Протоиерей Димитрий Сергеевич Варакин – знаменитый старообрядческий начетчик, труды которого не потеряли актуальности и сейчас. В 1900–1910 годах он объездил половину России, участвуя в диспутах с синодальными миссионерами и защищая св. Церковь. Он автор книг «Без воли епископа. Мог ли священноинок Иероним принять митрополита Амвросия от ереси», «Иероним священноинок, а не самозванец», «Исправление книг в XVII столетии  при бывшем патриархе Никоне»,  «О седьминах пророка Даниила», «Об уклонении епископов в заблуждение», «Обзор вероучения странников-бегунов» и др. Недавно в издательстве «Церковь» вновь вышла книга Варакина «Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ патриарха Никона».

В годы гражданской войны (1918–1920) Варакин был помощником епископа Александра (Богатенкова), местоблюстителя московского архиепископского престола, помогая ему в делах в эти трудные годы. В июне 1920 года был рукоположен им во священника к Георгиевскому храму города Егорьевска (ныне – Московская область), где председателем совета общины был редактор «Старообрядческой мысли» Никифор Зенин, впоследствии переведен в Рязань и в 1929 году, из-за конфликта, на другой приход. Для данной публикации мы старались отобрать те письма, в которых содержатся сведения о приходах Рязанской и Егорьевской епархии, о священнической деятельности о. Димитрия в 1920-е годы,  о самых разных событиях в истории Церкви, как региональных, так и российского масштаба, с его оценкой. Подборка преследовала цель наиболее полно отразить деятельность протоиерея Димитрия Варакина в 1920-е годы. В нее не вошли письма, не содержащие исторически важной информации (например, связанные только с сугубо практической деятельностью любого священника: вопросы, требующие епископского разрешения и пр.), а также письма, не добавляющие ничего нового и значимого к сведениям, что уже изложены в письмах, включенных в подборку. Нужно заметить, что таких писем достаточно мало.

Большинство писем – автографы, некоторые написаны на машинке, что оговаривается отдельно в предисловии к каждому конкретному письму, и подписаны Варакиным собственноручно. Все письма хранятся в архиве митрополии РПСЦ.

К сожалению, судьба протоиерея Димитрия Варакина в 1930-е годы не прослеживается. Не так давно один из исследователей старообрядчества выявил в Интернете данные, что о. Димитрий был репрессирован и расстрелян в 1937 году, однако, спустя некоторое время, вновь обнаружить их не удалось. Однако известно, что 29 декабря 1932 года арестованный епископ Иринарх (Парфенов) пояснил на допросе, что о. Димитрий Варакин умер в тюрьме (см. статью «Старый домишко у нас развалился…» // Старообрядецъ. 2001. №23. С. 7). Таким образом, факт ареста о. Димитрия подтверждается, но дата смерти и обстоятельства ее требуют уточнения.

 

<- Вернуться в статью