Миссионерское обозрение

 

 

Ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение» (далее – МО) был учрежден в 1896 г. по решению Второго миссионерского съезда, редактор – известный церковно-общественный публицист В.М. Скворцов. В журнале иеромонах Михаил публиковался с 1902 г., весь 1903 г. он вел здесь рубрику «Отклики», которая появилась в декабре 1902 г. Ее полное название, указывающее на адресата, на аудиторию, «Отклики на запросы ищущей интеллигенции», впоследствии было сокращено до «Откликов». Последняя подписанная публикация появилась в 1904-м.

 

 

Этюды цикла «Психология таинств»

 

  1. О браке: Этюд 1 // МО. 1902. № 11. С. 559–579. Подпись – Иеромонах Михаил. Цикл этюдов о таинствах, этого и других, – полемика с воззрениями Л.Н. Толстого, заявившего об отрицании церковных обрядов. В частности, эпиграфом ко второму этюду (см. ниже) послужили слова писателя из его ответа Синоду: «Я не принимаю таинств, потому что все они – грубое, несоответствующее понятию о Боге и христианскому учению колдовство».

Отзыв: Струженцов М. К вопросу о православно-христианском понимании существа брака. Ответ иеромонаху Михаилу по поводу его статьи в «Миссионерском обозрении». 1902. Ноябрь, «Психология таинств», 1. О браке // Богословский вестник. 1902. Раздел. III. №12. С. 636–637.

  1. Таинство священства: Этюд 2 // МО. 1903. №1. С. 56–67. Подпись – Иеромонах Михаил. В этюде кроме всего разбирается вопрос о действии благодати через недостойного пастыря.
  2. Крещение и миропомазание: Этюд 3 // МО. 1903. №4. С. 442–449. Подпись – Иеромонах Михаил.
  3. Таинство покаяния: Этюд 4 // МО. 1903. №6. С. 727–741. Подпись – Иером. Михаил.
  4. Таинство крещения: Этюд 5 // МО. 1903. №17. С. 851–867. Подпись – I. Михаил. Упоминаются «Исповедь» Л.Н. Толстого, А. Владимиров («О таинствах»), писательница Н. Кохановская.
  5. О таинстве елеосвящения: Этюд 6 // МО. 1903. №20. С. 1281–1296. Подпись – Иером. Михаил.

 

 

Разные статьи

 

  1. Любовь или ненависть, христианство или буддизм проповедует Толстой? // МО. 1902. №4. С. 655–698. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема статьи – полемика с богословскими воззрениями известного русского писателя. В том же году статья была издана отдельным оттиском[1].
  2. Христос на Голгофе и воскресший // МО. 1902. №7–8. С. 3–25. Подпись – I. Михаил. Статья посвящена двум темам – страдания и счастья. Подзаг.: «В связи с вопросом о страдании человечества». Упоминаются герои разных произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. В том же году статья была издана отдельным оттиском.
  3. Новое христианство // МО. 1902. №10. С. 385–400. Подпись – Иером. Михаил. Тема новых религиозных поисков интеллигенции. Упомянуты Д.С. Мережковский («Толстой и Достоевский»), В.В. Розанов, писатель П.Д. Боборыкин (роман «Исповедники»), свящ. Григорий Петров, философ В.А. Тернавцев и др.
  4. «Мысли о Боге». Л.Н. Толстой // СС. 1902. №10. С. 353–359. Подпись – I. Михаил. Отклик с подзаголовком «Критико-философский этюд» на работу Л.Н. Толстого.
  5. Проф. А.Ф. Гусев. О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого // МО. 1903. №2. С. 232–237. Подпись – Иером. Михаил. Рецензия на изданную в 1902 г. в Казани книгу, указанную в заголовке.

«Трактат А.Ф. Гусева не отличается особенной новизной и яркостью мысли, но это не помешает его книге сделаться настольной для всякого преподавателя и безусловно необходмой для миссионерских целей борьбы с рационализмом всякого рода. Наше маленькое pium desideratum то, чтобы автор ярче и сильнее доказывал святость, нравственную ценность догмы, безусловную ее приемлемость и даже необходимость ее для совести и чувства. Хотелось бы, чтобы возражения против Толстого направлялись не к рассудку только и логике, а еще больше к нравственному сознанию человека, – это был бы более прямой путь борьбы с толстовством, сила которого, конечно, не в логике и не в экзегетике, у Л.Н. всегда более чем слабой, а в кажущейся идеальности его этических требований».

Отклик: Гусев А., проф. Странная рецензия на сочинение о сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого // МО. 1903. №7. С. 1045–1062.

  1. Новое христианство Мережковского: Христианство как культ Диониса (лекция) // МО. 1903. №5. С. 576–595. №7. С. 904–910. Подпись – Иером. Михаил. Упомянуты Ф.М. Достоевский, Фридрих Ницше, Шарль Бодлер, В.В. Розанов, М.А. Энгельгардт («Прогресс как эволюция жестокости»).

 

 

Статьи и заметки, опубликованные под рубрикой «Отклики»

 

  1. Ищущие «Слепые» Метерлинка. Найдут ли? «Тревожная ночь» В.В. Розанова (альманах «Северные цветы», 1902 г.). Жива ли Церковь? Кто виноват в кажущемся оскудении церкви? Наши надежды. II. Ищущие вне Церкви. Обмен женами у хлыстов Воронежской епархии. Брошенные дети. III. Рождественская елка. // МО. 1902. №12. С. 911–927. Подпись – I. Михаил. Из отечественных писателей упомянуты Л.Н. Толстой («Исповедь»), В.С. Соловьев, К.К. Случевский (поэма «Поп Елисей»), Н.В. Гоголь, С.А. Рачинский.
  2. Отчего так мало на земле счастья. «Ошибка доктора Осокина». Приход – «фабрика счастья». Братство о. Гумилевского; 2) Письмо из Канады. В чем ложь сектантской праведности // МО. 1903. №1. С.136–144. Подпись – Иером. Михаил. Поднята тема счастья и средств его достижения, разного понимания счастья. Отзыв на рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ошибка доктора Осокина». Далее упоминается фамилия петербургского свящ. Гумилевского, создавшего братство, возродившее древнюю христианскую традицию «вечерь любви» (агап).
  3. «Студенческое движение» и «евангелизация мира в текущем поколении. Студенты миссионеры. Не пора ли и нам; 2) Крещеные язычники» // МО. 1903. №2. С. 264–272. Подпись – Иером. Михаил. Тема молодежных и студенческих религиозных движений в России по примеру западных – в Европе и США, безверия молодежи, миссионерства в студенческой среде.
  4. «Новый путь», его задачи и стремления // МО. 1903. №3. С. 399–408. Подпись – Иером. Михаил. Отклик на выход указанного в заголовке журнала. Упомянуты его редактор-издатель П.П. Перцов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский (Виленкин), В.В. Розанов. Л. Авилов и др.
  5. Открытое письмо одному стороннику В.В. Розанова и его мыслей об «адогматизме христианства». Правда ли, будто догма убила лилии Евангелия? 2) О свящ. о. Петрове – письмо гг. Воронцу и Гринякину // МО. 1903. №4. С. 546–560. Подпись – Иером. Михаил. Отзыв на две статьи из №3 МО: Воронец Е. Итоги полемики по поводу проповедничества свящ. Григория Петрова и историческая справка (МО. 1903. №3. С. 315–331) и Гринякин Н. Новая приспособляемость (там же. С. 331–333). Иеромонах Михаил выступает в защиту свящ. Г. Петрова
  6. Нечто о смерти и памяти смертной // МО. 1903. №5. С. 710–715. Подпись – Иером. Михаил. Об идее смерти в христианстве. Упомянуты В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), Морис Метерлинк (пьеса «Ариана»).
  7. Письмо об исповеди. Беседа с патриархом Иоакимом об австрийской иерархии // МО. 1903. №6. С. 889–894. Подпись – Иером. Михаил. Тема исповеди (в этой связи упоминается роман П.Д. Боборыкина «Исповедь») и рассказ о личной встрече с патриархом Константинопольским Иоакимом, который высказался о готовности выдать историческую справку о митрополите Амвросии, не вступая в дискуссию о каноничности старообрядческой иерархии и принятии каких-либо решений в отношении ее.
  8. Новая книжка Л.Н. Толстого «Обращение к духовенству» // МО. 1903. №8. С. 1244–1251. Подпись – Иеромонах Михаил. №10. С. 1508–1528. Подпись – Иером. Михаил. №11. С. 113–132. Подпись – Иером. Михаил. Кроме сочинения, указанного в заголовке, упомянуты другие богословские сочинения русского писателя: «Разрушение ада и восстановление его», «Мысли о Боге», рассказы «Сон», «Свечка», собственные статьи «Христос на Голгофе и воскресший», «В праведную землю». В.С. Соловьев («Смысл войны»).
  9. Из откликов духовной печати (19 июля) // МО. 1903. №12. С. 287–290. Подпись – Иером. Михаил. Отзыв на события, связанные с прославлением Серафима Саровского. Упомянуты А.С. Хомяков, Л.Н. Толстой («Два старика»), В.В. Розанов, писатели А.В. Круглов, Г.И. Успенский, А.П. Чехов.
  10. Пятое (последнее) заседание религиозно-философских собраний по вопросу о браке. Диалоги. О браке. «Ипполит» Эврипида-Мережковского и девство. «Месса» («Сев. Цветы» 1903 год). Заключение // МО. 1903. №13. С. 398–416. Подпись – I. Михаил. Статья посвящена дискуссиям вокруг вопроса о браке в Религиозно-философских собраниях. Фамилии участников заменены на буквенные инициалы.
  11. По поводу 19 июля. На «гробе» св. Серафима. Что такое святые? Зачем они нужны нам? В. Недельский. По стопам святых. Воронеж. Публичная лекция. // МО. 1903. №14. С. 516–528. Подпись – Иером. Михаил. Поднята тема святости, отталкиваясь от дня прославления Серафима Саровского. Упомянут Г.И. Успенский (рассказ «Парамон Юродивый»), В.В. Розанов, М.О. Меньшиков, Пейо, В.О. Ключевский и др.
  12. Беседа о беседах. Почему бесплодны беседы? Что же нужно? Письмо о Сарове // МО. 1903. №15. С. 656–664. Подпись – Иером. Михаил. Поднят вопрос о собеседованиях со старообрядцами, основных принципах их проведения. Упомянуты Л.Н. Толстой (рассказ «Два старика»), Н.П. Гиляров-Платонов, Иоанн Кронштадтский.
  13. К 19 октября // МО. 1903. №16. С. 809–816. Подпись – Иеромонах Михаил. Об Иоанне Кронштадтском по личным наблюдениям.
  14. О законоучительстве // МО. 1903. №18. С. 1139–1152. Подпись – Иером. Михаил. Поднят вопрос о законоучительстве. Упомянуты Г.И. Успенский, К.П. Победоносцев, протоиерей Юркевич, собственная брошюра «Маленькая церковь», Иоанн Кронштадский, героиня «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева Лиза Калитина.
  15. О брошюре графа Л.Н. Толстого «Разрушение ада и восстановление его» // МО. 1903. №19. С. 1289–1307. Подпись – Иером. Михаил.
  16. Во сколько ценится Христос? // МО. 1903. №20. С. 1485–1486. Подпись – Иер. Михаил. Отзыв на сообщения о том, что во Франции принято решение сократить кредит министерству юстиции с пожеланием убрать распятия из зала суда.
  17. О призраках и спиритизме // МО. 1904. №2. С. 247–252. Без подписи. Авторство указано на третьей странице обложки журнала: Иером. Михаил. Тема статьи вынесена в заголовок. Упомянуты книги А.М. Шилтова «Мысли о богочеловеке» и М.И. Вержболовича «Спиритизм перед судом науки и христианства» и др.

 

 

Приложение к журналу «Миссионерское обозрение»

 

  1. Св. Мефодий: Рассказ из истории иконоборства // Приложение к журналу «Миссионерское обозрение». СПб., 1902. Кн. 2. С. 436–455. Подпись – I. Михаил. Художественный очерк, посвященный эпохе иконоборчества, написанный после поездки по христианскому Востоку, рассчитанный на детскую и подростковую аудиторию. В том же 1902 г. издавался отдельной брошюрой. То же: Михаил (Семенов), иером. Жизнь и совесть. СПб., 1904. С.120–145.

 

 

 

[1] Упоминаемая здесь статья «Нехристианский патриотизм», подписанная псевдонимом Симбирец, принадлежащем иеромонаху Михаилу, в журнале «Образование» за ноябрь 1899 г. отсутствует.