Наш понедельник

 

 

Газета «Наш понедельник» издавалась в Москве в короткий период с ноября по декабрь 1907 г., увидело свет всего пять номеров. Выходила один раз в неделю по понедельникам. Редакция располагалась в Москве по адресу: Большая Дмитровка, типография В.А. Жданович. Тем не менее, в столь непродолжительный срок здесь опубликовали свои фельетоны А.В. Амфитеатров, Л.Н. Андреев, А. Белый. Епископ Михаил (тогда – архимандрит) опубликовал в последнем номере только одну свою статью[1].

 

  1. «Исповедь» старообрядческого архимандрита Михаила // Наш понедельник. 1907. №5 от 17 декабря. С. 1. Подпись – Михаил. Откровенный рассказ о причинах присоединения к старообрядцам.

«Я обвинял Синод в грехах его прошлого. Когда Никон, человек с ничтожной и самолюбивой душой безжалостно и жестоко выбросил из церкви народ, надругавшись над святыней старого обряда, поставил чуждый церкви догмат епископского произвола в церкви на место старой идеи церкви – “из народа и священства вместе строящих веру” – она что сделала, церковь? Осудила ли она, спрашивал я, безжалостного честолюбца и вернула ли народу его место в церкви?

 Нет. Она продолжала его дело. Из церкви народной сделала церковь епископов.

 Я обвинял церковь в том, что она не только не отлучила от церкви епископов, гноивших старообрядцев в подземных тюрьмах или расставлявших их в виде аллей из “ледяных статуй” по своим дворам, но устами патриарха Иоакима открыто осмелилась заявить, что еретиков она “жжет”.

 Ответом были речи арх. Антония – такие, что мне почудились в грядущем новые тюрьмы.

 Я обвинял Синод в том, что он не только издал хульную книгу “Камень веры” Стефана Яворского с безбожными рассуждениями, будто “еретикам несть иного врачевания, паче смерти, ибо и самим еретикам полезно есть умрети”, но переиздал эти позорные слова в половине XIX века – как раз тогда, когда между прочими забиты шпицрутенами 7 старообрядческих Маккавеев, из которых один – страшно сказать – по рассказам, еще живой, был брошен в могилу.

Я обвинял Синод в том, что принципами «Камня веры» жил синод и во 2-й половине XIX века, когда с его ведома совершались насилия над сектантами, когда миссионерские съезды проектировали отнимать у сектантов детей и т.п.

И здесь не было ответа.

Может быть, виновные подвергнуты анафеме?

Я обвинял Синод в том, что он не покаялся публично в тех грехах, какие лежат на его исторической совести. <…>

На моих глазах синодскую церковь обвиняли в том, что она от всего учения церкви оставила мертвую и дряблую ветошь, в которой не найдешь никакого живого и жизненного ядра; в том, что она исказила учение церкви о таинствах, спасении, убила в этом учении все, что могло двигать христианскую волю – строить чистую и святую жизнь.

 Я пытался даже защищать ее, но именно во время защиты увидел, что защищаю “фантом”, выдуманную церковь, которой нет. А та, которая есть, не поддается никакой защите.

Молчали.

И я ушел туда, где истина Евангелия не на службе человеческой».

Упомянуты епп. Антоний (Храповицкий), Михаил (Грибановский), Ириней (Орда), Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, Н.И. Ильминский, Стефан Яворский («Камень веры»), патриарх Никон, Димитрий (Туптало) Ростовский, диакон Александр на Керженце, архиеп. Феофан Прокопович, Феодосий Яновский.

В том же номере, на той же странице, газета опубликовала анонимное послесловие к этой статье (Несколько слов к «Исповеди»).

 

 

[1] В первом номере было опубликовано сообщение о присоединении архим. Михаила: Акт отречения о. Михаила // Наш понедельник. 1907. №1 от 19 ноября. С. 4. Без подписи.