Письмо – своеобразная форма очерка. Это может быть проникновенный рассказ о реальных событи­ях с их авторской оценкой, это может быть испо­ведь, проповедь, это может быть попытка выразить свое душевное состояние... Письмо – это и доку­мент, свидетельствующий о духе времени и челове­ке, и жанр публицистики со всеми ей свойственны­ми признаками.

И то, и другое, и третье свойственно публикуемым ниже письмам. Их авторы – старообрядцы, священ­ники и миряне. Это письма притесняемых, живших во времена никонианской «зимы» и гонений совет­ского времени. Дух гонительной эпохи отразился в них во всей полноте. Письма из заточения – этот старообрядческий жанр восходит еще ко временам протопопа Аввакума, он не нов. И XIX, и XX век не дали ему прерваться. Эту преемственность крестно­го пути старообрядческой церкви отражает подбор­ка. Подобных писем, конечно, гораздо больше, и да­же для самых ярких из них не хватит места в журнале...

Подборка делится на две части: письма XIX века и письма XX века – советского времени. Публикуя письма с рассказами о событиях давно ушедших лет, увиденных глазами очевидцев, вспомним слова одного из авторов этой эпистолярной подборки – Ф.Е. Мельникова. В его книге «Современные запро­сы старообрядчеству» один из героев размышляет: «Кто знает, какой период старообрядческой исто­рии нужно считать светлым и какой темным. Может быть, в очах Божиих времена гонений – самая свет­лая, самая спасительная полоса нашей жизни. Тогда наши отцы жили с Господом и ради Господа... При свободе же религиозной мы как-то легко забываем дела веры, погружаемся в глубину мелких, совсем ненужных и даже вредных для человеческой души забот, дрязг, суеты. Вольная жизнь только отдаляет нас от Бога. И вот это-то время действительно мрач­но и жутко. Нашим предкам, гонимым и преследуе­мым, было, несомненно, радостнее, чем нам, живу­щим свободно и привилегированно. У них не было никаких сомнений ни в своей вере, ни тем более в Боге».

 

Вернуться в статью