Столичная почта

 

 

Газета «Столичная почта» (далее – СтолП) выходила с перерывами с 1906 по 1908 гг., редко затрагивала старообрядческую тематику[1], публиковала также статьи о епископе Михаиле (тогда – архим.)[2], который был постоянным ее автором, следила за дебатами в Государственной думе. Подзаголовок: «Общедоступная политическая, литературная и общественно-экономическая газета. При ближайшем участии проф. Л.В. Ходского». В 1907 г. последний номер вышел 30 мая, с января 1908 г. газета возобновилась, продолжив прежнее обозначение номеров, но уже в начале марта того же года прекратила выходить.

 

1906 год

 

  1. Из области трагического // СтолП. 1906. №62 от 12 декабря. С. 2. Подпись – Архим. Михаил. То же: Симбирские вести. 1906. №280 от 17 декабря. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Статья посвящена симбирскому священнику Богоявленскому, который покончил самоубийством, сбросившись с колокольни Вознесенского собора, «того самого, в котором я каждый праздник учеником духовного училища отстаивал обедню», причинам его такого решения.
  2. «Коринфское чудо»: Пьеса – обвинительный акт против христианства // СтолП. 1906. №67 от 17 декабря. С. 1. Отклик на пьесу А.И. Косоротова «Коринфское чудо», которая готовится к постановке на сцене театра Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге.

«Откуда родилась мысль, будто церковный канон неприкосновенен, неподвижен, как скала, что церковь – раба своего прошлого?

Из неверия и рабства…

Нет в церковной организации веры в свою прочность, нет веры в свою божественность, во Христа, и вот боятся дотронуться до каждой мелочи, до каждого параграфа отжившего свитка собора… А вдруг все с ней (мелочью) или с ним (параграфом) рухнет? И торопливо кричат, как Ефрем (персонаж «Коринфского чуда». – В.Б.): не трогайте, не трогайте! Это свято…»

  1. Церковь и государство перед вопросами брака // СтолП. 1906. №73 от 24–25 декабря. С. 2. Подпись – Архим. Михаил. Поднята традиционная для автора тема развода. Упомянут В.В. Розанов.
  2. Святочные отрывки // СтолП. 1906. №74 от 28 декабря. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Две коротких зарисовки, посвященные Рождеству, «Цветы зла и кровь» и «К празднику детей».

 

1907 год

 

  1. К Новому году // СтолП. 1907. №78 от 1 января. С. 4–5. Подпись – Архим. Михаил. Тема Нового года и «нового счастья». По мнению автора, особенность наступающего года в том, что вместо «красной революции гнева и протеста наступает иная, серая, революция, безгневная, холодная, спокойная, которая может стереть прошлое даже молчанием». Оценка деятельности П.А. Столыпина (подбор «послушной думы» и др.). Упомянуты художник Жорж Рошгросс, Эрнест Ренан, Шарль Бодлер, А.М. Горький («Мещане», Нил), Франциск Ассизский, Фридрих Ницше.
  2. К выборам // СтолП. 1907. №82 от 6 января. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Статья представляет собой попытку ответить на вопрос, «какую позицию занимает современный священник по отношению к теперешней общественной жизни?» «Эта позиция тройная: или политика невмешательства, или политика “охраны факта”, или, наконец, позиция политического компромисса».

«Не может быть священник безучастным и холодным в то время, когда вопрос о духовном оздоровлении целой нации, о том, быть ли земле в руках хищников и, значит, рабьей и злой, или быть новой и свободной – “праведной”. Рабство – не несчастье, а грех, раб не несчастен только, он – преступен, поскольку он раб».

«Допустим на минуту явную ложь, что равноправие, например, еврейства вредит интересам русского народа, что уничтожение черты оседлости гибельно для русской деревни… Допустим. И тогда?

И тогда – священник, который встал бы в ряд с Крушеваном и Дубровиным, был бы достоин низложения. Он был бы предателем, врагом Христа! Почему? Да потому, что продал бы Христову правду, оставляя целый народ гнить духовно в разлагающей душу “черте”, оставляя на душе русского народа пятно насилия над другим народом».

Упомянуты Франциск Ассизский, Ф.М. Достоевский, С.И. Гусев-Оренбургский («На приходе»), А.И. Дубровин, А.И. Гучков, П.А. Крушеван.

  1. Смертный ужас: Открытое письмо освобожденной женщине // СтолП. 1907. №88 от 14 января. С. 2. Подпись – Архим. Михаил. Тема рабства и свободы женщины, бедности, проституции, «рабьего труда», насилия над достоинством человека. «Никто не имеет права для каких бы то ни было целей ставить человека в условия, которые губят человека». Упомянуты А.М. Горький (с публикацией в XIII выпуске «Знания»), М.П. Арцыбашев (рассказ «Счастье» – «картина, невыносимая по силе ужаса», «позор факта»), статья А.М. Федорова «Позорный промысел», дело Спиридоновой.
  2. Деревня перед думой // СтолП. 1907. №97 от 25 января. С. 2–3 Подпись – Архим. Михаил. Статья написана по поводу взглядов крестьянства на земельную собственность, поднята тема крестьянских протестов, поддержки крестьянством будущей Государственной думы, эволюции сознания деревни.

«Крестьянское движение 1905 и начала 1906 г., по нашему мнению, при всей своей разрушительной энергии было внутренне бессильно, в нем не было цели, упрямства, целесообразной мысли.

Можно уничтожить, выжечь все помещичьи усадьбы, разграбить все; это, конечно, не было крестьянской революцией: сознания права и “силы спокойствия” – не было.

Пожар усадеб – большой крик, жалоба, стон – не более».

Упомянуты писатель А.М. Федоров (роман «Земля», герой Курганов), российский государственный деятель, сподвижник П.А. Столыпина В.И. Гурко (Ромейко-Гурко).

  1. «Реформа» бракоразводного процесса // СтолП. 1907. №100 от 28 января. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. То же: Звонарь. 1907. №2. Раздел «Смесь». С. 164–165. Поводом для статьи стало внесение министерством юстиции на рассмотрение Совета министров законопроекта о подсудности и порядке производства дел о расторжении браков. Основное в вопросе остается без изменений – брак может быть расторгнут только духовным судом. Подняты вопросы установления факта прелюбодеяния как повода для развода.
  2. О «врагах религии», нищете, труде и священнической программе // СтолП. 1907. №101 от 30 января. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. «Недавнее распоряжение Синода снова поставило перед нашим духовным ведомством ту же задачу, какая стоит перед гг. иереями последней повести Потапенко “Непреклонные иереи” (“Русское богатство”). По совести или по приказу? Говорить ли, погасив муки и тревогу совести, о мнимых врагах религии и Бога, о евреях и их кознях или, как “иерей” Потапенко, решить сохранить свое слово чистым и совесть по-прежнему “священнической” т.е. непродажной». Поводом для статьи стал циркуляр Синода, рекомендующий принять меры к тому, чтобы в Думу не прошли «враги религии».

«Налоги – по существующей системе экспуатации труда, какая есть – множат прокаженную нищету; следовательно, через своего посланного священники должны сказать: пусть не будет ни прежнего гнета налогов, выдуманных сытыми, ни эксплуатации труда, при которой трудящийся отдает дочерей и правду – все, чтобы купить жизнь».

Упомянуты прот. Иоанн Восторгов, А.И. Дубровин, свящ. Орловский, митр. Антоний (Вадковский) Санкт-Петурбургский и Ладожский, С.С. Юшкевич («Город», «Дива»). Ф.М. Достоевский.

  1. Священникам-избирателям и священникам-выборщикам // СтолП. 1907. №102–103 от 1 февраля. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. Продолжение темы предыдущей статьи.

«Теперь два слова о том, куда он, священник, должен подать свой голос во имя личного самосохранения.

Священнику нужно:

1) добиться права свободно думать и свободно говорить;

2) освободиться от мертвого произвола епархиальной власти;

3) добиться сносного обеспечения семьи без развращающего и унизительного собирания копеечек даже с нищих – “за святое, которое не продается”. <…>

Нет, в интересах всех октябристов и т.п. будет закрепить крепостное положение священника, потому что только постоянной угрозой можно удержать непослушную священническую совесть от служения народу вместо служения “господам”».

Упомянуты кандидат в Думу от Союза русского народа в Одессе Алмазов, А.Г. Щербатов, В.Ф. Доррер.

  1. Запоздавший подкуп: По поводу проекта о прирезке церковных земель // СтолП. 1907. №105 от 4 февраля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. «Министерство Столыпина выдвинуло вопрос о дополнительном наделении землей священников, “не стесняясь установленным нормальным наделом в 33 дес[ятины]”, что и стало поводом для статьи. Упомянут один из основателей Конституционно-демократической партии князь П.Д. Долгоруков.
  2. Закон для немногих // СтолП. 1907. №111 от 11 февраля. С. 2. Подпись – Архим. Михаил. Критика нового законодательства о браках между лицами, числившимися православными, но фактически принадлежавшими к инославному или иноверному исповеданию.
  3. «Хозяева и рабочие» // СтолП. 1907. №113 от 14 февраля. С. 2–3. Подпись – А.М. Отклик на выход XIV сборника «Знание» (1906 г.), куда вошли пьесы А.М. Горького «Враги» и С.С. Юшкевича «Король».
  4. Случайные заметки // СтолП. 1907. №114 от 15 февраля. С. 2. Подпись – Архим. Михаил. Отклик на купленную книгу В.В. Розанова «Семейный вопрос в России», которая «случайно легла» на роман «Дневник горничной» Октава Мирбо, и отсюда, «из этого соединения», «родилась мысль, которая выбрасывается» на газетную полосу – о детях прислуги. Упомянута пьеса «Материнство» Эжена Брие, рассказ И.П. Белоконского «И вдруг все тихо стало», «Бывальщины» Арсеньева (очевидно, «Старые бывальщины» А.В. Арсеньева; СПб., 1892) и др.
  5. Случайные заметки // СтолП. 1907. №119 от 21 февраля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Воспоминания о 9 июля 1906 г., когда, будучи в Симбирске, автор узнал о роспуске I Государственной думы, его размышления о роли и месте думы вообще. Статья приурочена к началу работы II Государственной думы (20 февраля 1907 г.).
  6. Случайные заметки // СтолП. 1907. №122 от 24 февраля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Впечатления от встречи в вагоне поезда со старообрядцем и беседы с ним о земле, ее покупке и продаже, о Библии.
  7. К масленице // СтолП. 1907. №124 от 27 февраля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Поводом для статьи стали цирковые представления (упомянут цирк Чинизелли), где жестоко эксплуатируется детский труд, и масленичные балаганы.
  8. Труд – преступление, а не добродетель // СтолП. 1907. №130 от 6 марта. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. О том, что «рабство не меньший грех, чем владение рабами. Нельзя отдавать души своей хищникам». Человек «должен освободить свой труд, сделать его из рабьего труда Божиим, завоевать для своего труда такие условия, чтобы он не убивал души, сделать свой труд работой на Бога, а не на Молоха». Рассуждения вокруг драмы Генрика Ибсена «Бранд».
  9. По поводу петиции безработных в Государственную думу // СтолП. 1907. №131 от 7 марта. С. 1. Подпись – Арх. Михаил. Тема – социальное расслоение на богатых и бедных, человеческого отношения, внимания и невнимания к страданиям ближних, вызванным социальной ситуацией (например, в Петербурге скорее заметят голод и страдающих от голода в Абиссинии, нежели в самой российской столице, под боком). Упомянуты пьеса С.С. Юшкевича «В городе», театр Комиссаржевской.
  10. Из трагедии пастырства // СтолП. 1907. №135 от 11 марта. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Об амнистии в отношении священников, которые понесли кару по решению Синода, суде над священником. Упомянуты священники Кузнецов, Огнев, Афанасьев, духовный писатель Феофан Затворник.
  11. К.П. Победоносцев // СтолП. 1907. №136 от 13 марта. С. 2. Подпись – Архимандрит Михаил. О личности бывшего обер-прокурора Синода, скончавшегося 10 марта.

«Испуганный непонятными для него новыми течениями, нахлынувшими с Крымской войной, он искренно испугался растления России и не видел никакого средства бороться с этим растлением, кроме одного: убить жизнь России, заморозить ее.

Психология умершего государственного деятеля представляет собой интереснейший глубокий тип.

Это – грандиозная фигура нигилиста-отрицателя. Больше и определеннее, я бы сказал, что это была душа глубоко-трагически атеистическая, одинаково и в его церковной, и политической деятельности.

“Рабская боязнь движения жизни” – так определяем мы сущность целого исторического течения – сущность византийско-христианского консерватизма (одинаково опять церковного и государственного) <…>

Эта рабья болезнь движения, заложенная в целом мировоззрении, встретилась в Победоносцеве с личным его нигилизмом, страшным, почти сверхчеловеческим презрением к человеку, неверием в него.

Победоносцева сближали с “инквизитором” Достоевского. Сближение остроумное и глубокое.

Несомненно, два типа очень близки друг к другу.

Общее между ними – презрение к народу-массе, пожалуй, и вообще человеку, полное нежелание признать в народе возможность жизни, роста, прогресса. Народ – человек-падаль. Проклят он».

Упомянуты «Бранд» Генрика Ибсена, рассказ «У окна» Л.Н. Андреева, книга К.П. Победоносцева «Новая школа», Д.А. Толстой.

  1. Террор справа! // СтолП. 1907. №138 от 15 марта. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. Поводом для статьи стало выступление П.А. Крушевана против отмены военно-полевых судов, речь также идет о ложных, по мнению, автора патриотических лозунгах (в основном – черносотенных газет), когда патриотизм подменяется человеконенавистничеством. Упомянуты убитые депутаты Государственной думы М.Я. Герценштейн, Г.Б. Иоллос, евреи по национальности.
  2. Полевые суды, А. Столыпин, о. Тихвинский и Достоевский // СтолП. 1907. №40 от 17 марта. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. Отклик на выступление неизвестного автора (псевд. С-ин) по поводу обращения депутата II Государственной думы свящ. Ф.В. Тихвинского к епископу Евлогию (Георгиевскому), тема – смертная казнь, «убийство по суду».

«И всякое убийство – преступно, потому что им насильственно останавливается жизнь духа, процесс духовной жизни, насильственно обрывается не для тела только путь, указанный Тем, Кто дал жизнь».

Упомянуты П.А. Столыпин, Ф.М. Достоевский, казнь Ритара.

  1. Они смеются // СтолП. 1907. №140 от 18 марта. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. Рубрика «Случайные заметки», бывшая прежде заголовком для нескольких статей. Отклик на заметку «Землеустройство крестьян» в газете «Новое время» о прибавке земли к крестьянским наделам. Упомянуты В.И. Гурко, депутат Государственной думы В.М. Волконский.
  2. Как берут труд в кабалу // СтолП. 1907. №142 от 20 марта. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. Рубрика «Простые беседы о труде и трудящихся». Тема труда и налогов, соразмерных труду, земельный вопрос.

«В сущности, исход один – дать крестьянину столько земли, сколько ему нужно, чтобы жить по-человечески, а рабочему дать работать не на чужой, а на своей, на общей фабрике. Но делать это еще невозможно.

Первое, т.е. дать землю крестьянам, это возможно и сейчас, и это необходимо, и в этом одна задача – всех союзов освобождения труда (например, трудовой группы). Второе – охрана труда. И охрана – от завышенных налогов»[3].

  1. Характерные речи // СтолП. 1907. №143 от 21 марта. С. 1–2; №145 от 23 марта. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. То же: Вестник народа[4]. Симбирск, 1907. №4 от 1 апреля. С. 2. Статья является откликом на выступление депутатов Д.Н. Святополк-Мирского и Н.Н. Кутлера в Государственной думе по аграрному вопросу (собственность и пользование землей). Упомянуты государственные деятели А.С. Стишинский, М.Я. Герценштейн, В.М. Волконский, П.А. Столыпин, Ф.М. Онипко, Зубченко (вероятнее всего, П.С. Зубченко, депутат II Государственной думы, член аграрной комиссии) и др.
  2. По поводу циркуляра Пуришкевича // СтолП. 1907. №146 от 24 марта. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. Отклик на заметку: Секретный циркуляр Союза русского народа // СтолП. 1907. №145 от 23 марта. С. 2. Упомянуты П.А. Крушеван, Д.Н. Святополк-Мирский, М.О. Меньшиков, газета «Вече», писатель Н.Д. Телешов (рассказ «Крамола»).
  3. По поводу одной книги // СтолП. 1907. №148 от 27 марта. С. 1. Подпись – Архимандрит Михаил. Отклик на выход книги народовольца Н.А. Морозова «Откровение в грозе и в буре».

«Нужно сказать, что труд автора здесь на три четверти пропал даром. Морозов пытается сказать, что Откровение Иоанна Богослова есть, в сущности, астрономический трактат и написан Иоанном Златоустом в конце IV века.

Его аргументы остроумны и оригинальны, но, кажется, совершенно напрасны. Существуют несомненные сведения, что во времена Евсевия Кесарийского, то есть за 80 лет до Златоуста и ранее, Апокалипсис знали, спорили об его авторе и т.п.

Многолетняя работа Морозова шла по ложному пути и дала только остроумное недоразумение. Несмотря на это, книга, однако, очень интересна. Она оригинально рисует облик великого святителя. Одна из глав книги озаглавлена “Иоанн Златоуст – революционер и демагог”».

  1. Что они делают с Думой // СтолП. 1907. №151 от 30 марта. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. О правах депутатов Думы. Упомянуты П.А. Крушеван, В.В. Шульгин, В.М. Пуришкевич, убитый в Москве городовой Линевич.
  2. Бюджет, налоги и «бесстыдники» // СтолП. 1907. №153 от 1 апреля. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. Тема бедственного положения рабочих, налогов и обсуждения этих вопросов в Думе. Упомянуты М.О. Меньшиков, Ф.Н. Плевако, персонажи романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» лорд Леймпетер и Гуинплен, книга «Статистический ежегодник Тверской губернии за 1902–1903 гг.».
  3. На ком лодзинская кровь? // СтолП. 1907. №154 от 3 апреля. С. 1–2. Подпись – Архимандрит Михаил. Рубрика «Случайные заметки». Об объявлении капиталистами Лодзи в ответ на требования рабочих локаута, массовыхувольнений или закрытия предприятий. «Локаут, это выдуманное дьяволом средство борьбы сильных с голодными, явно натравливает одних рабочих на братоубийственную войну с другими». Упомянуты Джордж Байрон (стихотворение «Тьма»), Вильгельм Гауф, картина А.Н. Выезжева «Любимец кесаря», где изображен медведь, раздирающий тело раба. «Когда я смотрел эту картину, я подумал: этот любимец кесаря, кошмар – тот же капитал, который на картине Выезжева давит колесами своей колесницы рабов труда».
  4. Эксперименты над детьми продолжаются // СтолП. 1907. №155 от 4 апреля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Рубрика «Случайные заметки». Тема схоластики в школьном обучении и на экзаменах, отсутствии осмысленного знания, отсутствия подходов к преподаванию, к передаче такого знания. Упомянуты Генрих Гейне, Влас Дорошевич, Мишель Монтень, Иоганн Генрих Песталоцци, Ян Амос Каменский и др.
  5. В Думе // СтолП. 1907. №157 от 6 апреля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. По поводу думских выступлений по вопросу о земле. «Аграрный вопрос утомил». Упомянуты Д.Н. Святополк-Мирский, Н.Н. Кутлер, И.Г. Церетели, Г.А. Алексинский.
  6. Баку и Лодзь. Барон Таубе // СтолП. 1907. №158 от 7 апреля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. О возможном повторении «Лодзинского кошмара» в Баку из-за конфликта между рабочими и нефтепромышленниками. Упомянут азербайджанский миллионер Гаджи Тагиев, юрист М.А. Баубе, герой «последней пьесы Горького» Михаил (Скроботов Михаил, купец. «Враги», 1906 г.).
  7. Не я ли, Господи… : К предложению правых об осуждении террористических убийств // СтолП. 1907. №160 от 10 апреля. Подпись – Архимандрит Михаил. Упоминаемое в подзаголовке предложение было снято в Государственной думе с обсуждения, однако архим. Михаил все-таки решил откликнуться на него статьей. Упомянуты В.В. Шульгин, В.М. Пуришкевич, убитые депутаты Государственной думы М.Я. Герценштейн, Г.Б. Иоллос, газета «Вече» с «воззванием» к мясникам Охотного ряда, брошюра иеромонаха Илиодора «Видение монарха».
  8. Об одной слишком уважаемой профессии // СтолП. 1907. №162 от 12 апреля. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. Рубрика «Простые беседы о труде и трудящихся». Поднята тема социального положения учителя, ассигнований на школу. Упомянуты Генрик Ибсен, А.П. Столыпин, Ф.М. Достоевский.
  9. В аду // СтолП. 1907. № 163 от 13 апреля. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. «Накануне праздника воскресения Лазаря я почти переживаю настроение Андреевского Лазаря». Впечатления от посещения ночлежки в Александро-Невской части Санкт-Петербурга и увиденных там детей. Упомянуты пьесы Л.Н. Андреева «Жизнь человека», А.М. Горького «На дне», П.А. Крушеван, В.М. Пуришкевич, книга И.Х. Озерова «Как расходуются в России народные деньги» (1907 г.) и др.
  10. О красивых «жестах» // СтолП. 1907. №166 от 17 апреля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Мнение об общей работе Государственной думы, которая потеряла «жест». Упомянуты русский политический деятель Ф.И. Родичев, Аристофан, дело Вальяна, газеты «Земля и право», «Речь».
  11. Белые рабы // СтолП. 1907. №167 от 18 апреля. С. 2. Подпись – Архим. Михаил; №168 от 19 апреля. С. 1. Подпись – Архимандрит Михаил. Статья опубликована под рубрикой «Простые беседы о труде и трудящихся», подзаг.: «Рабочие, о которых не думают никакие совещания». Тема – социальное и юридическое положение прислуги. Упомянут французский писатель Октав Мирбо (роман «Дневник горничной»), С.С. Юшкевич («Наши сестры», пьеса «Чужие»), В.В. Протопопов («Вне жизни»), рассказ А.П. Чехова «Спать хочется», героиня Варька). Приводятся цифры заработка прислуги.
  12. Похороны и воскресение: По поводу видений Ламеннэ // СтолП. 1907. №170 от 21 апреля. С. 2; №171 от 22 апреля. С. 2. Подпись – Архим. Михаил. Тема подмены христианской морали в современном обществе (взаимопомощь, труд, обман, вражда). Фелисите-Робер де Ламеннэ – французский философ и публицист, один из основоположников христианского социализма.
  13. Красная Пасха // СтолП. 1907. №172 от 26 апреля. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. Статья на пасхальную тему. «…Я думаю, все попытки нового человека открыть новые миры, новые построения жизни и жизненных отношений – ведут свое начало от этого первого момента победы Воскресшего, победы духа над идеей ограниченного, “возможного”, “срединного”». Упомянуты швейцарский философ Шарль Секретан, роман Ф.М. Достоевского «Подросток» (герой Версилов), Вл.С. Соловьев, Оскар Уайльд, Фридрих Ницше, Л.Н. Андреев («Елеазар»).
  14. Случайные заметки // СтолП. 1907. №173 от 27 апреля. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. О продолжении тяжбы между рабочими и нефтепромышленниками в Баку. Упомянуты «Торгово-промышленная газета», «Русь», «Новое время», книга Л.Б. Бертенсона «Бакинские нефтяные промыслы и заводы в санитарно-врачебном отношении» (СПб., 1897).
  15. Крестьяне и два союза // СтолП. 1907. №174 от 28 апреля. С. 1 – 2. Подпись – Архимандрит Михаил. Рубрика: «Простые беседы о труде и трудящихся». О судьбе Крестьянского союза, основанного в 1905 г., и о Союзе русского народа. Упомянуты И.Л. Горемыкин, священник Мирецкий, депутат I Государственной думы И.В. Жилкин, князь Волконский, философ Фелисите-Робер де Ламеннэ, газета «Почаевские известия».
  16. Выгодный труд // СтолП. 1907. №178 от 4 мая. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. Рубрика: «Случайные заметки», подзаг.: «На Волге». Зарисовки «с натуры» о труде грузчиков, рабочих ситцевой мануфактуры и их заработках – иллюстрации к вопросу о «братских отношениях» между трудом и капиталом, когда рабочих обсчитывают и львиную долю прибыли присваивают себе. Упомянут Шолом Аш и его пьеса «Бог мести», Л.Н. Андреев (рассказ «Христиане»).
  17. Деревенские диктаторы // СтолП. 1907. №181 от 8 мая. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. Размышления о новых типах крестьян, которые появляются в деревне. Упомянут писатель и журналист С.В Аникин и его «Гараська-диктатор», Л. Анненков, князь Мещерский. Тип «стражника», его характеристика.
  18. Как кормят голодных? // СтолП. 1907. №185 от 13 мая. С. 1–2. Подпись – Архим. Михаил. О содержании столовых в селах и городах: хищения, приписки, плохое качество еды, «разумная экономика» (намеренное ухудшение качества еды в расчете на дешевизну), в результате чего «деньги голодных расхищаются, у голодных детей воруют их хлеб». «Как ни стыдно сознаться, все наше прошлое сделало всякого казенного человека по крови вором. Приставьте к деньгам приличного, по-своему честного человека, тотчас одного прикосновения к казенному добру будет достаточно, чтобы он заразился микробом хищения».
  19. Забытое сословие (мещане) // СтолП. 1907. №191 от 20 мая. С. 1–2; №192 от 22 мая. С. 1. Подпись – Архим. Михаил. Рубрика «Простые беседы о труде и трудящихся». Статья посвящена социальному положению мещан: выборное право, их доходы в сравнении с крестьянами, налоговое обложение, земельное владение мещан, предоставление им земли и пользование ею.

«У мещан нет сил заставить Думу заботиться о них. Мещане не могут стоять над Думой тревожащей силой, как рабочие или крестьяне. Мещане не пугают».

Упомянут депутат Государственной думы Н.Н. Кутлер, «Бранд» Генрика Ибсена.

  1. Огарки // СтолП. 1907. №199 от 30 мая. С. 1. Подпись – А.М. «Огарки» – молодежь средних учебных заведений, которая собиралась, чтобы при свете свечных огарков пьянствовать, а потом, «когда догорали свечи», устраивать оргии.

«Ужасен здесь факт банкротства нашей школы. “Огарчество”, по нашему мнению, приговор и отходная средней школе».

«Если школа не хочет стать рядом огарческих союзов, она должна стать новой сверху донизу.

Прежняя явно не может существовать, потому что школьник едва ли вернется к прежней безмятежности тупой зубрежки».

 

1908 год

 

  1. Огонь Прометея и Прометеевы огоньки // СтолП. 1908. №200 от 1 января. С. 2. Подпись – Старый друг.

«Рабство капитала. Явился новый Молох (языческий бог), которому имя – капитал. Он закоптил и небо, и души людей дымом фабрик и создал для себя армию рабов из тех, кому недоставало хлеба. И опять-таки здесь не так страшно было то, что люди, их тела – оказались в рабстве, как то, что в цепях оказались – самые души…»

«Культура, просвещение – вот что необходимо, чтобы добыть людям свободу, создать в них и господ свободы, и силу освободиться».

«Культура дает сознание законов труда, прав труда и таким образом приучает труженика ценить свой труд, защищать его, как святыню, охранять свой труд от его расхищения теми, кто хочет жить чужим трудом. Она, наконец, создает и должна создавать ту культурную совесть, при которой люди начинают понимать, что только общим трудом, общей сплоченной работой – можно разрушить ту стену, за которой счастье, за которой светлая освобожденная жизнь».

  1. Беседы о правде жизни // СтолП. 1908. №205 от 8 января. С. 3. Подпись – Старый друг. Разговор о книге, о чтении и его задачах, которые видятся в том, чтобы «выработать себе миросозерцание». «Это значит – научиться понимать себя, свое место в мире, свое отношение к другим людям, к природе, к порядкам жизни». Упомянуты герой стихотворения в прозе А.М. Горького Янко (Данко), Савонарола, Ян Гус, Сократ, Шолом Аш («Бог мести»).

Газета уведомила, что «Беседы о правде жизни» будут постоянной воскресной рубрикой, однако следующая статья, опубликованная через неделю, стала последней.

  1. Два закона жизни // СтолП. 1908. №211 от 15 января. С. 2. Подпись – Старый друг. Рубрика «Беседы о правде жизни». О «зверином и человеческом» законах жизни. Упомянуты В.М. Гаршин, французский художник Эжен Делакруа (картина «Борьба за существование»), А.П. Чехов (рассказ «Тоска»), В.Г. Короленко («Легенда о Фроле»), Фелисите-Робер де Ламеннэ.

 

[1] Расширение прав старообрядцев и сектантов // СтолП. 1906. №16 от 19 октября. С. 1. Подпись – А.Т; Новый закон о свободе совести // СтолП. 1906. №19 от 22 октября. С. 1. Без подписи.

[2] Яснев А. Вопросы ребром // СтолП. 1906. №57 от 6 декабря. С. 1; Булгаков С. Духовное ведомство и политика // СтолП. 1906. №58 от 7 декабря. С. 1. По поводу лишения еп. Михаила кафедры в СПбДА и его ссылки.

[3] Курсив еп. Михаила.

[4] Газета «Вестник народа» издавалась в Симбирске вместо закрывшейся кадетской газеты «Симбирские вести». В коллекции РГБ хранится только три номера (№2–4) за 1907 г. Эта перепечатка – единственная публикация архим. Михаила там.