Миссионерское обозрение
Ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение» (далее – МО) был учрежден в 1896 г. по решению Второго миссионерского съезда, редактор – известный церковно-общественный публицист В.М. Скворцов. В журнале иеромонах Михаил публиковался с 1902 г., весь 1903 г. он вел здесь рубрику «Отклики», которая появилась в декабре 1902 г. Ее полное название, указывающее на адресата, на аудиторию, «Отклики на запросы ищущей интеллигенции», впоследствии было сокращено до «Откликов». Последняя подписанная публикация появилась в 1904-м.
Этюды цикла «Психология таинств»
- О браке: Этюд 1 // МО. 1902. № 11. С. 559–579. Подпись – Иеромонах Михаил. Цикл этюдов о таинствах, этого и других, – полемика с воззрениями Л.Н. Толстого, заявившего об отрицании церковных обрядов. В частности, эпиграфом ко второму этюду (см. ниже) послужили слова писателя из его ответа Синоду: «Я не принимаю таинств, потому что все они – грубое, несоответствующее понятию о Боге и христианскому учению колдовство».
Отзыв: Струженцов М. К вопросу о православно-христианском понимании существа брака. Ответ иеромонаху Михаилу по поводу его статьи в «Миссионерском обозрении». 1902. Ноябрь, «Психология таинств», 1. О браке // Богословский вестник. 1902. Раздел. III. №12. С. 636–637.
- Таинство священства: Этюд 2 // МО. 1903. №1. С. 56–67. Подпись – Иеромонах Михаил. В этюде кроме всего разбирается вопрос о действии благодати через недостойного пастыря.
- Крещение и миропомазание: Этюд 3 // МО. 1903. №4. С. 442–449. Подпись – Иеромонах Михаил.
- Таинство покаяния: Этюд 4 // МО. 1903. №6. С. 727–741. Подпись – Иером. Михаил.
- Таинство крещения: Этюд 5 // МО. 1903. №17. С. 851–867. Подпись – I. Михаил. Упоминаются «Исповедь» Л.Н. Толстого, А. Владимиров («О таинствах»), писательница Н. Кохановская.
- О таинстве елеосвящения: Этюд 6 // МО. 1903. №20. С. 1281–1296. Подпись – Иером. Михаил.
Разные статьи
- Любовь или ненависть, христианство или буддизм проповедует Толстой? // МО. 1902. №4. С. 655–698. Подпись – Иеромонах Михаил. Тема статьи – полемика с богословскими воззрениями известного русского писателя. В том же году статья была издана отдельным оттиском[1].
- Христос на Голгофе и воскресший // МО. 1902. №7–8. С. 3–25. Подпись – I. Михаил. Статья посвящена двум темам – страдания и счастья. Подзаг.: «В связи с вопросом о страдании человечества». Упоминаются герои разных произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. В том же году статья была издана отдельным оттиском.
- Новое христианство // МО. 1902. №10. С. 385–400. Подпись – Иером. Михаил. Тема новых религиозных поисков интеллигенции. Упомянуты Д.С. Мережковский («Толстой и Достоевский»), В.В. Розанов, писатель П.Д. Боборыкин (роман «Исповедники»), свящ. Григорий Петров, философ В.А. Тернавцев и др.
- «Мысли о Боге». Л.Н. Толстой // СС. 1902. №10. С. 353–359. Подпись – I. Михаил. Отклик с подзаголовком «Критико-философский этюд» на работу Л.Н. Толстого.
- Проф. А.Ф. Гусев. О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого // МО. 1903. №2. С. 232–237. Подпись – Иером. Михаил. Рецензия на изданную в 1902 г. в Казани книгу, указанную в заголовке.
«Трактат А.Ф. Гусева не отличается особенной новизной и яркостью мысли, но это не помешает его книге сделаться настольной для всякого преподавателя и безусловно необходмой для миссионерских целей борьбы с рационализмом всякого рода. Наше маленькое pium desideratum то, чтобы автор ярче и сильнее доказывал святость, нравственную ценность догмы, безусловную ее приемлемость и даже необходимость ее для совести и чувства. Хотелось бы, чтобы возражения против Толстого направлялись не к рассудку только и логике, а еще больше к нравственному сознанию человека, – это был бы более прямой путь борьбы с толстовством, сила которого, конечно, не в логике и не в экзегетике, у Л.Н. всегда более чем слабой, а в кажущейся идеальности его этических требований».
Отклик: Гусев А., проф. Странная рецензия на сочинение о сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого // МО. 1903. №7. С. 1045–1062.
- Новое христианство Мережковского: Христианство как культ Диониса (лекция) // МО. 1903. №5. С. 576–595. №7. С. 904–910. Подпись – Иером. Михаил. Упомянуты Ф.М. Достоевский, Фридрих Ницше, Шарль Бодлер, В.В. Розанов, М.А. Энгельгардт («Прогресс как эволюция жестокости»).
Статьи и заметки, опубликованные под рубрикой «Отклики»
- Ищущие «Слепые» Метерлинка. Найдут ли? «Тревожная ночь» В.В. Розанова (альманах «Северные цветы», 1902 г.). Жива ли Церковь? Кто виноват в кажущемся оскудении церкви? Наши надежды. II. Ищущие вне Церкви. Обмен женами у хлыстов Воронежской епархии. Брошенные дети. III. Рождественская елка. // МО. 1902. №12. С. 911–927. Подпись – I. Михаил. Из отечественных писателей упомянуты Л.Н. Толстой («Исповедь»), В.С. Соловьев, К.К. Случевский (поэма «Поп Елисей»), Н.В. Гоголь, С.А. Рачинский.
- Отчего так мало на земле счастья. «Ошибка доктора Осокина». Приход – «фабрика счастья». Братство о. Гумилевского; 2) Письмо из Канады. В чем ложь сектантской праведности // МО. 1903. №1. С.136–144. Подпись – Иером. Михаил. Поднята тема счастья и средств его достижения, разного понимания счастья. Отзыв на рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ошибка доктора Осокина». Далее упоминается фамилия петербургского свящ. Гумилевского, создавшего братство, возродившее древнюю христианскую традицию «вечерь любви» (агап).
- «Студенческое движение» и «евангелизация мира в текущем поколении. Студенты миссионеры. Не пора ли и нам; 2) Крещеные язычники» // МО. 1903. №2. С. 264–272. Подпись – Иером. Михаил. Тема молодежных и студенческих религиозных движений в России по примеру западных – в Европе и США, безверия молодежи, миссионерства в студенческой среде.
- «Новый путь», его задачи и стремления // МО. 1903. №3. С. 399–408. Подпись – Иером. Михаил. Отклик на выход указанного в заголовке журнала. Упомянуты его редактор-издатель П.П. Перцов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский (Виленкин), В.В. Розанов. Л. Авилов и др.
- Открытое письмо одному стороннику В.В. Розанова и его мыслей об «адогматизме христианства». Правда ли, будто догма убила лилии Евангелия? 2) О свящ. о. Петрове – письмо гг. Воронцу и Гринякину // МО. 1903. №4. С. 546–560. Подпись – Иером. Михаил. Отзыв на две статьи из №3 МО: Воронец Е. Итоги полемики по поводу проповедничества свящ. Григория Петрова и историческая справка (МО. 1903. №3. С. 315–331) и Гринякин Н. Новая приспособляемость (там же. С. 331–333). Иеромонах Михаил выступает в защиту свящ. Г. Петрова
- Нечто о смерти и памяти смертной // МО. 1903. №5. С. 710–715. Подпись – Иером. Михаил. Об идее смерти в христианстве. Упомянуты В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), Морис Метерлинк (пьеса «Ариана»).
- Письмо об исповеди. Беседа с патриархом Иоакимом об австрийской иерархии // МО. 1903. №6. С. 889–894. Подпись – Иером. Михаил. Тема исповеди (в этой связи упоминается роман П.Д. Боборыкина «Исповедь») и рассказ о личной встрече с патриархом Константинопольским Иоакимом, который высказался о готовности выдать историческую справку о митрополите Амвросии, не вступая в дискуссию о каноничности старообрядческой иерархии и принятии каких-либо решений в отношении ее.
- Новая книжка Л.Н. Толстого «Обращение к духовенству» // МО. 1903. №8. С. 1244–1251. Подпись – Иеромонах Михаил. №10. С. 1508–1528. Подпись – Иером. Михаил. №11. С. 113–132. Подпись – Иером. Михаил. Кроме сочинения, указанного в заголовке, упомянуты другие богословские сочинения русского писателя: «Разрушение ада и восстановление его», «Мысли о Боге», рассказы «Сон», «Свечка», собственные статьи «Христос на Голгофе и воскресший», «В праведную землю». В.С. Соловьев («Смысл войны»).
- Из откликов духовной печати (19 июля) // МО. 1903. №12. С. 287–290. Подпись – Иером. Михаил. Отзыв на события, связанные с прославлением Серафима Саровского. Упомянуты А.С. Хомяков, Л.Н. Толстой («Два старика»), В.В. Розанов, писатели А.В. Круглов, Г.И. Успенский, А.П. Чехов.
- Пятое (последнее) заседание религиозно-философских собраний по вопросу о браке. Диалоги. О браке. «Ипполит» Эврипида-Мережковского и девство. «Месса» («Сев. Цветы» 1903 год). Заключение // МО. 1903. №13. С. 398–416. Подпись – I. Михаил. Статья посвящена дискуссиям вокруг вопроса о браке в Религиозно-философских собраниях. Фамилии участников заменены на буквенные инициалы.
- По поводу 19 июля. На «гробе» св. Серафима. Что такое святые? Зачем они нужны нам? В. Недельский. По стопам святых. Воронеж. Публичная лекция. // МО. 1903. №14. С. 516–528. Подпись – Иером. Михаил. Поднята тема святости, отталкиваясь от дня прославления Серафима Саровского. Упомянут Г.И. Успенский (рассказ «Парамон Юродивый»), В.В. Розанов, М.О. Меньшиков, Пейо, В.О. Ключевский и др.
- Беседа о беседах. Почему бесплодны беседы? Что же нужно? Письмо о Сарове // МО. 1903. №15. С. 656–664. Подпись – Иером. Михаил. Поднят вопрос о собеседованиях со старообрядцами, основных принципах их проведения. Упомянуты Л.Н. Толстой (рассказ «Два старика»), Н.П. Гиляров-Платонов, Иоанн Кронштадтский.
- К 19 октября // МО. 1903. №16. С. 809–816. Подпись – Иеромонах Михаил. Об Иоанне Кронштадтском по личным наблюдениям.
- О законоучительстве // МО. 1903. №18. С. 1139–1152. Подпись – Иером. Михаил. Поднят вопрос о законоучительстве. Упомянуты Г.И. Успенский, К.П. Победоносцев, протоиерей Юркевич, собственная брошюра «Маленькая церковь», Иоанн Кронштадский, героиня «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева Лиза Калитина.
- О брошюре графа Л.Н. Толстого «Разрушение ада и восстановление его» // МО. 1903. №19. С. 1289–1307. Подпись – Иером. Михаил.
- Во сколько ценится Христос? // МО. 1903. №20. С. 1485–1486. Подпись – Иер. Михаил. Отзыв на сообщения о том, что во Франции принято решение сократить кредит министерству юстиции с пожеланием убрать распятия из зала суда.
- О призраках и спиритизме // МО. 1904. №2. С. 247–252. Без подписи. Авторство указано на третьей странице обложки журнала: Иером. Михаил. Тема статьи вынесена в заголовок. Упомянуты книги А.М. Шилтова «Мысли о богочеловеке» и М.И. Вержболовича «Спиритизм перед судом науки и христианства» и др.
Приложение к журналу «Миссионерское обозрение»
- Св. Мефодий: Рассказ из истории иконоборства // Приложение к журналу «Миссионерское обозрение». СПб., 1902. Кн. 2. С. 436–455. Подпись – I. Михаил. Художественный очерк, посвященный эпохе иконоборчества, написанный после поездки по христианскому Востоку, рассчитанный на детскую и подростковую аудиторию. В том же 1902 г. издавался отдельной брошюрой. То же: Михаил (Семенов), иером. Жизнь и совесть. СПб., 1904. С.120–145.
[1] Упоминаемая здесь статья «Нехристианский патриотизм», подписанная псевдонимом Симбирец, принадлежащем иеромонаху Михаилу, в журнале «Образование» за ноябрь 1899 г. отсутствует.