Слушай, земля

 

 

Журнал «Слушай, земля» (редактор-издатель В.М. Ефремов) выходил в 1909 г. в Царицыне-на-Волге при прямом участии И.П. Брихничева, всего было выпущено шесть номеров. Пятый номер был конфискован цензурой за публикацию статьи «Кто и зачем испортил христианство?» еп. Михаила (в следующем, шестом и последнем, номере еп. Михаил не печатался). Все статьи еп. Михаила публиковались под рубрикой «Беседа с читателями». Содержание статей стало впоследствии предметом разбирательства на старообрядческом Освященном Соборе.

 

  1. О Христе подлинном // СЗ. 1909. №1. С. 12–13. Подпись – Архимандрит Михаил. Краткое эссе, посвященное отсутствию евангельских принципов в жизни, в том числе общественной; тому, что жизнь не строится по Евангелию, которое только лежит на престоле, одетое в золото, стоит на полке.

«Но вот вопрос: для чего же звать себя христианами, если Евангелие иметь не для жизни, а для красы?

Это кощунство, это издевательство над Богом, пришедшим на землю и распятым…

Он пришел для того, чтобы землю сделать новой, обновить лице земли – сорвать с жизни ее прокаженные одежды…

А ему мешают, проповедуя, что Евангелие не закон для земли, не заповедь для земного устроения…»

Упомянута драма Шолома Аша «Бог мести».

  1. Мои беседы // СЗ. 1909. №2. С. 10–11. Подпись – Архимандрит Михаил. Продолжение темы, поднятой в эссе «О Христе подлинном». Упоминаются «Бог мести» Шолома Аша и герои произведений польской писательницы Марии Конопницкой (Лейба Рабинович по прозвищу Яктон, Франк).
  2. Счастье // СЗ. 1909. №3. С. 11–12; №4. С. 10–11. Подпись – Архимандрит Михаил. Пытаясь ответить на вопрос, что такое счастье, автор размышляет о том, является ли счастьем всякий труд. О присвоении чужого труда.

«Говорят, что здесь, на этой земле, труд, упорный труд – высшее счастье, хотя бы счастливец своим трудом не мог добыть себе рубашку…

Это ложь, богохульная ложь… Не Христова, а антихристова проповедь…

Не всякий труд – добро и счастье…»

«Нет, молчание и терпение не добродетель, а часто грех перед людьми и перед Богом, перед людьми – потому что если грех быть хищником и вором, то не меньший грех позволять другим быть ворами, воровать труд и хлеб твой, твоих детей, труд и хлеб твоего товарища, сотен и тысяч людей, ради которых ты не должен молчать, не имеешь права терпеть.

Грех и перед Богом.

Бог дал душу, чтобы она здесь на земле увеличила свою красоту, стала богаче, богоподобнее.

Терпение и кротость приведут ее к тому, что она, душа, разучится и хотеть большего, будет уметь желать только хлеба с маслом. И счастья не может быть для такой души.

По ту сторону Божьего престола для нее вовсе не счастье – погибель.

Там Бог не приготовит для терпеливых золотой короны.

Он скажет молчащим: “Вы молчали, терпели, не было в вас злобы – это хорошо… Но из-за вашего молчания не стали ли злее хищники, не стали ли другие грешные люди еще смелее питаться потом и кровью Моей меньшей братии?

Не стали ли от вашего терпения голоднее ваши дети и дети соседей ваших?

Да?.. Если так, то мерзость в очах Моих ваша кротость.

Вы обокрали свою душу, обокрали ближних Моих, уйдите от меня”.

“Счастье – труд, – говорят часто. – Святой труд.

Говорят это всегда те, кто трудился мало.

Бедность и труд хвалят, чтобы лучше было нетрудящимся».

Во второй части эссе упомянуты картина французского художника Жана-Франсуа Милле (в журн. публ. ошибочно – Мишле) «Человек с мотыгой», гравюра «Борьба за счастье» неуказанного автора.

  1. Кто и зачем испортил христианство? // СЗ. 1909. №5. С. 12–14. Подпись – Епископ Михаил. Продолжение темы предыдущей статьи («Счастье»).

«С IV века – после Христа – христианство стало религией для всех. Его приняло государство.

А известно, что государство управляется богатыми и сильными. И эти богатые и сильные просто приказали священникам переделать Евангелие, чтобы оно не мешало богатым.

И священники стали переделывать.

И вот тогда-то выдумали, что для христианина главное – терпеливо нести крест жизни, не роптать и стремиться только к небу.

Сильные дали слабым утешение в сладких мечтах о будущем, чтобы в настоящем они покорно несли свое ярмо».

«И христиане стали проповедовать, внушать себе то, что полегче. Вместо религии общественного дела, религии общей борьбы – поставили религию маленькой жалости, маленького сострадания.

Вместо чувства ненависти к злу, желания бороться с ним, вместо чувства протеста против тюрем и публичных домов – христианство стало воспитывать рабье учение, что достаточно помогать первому ближнему, раздавленному колесом жизни, что достаточно жалеть несчастных, благотворить им.

И все будто бы потихоньку станет хорошо».

Упомянут французский философ и публицист Фелисите-Робер де Ламеннэ.