Для тех, кто хоть немного знаком со старообрядческой культурой и апологетикой, епископ Михаил (Семенов) не нуждается в представлении. Постоянный автор старообрядческих журналов «Церковь», «Слово церкви», «Старообрядческая мысль», автор проникновенных проповедей, блестящих апологетических работ, художественных произведений, он не чуждался и светской культуры. «Епископ Михаил сознавал остроту трагедии христианской церкви как трагедию церкви, не исполняющей своего голгофского призвания, не борющейся активно с растлением социальным, с растлением душ и сердец во всех формах, мучился, метался, но не находил, не знал, где все это найти. Он не виноват, что не нашел себе покоя, кроме этого вечного, в котором успокаиваются все труждающиеся и обремененные. Мы, сочувствуя ему, любя, следя за его муками, не могли дать ему никакого утешения, ибо Голгофа наша безысходно томит нас всех.  И мы не упокаиваемся такими переменами, как перемена церкви, зависящей от государства, в независящую. Это только маленький пластырь, не успокаивающий общей христианской совести вселенской. Эта совесть томится и ищет найти правду на земле не только путем отрицательным – избавлением от синодского режима, от самодержавия и от засилия темных сил, а найти эту правду в положительном творчестве, о чем иногда до педантичности, до пророческой страсти ясно говорил сам Михаил», – заметил в 1916 году на последнем заседании религиозно-философского общества, посвященном памяти епископа, Антон Карташев, будущий обер-прокурор синода.

В рамках VII Международной научно-практической конференции, приуроченной к столетию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища, была предпринята попытка поставить вопрос об изучении его эпистолярного наследия (в сборнике тезисов конференции опубликованы письма епископа Михаила журналисту «Биржевых ведомостей» М.М. Гаккебушу). Владыка Михаил имел широкий круг общения, переписывался с А.М. Горьким, Л.Н. Толстым, А.С. Сувориным, В.Я Брюсовым, В.Э. Мейерхольдом. Данная подборка раскрывает разные грани мировоззрения и творческого дарования епископа Михаила. В нее включены письма владыки, которые удалось выявить на момент данной публикации в пяти разных архивах (исключая опубликованные уже письма к М.М. Гаккебушу). Мы надеемся, что эта работа будет продолжена исследователями старообрядчества.

<- Вернуться в статью