Библиотека старообрядческого протоиерея В.Ф. Королева.

 

 

К вопросу об источниках комплектования Библиотеки Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви

 

 

В 1924 году книжное собрание Московской общины Рогожского кладбища было национализировано советскими властями и передано в Румянцевский музей. Ныне эти рукописи и гектографированные издания составляют отдельный фонд Отдела рукописей РГБ – №247. Однако в последующие годы оно усилиями старообрядцев было воссоздано за счет новых поступлений. После Великой Отечественной войны в его состав вошли, кроме отдельных частных пожертвований, целые библиотеки видных деятелей старообрядчества, в частности, протоиерея Василия Филипповича Королева (1892–1962). В данной статье мы ходим ввести в научный оборот некоторые ранее не известные архивные документы, которые, пусть не в полной мере, но характеризуют формирование его книжного собрания. Вопросы формирования Библиотеки редких книг и рукописей РПСЦ уже поднимались ранее[1].

Экслибрис протоиерея Василия Королева

В.Ф. Королев родился в Петербурге, проживал в селе Стружня Тверской губернии, с 1904 по 1912 гг. вместе с отцом – в Черемшанском монастыре. В 1922 г. был рукоположен епископом Александром (Богатенковым) во священники. В начале 1927 г. переведен из подмосковного прихода в Москву к Покровскому кафедральному собору на Рогожское кладбище вторым священником, а затем был назначен его настоятелем. 30 января 1937 г. епископом Викентием (Никитиным) возведен в протоиереи. Был постоянным членом архиепископского совета.

В Архиве Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ (далее Архив ММ и ВР РПСЦ) сохранилась общая тетрадь («конторская книга») в твердом переплете, опись личной библиотеки священника, составленная на 1 октября 1944 г.[2] Она содержит 42 листа, они пронумерованы самим составителем красными чернилами в правом верхнем углу. Теми же чернилами на каждом листу и обороте составлена таблица в виде четырех колонок. В первую В.Ф. Королев вносил номера книг, во вторую, самую широкую – названия, в третью – авторов, в четвертую – место и год издания и «другие отметки». Последний заполненный лист – 36, остальные 6 – чистые. Данная опись (более поздние неизвестны) требует отдельного детального изучения, но несомненно, что если не все, то многие из книг, включенных сюда, составляют ныне часть фонда Библиотеки редких книг и рукописей РПСЦ. Книги гражданской печати XIX в., кириллического шрифта, рукописи,  церковная периодика (как старообрядческая, так и нестарообрядческая) XIX – нач. XX столетий сюда внесены вперемешку. Так, например, книга Ю.К. Арнольда «Теория древлерусского церковного и народного пения» (М., 1880) (№285 указанной описи) соседствует с «Поморскими ответами», изданными в Мануйловском монастыре в 1884 г. (№289), подшивка журнала «Церковь» за 1912 г. (№301) – со служебными Минеями единоверческой типографии (№№304–315) и «Обедницей» (№296), о которой указано только: «рукописная», и т.п. Особо ценные книги В.Ф. Королев указал в самом начале. Это два Евангелия, изданных при патриархе Московском Иосифе (1644 г.). Далее следуют Евангелие и Апостол, отпечатанные в типографии единоверцев (согласно отметке, в 1869 г.), затем «Четьи Минеи, жития святых на славянском языке» с сентября по август, выпущенные «синодальной типографией», и далее – собрание творений Иоанна Златоуста конца XIX в. гражданской печати (каждому тому присвоен свой номер).

Среди бухгалтерских документов старообрядческой Московской архиепископии выявлен «акт», составленный «на предмет осмотра и покупки церковно-богослужебных книг, доставленных в храм Рогожского кладбища»[3]. Синими чернилами в него от руки внесено четыре Октая «без переплета», две книги «Исповеди» (очевидно, это чин исповеди, а не «Исповедь» Августина Блаженного в двух экземплярах), две Литургии Василия Великого, две Службы в Неделю Пятидесятницы, один Часовник и «Ключ Сырникова», то есть «Ключ к церковному уставу» Никиты Семеновича Сырникова – пособие для священно- и церковнослужителей, «желающих знать практиче устав службы». Книга выдержала несколько переизданий, какое именно имелось здесь в виду, не уточняется. Подписавшие «акт» протоиерей Василий Королев и председатель общины заключают, что «осмотренные книги полноценны и сохранны, приняты в обиходное пользование при богослужении. Уплачено за указанные 12 книг 340, триста сорок, руб.». У кого они были приобретены, неизвестно.

А.П. Пруссаков

Сохранилось письмо, адресованное архиепископу Флавиану (Слесареву) Московскому и всея Руси, от известного московского журналиста и лектора А.П. Прусакова (1902–1970), который в 1952 г. предлагал купить у него «старые богослужебные книги в количестве 35–40 (полная служба), старообряд. издания»[4]. «Предварительные переговоры с вашим В.Ф. Королевым меня уверили в том, что Вы желаете приобрести у меня эти книги. По вопросу стоимости книг – предпочитаю Вашу авторитетную, безобидную, вполне справедливую оценку». К сожалению, пока не удается выяснить, состоялось ли приобретение указанных богослужебных изданий.

В том же 1952 г. в Московскую архиепископию с подобной просьбой обратился житель столицы Леонид Перваков[5]. К письму он приложил список книг из 28 позиций (многотомники обозначались как одна книга). Главным образом это были книги по истории старообрядчества и творения св. отцов гражданской печати, самая старая (и дорогая, оцененная в 50 руб.) – «Розыск» Дмитрия Ростовского 1783 г. Что именно отсюда было приобретено, требует отдельного изучения.

Укажем еще один документ из Архива ММ и ВР РПСЦ, это «Список книг, купленных общиной Рогожского кладбища» (двусторонняя машинопись с синим оттиском ленты, один лист бумаги обычного потребительского формата)[6]. В конце машинописного текста на обороте листа стоят автографы сотрудника архиепископии К.А. Абрикосова: «Заплатить три тысячи двести семьдесят пять рублей. 3 июля 1954» и В.Ф. Королева: «Книги приняты в библиотеку Рогожского кладбища». Это главным образом святоотеческие сочинения гражданской печати, годы выпуска не указаны (но ясно, что книги изданы до 1917 г.). Всего здесь 57 позиций, многотомники (напр., 22 книги Иеронима Блаженного, 15 томов Григория Нисского и т.п.) обозначены как одна позиция. В список включены также «Служба Феодоровской Божией Матери», «Пятидесятница (в бархате)», «Служебник малый (патриарший)», «Библия на славянском языке», «10 книг разных, творения отцов Церкви», но в том и состоит его особенность, что более никакой информации о них нет, кроме цены. Неизвестно, у кого были приобретены книги, однако ясно, что тематически этот список не совпадает с предложениями А.П. Прусакова и Л. Первакова (в последнем случае это видно при простом сравнении).

Безусловно, это далеко не единственные источники пополнения книжного фонда личной библиотеки В.Ф. Королева и Московской архиепископии. Собирание было продолжением исконной старообрядческой традиции сбережения книжных памятников, в то же время имело прикладное значение: книги необходимы были для богослужений, подготовки проповедей, в межконфессиональной полемике, наконец, в широком смысле, в целях поддержки и становления православного самосознания, культуры, передачи духовного опыта и  ценностей.

 

 

 

[1] См.: Волков В.В. Рогожское книгохранилище и старообрядческие книжники ХХ в. // Старообрядчество в России (XVII–XX века). М., 2010. Вып. 4. С. 450–467.

[2] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 16.

[3] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 70.

[4] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1565. Об авторе письма см., например: Чулков Н. Алексей Петрович Прусаков // Сайт «Истокъ: Домодедовская историко-краеведческая группа». Режим доступа: http://is-tok.ru/publ/aleksej_petrovich_prusakov_1902_1970/15-1-0-299)

[5] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2798

[6] Архив ММ и ВР РПСЦ. Ф.5. Оп. 2. Д. 106.