Новая земля

 

 

«Еженедельная общественная, литературная и политическая газета» «Новая земля» (далее – НЗ), выходила в Москве с 1910 (сентябрь) по 1912 гг. редактор – А.П. Готфрид, издательница – М.Я. Готфрид-Свободина. Епископ Михаил активно публиковался в НЗ весь 1910 г. и половину 1911-го, до своего ареста и суда по делу об издании брошюры «Революционные силуэты (первомартовцы)»[1], после чего его сотрудничество с газетой прекратилось, само же издание стало выходить гораздо реже, чем один раз в неделю. В НЗ активно публиковался поэт Н.А. Клюев, И.П. Брихничев, В.В. Свенцицкий, писатель И.Ф. Наживин, В.Я. Брюсов, из зарубежных писателей увидели свет короткие произведения Анатоля Франса.

 

1910 г.

 

  1. Из креста в огонь: К 14 сентября // НЗ. 1910. №1 от 13 сентября. С. 8–11. Подпись – Епископ Михаил. Статья ставит вопрос о понимании сущности христианства.

«Христианство – работа над переустройством земли в землю праведную, в царство правды и борьба за эту правду. И всякое иное христианство – ложь.

Мир еще “не спасен”. На Голгофе принесена первая великая жертва за мир, величайшая жертва, как образец и призыв, как проповедь и великое действие слияния воли Христовой с волей человеческой.

Христос на Голгофе бросил на мир кровь Свою, чтобы напугать людей зрелищем распятой жизни и заставить всех людей под Его главенством и с Его помощью начать искупление мира. Искупление должно было совершить человечество, принявшее великую мысль о преобразовании мира, провозглашенную с креста.

Христос со креста звал каменщиков и плотников на Свою постройку, но их не было, потому что их уверили, что нечего делать, спасен мир, построен Дворец Божий.

Человечество, сплотившееся во единой мысли о постройке на земле “Дома Божия”, объединенное и слившееся в живое тело Христово, это человечество, живущее во Христе, и должно быть тем чудотворцем, который воскресит мир, снимет с креста распятую жизнь, исцелит прокаженный мир, где кристаллизировалось, собралось воедино “многое зло”, в ветхих злых понятиях, внушенных столетиями лжи.

И только это обновление жизни станет истинной молитвой кресту. Не слезы, а “огонь” должен дать крест».

Упомянуты священник Янышев, собственная книга «Двенадцать писем о Христе подлинном», собственная пьеса «Господа и рабы» (№133).

  1. Учитель: К пятидесятилетию смерти А.С. Хомякова // НЗ. 1910. №2 от 20 сентября. С. 7–9. Подпись – Еп. Михаил. Продолжение темы, поднятой в предыдущей статье. Упомянуты Ю.Ф. Самарин, прот. Иоанн Восторгов.
  2. У счастливых христиан // НЗ. 1910. №3, сентябрь. С. 11–14. Подпись – Еп. Михаил. В заголовок вынесено название статьи народника, писателя и публициста А.И. Фаресова. Продолжение тем первых двух статей.

«Всякое страдание, и мое и чужое – всегда результат разложения жизни, порчи в ней, искажение воли Божией о земле.

Все, что причиняет страдание: и рабский труд, и нищета, и ночлежки, и публичные дома – все это от людей, а уж, конечно, не от Бога.

И ясно, что не радоваться страданию нужно, а ненавидеть его и желать, чтобы его не было. <…>

Читайте древнейшие из Евангелий, от Марка и Луки, и вы увидите, как тяготило душу Христа зрелище внешней нищеты, как страстно хотел Он, чтобы не было проклятой бедности, чтобы здесь, а не за гробом сыты были алчущие и правдой, и хлебом, и стали счастливы нищие не духом, а свободой от преступления нищеты».

Упомянуты В.М. Пуришкевич, Л.Н. Толстой, немецкий протестантский теолог Отто Пфляйдерер (в статье – Пфлейдерер), «Исповедание голгофских христиан».

  1. Христианство не мораль // НЗ. 1910. №4, октябрь. С. 10–11. Подпись – Епископ Михаил. Продолжение темы, поднятой в предыдущих статьях.

Ранее, еще до публикации в НЗ, статья увидела свет на страницах журнала «Старообрядческая мысль», здесь она была включена в цикл статей «Беседы с читателями» (см.: Старообрядческая мысль. 1910. №6. С. 321–325). В том же 1910 г. «Беседы…» были выпущены отдельным изданием в Киеве. Впоследствии статья «Христианство не мораль» издана была отдельной брошюрой (М., 1915).

«Только на Голгофе, только в факте распятия, начавшегося в Гефсимании (и воскресения), Христос стал тем Христом, который дал христианскую религию, т.е. соединил небо и землю.

В чем это христианство?

Люди божественны. Они часть Великого Духа, одухотворяющего мир. Для них открыт путь к тому величию духа, какое дано здесь, на кресте.

Но во имя этой божественности на них и лежит великая тягота. Необходимость принять великий крест.

Они должны сделать то, что сделал на Голгофе Христос.

А что сделал Он?

Он в совесть Свою принял зло всего мира, грех всего мира, ужас перед человеком, который потерял образ свободного и стал рабом, и ужас перед землей, ставшей тюрьмой и домом терпимости.

И, принявши на себя этот мировой грех, пережил его с мукой, во сто раз, нет – бесконечно большей, чем всякая крестная мука, победил его.

Именно этой мукой, ужасом и любовью победил, потому что перед такой силой приятия злого мира в любовь Свою – не может устоять зло.

Должна бежать в небытие тьма.

И, мучительно пережив это понимание путей души человеческой, желающей искупить мир, Он на кресте позволил убить Себя, чтобы это величайшее из преступлений обременило невыносимой тягой душу даже Иуде и Пилату – даже в них родило то состояние духа, какое через Гефсиманию и лобное место привело к воскресению первого человека.

И этот путь – единственно христианский.

В необходимости этого пути – отличие христианства от всех отрывных календарей, составлены ли они по Конфуцию или по Будде, или по Евангелию – все равно.

Вне морали креста и догмы победившего (воскресшего) Богочеловека – христианства как силы нет.

Нет иного пути.

К идее Голгофы как момента “перехождения” человека, великой минуты, когда человек Христос отверг и распял прежнее человечество и двинулся к новому человеку – Богу, который воскреснет через три дня!

Зло нашей ложно-христианской морали в том, что она ушла от этой центральной истины христианства к мнимо-христианской морали. Немного люби. Не обижай. Трудись.

К упряжкам вместо свободы.

Христос требует, чтобы христианин расширенными от ужаса глазами видел прежде всего зло в концентрированном, так сказать, виде, скопившееся и кристаллизовавшееся в “учреждении”, “сложном факте”, “в каждом окне публичного дома, в каждой железной перекладине тюремного окна, в рабстве и оковах, в ростовщичестве и рабьем труде”.

Требует той срощенности с миром, того слияния с жизнью в чувстве, ответственности за его «боли», которая заставляет считать себя виновным за все зло, все насилие, пятнающее проказой скорбное лицо жизни.

Чувствовать в своей крови “сифилис” и всей жизни, и “сифилис”, который в крови каждой Любы или Машки, почти физически.

Даже не почти».

Упомянуты Л.Н. Толстой, Франциск Ассизский, пьеса самого епископа Михаила «Господа и рабы: Две идеи» (герой Марсель) (см. №133).

  1. Из области новых религиозных движений // НЗ. 1910. №5, октябрь. С. 10–12; № 6, октябрь. С. 8–10. Подпись – Епископ Михаил. Отклик на выход книги А.С. Панкратова «Ищущие Бога» (СПб., 1911. Подзаг.: «Очерки современных религиозных исканий и настроений»), о голгофском христианстве, и в целом – продолжение темы ранее опубликованных статей. Упомянуты В.П. Свенцицкий, Н. Раевский (статья в «Новой Руси»), В.Г. Чертков, А.С. Панкратов («Яма»).
  2. Не религия калек // НЗ. 1910. №7, октябрь. С. 7–8. Подпись – Епископ Михаил. Продолжение статьи «Христианство не мораль» (№188). Упомянуты французский проповедник реформатской церкви Адольф Моно, Л.Н. Толстой («Исповедь»), философ Уильям Джемс («Многообразие религиозного опыта»), герой одноименной драмы Генрика Ибсена Бранд. Ранее, еще до публикации в НЗ, статья увидела свет на страницах журнала «Старообрядческая мысль», здесь она была включена в цикл статей «Беседы с читателями» (см.: Старообрядческая мысль. 1910. №7. С. 419–422).

31 августа 1910 г. Старообрядческий Освященный Собор вынес постановление относительно этой и некоторых других (см. №188, 193, 294) статей епископа Михаила: «Ввиду того, что в некоторых сочинениях ныне запрещенного епископа Михаила (как, например, в №7 журнала “Старообрядческая мысль”, в №5 “Слушай земля” и др.) есть соблазнительные выражения и даже проводятся мысли, несогласные с учением святых отец, считаем своим архипастырским долгом предостеречь всех христиан-старообрядцев, чтобы они опасались руководствоваться такими его сочинениями, относясь к ним как к сочинениям обыкновенных писателей, не имеющих никакого церковного авторитета и значения».

  1. Лев Николаевич Толстой // НЗ. 1910. №10, ноябрь. С. 1–2. Подзаг.: «Статья епископа Михаила». Подпись – Епископ Михаил. Отклик на смерть писателя.

«Его жизнь – могла иногда казаться несогласной с его проповедью.

Но бегство из плена накануне смерти показало, как мучило его это жизненное противоречие.

Он разбудил совесть многих.

Бросил в русское религиозное сознание святую закваску тревоги и искания.

Этого достаточно, чтобы Христос назвал его сыном Своим».

  1. Самоубийства и целящая религия // НЗ. 1910. №11, ноябрь. С. 11–12; №12, декабрь. С. 11–12. Подпись – епископ Михаил. Отклик на выход сборника статей «Самоубийство» (СПб., 1910). Мечта о новой, живительной религиозности, еще не пришедшей, «в которой великие сказки о бессмертии и побежденном зле были бы слиты с жизнью земли, снесены с неба, переделаны в двигающую землю творческую силу».

Упомянуты В.В. Ершов, А.М. Ремизов и герои романа «Крестовые сестры», А.В. Луначарский, Л.Н. Толстой, В.В. Вересаев, А.М. Горький (повесть «Исповедь»), герой одноименного рассказа Л.Н. Андреева Елеазар, философы Уильям Джемс, Артур Шопенгауэр.

  1. Открытое письмо студенческому христианскому союзу // НЗ. 1910. №13, декабрь. С. 11–14. Подпись – Епископ Михаил. Продолжение цикла статей, позже озаглавленного «Беседы с читателями» («Христианство не мораль», «Не религия калек»). До публикации в НЗ увидела свет на страницах журнала «Старообрядческая мысль» (см.: Старообрядческая мысль. 1910. №7. С. 422–428).

«Есть два пути “спасения”, зависящие от двух путей возрождения.

Один путь возрождения состоит в том, что человек подходит к Распятому на Голгофе и здесь, около Распятого, принимает все Его Евангелие, всю Его проповедь.

Принятие это состоит (как я уже говорил) в том, что человек, как Он, Бог Распятый, отрицает страстным подъемом воли старого “себя”, бывшего “человека” (как пережитый уже тип) с мукой, по Канту, более тяжкой, чем муки деторождения, срывает с себя ветхого человека ради нового, с шестью парами серебряных крыльев Воскресшего и великого “до Бога”.

Как он, Распятый, берет на Себя “грех мира”, признает Себя в божественной совести Своей ответственным за каждый камень тюрьмы, за каждое окно дома терпимости.

Сливается в одно со всеми людьми в позоре их, грехе их, проказе их.

И, чувствуя на себе проказу общего греха, общего разложения жизни, страстно хочет сорвать с жизни кровью Христа облитый терновый венец ее.

В этот тяжкий момент двойной муки (отрицания «ветхого» человека и пользу будущего человека и старого мира, опозоренного крестами, и рабством, и нищетой) – человек переживает “возрождение”. Он принимает Христа, находит свое спасение. Путь жизни, дорогу для совести.

Но, очевидно, что эта минута – начало великого страдания, до корня нового разумения жизни.

С этого времени человек ощущает себя не как спасающего и праведного, т.е. счастливого и спокойного, а начинает крестный путь свой.

Отсюда он должен почувствовать, как дешева и ничтожна всякая (и его) чистота и праведность, всегда “краденая” в этом мире, добытая в последнем результате всегда за счет других.

Как, в известном смысле, не только стыдно, но преступно ощущать свою “хорошесть” как радость, около тобой же построенных публичных домов, ночлежек и тюрем...

Христианин, переживший подлинное возрождение через единение во Христе, ощущает себя в каждом и каждого в себе. Поэтому какое же ощущение спасения в смысле покоя возможно для него, когда зло кругом должно ощущаться им не менее болезненно, чем сифилис в собственной крови. <…>

Другой путь ощущение Христа в случайном порыве молитвы и т[ому] п[одобного] покаяния.

Ощущение Христа как эстетического образа.

Переживание Голгофы не в истинном слиянии с делом Христа, с его смертью за мир, а в ложном ощущении Христа, умирающего для “моего покоя”.

Это ощущение есть прелесть, навеянная дьяволом.

Отсюда родится то злое понимание христианства, при котором кощунственно целуют крест не как знамение борьбы, а как знамение достигнутого спасения и покоя, освобождающее от великого крестового похода против зла, в каком лежит мир.

Когда под кровью Христовой отдыхают, как под теплым дождем, вместо того, чтобы ею креститься для крестного похода на завоевание земли праведной.

Отсюда родилось то антихристианское бегство от живого дела, которое лжецы прикрывают красивыми словами: подготовка души, воспитание воли, личное усовершенствование и т.д., когда единственное имя всему этому предательство Христа и дела Его, распятие Христа с криками “Осанна” вместо криков “Распни!”.

Отсюда подмена одной коренной заповеди Христа: сними печать Каина с лица жизни.

  1. О демократической религии // НЗ. 1910. №14, декабрь. С. 9–10. Подпись – Еп. Михаил. Отзыв на доклад К.И. Чуковского «К вопросу о демократической религии». Упомянуты философ Уильям Джемс, американский поэт и публицист Уолт Уитмен (в тексте – Уитман), А.М. Горький (повесть «Исповедь»).
  2. Христос на улицах и в злых домах современного города и деревни // НЗ. 1910. №15, декабрь. С. 5–6. Подпись – Епископ Михаил. Рождественская зарисовка на темы идей голгофского христианства.

 

 

1911 г.

  1. Счастье // НЗ. 1911. №1, январь. С. 3–4. Подпись – Епископ Михаил. Короткое размышление на тему, в чем заключается счастье. Ответ автора – в труде, цель которого – сделать землю новой, светлой, добиться, чтобы не было слез, кровавого пота и крови, в Христовой борьбе во имя общего блага, обновления земли.
  2. Общественная работа // НЗ. 1911. №2, январь. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. Разбор одного из мест книги Л.Н. Толстого «Разрушение ада».
  3. «Зеленая палочка» // НЗ. 1911. №3, январь. С. 6. Подпись – Епископ Михаил. О смысле общественной работы по обновлению общества, отталкиваясь от легенды о зеленой палочке Л.Н. Толстого, якобы содержавшей секрет всеобщего счастья.
  4. Христос в век машин // НЗ. 1911. №3, январь. С. 7–10. Подпись – Е.М. Художественный очерк о взрыве на шахте, основная мысль заключается в том, что «нужно уничтожить Мамона, иначе люди пожрут друг друга». В 1907 г. еп. Михаил (тогда – архимандрит) выпустил в Санкт-Петербурге сборник статей с таким же названием.
  5. Зеленая палочка // НЗ. 1911. №4, январь. С. 7. Подпись – Епископ Михаил. Развитие идей голгофского христианства: принять в свою совесть зло мира, как собственный грех, чтобы изменить греховные условия жизни. Упоминаются А.М. Ремизов («Крестовые сестры»), С.И. Гусев-Оренбургский (рассказ «Данилушка»), С.Я. Надсон (стихотворение «Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат…»).
  6. В шахте // НЗ. 1911. №6. Февраль. С. 11–13. Подпись – Епископ Михаил; №7, февраль. С. 7. Подпись – Е.М. Художественный рассказ о подавлении человека непосильным трудом и окружающей жизнью, средой, ее условиями.
  7. Бунтовщики // НЗ. 1911. №7, февраль. С. 4–5. Подпись – Епископ Михаил. Статья на темы идей голгофского христианства об изменении общественной жизни в русле Евангелия. Упомянуто «Восстание маленьких» Косоротова, статья Д.С. Мережковского «Земной Христос», герой одноименного рассказа С.И. Гусева-Оренбургского Данилушка, газета «Симбирская жизнь» (в статье – «Жизнь в Симбирске»).

То же: Старообрядческая мысль. 1916. № 11–12. С. 703–704. Статья была опубликована в журнале после смерти еп. Михаила. Фактически номер вышел в 1917 г.

  1. Ложь нашей благотворительности // НЗ. 1911. №10, март. С. 3–5. Подпись – Епископ Михаил. О принципах подлинной, общественно значимой христианской благотворительности.

«Нечего и говорить, что те, которые нуждаются в общественной благотворительности, так или иначе выброшены общественным порядком, общественным бессердечием. Они – жертвы жизни, т.е., иначе, они жертвы тех же, которые им благотворят. Жизнь, кусок хлеба, кров у них вперед отняты нами. Из их квартир выгнали их мы же. И ясно, что, если, лишивши их квартир, мы даем им пять копеек на ночлежный дом, то никакого благодеяния с нашей стороны нет, и благодарить им нас не за что. Поэтому христиане если и могут устраивать благотворительные заведения, приюты, богадельни и давать на это взносы, то, чтобы не совсем до конца оплевать Евангелие, они должны делать это с чувством болезненного стыда, краснея на лице, и уж никак не с чувством фарисея, который говорит: я не таков, как прочие люди, пощусь два раза в неделю и даю десятину из всего, что имею. <…>

Христианская благотворительность состоит в том, что, если у тебя просят, – не требуют, а просят, – верхнюю одежду, ты должен отдать и нижнюю, если у тебя просят на выкуп раба и у тебя нечем выкупить его, ты должен отдать самого себя в рабство, как это сделал Павлин Ноланский. Если ты на нее не годен, то жалей до конца хоть одного, хоть одну семью, – люби, как своих, свою семью… Если и на это ты не способен, брось развращающую и лицемерную раздачу копеек и отдавай, сколько приказывает твоя совесть, на общественную благотворительность, но ради Бога – хоть покрасней, когда будешь посылать свой взнос».

Упомянуты свв. Филарет Милостивый, Серапион Синдонит, историк В.О. Ключевский.

  1. Чем объяснить то, что работники обновленной земли боятся религии // НЗ. 1911. №11, март. С. 3–5. Отклик на книгу немецко-американского анархиста Иоганна Моста «Религиозная чума» («Религиозная язва»).

«Не только рабочие, женщины и дети нуждаются в освобождении; есть еще много цепей, какие должны быть разбиты. Освобождена плоть, должна быть убита смерть. Должна человеческая душа быть освобождена не от предрассудков, только навязанных “буржуазией”, а и от многих болезненных “опухолей”, нажитых веками и способных даже при всяком “освобождении” оставить людей рабами.

Настоящее освобождение и завоевание “хлеба”, и завоевание будущей красоты жизни принесет религия».

Упомянуты Марк Криницкий (М.В. Самыгин), Игнатий Брянчанинов, Гракх Бабеф, Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, испанский писатель Пио Бароха (Бароха-и-Неси) (роман «Красная заря»).

  1. «Люди» // НЗ. 1911. №12, март. С. 16–19. Подпись – Епископ Михаил. Отклик на выход книги Октава Мирбо «Дневник горничной». Тема прислуги, ее положения в обществе, защиты. Упомянуты писатель С.С. Юшкевич (повесть «Наши сестры» и пьеса «Чужая»), А.П. Чехов (рассказ «Спать хочется»), драма В.В. Протопопова «Вне жизни».
  2. Что делать? // НЗ. 1911. №13, март. С. 11–13. Подпись – Епископ Михаил. Очерк о денежном довольствии священника в соотношении с его обязанностями пастыря: взимание денег за требы, выдачу справок о гражданском состоянии и т.п., его возможном превращении в чиновника в рясе.
  3. Почему не верят? // НЗ. 1911. №15–16, апрель. С. 4–5. Подпись – Епископ Михаил. Тема Пасхи и воскресения. Статья, приуроченная к празднику. Упомянуты философы В.С. Соловьев, Уильям Джемс, Анри Бергсон, французский философ Этьен Эмиль Мари Бутру, В.Г. Короленко («Слепой музыкант»).
  4. Что сказал о. Николай // НЗ. 1911. №18, май. С. 10–11. Подпись – Епископ Михаил. Развитие в жанре художественного очерка и продвижение идей голгофского христианства.

 «Христианство начинается с Голгофы, а Голгофа состоит в том, что страдалец Голгофы видел грех мира и зло, в котором лежит мир, на Себе переживал зло всего мира как общественное зло, общественное насилие, растление самой “структуры” мира – собственную виновность. <…>

Я за всех виновен, вместе со всеми виновен.

Это истина Голгофы, но понимать ее нужно не как нравственную истину, а как реальное ощущение, чувствуя все свое участие в создании зла и позорящее, растлевающее, “паучье” прикосновение внешнего зла, хотя бы в формах чисто материальных (тюрьма, фарс, суд)».

 

 

[1] Иона Брихничев посвятил одну из своих статей этому событию: Отклик на арест еп. Михаила // НЗ. 1911. №18, май. С. 3. Следующий, девятнадцатый, номер газеты вышел с портретом еп. Михаила на первой полосе.