. С. 18): «Я спрашивал его: “Можно ли венчать брак, когда жених бросает на улицу целую незаконную семью?” – “Можно. А она пусть несет наказание за грех свой”»).
  2. Раскрепощение людей // УР. №14 от 19 января. С. 2. Подзаг.: «Идиллический проект г-жи Нордман и прозаический проект 33-х». Подпись – Епископ Михаил. О двух проектах, посвященных «раскрепощению прислуги». Один принадлежит писательнице Н.Б. Нордман-Северовой (жена художника И.Е. Репина), другой 33 депутатам Государственной думы, куда он был внесен на рассмотрение. В последнем проекте утверждалось, что прислуга не может заявлять никаких претензий на хозяев в случае расчета, должна доносить о случаях воровства другой прислугой и др., не было ни слова о нормах трудового дня, обязанностях хозяев, праздничном отдыхе. Об общем социальном положении прислуги. Упомянуты А.Н. Радищев, драматург В.В. Протопопов (пьеса «Вне жизни»), публицист М.О. Меньшиков, Октав Мирбо, С.С. Юшкевич («Чужая»), герои произведений Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима и А.П. Чехова «Спать хочется» Варька.
  3. Переоценка ценностей // УР. 1911. №18 от 23 января. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Переоценкой ценностей в статье названо распространяющееся суждение о том, что проституция сама по себе не позорна, это только «вид ремесла». Упомянуты писательница Н.Б. Нордман-Северова, С.С. Юшкевич («Улица» в «Современном мире», 1910. Кн. 11 и 12), повесть В.Винниченко «Честность с собой» (в альманахе «Земля»), герои «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского Соня Мармеладова и Раскольников.
  4. Объявления, публика, врачи // УР. 1911. №25 от 1 февраля. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. О мошеннической врачебной рекламе чудодейственных препаратов и средств. Перечислен ряд врачей, «лечащих» таким шарлатанским способом. Упомянута собственная «статейка о докторе Аврахове, напечатанная в провинциальной газете» (не выявлена), получившая два негодующих отклика. Статья в УР – ответ на них.
  5. Фриувиль и Неандер: К делу в рукавишниковском приюте // УР. 1911. №30 от 8 февраля. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Поднята проблема детской преступности, содержания детей в приютах, создания сетлементов. Фриувиль – тип образцового воспитательного приюта в Америке. Неандер – фамилия директора рукавишниковского приюта (Москва). Упомянут увиденный автором малолетний преступник, похожий внешне на отрока Варфоломея с картины М.В. Нестерова, Ф.М. Достоевский, героиня рассказа А.П. Чехова «Спать хочется» Варька.
  6. Мертвые // УР. 1911. №41 от 20 февраля. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Статья имеет подзаг. «Материалы для русского Декамерона». «Под этим заглавием Ларский печатает свод газетных сообщений о русских монастырях за один год». Эти скандальные «материалы, собранные Ларским, не полны даже для одного года. Но того, что собрал он, достаточно для характеристики полного развала русского монастыря». Происходит это, по мнению автора, потому, что «монастырь – учреждение промышленное, торговое, им давно отброшены все религиозные задачи».

Упомянуты драма Л.Н. Андреева «Копеечка Давида Лейзера», Г. Вассич – «автор интереснейших очерков монастырской жизни», игумен Мелхиседек из Киевского Троицкого монастыря и другие растратчики в рясах.

  1. Мать на фабрике // УР. 1911. №47 от 27 февраля. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Отклик на выход книги С. Гвоздева (А.К. Клепикова) «Записки фабричного инспектора». Еп. Михаил упоминает собственные статьи об охране материнства, печатавшиеся около пяти лет назад.
  2. Голос обиженных // УР. 1911. №50 от 3 марта. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. О бедственном положении учителей, их мизерном жаловании, слабой социальной защищенности.
  3. Еще о врачах и патентованных средствах // УР.1911. №52 от 5 марта. Подпись – Епископ Михаил. Отзыв на публикацию статьи «Рекламы и врачи» (в неуказанном периодическом издании). О медицинской рекламе и врачебном шарлатанстве.
  4. Два слова о пошлости // УР. 1911. №55 от 9 марта. С. 4. Подзаг.: «Статья епископа Михаила». Подпись – Епископ Михаил.

«Пошлые люди создают поддельный стиль, мастерят поддельную литературу, поддельную мораль для того, чтобы фальсификацией убить опасный для них оригинал».

«Если в борьбе против организованной пошлости нет жалости и мало любви, то потому, что тут некого жалеть и любить. А не презирать – трудно и непозволительно.

И борьба смехом – самая законная, потому что только его и боится пошлость».

Упомянуты Марк Криницкий (лекция о пошлости), Н.В. Гоголь и герои его произведений, А.И. Куприн («На покое»), герои романа «Мелкий бес» Ф.К. Сологуба Передонов и одноименного романа М.П. Арцыбашева Санин, Ф. Ницше, Д.С. Мережковский и др.

  1. Отравление бедноты // УР. 1911. №67 от 23 марта. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. О проблеме фальсификации и некачественном производстве продуктов питания. Упомянуты американский писатель Эптон (Уиптон) Билл Синклер (роман «Дебри»), брошюра московского санитарного врача А.Д. Соколова «Борьба с фальсификацией (предметов потребления)» (М., 1910).
  2. Золотые мантии // УР. 1911. №76 от 3 апреля. С. 4. Подпись – Епископ Михаил. Отклик на цикл статей Е. Поселянина (Е.Н. Погожева) в «Колоколе», об архиерейской пышности, отрыве высшего духовенства от паствы, от народа, искажении христианства. Упомянуты Е.Е. Голубинский, В.С. Соловьев («Россия и вселенская церковь»), И.С. Аксаков, книга свящ. Михаила Матюшинского (псевд. – Михаил М-ский) «От бурсы до снятия сана», св. Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, новообрядческий архиеп. Ириней, которому был пожалован «генерал-адъютантский аксельбант».
  3. День солнечный // УР. 1911. №82 от 10 апреля. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. Статья, приуроченная к празднику Пасхи, о его значении. Приводятся цитаты из драмы Генрика Ибсена «Бранд», упомянут Л.Н. Андреев (драма «Савва»), А.М. Ремизов (роман «Крестовые сестры»), философ С.Н. Булгаков.
  4. Когда же возопиют камни? // УР. 1911. №90 от 21 апреля. С. 1–2. Подпись – Епископ Михаил. Поводом для статьи стали вопиющие факты детской смертности в приютах; «петербургские газеты на днях дали статистику смертности одного приюта – 75% смертности». Упоминаются «Оливер Твист» Ч. Диккенса, герой романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» Гиунплен, врач Шишалова, газета «Киевская мысль».
  5. «Шестерка» // УР. 1911. №101 от 4 мая. С. 4. Подпись – Епископ Михаил. Статья о мелких служащих ресторанов и трактиров, их униженности, социальном положении, бесправии.
  6. Планы борьбы: К вопросу о школьных самоубийствах // УР. 1911. №109 от 13 мая. С. 4. Подпись – Епископ Михаил. Статья о причинах и средствах борьбы с самоубийствами, в том числе среди детей и учителей, что и вынесено в подзаголовок, о том, что сами педагоги, которым поручены дети, «издерганные и изнервничавшиеся, не привыкли и не умеют управлять собой». Упомянуты рассказ М.П. Арцыбашева «В паутине», герой «Мелкого беса» Ф.К. Сологуба Передонов, переводившийся в России с немецкого писатель Франциска Манн (автор сб. «Дети», СПб., 1907).
  7. В объяснение моего дела // УР. 1911. №115 от 21 мая. С. 2. Подзаг.: Письмо в редакцию. Подпись – Епископ Михаил. То же: Старообрядческая мысль. 1911. №6. С. 430–433; Церковь. 1911. №22 от 29 мая. С. 533; Михаил (Семенов), еп. Собр. соч. М.–Ржев, 2014. С. 169–172. Поводом для статьи стал арест еп. Михаила и суд над ним, состоявшийся 16 мая 1911 г., по обвинению в подготовке «антиправительственной» брошюры «Революционные силуэты (первомартовцы)» (СПб., 1906).
  8. Вредный испуг // УР. 1911. №122 от 29 мая. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. Статья, посвященная социальным аспектам борьбы с сифилисом. Упомянуты бельгийский художник Фелисьен Ропс («Сатана»), немецкий ученый П. Эрлих (изобретатель препарата против сифилиса), писатели Л.Н. Андреев («В тумане»), Эжен Брие (пьеса «Порченные»), Генрик Ибсен, Поль Маргерит.
  9. «Школы солнца» // УР. 1911. №139 от 18 июня. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Статья посвящена вопросам живого и творческого воспитания в противовес «передоновщине». Упомянуты писатель и педагог И.И. Горбунов-Посадов и издательство «Свободное воспитание», сб. статей А.Г. Дауге «Искусство и творчество в воспитании» (М., 1911), немецкий ученый и педагог А. Лихтварк, Иоганн Гете, Л.Н. Толстой, Альбрехт Дюрер, М.М. Херасков, А.Д. Кантемир, И.С. Тургенев, книга А.И. Кирпичникова «Этимология русского языка для низших классов гимназий».
  10. Нечто о ревности и разводе // УР. 1911. №140 от 19 июня. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. «Моя статья о “казнях без суда” (не выявлена. – В.Б.) вызвала запоздавший отклик в поволжской печати», что и стало основанием для ответа в УР, посвященного некоторым бракоразводным делам.

«Удивительно ли, что если развода ищут, то редко те, для кого брак святыня, а чаще именно люди равнодушные к моральным тонкостям. Люди, наиболее желающие сильного, яркого, “творящего жизнь” брака, для которых развод был бы настоящим спасением, не имея никаких средств защиты его, спокойно признают в конце концов за брак простое сожитие в одной квартире и в одной спальне.

Более жалкие люди для разнообразия освежают брачную тишину истерическими сценами и ревнивым сыском.

Иного исхода и нет».

Упомянуты французские писатели Александр Дюма, Эжен Марсель Прево, И.Н. Потапенко (повесть «Семейная история»), А.А. Яблоновский (повесть «Развод»).

  1. Маленькие папы // УР. 1911. №165 от 19 июля. С 2. Подпись – Епископ Михаил. О месте и роли епископата и народа в церкви и церковной жизни, против обвинений старообрядчества в тяготении к католичеству.

«Объявить народ стадом и управлять им, как стадом, позволить ему и грешить за послушание, “пустить шигалевскую[9] судорогу”, когда нужно – в этом была суть победоносцевской системы».

«Народ может быть религиозным или неверующим, но и в том и другом случае он не отдаст своей духовной свободы.

И чем религиознее будет церковный народ, тем менее он склонен отказываться от церковного творчества, от участия в живом и равноправном с владыками строении церковной жизни».

Упомянуты Д.В. Философов, архиепп. Антоний (Храповицкий), Савва (Тихомиров) Тверской и Кашинский, обер-прокуроры Синода Н.А. Протасов, К.П. Победоносцев, митр. Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), записка 32 петербургских священников о необходимости преобразований в церковном управлении (О необходимости перемен в русском церковном управлении. СПб., 1905.).

  1. Раненые // УР. 1911. №180 от 5 августа. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Отклик на статью г-жи Кусковой в одной из газет с тем же названием. Раненые – «буйные мечтатели недавних лет», которые кипели буйной жизнью, – готовы были завоевать небо и землю. Об «усталости» поколения, прежде верившего в светлые идеалы, людях с «порванными электродами духа».

«Под гнетом этой странной, мертвящей учености, для всего готовой учености, будущий человек теряет инстинкты, волю, вкус к жизни, и в часы, когда его разум колеблется и путь ведет через пустыни, не находит в себе никакого “приказа” о путях, какими идти. И если на пути, самом честном, нужном и необходимом, встретит заставу, – не знает, как жить, растерянно ищет ответа в складах, наполненных латинскими исключениями, отрывками знания, не находит – и гибнет».

Упомянуты писательница А.А. Вербицкая, художники Франсиско Гойя, В.Э. Борисов-Мусатов, А. Белый, В.В. Вересаев («На повороте», «Без дороги»), актриса В.Ф. Комиссаржевская, борец Иван Поддубный, Шарль Бодлер, Фридрих Ницше.

  1. Из «мелочей» архиерейской жизни // УР. 1911. №193 от 23 августа. С. 2; №198 от 28 августа. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Поднята тема церковного бюрократизма, накопления архиереями больших капиталов, бумагопроизводства в консисториях, поборов, которыми занимаются архиереи.

Упомянуты публицист Г.С. Петров и его рассказ «Не с того конца», епп. Смарагд (Крыжановский), митрополиты Филарет (Дроздов), Филофей (Успенский), Киевский и др. архиереи, накопившие большие суммы денег, историк М.Я. Морошкин и его «Материалы для истории православной церкви в царствование императора Николая I», еп. Порфирий (Успенский) и его «Книга бытия моего».

  1. Вымирающие дети // УР. 1911. №210 от 13 сентября. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Поводом для статьи стал конгресс в Берлине, посвященный вопросам защиты грудных детей, и аналогичный общеземский съезд в России. Ставится проблема детской смертности, социальной защиты детства и материнства. Упомянуты художник Л. Фредерик и его картина «Ручей» («общество охранения здравия выбрало ее как образец для издания докладов»), герой романа Ф.М. Достоевского Митя Карамазов.
  2. Кризис миссии // УР. 1911. №231 от 8 октября. С. 1–2. Подпись – Епископ Михаил. То же: Старообрядческая мысль. 1912. №2. С. 184–186; Михаил (Семенов), еп. Собр. соч. Ржев, 2014. Т. 3. С. 235–237. О неспособности миссионерства доказывать правоту господствующей церкви перед старообрядчеством, грубом формализме в миссионерском деле, необходимости оправдывать свое существование. Упомянуты Н.С. Лесков (эпизоды из рассказа «На краю света»), архиеп. Питирим Нижегородский, нижегородский вице-губернатор Ю.А. Ржевский, миссионеры К.Н. Крючков, Д.Е. Холопов, И.Г. Айвазов, Н.Ю. Вержанский, публицист В.М. Скворцов.
  3. Детские тюрьмы: К 8 съезду представителей исправительных заведений // УР. 1911. №240 от 19 октября. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Тематика статьи видна из подзаголовка. Она обосновывает необходимость изменений всей системы воспитания детей-правонарушителей, приютов. Автор вновь высказывается в поддержку создания сетлементов – детских республик. Упомянуты директор рукавишниковского приюта Неандер, французский писатель Франсуа Коппэ (роман «Le coupable»).
  4. Иллюзии и гг. Калачевы // УР. 1911. от 29 октября. С. 1. Подпись – Епископ Михаил. Тема государственных ассигнований для земских школ, выборов в уездные училищные советы, влияния земства на школьное дело вообще, которое при этом может быть ограничено инспекторами, о новом положении Думы, которым меняется состав училищных советов и в которых получает перевес именно земство. Калачев – инспектор Ровенского уезда.
  5. «Там, за железными дверями» // УР. 1911. №282 от 8 декабря. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. Статья-рассуждение о психологической готовности девочек и девушек ко взрослой жизни, их воспитании в закрытой школе, интернате. В заголовок вынесено название драмы К.А. и О.Н. Ковальских. Упомянута франко-швейцарская писательница и педагог Альбертина Неккер де Соссюр.
  6. Ради Рожденного в Вифлееме // УР. 1911. №297 от 25 декабря. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Статья, приуроченная к празднику Рождества, с темой социального служения в христианстве. Упоминается «Ясь» польской писательницы Марии Конопницкой.

 

 

1912 год

 

  1. Удаление «Филаретов» // УР. 1912. №13 от 17 января. С. 2. Подпись – Епископ Михаил. Поводом для статьи стало увольнение с кафедры еп. Гермогена (Долганева). Упоминаются историк и писатель А.М. Иванцов-Платонов, обер-прокуроры Синода С.Д. Нечаев, К.П. Победоносцев.
  2. Перед обсуждением сметы Синода: Синодская реформа в объяснениях синодской сметы и в докладе бюджетной комиссии // УР. 1912. №51 от 2 марта. С. 1. Подпись – Епископ Михаил. О целесообразности выделения государственых средств на те или иные статьи сметы Синода. Упоминается еп. Митрофан (Краснопольский) Гомельский.
  3. Тихий кормчий // УР. 1912. №110 от 15 мая. С. 1. Подпись – Епископ Михаил. Статья написана по поводу приведенной в книге В.В. Розанова «В темных религиозных лучах» притчи о корабле, плывущем с Соловков, монашеском судне с монахом-капитаном и монахом-лоцманом. Судно тонет, но пассажиры (миряне) не спасают его, так как они не хозяева на нем (т.е. в церкви), а гости. У гостя и психология гостя – взял шапку и вышел. О том же еп. Михаил писал в короткой статье «А право, не знаю» (№427).

 

 

1915 год

 

  1. Письмо епископа Михаила // УР. 1915. №238 от 29 августа. С. 5. Подпись – Михаил. Поводом для письма стало выступление на Освященном Соборе в 1915 г. известного старообрядческого деятеля Н.Д. Зенина, поднявшего вопрос о снятии запрещения с еп. Михаила. Сам епископ не мог прибыть на Собор из-за болезни. Запрещение осталось в силе. Письмо было адресовано Н.Д. Зенину, Ф.Е. Мельникову и В.Е. Макарову (который ошибочно назван в нем Владимиром Дмитриевичем). Письмо было датировано 27 августа. Оно не предназначалось для публикации в газете и, по всей видимости, было передано в редакцию кем-то из его адресатов с целью привлечь внимание к судьбе опального епископа. Вскоре оно появилось на страницах журнала «Старообрядческая мысль» (см.: Письмо епископа Михаила Ф.Е. Мельникову, Н.Д. Зенину, В.Е. Макарову // Старообрядческая мысль. №10. С. 902–903). Публикация письма вызвала отклики: Зенин Н.Д. На письмо епископа Михаила // Старообрядческая мысль. 1915. №10. С. 903–904; По поводу епископа Михаила // УР. 1915. №250 от 12 сентября. С. 5. Без подписи.

 

[1] Собеседование о еп. Михаиле Канадском // УР. 1909. №35–2 от 17 октября. С. 4–5. В статье описывается беседа между начетчиком Д.С. Варакиным и миссионером Орфанитским о еп. Михаиле.

[2] Карабинович Г.М., свящ. Назревающие события в старообрядческом мире // УР. 1910. №130–97 от 14 марта. С. 1; Кто такой Луцкевич? // УР. 1910. №162 от 3 июня. С. 1; Библия: Отзыв на издание Московской старообрядческой книгопечатней Острожской Библии Ивана Федорова // УР. 1914. №79–80 от 6 апреля. С. 7.

[3] [Мельников Ф.Е.]. Борьба за власть. 1910. №101 от 19 марта. С. 1–2. Подпись – Респитош.

[4] Записка Д.В. Сироткина // УР. 1916. №273 от 30 сентября. С. 3 (о продовольственном снабжении армии). Продовольственный кризис // УР. 1916. №284 от 12 октября. С. 4.

[5] Письмо П.П. Рябушинского // УР. 1916. №82 от 22 марта. С. 6 (в письме поднят вопрос о дороговизне «жизненных припасов» (продуктов питания) и необходимости отыскать выход из этой ситуации с ними).

[6] К ссылке архимандрита Михаила // УР. 1907. №28 от 18 октября. С. 1. Подпись – В.С.; Правда о суде над епископом Михаилом. 1910. №237 от 31 августа. С. 4; Доклад о литературной деятельности епископа Михаила // УР. 1911. №19 от 24 января. С. 5; Около дела епископа Михаила // УР. 1911. №195 от 25 августа. С. 4. Все – без подписи.

[7] Исчезновение старообрядческого епископа // УР. 1916. №296 от 23 октября. С. 6; Старообрядческий епископ Михаил // УР. 1916. №301 от 28 октября. С. 4; К кончине епископа Михаила // УР. 1916. №302 от 29 октября. С. 4, №303 от 30 октября. С. 5.  

[8] См., напр.: Наука и старообрядчество // УР. 1909. №62–29 от 19 декабря. С. 6–7 (статья рассказывает о том, как еп. Мелетий (Картушин) Саратовский и Астраханский получил официальное приглашение на открытие Императорского Саратовского университета от его первого ректора, профессора, хирурга Василия Ивановича Разумовского (1857–1935); Собеседование о св. Анне Кашинской // УР. 1910. №90–57 от 26 января. С. 5 (о беседе Ф.Е. Мельникова с миссионером И. Орфанитским); Запрещение в священстве // УР. 1910. №106 от 25 марта. С. 3 (о свящ. И. Волощуке); Среди старообрядцев // УР. 1910. №220 от 11 августа. С. 3 (о строительстве храма на ярмарке в Нижнем Новгороде); «Князи церкви» // УР. 1910. №228 от 20 августа. С. 1. Подпись – И. П-въ; XI Всероссийский съезд старообрядцев // УР. 1910. №228 от 20 августа. С. 5; Старообрядческий конфликт // УР. 1911. №62 от 17 марта, С. 4, №64 от 19 марта. С. 5. (о епископе Иннокентии (Усове)); Старообрядцы и выборы // УР. 1911 №62 от 17 марта. С. 4; Михаил Сторожев на службе у Синода // УР. 1911. №126 от 3 июня. С. 4;. Старообрядческий самозванец в Риме // УР. 1911. №35 от 13 февраля. С. 6. Подпись – Socius (о свящ. Иоанне Волощуке); его же. Еще о старообрядческом самозванце // УР. 1911. №36 от 15 февраля. С. 5; Липаев И. Памяти П.В. Цветкова // УР. 1911. №66 от 22 марта. С. 3 (об известном старообрядческом регенте с его фотоснимком); Старообрядческий собор // УР. 1911. №196. С. 4; XII Всероссийский съезд старообрядцев // УР. 1912. №25 от 31 января. С. 5, №26 от 1 февраля. С. 5; Поморский собор // УР. 1912. №209 от 11 сентября. С. 4 (с фотоснимками поморского деятеля Т.А. Худошина и участников собора); Л.Ф. Пичугин: [Некролог] // УР. 1912. №235 от 12 октября. С. 5; Освященный Собор // УР. 1913. №196 от 25 августа. С. 4; Закрытие старообрядческих собеседований // УР. 1913. №198 от 28 августа. С. 3 (о беседах в Политехническом музее, упоминяются М.И. Бриллиантов, Ф.Ф. Румянцев, Ф.П. Кондратьев, Ф.Е. Мельников); XIII съезд старообрядцев // УР. 1913. №259 от 9 ноября. С. 6, №260 от 10 ноября. С. 6; Старообрядческий институт // УР. 1914. №60 от 13 марта. С. 5 (воспроизведен чертеж фасада здания); Новые ограничения старообрядцев // УР. 1914. №89 от 18 апреля. С. 4; Закладка старообрядческого института // УР. 1914. №98 от 29 апреля. С. 5 (с фотографией директора А.С. Рыбакова); Старообрядческие общины // УР. 1914. №101 от 3 мая. С. 3; Старообрядцы в армии: Беседа с М.И. Бриллиантовым // УР. 1914. №102 от 4 мая. С. 4, №104 от 7 мая. С. 4; Учителя-старообрядцы // УР. 1914. №141 от 20 июня. С. 4; Арест старообрядческого митрополита // УР. 1914. №225 от 19 сентября. С. 4; У старообрядческого митрополита Макария // УР. 1915. №46 от 16 февраля. С. 2; Старообрядческий архиепископ Иоанн: [Некролог] // УР. 1915. №112 от 25 апреля. С. 4; У гроба архиепископа Иоанна // УР. 1915. №114 от 27 апреля. С. 2; Панихида по архиепископе Иоанне // УР. 1915. №131 от 14 мая. С. 4; Собрание старообрядческого духовенства // Там же; Старообрядцы и война // УР. 1915. №158 от 10 июня. С. 4; Судьба Белокриницкого митрополита // Там же; Старообрядческий Собор // УР. 1915. №235 от 26 августа. С. 5, №236 от 27 августа. С. 4, №238 от 29 августа. С. 5, №239 от 30 августа. С. 6; Ануфриев Н. Сенат о правах старообрядцев // УР. 1916. №268 от 25 сентября. С. 2; Пожертвование старообрядческому институту // УР. 1916. №78 от 18 марта. С. 6; В старообрядческом мире // Там же (о деятельности Братства им. Честнаго Креста).

[9] Шигалев – герой «Бесов» Ф.М. Достоевского, автор и владелец «толстой и чрезвычайно мелко исписанной тетради», в которой он изложил «собственную систему устройства мира». «У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны» и т.д.