Первые двенадцать писем из переписки Московской архиепископии с суздальскими епископами-исповедниками охватывали период с 1869 по 1875 год. Продолжение подборки составила переписка с августа 1875 по 1881 год, сохранившаяся в разрозненном виде в документах фонда 246 (Рогожское кладбище) отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Тексты писем приводятся в соответствии с современными правилами орфографии, с сохранением стилистических особенностей источников.

После освобождения епископа Конона из Суздальской тюрьмы Н.И. Субботин опубликовал свою переписку с ним: она включает пять писем самого Н.И. Субботина и 11 писем владыки Конона к нему (см.: Переписка с Кононом Новозыбковским // Братское слово. 1883. №9. С.442–475; №10. С.497–508). В качестве приложения к письмам были также опубликованы записка «Об имени Спасителя», «Истинное и беспристрастное свидетельство старообрядческого старца Конона об имени Спасителя Господа Христа» и послание стародубских старообрядцев епископу Конону и его ответные послания. Переписка завязалась в 1870 году, однако в январе 1871 года епископ Конон решил прервать ее, видя, что этот письменный диалог сводится к полемике об обрядах и причинах церковного разделения, который вряд ли уместно продолжать, пребывая в заключении. Последующий обмен письмами носил эпизодический характер. Опубликованное в «Братском слове» «Истинное и беспристрастное свидетельство…» явилось ответом на просьбы архиепископа Антония (Шутова), адресованные епископу Конону, высказаться по поводу противоокружнических воззрений, согласно которым имя «Иисус» не означает Спасителя. «Свидетельство…» было адресовано архиепископии, и его следует рассматривать в контексте общей переписки с суздальскими исповедниками.

<- Вернуться в статью