Знакомясь с перепиской людей, давно ушедших, все­гда пытаешься представить их себе. Ведь минули десятилетия, а в письмах как бы бьется пульс того давнего времени, и рассказано о событиях по са­мым горячим следам, с репортажной точностью оче­видца. В письмах «день пришпилен», как выразился однажды М. Пришвин.

Ниже публикуется переписка архиепископа Мелетия и Петра Григорьевича Хорева. О первом известно не­мало. Все-таки глава церкви. О втором ничего, кроме места жительства – хутор Вислый и возраста – 25 лет. Когда завязалась эта переписка, архиепископу Мелетию было около семидесяти лет. Письма эти – своеобразный диалог разных поколений старооб­рядцев. Но интересны они не только тем, что приот­крывают особенность характера архиепископа Меле­тия: глава Церкви, миллионного старообрядчества, загруженный сложнейшими делами вдруг начинает переписываться с каким-то юнцом, которого понача­лу и за старообрядца не принял, советовать ему кни­ги... Дело в том еще, что в своем собеседнике он увидел человека, нежелающего идти вслед за без­божным веком и принять его разрушающие душу «ценности»; в письмах Хорева пронзительно звучало и звучит стремление остаться во что бы то ни стало самим собой, со своей верой – в его 25 лет. За письмами, что приходили к пожилому архиепископу из хутора Вислый, стоял вполне самостоятельный чело­век с утвердившимся характером, жаждущий веры в то время, когда кругом закрывались храмы и над ве­рующими смеялись.

Может быть, в этой переписке окажется что-то инте­ресное для сегодняшней старообрядческой молоде­жи. Все-таки один из авторов вполне вписывается в те возрастные рамки, которые, по крайней мере, в на­ши дни, позволяют отнести человека к той группе, которую принято называть молодежью. Да и в самом деле, разве не заслуживает симпатии, разве не при­влекает в Хореве такая черта, как его стремление бо­роться против безбожия в меру своих возможностей, понимаемое как нравственный императив, как долг, и сквозящее в безыскусном стиле его письма... Впрочем, письма расскажут об этом старообрядце лучше.

В заключение остается сказать, что сведений о даль­нейшей судьбе Хорева пока выявить не удалось. Письма архиепископа Мелетия публикуются по их машинописным копиям с исправлением опечаток. Письма П.Г. Хорева – по автографам (из них лишь одно письмо написано чернилами, остальные – ка­рандашом), с небольшими сокращениями, не иска­жающими смысл писем и необходимыми только для облегчения чтения, с исправлением орфографичес­ких ошибок, описок. В некоторых запутанных мес­тах применена для облегчения понимания и чтения стилистическая правка. Публикация ориентирована на современную орфографию и пунктуацию. Письма хранятся в архиве митрополии РПСЦ (Пере­писка архиепископа Мелетия и П.Г. Хорева (хутор Вислый). – 1929 г. – Л. 1-11об.).

Вернуться в статью