В 1915 году старообрядческий историк П.И. Власов опубликовал документы, свидетельствующие о том, что первый приезд в Москву Ксеноса, автора знаме­нитого Окружного послания, «Истории и обычаев Ветковской церкви», других апологетических сочи­нений, был связан с так называемым делом диаконовцев и состоялся в 1859 году. (Ранее считалось, что Ксенос впервые приехал на Рогожское кладби­ще и познакомился с российскими епископами в 1862 году). Диаконовцы – старообрядцы-поповцы, принимавшие священство от господствующей церк­ви третьим чином и придерживавшиеся особого способа каждения, заповеданного диаконом Алек­сандром, перешедшим в старообрядчество из сино­дальной церкви. В книге П. Власова шла речь о большой группе стародубских старообрядцев диаконовского согласия, желавших воссоединиться с Рогожской архиепископией, и об условиях их при­соединения. Ксенос выступил посредником в этих переговорах. П.И. Власов опубликовал документы, от­носящие к делу диаконовцев. Ниже публикуются два анонимных письма, принадлежащие Ксеносу, обнаруженные среди документов Рогожской архи­епископии в отделе рукописей Российской Государ­ственной библиотеки, оставшиеся неизвестными П.И. Власову. Датировать их следует, скорее всего, 1858-1859 годами. На авторство Ксеноса указыва­ет характерный почерк, а также наличие некоторых параллелей с его произведениями (указание на список ветковских священников, который есть в «Истории и обычаях Ветковской церкви»).

Стараясь умалить авторитет Ксеноса среди старообрядцев белокриницкого согласия, миссионер­ская пропаганда записала его в диаконовское согла­сие. Ярлык диаконовца повесил на автора Окружного послания и редактор «Братского слова» Н.И. Суббо­тин, в свою очередь позаимствовавший его у противоокружников. На самом деле это не соответствует действительности. У Ксеноса нет апологетических со­чинений в защиту диаконовского согласия, наоборот, все, написанное им, направлено на укрепление бело­криницкого согласия, на искоренение ложных мне­ний и мудрований, бытующих среди паствы и возникших в течение тех долгих лет, когда в старооб­рядчестве не совершалось таинства хиротонии. В «Истории и обычаях Ветковской церкви» описан древний способ каждения, а не диаконовский. Ксенос допускал возможность приема от господствующе­го православия третьим чином, но не выступал против второго чина. В одном из публикуемых писем он упо­минает, что даже отказался вкушать пищу вместе с диаконовцами. Публикуемые письма – дополнитель­ный штрих к биографии знаменитого начетчика и к его апологетическому наследию.

<- Вернуться в статью