«Самоубийство» (сборник)

 

 

Под таким названием в 1911 г. в Москве вышел «сборник общественных, философских и критических статей», посвященных проблематике, причинам самоубийств. Статья епископа Михаила открывала эту книгу. Кроме него на страницах сборника увидели свет статьи В.В. Розанова, А.Я. Луначарского, Н.Я. Абрамовича, Ю.И. Айхенвальда, Н.И. Кареева, Р.И. Иванова-Разумника.

  1. Побежденный Христос и «лунные муравьи» // Самоубийство. М., 1911. С. 5–40. Еп. Михаил показывает типы самоубийц: «аристократы, возвращающие билет» (разуверившиеся в жизни люди, те, кто говорит: «Мы должны умереть, потому что не можем жить с тоской своего познания»), «усталые» (разуверившиеся в христианстве, маловеры, уставшие от жизни), дети-самоубийцы. Чтобы бороться с эпидемией самоубийств, нужна «радостная религия земли с широким откровением о победе, сказка не о дворцах “там”, а о дворцах до неба “здесь”». Упомянуты Герберт Уэллс, З.Н. Гиппиус (рассказ «Лунные муравьи»), В.В. Розанов, Ф.М. Достоевский (герои его произведений и «Дневник писателя»), В.Г. Короленко («Легенда о Флоре»), киевская курсистка Огонлух, покончившая самоубийством, В.В. Вересаев (повесть «На повороте»), Станислав Пшибышевский (роман «Homo sapiens»), Ф.К. Сологуб («поэт “детского самоубийства”», Д.Н. Мамин-Сибиряк («Профессор Спирька»), Марк Криницкий (М.В. Самыгин) («Наследственность»), герой драмы Л.Н. Андреева Давид Лейзер, повесть шведского писателя Альфреда Хеденшерна «История одной жизни» (упомянут как Сигурд), А.М. Горький («Исповедь») и др.