Из колена Аввакумова
Бывает, до осени еще далеко, деревьям не скоро менять цвет листвы, но уже кое-где, вроде как у человека среди нетронутых старостью волос нет-нет да и мелькнет один добела поседевший так и в облаке зеленых ветвей горит золотом одна — сплошь, до последнего самого листика, желтая. Тогда кажется, что ни к месту эта ветка совсем, и думаешь: а осень-то уж совсем рядом где-то притаилась, вот — ее дыхание. Наступит срок, все «отцветет и прейдет». Недолго ждать.
Лето в 1937 году прошло в деревне Горбатово (сейчас в Износковском районе Калужской области) благополучно. А в середине сентября арестовали у здешних старообрядцев священника. Известна лишь его фамилия — Столяров. И церковь в Горбатове закрылась навсегда. Но пустовала она недолго — погибла в войну. В 1942-м ее уже не существовало, как говорят старожилы. А располагалась она возле самого деревенского кладбища. Теперь на этом месте уже деревья и новые могилы. 23 сентября 1937 года в Медынском районном отделе НКВД арестовали председательницу горбатовской церковной двадцатки Аграфену Абрамовну Смирнову. Она приехала ходатайствовать за священника.
...Речушка Липенка, петляющая через Горбатово, впадает в Изверь. Слышу в этом имени отголосок чего-то первозданно-языческого, лесного, дикого: «И-и-и-и-Зверь». Смотрятся в водяное зеркало желтые звезды калужниц с берегов, а иные цветы с неглубокого дна прямо растут, разбросав по воде зеленые сердечки листьев. От сухих елок, походящих на скелеты причудливых животных с торчащими во все стороны острыми и тонкими костями, от берез, от дубов с кроной, как сноп густого зеленого дыма, веет глухоманью, покоем, отсутствием человека... Глухомань. Это когда глушь — манит. Когда она притягательна, когда находит в ней отдых душа. Когда никто не помешает побыть здесь, укрытому от посторонних глаз, наедине с Богом, а коли не веришь, то просто с самим собою. Изверь впадает в Угру, Угра — в Оку. Ока — в Волгу.
Горбатово и соседняя деревенька Тетево, где родилась и жила Аграфена Смирнова, были наполовину заселены старообрядцами. Все они относились к самому большому старообрядческому согласию — белокриницкому. Церковь горбатовскую — Рожества Богородицы — построили к Пасхе 1912 года. В прежние времена богослужение велось в частном доме. Собирались в нем старообрядцы лет этак пятьдесят и в 1905 году задумали перенести моленную в новую избу. Закон уже не был столь строг, как прежде.
Насколько различалось отношение к старообрядцам духовных властей и простого люда, показывают два нижеследующих письма. Одно — из Калужской духовной консистории. Там считали, что «старообрядцы... в отправлении духовных потребностей никаких особых лишений не испытывают, между тем как устройство новой моленной может вредно отразиться на душевном настроении местного православного населения»[1]. Вывод — не разрешать. Гражданская власть, а именно тогдашний медынский уездный исправник, смотрели проще: «К устройству в д. Горбатовой старообрядцами молитвенного дома местное православное население относится совершенно равнодушно, тем более что в ближайшем к д. Горбатовой селе Пречистом Дороховской волости, приготовляется материал для постройки нового каменного православного храма»[2]. Калужское губернское правление запросило Министерство внутренних дел, разрешать ли строительство? В августе 1905 года Министерство ответило, что не находит оснований для запрета. Но неурожайные годы не дали воспользоваться разрешением. Моленная так и осталась на том же низком и сыром месте, где была. Приход же составлял по тогдашним прикидкам человек восемьсот пятьдесят[3]. В 1908 году горбатовский священник о. Лука Ленин через журнал «Церковь» обратился к старообрядцам с просьбой помочь кто чем может, на обустройство церкви. Спустя четыре года в деревне построили храм.
Отец Лука был первым священником, рукоположенным в Горбатово. Родился он в 1875 году в деревне Плетеневке под Калугой. В 1906 или 1907 году владыка Иона, епископ Калужско-Смоленский, рукоположил его в духовный сан. Внучка батюшки, Елена Марина, проживающая ныне в Калуге, объясняет происхождение фамилии деда со слов матери:
— По губернии прошла эпидемия холеры. Из предков деда в живых остался только один несмышленый еще мальчик. Никого у него не осталось, только собака. Ее звали Лена. Когда же болезнь схлынула и делали перепись населения, у мальчика спросили. «Ты чей?» Он — на собаку: «Ленин». Так в ревизских сказках и записали: «Ленин».
По инициативе отца Луки и части прихожан в Горбатове стали строить деревянную церковь. Священника возвели в чин протоиерея не за «выслугу лет», а за этот созидательный труд. Только с гражданским начальством он не всегда находил общий язык. В 1912 году его оштрафовали на 25 рублей: повенчал своего прихожанина и девушку, которая не числилась по документам старообрядкой. А это было запрещено. В 1916-м возбудили уголовное дело: отец Лука окрестил младенца от смешанного брака: муж — старообрядец, а жена официально — нет. По тогдашнему закону их детей надлежало крестить в господствующем вероисповедании. До суда дело не дошло, после февральской революции по указу Временного Правительства «преступление» о. Луки подпало под амнистию. Тогда же Лука Алексеевич Ленин был переведен из Горбатова в Калугу, где в 1918 году умер.
С 1917 года и до начала 1930-х годов служил в Горбатове Иоанн Николаевич Пирогов. Его отец тоже был старообрядческим священником. Оба — родом из деревни Михеево Гжатского уезда Смоленской губернии. Когда началась коллективизация, отца Иоанна арестовали и приговорили к нескольким годам лагерей. На лесоповале он, по устным свидетельствам, и погиб.
В 1930 году в Горбатове начал служить священник Евстратий Хоботов из малоярославецкого села Поречье. Но и он вскоре был арестован. В марте следующего года его приговорили к трем годам ссылки. А после него принял на себя заботы о храме другой священник по фамилии Столяров. Его настоящие имя и отчество долгое время были под вопросом. В книгу памяти репрессированных калужан «Из бездны небытия» он попал как Василий Семенович и значился как местный уроженец. Имя оказалось верным, отчество установила москвичка Надежда Голубятника – Мелентьевич. Василий Столяров родился в деревне Белозерка Самарской губернии, а сюда, в Горбатово, был переведен в самом начале 1930-х. 23 октября 1937-го был осужден тройкой УНКВД по Западной области к расстрелу за какие-то слова, расцененные как «антисоветская агитация». Многих возмутил его арест. Открыто выступить в защиту третьего подряд арестованного священника решилась только Аграфена Смирнова. В горбатовской церкви она руководила клиросом. Когда требовалось, собирала деньги на ремонт храма. Родилась она рядом, в деревне Тетево, в 1895 году, председателем церковной двадцатки стала в 1930 г. В следственных документах указано, что она — «монашка», но это единственное упоминание кажется недостаточным, чтобы утверждать, что она принимала постриг. Оно просто отражает образ ее жизни. Ей выпало совершить подвиг по слову евангельскому, что нет на свете большей любви, чем та, когда кто положит жизнь за ближнего. Горбатовские священники страдали за то, что продолжали носить сан и оказались представителями единственного узаконенного в стране «эксплуататорского» класса. Они погибли, потому что не стали изменять вере, приспосабливаться к новой власти. Смирнова не только за веру пожертвовала свободой — но и за то, что вступилась за конкретного человека. Она прекрасно представляла, что ее ждет и все равно поехала в НКВД. Ее подвиг — подвиг национально-русский, подвиг жертвенный. На допросе Смирнова говорила все, что накипело, нисколько не пытаясь «подбирать выражения». Следователю оставалось только придать показаниям соответствующую окраску, оформить их в нужной стилистике:
«Вопрос: По приходу в НКВД вы заявили 23/1Х 1937 г., что пришли от граждан с. Горбатово ходатайствовать, чтобы освободить попа Столярова, так как колхозники этого требуют и не хотят идти на работу в колхоз. Так ли это?»
Смирнова признает: Ответ: «Да, так. После ареста попа Столярова я стала беседовать с гражданами-женщинами с. Горбатово, чтобы они ходатайствовали об освобождении из-под ареста попа Столярова. В противном случае, если его не освободят, то я говорила колхозницам: “Не надо работать в колхозе до тех пор, пока не удовлетворят наше требование”. Я также говорила колхозницам, что Столярова арестовали неверно. Он хороший человек...»
Как же порой мало остается сведений о людях! Вот о последнем настоятеле горбатовского храма: фамилия, две даты жизни — рождения и суда, и — «хороший человек»!
Далее фиксирует за Смирновой следователь: «Советская власть — обман, насилие. И пишут, что религия теперь свободна. А на самом деле получается обман — народу не дают молиться, арестовывают попов. Я также говорила женщинам, что если мы не освободим попа, то нам будет за это хуже, нас покарает Бог. Договариваясь с женщинами, я сказала: “Иду в РО НКВД и там договорюсь, чтобы нам Столярова вернули обратно”».
В принципе, дело можно считать «готовым». «Антисоветская агитация» налицо. Но не помешают и «призывы к саботажу партийных мероприятий», «клевета на существующий строй»:
«После ареста попа Столярова я стала агитировать колхозников-женщин, чтобы они не выходили на колхозные работы. Я им говорила, что, когда не пойдете работать, то работы будут стоять... Тогда скорей освободят им попа. Я клеветала на Советскую власть, что она прижимает религию, не дает возможность свободно веровать и молиться. В этом признаю себя виновною».
Аграфену Смирнову судили на два дня раньше, чем Столярова, 21 октября 1937-го. Ей дали десять лет и вскоре отправили этапом в Караганду. Она была досрочно освобождена в самый разгар войны, 25 августа 1943 года, реабилитирована 21 августа 1989-го. Более нет сведений об этой тетевской крестьянке. Даже неизвестно, вернулась ли назад, домой. Ее духовный подвиг с полным правом можно поставить в один ряд со многими святыми мученицами первых веков христианства. Но в святцах русской Церкви не так уж много мы встретим имен мучениц. Открыто явленная женская мученическая святость начинается с семнадцатого века, с боярыни Феодосии Морозовой (во иночестве Феодоры), сестры ее Евдокии, инокини Иустины, соузницы их Марии.
У писателя Федора Абрамова есть коротенький рассказик «Из колена Аввакумова», о жизненном пути старухи-старообрядки, которая дважды побывала в лагерях за то, что отказывалась работать в воскресенье. Рассказ, собственно, не об этом, он — о духовной силе простой русской женщины, которая «через все страдания, все испытания с двуперстным крестом прошла». Зовут ее Соломея. Как много общего у нее с Аграфеной Смирновой. В характерах их угадываются одни и те же черты — верность идее, жизнь по принципу: «Раз ты ступил на путь служения Богу, сворачивать с него нельзя». А значит, строки этого абрамовского рассказа будут всегда звучать гимном и подвигу Смирновой, который у Бога не останется забыт, как и любое доброе дело.
[1] ГАКО. Ф. 62. Оп. 7. Д. 1247. Л. 8 об.
[2] Там же. Л. 3 об.
[3] Дер. Горбатово // Церковь. 1909. №28. С. 868.