Товарищ

 

«Политическая, литературная и экономическая газета» «Товарищ» (далее – Т.) основана была, как и газета «Современная почта», профессором финансового права, публицистом Леонидом Владимировичем Ходским (1854–1919), издавалась в Санкт-Петербурге в 1906–1907 гг. В 1906 г. архим. Михаил не публиковался здесь[1]. За 1907 г. в ней выявлено десять его статей. В 1908 г. вместо Т. вышло несколько номеров газеты «Наш век», в которой еп. Михаил не печатался. Внимания вопросам старообрядчества эти издания не уделяли. В газете публиковались А.А. Яблоновский (Снадзский), Д.В. Философов, С.С. Юшкевич и др.

 

  1. Программа обер-прокурора // Т. 1907. №194 от 17 февраля. С. 3. Подпись – Арх. Михаил. То же: Звонарь. 1907. №9. Раздел «Церковное обновление». С. 53–56. Подпись – Арх. Михаил. Отзыв на предложение обер-прокурора Синода по внутреннему устройству церковной жизни. О вмешательстве государства в дела церкви, ее внутреннем устройстве, о том, что за право быть господствующей по гражданскому закону ей приходится платить государству собственной независимостью. Упомянуты М.О. Меньшиков, Антоний (Храповицкий) Волынский, Л.Н. Толстой, Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев.
  2. Чего можно ждать? // Т. 1907. №275 от 25 мая. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. «На днях проник в публику сенсационный слух о лишении св. Синодом сана 18 священников», что и стало поводом для статьи. О правах духовенства, канонических аспектах лишения сана. Упомянуты священники Колокольников, Огнев.
  3. Страдания средней духовной школы // Т. 1907. №278 от 29 мая. С. 1–2. Подпись – Арх. Михаил. Отклик на серию покушений на жизнь руководителей школ: инспектора воронежской, ректора тамбовской семинарий, убийство пензенского ректора, тифлисского инспектора. Все они имели место в течение нескольких последних месяцев. Порядки внутри духовных школ, бюрократизм, отсутствие живой веры, семинарские бунты, их причины.

«Еще Соловьев писал, что из духовной школы выходят самые ожесточенные атеисты. Это верно и относительно прошлого, но то был атеизм теоретический.

Теперь явилась настоящая, обостренная злоба к Библии – к вере. Семинаристы, как дикари, пляшут на страницах Библии… Торжественные богослужения вызывают настоящие истерические припадки – не от утомления, а от нервного обострения религиозного протеста».

Упомянуты митрополит Иоанникий (Руднев) Киевский и Галицкий, К.П. Победоносцев, А.П. Щапов, священник Протопопов (автор статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 14 марта 1900 г.), А.Н. Радищев.

  1. Гражданский брак? // Т. 1907. №289 от 10 июня. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. Статья о том, что «семья разлагается. Вместо нее у нас в 50 случаях из ста – на законном основании кощунственная карикатура на религиозно-моральный союз». О законопроектах о бракоразводном процессе, предложенных на рассмотрение Второй Государственной думы («не нужно жалеть, что они не стали законами»), реформе семейного законодательства. Упомянут рассказ (повесть) А. Яблоновского «Развод».
  2. О религиозном образовании в школе // Т. 1907. №292 от 14 июня. С. 2. Подпись – Арх. Михаил. Основная тема – принципы преподавания Закона Божьего в школе. Упомянуты Г.И. Успенский, К.П. Победоносцев, проф. Варшавского университета П.И. Ковалевский («Библия и нравственность»).
  3. Школа, которую нужно похоронить // Т. 1907. №300 от 23 июня. С. 2. Подпись – Архим. Михаил. Вопросы и принципы преподавания общеобразовательных предметов (география, русский язык и др.). Упомянуты писатели А. Яблоновский, Е.Н. Чириков (рассказ «Калигула»), Влас Дорошевич.
  4. Школа будущего // Т. 1907. №336 от 4 августа. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Вопросы и принципы реформирования общеобразовательной школы, принципы построения обучения.

«Между познавательными силами детей впереди стоят фантазия и чувство. Строить преподавание на одной рассуждающей способности – значит сознательно делать его бесплодным.

Нужно окружить школьника не цифрами, именами или отрывочными анекдотами, а образами и идеями, вытекающими из фактов и событий, в формулах (пилюлях) закреплять только те выводы, какие выловят в фактах они сами – если уже необходимы формулы.

Говоря проще, нужно уйти от quasi-интенсивной системы к экстенсивной».

Упомянуты Мишель Монтень, Эллен Кей, Л.Н. Толстой (Анна Каренина и др. герои одноименного романа), Ж.-Ж. Руссо, Герберт Спенсер и др.

  1. Галерея сумасшедших // Т. 1907. №343 от 12 августа. С. 3. Подпись – Архим. Михаил. О тяжелом материальном и моральном положении учителей.

«Спасая школу – нужно спасать и учителей. Работа, которую они ведут, должна быть человеческой работой, а не машинно-автоматической. Будем надеяться, что это сделается с перестройкой школы, ее освобождением.

 В то же время учитель должен быть спасен от каторги 15-часового труда, т.е. его работа должна быть доведена до того минимума, при котором она не убивает организма».

Приводится обзор учительских образов из романа В.Г. Короленко «Записки моего современника», упомянут писатель Е.Н. Чириков («Иота»).

  1. Синодские меры к оздоровлению духовной школы // Т. 1907. №380 от 25 сентября. С. 1–2. Подпись – Арх. Михаил. Тема архиерейского диктата над духовной школой и образованием, неуклюжести их права назначать на семинарские должности. Автор отстаивает необходимость учредить институт классных наставников и другие меры оздоровления духовного образования, критикуя синодское распоряжение об обязательном посещении богослужений. Упомянуты архиеп. Ионафан (Руднев) Ярославский и Ростовский, С. Любимов («Духовная школа»), П. Любимов, издания «Русское дело», «Новое время»
  2. К вопросу о церковном соборе // Т. 1907. №383 от 28 сентября. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Поводом для статьи стала публикация «Положения о соборе» в «Собрании указаний и распоряжений правительства, издаваемом при Правительствующем Сенате». Автор критикует в частности, такое его положение, которым миряне и белое духовенство лишаются права выдвигать вопросы для разрешения, имея только совещательный голос, критикует условия выдвижения делегатов. Положение, по его мнению, не дает возможности для живой и плодотворной деятельности, разработано в пользу епископского большинства.

 

 

[1] Следует отметить статью С.Н. Булгакова, написанную по поводу лишения архим. Михаила кафедры в СПбДА, «Духовенство и политика» (Т. 1906. №132 от 6 декабря. С. 1–2). Она начиналась прямо: «Трагедия религиозной жизни русского народа заключается в том, что голос церкви и церковной совести узурпировала светская власть, действующая здесь через посредство поставляемых ею чиновников в митрах и рясах, короче – чрез “ведомство православного исповедания”». На следующий день статья появилась в «Столичной почте»: Духовное ведомство и политика // СтолП. 1906. №58 от 7 декабря. С. 1.