Биржевые ведомости

 

Газета «Биржевые ведомости» (далее – БВ) была образована в 1861 г. из «Коммерческой газеты», слившейся с «Журналом для акционеров». Основателем и издателем-редактором был К.В. Трубников. В марте 1874 г. он продал половину издания В.А. Полетике – видному в то время предпринимателю, занявшемуся издательской деятельностью. Впоследствии газета полностью перешла в его собственность. Издание не удалось «раскрутить». В феврале 1879 г. В.А. Полетика переименовал газету в «Молву».

В 1880 г. газету приобрел выходец из Австрии Станислав Максимилианович Проппер, еврей по национальности. Ему удалось поднять тиражи, развернуть издание. В конце 1905 г. С.М. Проппер передал свое издание Кадетской партии (П.Н. Милюков, И.В. Гессен, М.И. Ганфман). Почти весь редакторский состав сменился. БВ были переименованы в «Свободный народ» (первый номер вышел 1 декабря 1905 г.). Однако уже второй номер стал последним. В нем был напечатан Манифест советов рабочих депутатов, газета была закрыта. Через две недели вместо «Свободного народа» вышла «Народная свобода», при том же составе сотрудников. 20 декабря 1905 г. там была напечатана статья П.Б. Струве о московском вооруженном восстании, повлекшая за собой закрытие газеты. С.М. Проппер решил не продолжать союз с кадетами и аннулировал сделку. БВ возобновили выход вновь под его редакцией. В газете публиковались А.Т. Аверченко, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, З.Н. Гиппиус, Н.И. Клюев, М.А. Кузьмин, Д.С. Мережковский, Ф.К. Сологуб, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин и др. Подробнее об издании БВ см.: Коновалова А.В. К вопросу об истории газеты «Биржевые ведомости» // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. М., 2001. Вып. 6. С. 111–119.

БВ имели с 1893 г. два выпуска в день: утренний (далее – БВ:УВ) и вечерний (далее – БВ:ВВ). Как правило, статьи еп. Михаила публиковались в утреннем выпуске БВ, их появление в вечернем исключение. БВ:УВ содержал материалы о внешнеполитических, внутрироссийских событиях, криминальную хронику, различную публицистику, коммерческую информацию. БВ:ВВ имел несколько обывательский, рекламный уклон, эта газета выходила меньшим форматом, чем БВ:УВ. Кроме того издавалось т.н. «Второе издание» БВ (далее – БВ:ВИ), со своими особыми номерами. Статьи еп. Михаила нередко появлялись и здесь, порой в один день со статьей в утреннем выпуске БВ, но иногда даже раньше него. Повторялись статьи далеко не всегда, и нередко то, что напечатано было во втором издании, не появлялось на страницах утреннего выпуска, и наоборот. В конце октября 1917 г. газета была закрыта по решению Военно-революционного комитета Петроградского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов[1].

На страницах БВ в разные годы увидело свет несколько статей и заметок о самом еп. Михаиле[2]. Кроме него в газете публиковался Ф.Е. Мельников, который также переписывался с М.М. Гаккебушем[3]. Его статьи связаны с участием старообрядцев в Первой мировой войне и вопросом учреждения Московской старообрядческой митрополии[4].

В 1907 г. единственной публикацией еп. Михаила (тогда – архимандрит) было открытое письмо в редакцию (см. № 1). В 1908 г. он не публиковался в газете. В 1909 г. единственной публикацией также является письмо (см. №2). Регулярное сотрудничество начинается с 1910 года, с этого времени еп. Михаил ежегодно публикует в газете более десяти своих статей (кроме 1915 г.) по самой различной тематике, поднимая самые разные социально значимые вопросы.

В коллекции «Биржевых ведомостей» РГБ отсутствуют подшивки газет за январь-апрель 1911 г. В данной библиографии статьи за эти четыре месяца не указаны, и, хотя некоторые из них увидели свет на страницах БВ:ВИ и сюда включены с соответствующей ссылкой, этот временной отрезок нуждается в доработке.

 


1907 год

 

  1. Письмо в редакцию газеты БВ // БВ:ВВ. 1907. №10273 от 28 декабря. С. 3. То же: БВ:УВ. 1907. №10274 от 29 декабря. С. 6.

В письме говорилось следующее:

М[илостивый] г[осударь], г. редактор!

В Вашей газете, как и в других, мое звание определяется так: «бывший архимандрит Михаил»!!

Я нахожу такую «ошибку» не только «неладной» для меня лично, но и принципиально неудобной. Даже до 17 октября 1905 и 1906 гг. – я для всех нежелающих считать синодское «православие» единственной возможной формой «религиозного существования» – остался, чем и был – архимандритом.

После 17 октября 1906 г. – в силу правил о старообрядческих обществах – я могу носить то же звание и официально, т.е. имею право называться архимандритом в бумагах.

Пишу это не потому, что для меня обидна ошибка газет, а именно потому, что она будет очень по вкусу «Колоколу» и т.п. изданиям и очень вредит тому делу, которое хотят делать не бывшие, а – смею думать – единственно настоящие священники церкви, желающие творить дело Христово по велениям только голоса совести и Евангелия.

Архимандрит Михаил.

P.S. Прошу газеты не пожалеть несколько строк места и перепечатать.

 


1909 год

  1. Письмо в редакцию газеты БВ // БВ:ВВ. 1909. №11294 от 3 сентября. С. 3.

Письмо представляет собой отклик на телефонограмму корреспондента БВ из Москвы, в которой говорилось одним предложением: «Среди старообрядцев распространяются слухи, что бывший архимандрит, а ныне старообрядческий епископ в Канаде Михаил переходит в католичество». См.: Слухи о переходе в католичество епископа Михаила // БВ:ВВ. 1909. №11290 от 1 сентября. С. 2. В своем письме еп. Михаил писал:

Милостивый государь, господин редактор!

Прошу напечатать это маленькое письмо.

В Вашей газете в № от 1 сентября сообщено в виде слуха, будто я намерен перейти в католичество.

Откуда родился этот дикий слух, не понимаю. Мое мировоззрение настолько противоположно католическому, что, как мне кажется, даже каких-нибудь точек соприкосновения с католичеством я найти не сумел бы.

Старообрядческий епископ Михаил.

Через день газета опубликовала опровержение.


 

 

1910 год

  1. Козлы отпущения // БВ:ВВ. 1910. №11548 от 4 февраля. С. 3; то же: БВ:ВИ. 1910. №28 от 4 февраля. С. 1; БВ:УВ. №11549 от 5 февраля. С. 5. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Затронуты проблемы охраны детства и материнства, абортов и убийств неродившихся детей, приводятся конкретные примеры (видимо, по газетным сообщениям).

«Очевидно, нужно что-то сделать по чисто материальной охране хотя бы первых дней и месяцев материнства.

Нужно страхование материнства. Материнские ренты, которые и кое-где есть, и пр. и пр.

А прежде всего нам нужен – раньше даже съезда о проституции – съезд по вопросам об охране материнства.

Я требую, чтобы о нем подумали.

Последней строки цитаты («Я требую, чтобы о нем подумали») в БВ:ВИ нет из-за типографского брака.

Упомянуты сборник рассказов Б.А. Лазаревского «Семья» (М., 1910), книга неуказанного автора «Записки акушерки» (очевидно, «Дневник акушерки» А.С. Соловьева (СПб., 1908)), пьеса Франка Ведекинда «Музыка», Эжена Брие «Материнство» (возможно, «За мать» (СПб., 1909), книга М. Маркузе «Девушки-матери: К вопросу о внебрачном материнстве» (М., 1909) (в газетной статье: «Внебрачные матери»), роман М.П. Арцыбашева «Санин» (его героиня Карсавина), французский писатель Октав Мирбо.

  1. Объезды // БВ:УВ. 1910. №11557 от 10 февраля. С. 1. Подпись – Старообряд. еп. Михаил. Отзыв на одну из публикаций в «Колоколе»: «“Церковная” газета “Колокол” идиллически мечтает о недалеком будущем, когда епископы чаще будут – чуть не ежемесячно – навещать деревню, утешая сельчан торжественным архиерейским богослужением и архипастырским словом». Высказывая сомнение в этакой «идиллии», еп. Михаил упоминает еп. Гурия (Буртасовского), чьи объезды носили «карательный характер», повесть «Стерлядь» неуказанного автора, опубликованная в одном из литературных журналов, либо «Современный мир», либо «Мир Божий».
  2. Статья 1476 // БВ:УВ. 1910. №11561 от 12 февраля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №35 от 12 февраля. С. 2. Поводом для написания послужило выступление В.М. Бехтерева «против статей 1472–74 [Уголовного] уложения, карающих покушение на самоубийство». Упомянуты драма К.А. и О.Н. Ковальских «Там, за железными дверями» (СПб., 1908), герой «Мелкого беса» Ф.К. Сологуба Передонов, книга Л.Ж. Проаля «Воспитание и самоубийство детей» (СПб., 1908), статьи Гордона и В.К. Хорошко.
  3. Бесноватые в деревне // БВ:УВ. 1910. №11573 от 19 февраля. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №41 от 19 февраля. С. 2. Отзыв на одну из публикаций в БВ о том, как в некой деревне «изгоняли беса» из душевнобольной крестьянки «измором», три недели не давая пить, а также других подобных истязаниях и суевериях. «И кто повинен в размножении кликуш и в инквизиторской терапии? Священник. Именно он мог бы разрушить предрассудок о бесновании истеричных». Упомянуто о наличии молитв явно еретического толка в Требнике Петра Могилы.
  4. О разводе // БВ:УВ. 1910. №11601 от 7 марта. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Подзаголовок: «Бабьи стоны». То же: БВ:ВИ. 1910. №55 от 7 марта. С. 1–2. О поводе к разводу из-за жестокого обращения мужа с женой, спорах вокруг формулировок статей Гражданского уложения, синодских проектов о разводе, а также о причинах невозможности супружеского сожительства.

«Кроткая Достоевского бросилась в окно с иконой в руках не от побоев.

А от своеобразной воспитательной “системы”. Морально жестокое обращение иногда часто принимает те же размеры истязания, и если оно не наказуемо уголовно, то для развода это – причина более чем достаточная. И все православные церкви – и греческая, и сербская, и болгарская – это понимают.

Не понял только Синод».

Уп. французский писатель Альфонс Доде, врач Л.Б. Бертенсон.

  1. Радий // БВ:ВИ. 1910. №65 от 19 марта. С. 3. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Небольшая заметка по поводу газетных сообщений о запрете без всякого повода в Одессе лекции о радии и в Гольдингене (ныне Латвия) – об астрономии. Упомянуты фельетон «Просвещают» из неуказанной «провинциальной газеты», пьеса «Радий в чужой постели», фарс «В ожидании кометы Галлея» неуказанных авторов (первая из них, а также намек на запрет лекции о радии упомянуты в юмореске А.Т. Аверченко «Хлопотливая нация»).
  2. О маленьких людях // БВ:УВ. 1910. №11629 от 24 марта. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №69 от 24 марта. С. 1. Статья о практике приема больных сельскими фельдшерами (150 человек за четыре часа), состоянии медицинской помощи на селе.

«Что такое фельдшер?

Это человек, который работает иногда в дни дежурств 35 часов почти непрерывно (Труды Второго съезда).

Его рабочий день продолжается 11 часов в сутки.

Его квартира, часто отравляемая аптечным запахом, каморка в две квадратных сажени.

И жалованье – от 20 руб. в месяц.

Удивительно ли, что состав фельдшеров сомнителен, что фельдшерство не может подняться в своем образовательном цензе».

Упомянуты рассказ «Фельдшер» А.П. Чехова, «бездарная книга» Э.Я. Заленского «Из записок земского врача» (Псков, 1908) (в газетной публикации ошибочно – Рудинского).

  1. Тени // БВ:ВИ. 1910. №76 от 2 апреля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:УВ. 1910. №11645 от 3 апреля. С. 1–2. Статья поднимает тему самоубийств, в частности детских, затрагивает вопрос о детской литературе, беллетристике.

«Необходимо было ввести книгой в жизненную действительность, чтобы люди позже не испугались жизни.

Но сразу опустошить детский журнал и детскую книгу от всего, к крестовым походам (не в религиозном смысле). Изгнать и Дон-Кихота, и Майн Рида, и рассказы о завоёвывающих мир чудотворцах-юнгах («Пятнадцатилетний капитан»? – В.Б.), и Иван-Царевичах, всё, охватывающее экстазом бодрой радости – было бы преступно.

Да ей-богу же, Гуак педагогически осмысленней исторической полубеллетристики Полевых, Алтаевых и т.п.

Неужели без причин зачитываются нелепым и развращающим Пинкертоном? Это жажда духовной бодрости. Думается, что даже этот скверный мусор вводит кое-какие антитоксины против духовной дряблости.

И его читают по тем же причинам, по каким дети едят мел и уголь. Недостает чего-то для питания.

Не стало мечты, а мечта – лучшая защита от чрезмерно утомляющего мелькания “света и тени” вокруг.

Учеба не помогает сформировать живое и широкое жизненное мировоззрение, светлое и влекущее, как сказка».

Использован образ «лунных муравьев» из одноименного рассказа З.Н. Гиппиус, печатавшегося также в БВ, рассказы «Свет и тени» Ф.К. Сологуба, «Профессор Спирька» Д.Н. Мамина-Сибиряка, писатель Марк Криницкий (М.В. Самыгин).

  1. Он воскреснет… // БВ:УВ. 1910. №11670 от 18 апреля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №90 от 18 апреля. С. 2. То же, машинописная копия: РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 654. Лл. 58–59. Статья, приуроченная к празднику Пасхи, затрагивающая проблему веры и неверия в воскресение. Упомянуты рассказ «Елеазар», пьесы «Савва» и «Анатэма» Л.Н. Андреева, повести А.М. Горького «Исповедь» и «Лето».
  2. Хищники благотворительности // БВ:ВИ. 1910. №134 от 11 июня. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О контроле над благотворительными средствами и мошенничествах, прикрываемых благотворительной деятельностью. Упомянут Чарльз Диккенс и, судя по упоминанию одного из персонажей (Пексниф), его роман «Мартин Чезлвит», Октав Мирбо, деятель Союза русского народа В.В. Казаринов, княгиня Дундукова-Корсакова, Лобанова-Ростовская (без инициалов), В.А. Шкляревич (сестра Варвара).
  3. О маленьких людях. Работники почты // БВ:УВ. 1910. №11773 от 20 июня. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №142 от 20 июня. С. 2. Поводом для написания статьи послужило самоубийство телеграфистки станции Сирабуз Южных железных дорог Алексеевой. Поднят вопрос о непосильных рабочих нагрузках работников почтово-телеграфной службы, слишком длинном их рабочем дне.
  4. Воздуху, воздуху! // БВ:УВ. 1910. №11775 от 22 июня. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №143 от 22 июня. С. 1. Статья написана в связи с речью депутата М.А. Караулова, говорившего о том, что духовенство не готово для общественной работы, это – класс рабский, не имеющий своего лица, зависимый даже от помещиков, случайного каприза епархиальной власти. О неготовности Государственной думы решать вопросы духовенства.

«Конечно, Дума – теперешняя Дума – не посмеет решить вопрос и не выведет духовенства из вавилонского плена, но она может вынести на улицу вопрос о закрепощенном сословии и, может быть, хоть кого-то пристыдит».

«Епископ может гонять священника, для собственного удовольствия, из прихода в приход, с севера на юг, с востока на запад. Это без всякого суда. <…> Один архиепископ во время богослужения в большом городе обозвал дураком священника, профессора и инспектора академии».

Поднят вопрос о пересмотре в Думе «Устава духовной консистории», который делает из духовенства «холопи архиерейски». Упомянута книга П. Долгорукова «Les reformes en Russie» («Реформы в России», фр.).

  1. Листки // БВ:УВ. 1910. №11809 от 11 июля. С. 2. Подпись – Стар. епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №160 от 11 июля. С. 2. В первой части статьи речь идет о предписании Синода собрать сведения о тех, кто в течение семи лет не был у причастия, и о выходе, какой отыскал в этой ситуации священник Павел Сосунов (с. Новое, Тобольский уезд), обратившись к местному уряднику с ходатайством прислать к нему всех непричащавшихся. Вторая часть – отзыв о публикации в газетах письма польского писателя и журналиста Лео Бельмонта к П.А. Столыпину в защиту людей, осужденных по обвинению в кощунстве в храме из-за охоты на лисицу с собаками, поддержанному, как следует из заметки, некоторыми лицами из духовенства господствующей церкви.
  2. Русская декларация прав ребенка // БВ:ВИ. 1910. №172 от 25 июля. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отзыв на публикацию в газетах содержания нового швейцарского гражданского кодекса в той его части, которая касается прав внебрачных детей, сравнение с аналогичным российским законодательством. Поднята тема широкой защиты прав детей (в том числе практики взыскания алиментов, включая образовательные цели).
  3. Институт для розыска талантов // БВ:УВ. 1910. №11837 от 28 июля. С. 2. Подпись – Стар. епископ Михаил. Статья повествует об инициативе некоего доктора Лещинского по сбору средств для организации института «для отыскивания и воспитания» талантов, т.е. одаренных детей. Призыв к обеспечению доступности школ, широкого художественного образования (живопись, музыка, театр). Упомянуты скульптор С.Д. Эрзя, книга И.Х. Озерова «Как расходуются в России народные деньги» (1907 г.).
  4. Деревенское акушерство // БВ:ВИ. 1910. №212 от 11 сентября. С. 1. Подпись – Еп. Михаил. Подзаголовок указывает на повод к написанию: «К гинекологическому съезду». Статья посвящена в широком смысле теме защиты детства, в более узком – состоянию акушерской помощи на селе, необходимости борьбы с различными деревенскими предрассудками, связанными с родами. Как выход предлагается создание женской деревенской школы с курсом различных сведений о ребенке, гигиене, родах и т.п.
  5. Доброе начало // БВ:УВ. 1910. №11921 от 17 сентября. С. 2. Подпись – Старообряд. еписк. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №217 от 17 сентября. С. 1–2. Отзыв на образование комиссии под председательством митрополита Флавиана (Городецкого) по рассмотрению вопросов о содержании духовенства. Рассказывается об ухищрениях, к каким вынуждено прибегать бедное духовенство для собственного содержания, они сводятся, по сути, к попрошайничеству. Еп. Михаил выступает против введения т.н. церковного налога. Сама система церковного налога неудобна и громоздка, распределение средств требует, в свою очередь, немалых затрат и времени.
  6. В защиту сословия // БВ:ВИ. 1910. №245 от 20 октября. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. «…О духовенстве, на которое недавно вылил новое ведро помоев Меньшиков». Статья о роли духовенства и его положении в обществе, общественном его призвании и служении, бесправии в годы «победоносцевщины» и ранее. Кроме публициста М.О. Меньшикова упомянуты художник В.Г. Перов с картиной «Сельский крестный ход на Пасхе», писатель С. Елеонский (псевдоним, настоящее имя С.Н. Миловский) и его рассказ «Жизнь», протоиерей Иоанн Восторгов, один из лидеров Союза русского народа А.И. Дубровин.
  7. Суррогат развода // БВ:УВ. 1910. №12005 от 5 ноября. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №259 от 5 ноября. С. 1. Отзыв на сообщение газет о том, что «на рассмотрение Совета министров поступило законодательное предположение 73 членов Государственной думы о раздельном сожительстве супругов вместе с отзывами по сему вопросу министра юстиции и обер-прокурора Синода». О столкновении церковного канонического права и гражданского закона о браке. Краткий обзор брачного законодательства, начиная с XVIII в. Автор обосновывает необходимость более конкретного закона о разводе, определяя закон о раздельном сожительстве неразведенных официально супругов его суррогатом. Упомянуты митрополит Филарет (Дроздов) Московский, К.П. Победоносцев, архиепископ Иаков, Г. Ибсен.
  8. «33» // БВ:ВИ. 1910. №272 от 19 ноября. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья посвящена законопроекту (упоминается также как «законопроект 33-х» о домашней прислуге (прием на работу, увольнение, обращение, защита прав, обязанности, наказание прислуги). Упомянуты французский писатель Октав Мирбо, С.С. Юшкевич (роман «Наши сестры»), драматург В.В. Протопопов.
  9. Неугасающий свет (К празднику Рождества Христова) // БВ:УВ. 1910. №12092 от 25 декабря. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1910. №303 от 25 декабря. С. 1–2. Статья-проповедь, приуроченная к празднику Рождества. Упоминаются Л.Н. Толстой и его книга «Восстановление ада», В.Я. Брюсов («Земля»), В.В. Вересаев («восточная сказка» «Звезда»), Шолом Аш (драма «Бог мести»), Г. Ибсен («Бранд»).

 

 

1911 год

 

  1. Бред или быль? // БВ:ВИ. 1911. №4 от 5 января. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья посвящена изображению (в том числе резко негативному) деревни в литературе. Упоминаются писатели и публицисты И.А. Родионов (роман «Наше преступление»), В.В. Муйжель («Грех», «Старухина земля»), К.И. Чуковский, М.О. Меньшиков, И.А. Бунин (повесть «Деревня» – «подлинная литература, а не публицистика а lа Меньшиков»), А.П. Чехов – «самый чистый, глубокий и светлый человек последнего десятилетия» (рассказ «Мужики), врач, деятель земской медицины, этнограф Д.Н. Жбанков, врач, политический деятель А.И. Шингарев (книга «Вымирающая деревня»), киевский журнал «Наше дело».
  2. Переломленные души // БВ:ВИ. 1911. №8 от 11 января. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О самоубийствах, в том числе среди духовенства.

«Но неужели в самом деле “путь с пятого этажа вниз” – единственный путь для тех, кого мучат зрелища жизни распинаемой?

Отчаяние – это другое имя смерти.

Для человека оно всегда ошибка; злое и властное погашение святого инстинкта жизни.

Нужно искать других способов, кроме колокольни, чтобы выйти из темноты, темного ужаса, какой может иногда вызвать жизнь. <…>

Я видел спасение, конечно, не в старой омертвевшей религиозности, а в еще не пришедшей – новой, в которой великие сказки о бессмертии и побежденном зле были бы слиты с жизнью земли, снесены с неба, переделаны в двигающую землю творческую силу.

В новом воскресшем христианстве».

Упомянуты А.М. Ремизов («Крестовые сестры»), С.И. Гусев-Оренбургский (с рассказом о священнике, бросившемся с колокольни), Л.Н. Андреев («Елеазар», драма «Анатэма», герой одноименной повести священник Василий Фивейский), сборник «Самоубийство» (М., 1911), собственная статья еп. Михаила о священнике, бросившемся с колокольни Вознесенского собора в Симбирске, без указания названия, даты и места публикации.

  1. Ученическая каторга // БВ:ВИ. 1911. №18 от 22 января. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1911. №18 от 22 января. С. 1. Статья посвящена истязаниям детей при обучении их ремеслу и ремесленному обучению вообще, написана по случаю упоминаемого в ней ремесленного съезда. Уп. рассказ А.П. Чехова «Ванька».
  2. Желтая книжка // БВ:ВИ. 1911. №41 от 18 февраля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1911. №41 от 18 февраля. С. 1. Статья опубликована с подзаголовком «Сельское духовенство и крепостное право», посвящена бесправию сельского священника. Упомянуто рукописное сочинение «Повесть о священнике Никите Григорьеве», в котором говорится об отказе благословить собак помещика и последовавшей затем расправе над ним. Упомянут писатель Н.И. Соловьев. Из личных воспоминаний автора: «Все родственники мои по матери (дяди, дети и т.д.) были сосланы в Сибирь помещиком и двое дядей затравлены собаками».
  3. Новый устав духовных академий // БВ:ВИ. 1911. №47 от 25 февраля. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья написана по поводу только что изданного Устава духовных академий и семинарий. Упомянуты еп. Никон (Бессонов), который в недавней статье в «Колоколе» «сокрушался по поводу еретичества профессоров академий, которые даже сказание о Нерукотворном образе отрицают», фамилии пострадавших и опальных богословов, историков церкви: Е.Е. Голубинский, князь С.Н. Трубецкой, И.А. Карабинов и др. «Будущее богословие будет “рабьим” перефразом конспектов, какие выработают для богословия еп. Никоны и оо. Восторговы».
  4. Как быть? // БВ:ВИ. 1911. №54 от 5 марта. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья посвящена вопросам канонического и правового положения священника в случае ухода от него жены. Упомянута повесть М. Лубинского «Разбитое счастье».
  5. Бутафорская медицина // БВ:ВИ. 1911. №59 от 11 марта. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на создание в Москве общества по организации медицинской помощи и охране здоровья рабочих, о состоянии мединской помощи на заводах и фабриках. Упоминаются Козьма Прутков, книга «Записки фабричного инспектора» А.К. Клепикова (М., 1911; опубликована была под псевдонимом С. Гвоздев, который и приводится в статье), А.П. Чехов.
  6. Счастливые и несчастливцы // БВ:ВИ. 1911. №66 от 19 марта. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отзыв на книгу Бруно Меннеля (Мэннеля) «Школы для умственно отсталых детей» (СПб., 1911).

«Прочитал книгу Меннеля и подумал: как счастливы дети-полуидиоты. У них есть возможность и надежда стать разумными людьми. А умным, наоборот, еще предстоит стать идиотами».

Статья посвящена положению умственно отсталых детей в школах, их обучению, завышенным нагрузкам и другим сложностям, мешающим образованию детей. Упомянуты Ж.-Ж. Руссо, М. де Монтень, Г. Спенсер, шведская писательница Эллен Кей, Г. Гейне, автор «Журнала для всех» Гордон.

  1. Белая проповедь // БВ:ВИ. 1911. №84 от 10 апреля. С. 2–3. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Пасхальная проповедь. Упомянуты философ В.С. Соловьев, писатель А.М. Ремизов. Автор делится личными воспоминаниями о детстве:

«В моем родном селе какой-то доморощенный художник написал на полотне картину Христа воскресшего.

Картина висела свернутой и раскрывалась сразу при первых звуках “Христос воскресе”.

Помню, как волновал и поднимал этот до сих пор сверкающий для меня момент.

Это была какая-то ликующая проповедь, зовущая вверх, заставляющая встать и подняться.

Взяться за светлую ризу Воскресшего и идти в жизнь, чтобы помочь ей встать и воскреснуть».

  1. Злая легенда // БВ:ВИ. 1911. №90 от 19 апреля. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на статью в газете «Колокол», под тем же названием, по поводу убийства мальчика Андрюши Ющинского в Киеве 12 марта 1911 г.
  2. Братцы, или Видения инокини Феклы // БВ:ВИ. 1911. №93 от 22 апреля. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья написана как отклик на книги и проповеди, посвященные борьбе с сектантством в Санкт-Петербурге и Москве. Упомянуты издатель и церковный публицист В.М. Скворцов, книга иеромонаха Марка о бесах (возможно: Марк, игумен. Злые духи и их влияние на людей, разн. изд.), «Видения монахини Тихвинской обители Феклы».
  3. Книга в деревне // БВ:ВИ. 1911. №106 от 7 мая. С. 1–2; то же: БВ:УВ. 1911. №12319 от 13 мая. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья посвящена вопросам комплектования сельских библиотек: цене на книги, отбору, фондам, их старению и др. вопросам просвещения на селе. Упомянуты Эжен Сю, В.Г. Белинский, А.К. Толстой («Князь Серебряный»), Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», герой популярных в России начала ХХ в. анонимных книг американский детектив Пинкертон, др. авторы и герои.
  4. «Под кукулем» // БВ:ВИ. 1911. №159 от 9 июля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О том, что «монастыри – вид хозяйственных экономий на основе бесплатного труда, без всякого живого христианского дела, хотя бы того, какое есть в каждом католическом монастыре». Упомянуты писательница Е.М. Милицина, И. Ларский («Материалы для русского Декамерона»), художник М.В. Нестеров, игумен киевского Троицкого монастыря Мельхиседек, обвиняемый в растрате монастырских денег.
  5. «Ручей» // БВ:УВ. 1911. №12425 от 15 июля. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья посвящена памяти профессора А.А. Руссова, одного из организаторов Союза борьбы с детской смертностью, затронут вопрос о состоянии педиатрии в России, мерах борьбы с детской смертностью. В качестве названия послужила любимая картина А.А. Руссова «Ручей» работы Л. Фредерика.
  6. Еще шаг? // БВ:УВ. 1911. №12439 от 23 июля. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Вновь в связи с законопроектом о раздельном проживании супругов поднимается тема расторжения брака.

«Наши законы о поводах к разводу – вовсе не церковного происхождения, и иногда (например, в случае развода по причине ссылки на поселение) гораздо более противоречат церковной совести, чем развод ради душевной болезни или сифилиса.

Если взять памятники древнерусского подлинно церковного права, то они окажутся гораздо благосклоннее к семье, ее интересам и болям, чем существующее бракоразводное право».

  1. Еще в защиту сословия // БВ:УВ. 1911. №12451 от 30 июля. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1911. №177 от 30 июля. С. 1. Отклик на статью Ардова в «Утре России» о том, что нравственный уровень духовенства не отличается от нравственного уровня средних городских мещан, низших чиновников с их пошлостью, «консисторскими кляузами», и продолжение статьи 1910 г. «В защиту сословия». Поднята тема бесправия духовенства. Упомянуты публицист М.О. Меньшиков, Генрик Ибсен со стихотворной драмой «Бранд», священник господствующей церкви, депутат III Гос. думы и также член Союза русского народа А.С. Вераксин, архиепископ Антоний (Храповицкий) Волынский, рассказ Н. Тиханова «Вышний грех».
  2. Мимоходом // БВ:ВИ. 1911. №182 от 5 августа. С. 3. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. Короткая заметка о необеспеченности сел и деревень продовольствием и грозящем голоде.
  3. Не добрая месть // БВ:УВ. 1911. №12477 от 14 августа. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья посвящена вопросу признания официального старообрядческого брака и вступления во второй брак при переходе в господствующее вероисповедание лишь при условии расторжения первого, о законности и незаконности браков вообще и разводах.
  4. Семья разлагается // БВ:УВ. 1911. №12482 от 18 августа. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О проблеме разложения малолетних детей окружающей социальной обстановкой, средой, в которой они растут. Поводом к написанию послужили различные недавние газетные сообщения. Упомянут роман французского писателя Камилла Пэра «Дитя Парижа» (М., 1911), Франк Ведекинд и его пьеса «Пробуждение весны».
  5. Большая старообрядческая реформа // БВ:УВ. 1911. №12521 от 9 сентября. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на решения старообрядческого Освященного Собора, проходившего на Рогожском кладбище в Москве, об учреждении Духовного совета при Московском архиепископе. Этой же теме посвящена статья еп. Михаила «Духовный совет» в журнале «Старообрядческая мысль», см.: Михаил (Семенов), еп. Собрание сочинений. Ржев, 2014. Т. 3. С. 205–207.
  6. Защита материнства // БВ:ВИ. 1911. №219 от 16 сентября. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья о разных мерах социальной защиты матерей, что и следует из заголовка (подзаголовок указывает на повод: «По поводу Дрезденского конгресса»). Упоминаются книга «Записки фабричного инспектора» А.К. Клепикова (М., 1911; опубликована была под псевдонимом С. Гвоздев), немецкая писательница Лили Браун, картины «Джоконда», «Сикстинская мадонна».
  7. К «спору о ребенке» // БВ:УВ. 1911. №12557 от 30 сентября. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1911. №231 от 30 сентября. С. 1. О воспитании детей, отданных в другие семьи или приюты, которых затем родители, зачастую – преступники, требуют вернуть им назад, правовые и нравственные аспекты этого дела. Упоминается книга Б.П. Никонова «Спор о ребенке: Закон и судебная практика по вопросам об отобрании родителями своих детей от посторонних лиц» (СПб., 1911).
  8. «В паутине» // БВ:УВ. 1911. №12575 от 11 октября. С. 3. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Об одноименном рассказе М. Арцыбашева, который инсценировался и входил в театральный репертуар. Приводятся параллели из реальной жизни, связанные с содержанием рассказа, случаи, когда ученики стреляли в своих учителей и кончали самоубийством, с традиционным вопросом: кто в этом виноват? Упомянут герой «Мелкого беса» Ф.К. Сологуба Передонов.
  9. Объединенное церковное министерство // БВ:УВ. 1911. №12577 от 12 октября. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1911. №241 от 12 октября. С. 1. Статья посвящена реформе подбора членов состава Синода, его медленном превращении, по мнению автора, в совет при обер-прокуроре, другим реформам по церковному ведомству. Упоминаются архиепп. Антоний (Храповицкий), Сергий (Страгородский), епп. Гермоген (Долганев), Серафим (очевидно, Голубятников, Подольский и Брацлавский), униатский епископ Маркелл (Попель?).
  10. Надзор «за этой мастерской» // БВ:УВ. 1911. №12597 от 23 октября. С. 3. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Написана по поводу фактов насилия над девочками в швейных мастерских, терроре хозяев над детьми, защите детства. Упоминается поэт А.Н. Некрасов, публикация «Modes et robes» («Моды и платья», фр. – В.Б.) в «Современном мире».
  11. Мечты и действительность // БВ:УВ. 1911. №12613 от 2 ноября. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отзыв на только что изданный сборник статей «Школа, земство и учитель», о положении учителей вообще.
  12. Около голода: Наброски в еще не голодной деревне // БВ:УВ. 1911. №12688 от 16 декабря. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О бедственном положении в деревнях Симбирской губ., грозящем им голоде, вопреки заявлениям «начальства, что голода нет».
  13. Два Христа // БВ:УВ. 1911. №12704 от 25 декабря. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья, приуроченная к празднику Рождества. Сравниваются картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» и М.В. Нестерова «Святая Русь». «В этих двух полотнах дан высший подъем русского художественного творчества». Упомянута повесть «Кожемякин» А.М. Горького.

 

1912 год

  1. Консистория и бракоразводный процесс: К пожеланиям бюджетной комиссии // БВ:УВ. 1912. №12764 от 1 февраля. С. 1. То же: БВ:ВИ. 1912. №28 от 3 февраля. С. 1; №12781 от 11 февраля. С. 1 (в БВ:ВИ вторая часть статьи не появлялась). Подписи – Б. проф. церковн. права и Б. проф. церковного права. О предпринимаемых Государственной думой шагах к тому, чтобы поторопить Синод и кабинет министров с законом о бракоразводном процессе, о связанных с ним процедурных вопросах. Упомянуты герой пьесы Л.Н. Толстого «Живой труп» Федор Протасов, М.П. Арцыбашев, очерк Черникова в «Тамбовских епархиальных ведомостях».
  2. Смета св. Синода // БВ:УВ. 1912. №12819 от 4 марта. С. 1. Подпись – Б. профессор церковного права. К вопросу о смете Синода и его обсуждению Государственной думой, о бесконтрольном расходовании церковных сумм. Упомянуты епп. Алексей, Гермоген (Долганев), Митрофан (Краснопольский), игумены Макарий (Гневушев), киевский игумен Мелхиседек, протоиерей Иоанн Восторгов, историк церкви, профессор Н.Н. Глубоковский, брошюра «К пятидесятилетию освобождения крестьян от крепостной зависимости» (в 1910 и 1911 гг. выходили две книги с таким названием разных авторов).
  3. Жестокие планы: К планам церковной борьбы с самоубийствами // БВ:УВ. 1912. №12825 от 8 марта. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на одну из газетных заметок о самоубийствах. Упомянут рассказ З.Н. Гиппиус «Лунные муравьи», герои произведений польской писательницы Марии Конопницкой (Яктон, в газетной публикации – Актон), «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя (Поприщин).
  4. Неугасимая лампада // БВ:УВ. 1912. №12854 от 25 марта. С. 1. Без подписи. То же: БВ:ВИ. 1912. №72 от 25 марта. С. 1. Статья на пасхальную тематику. На авторство еп. Михаила указывают стилистические особенности: короткие абзацы, выделение важных мест текста (в данном случае – разрядкой), сочетание религиозной проповеди с аллюзиями на современных светских авторов (пьеса «Савва» Л.Н. Андреева, часто упоминаемая в др. подписанных статьях еп. Михаила, артист и писатель А.А. Дьяконов и его повесть «Ничто».
  5. За что его осудили? // БВ:УВ. 1912. №12955 от 26 мая. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на брошюру профессора Киевской духовной академии В.И. Экземплярского «За что меня осудили», уволенного за статью «Гр. Л.Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых» (1911 г.). Перечислены имена многих преподавателей других духовных академий, подвергшихся в разное время выговорам и преследованиям.
  6. Маленькие преступники в монастырях // БВ:УВ. 1912. №12999 от 21 июня. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1912. №160 от 10 июля. С. 4. Поводом для статьи послужило синодское определение по вопросу воспитания в монастырях малолетних преступников, которое «составлено так, что любой монастырь может не делать ровно ничего, ссылаясь на местные условия». О тяжелом положении детей и работников в монастырях. Упомянуты повести «Исповедь» А.М. Горького, «интересная повесть г-жи Милициной (писательницы Е.М. Милицыной. – В.Б.) “Призраки”», которая «не клевета. Она написана даже с некоторым уважением к темному монастырскому царству».
  7. Гг. Корсаковские и защита детей // БВ:УВ. 1912. №13015 от 30 июня. С. 1. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. БВ:ВИ. 1912. №153 от 1 июля. С. 1. Поднят вопрос о тяжелом положении учителей, попадающих в итоге в психиатрические больницы (на примере Симбирской губ.). Упомянуты «Записки современника» В.Г. Короленко. Корсаковский – «недавно умерший окружной инспектор».
  8. «Церковная пыль» // БВ:УВ. 1912. №13084 от 10 августа. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1912. №187 от 10 августа. С. 1–2. О том, что церковные ведомства «втягивают», привлекают для участия в выборах в Государственную думу учителей церковных школ и псаломщиков – «церковную пыль», по выражению протоиерея И.И. Восторгова, чьи слова и послужили заголовком.
  9. Старообрядцы и выборы // БВ:УВ. 1912. №13094 от 17 августа. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. БВ:ВИ. 1912. №193 от 18 августа. С. 1. Поводом для написания послужило обращение московских старообрядцев-мирян к общинам о выборах в Государственную думу, упомянуты члены III Государственной думы октябристы А.И. Гучков, П.В. Каменский, журналы «Старая Русь» (Рига), «Старообрядческая мысль», приводятся выдержки из публикаций в них.
  10. Мимоходом // БВ:УВ. 1912. №13112 от 28 августа. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1912. №201 от 28 августа. С. 1. Статья состоит из двух небольших заметок. В первой («Тогда и теперь») упомянут протоиерей Мазуркевич, спасший от неполеоновских солдат сокровища смоленской ризницы. Поводом для статьи послужили сообщения об их распродаже с аукциона. Вторая часть («1/4 человека») является дополнением к статье «Церковная пыль». Упомянуты архиеп. Антоний (Храповицкий) Волынский, епп. Гурий (Буртасовский) Симбирский и Сызранский, Иоанн (Поммер) (на то время – Слуцкий, викарий Минской епархии).
  11. «Просветленный» // БВ:УВ. 1912. №13255 от 18 ноября. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1912. №273 от 20 ноября. С. 1. «В протоколах СПб. Духовной академии за 1911–1912 годы (в последней книжке “Хр[истианского] чтения”) напечатаны отзывы о кандидатском сочинении священника А. Ермолаева “Смертная казнь”», и поводом для статьи стало то, что указанный автор «…признает смертную казнь даже делом христианской любви и справедливости, поскольку такая казнь есть лишь радикальная мера спасти человека, ставшего всецело орудием дьявола…» Диссертация была представлена к почетному отзыву академии. Упомянуты Ф.М. Достоевский («Идиот»), профессора А.А. Бронзов, Нечаев.
  12. Бросают, как мячики // БВ:ВИ. 1912. №299 от 20 декабря. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О правах разводящихся супругов на детей. Упомянуты «Заметки судебного деятеля» А.Ф. Кони, опубликованные в «Русской старине», еп. Никон (Бессонов), в то время Кременецкий, первый викарий Волынской епархии.
  13. Праздник матери: Ко дню Рождества и к «женскому съезду» // БВ:УВ. 1912. №13316 от 25 декабря. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1912. №303 от 25 декабря. С. 1. О признании обществом святости материнства. «Нужно создать великую хартию прав матери не сказками, а упорной работой общества». Упомянуты семейство немецких художников Каульбах, герой «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского Дмитрий Карамазов.

 

 

1913 год

 

  1. Об архиерейских наследствах // БВ:УВ. 1913. №13396 от 13 февраля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1913. №37 от 13 февраля. С. 2. Поводом для статьи стал государственный законопроект о лишении монашествующих права собственности, реакция на него церковной среды, несоблюдение архиереями обета нестяжания. Упомянуты историк, публицист Д.И. Ростиславов, митрополит Филофей Киевский, Филарет (Дроздов) Московский, архиепископ Сергий (Певницкий), книги профессора-историка А.П. Лебедева «Слепые вожди», М.Я. Морошкина, И.С. Аксаков, неназванный роман Моди (Maudit).
  2. Семеро // БВ:УВ. 1913. №13452 от 17 марта. С. 2. Подпись – Старообрядческий епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1913. №65 от 17 марта. С. 1. Поводом для статьи послужило сообщение газеты «Сибирская жизнь» о самоубийстве в Енисейской губ. семерых священников, поднимается тема бедственного и бесправного положения рядового духовенства. Упомянуты герой одноименного произведения Л.Н. Андреева Василий Фивейский, повесть И.Г. Шадрина «Бурса», С.И. Гусев-Оренбургский («Мертвец»), еп. Никон (Бессонов) Енисейский и Красноярский.
  3. Размышления о «владычных размышлениях» // БВ:УВ. 1913. №13460 от 22 марта. С. 1. Подпись – Старообрядческий епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1913. №72 от 26 марта. С. 3. Поводом для статьи стала публикация в журнале «Голос церкви» неуказанного епископа «Размышления архиерея, вернувшегося из путешествия по епархии». О действительном и мнимом достоинстве архиерейского сана. Упомянуты еп. Андрей (Ухтомский), духовный писатель Е. Поселянин (Е.Н. Погожев).
  4. Еще десяток ревизий // БВ:УВ. 1913. №13473 от 30 марта. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья затрагивает вопросы хищений и беспорядков в хозяйствах монастырей, образования епархиальных ревизионных комитетов и контроля над монастырским имуществом, необходимости привлечения к надзору рядовой братии.

«Только привлечение к надзору за хозяйством рядовой братии, заинтересованной если не в целости монастырского имущества, то в “кружке”, и серьезный внеепархиальный и внесинодский независимый контроль могут хоть отчасти очистить “Авгиевы конюшни” монастырского хозяйства, в котором безотчетность стала не только привычкой, а даже и каноном».

Упомянуты еп. Гермоген (Долганев), киевский игумен Мелхиседек, совершивший растрату.

  1. Что тормозит неотложное дело? К бракоразводным проектам // БВ:УВ. 1913. №13479 от 3 апреля. С. 1. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. Возвращение к теме развода, о разводе в церковном праве Византии.

«Уважая традицию, можно в крайнем случае справляться с действительным голосом христианской церковной морали, но вовсе нет оснований считать за непреложный закон то, что заблагорассудится назвать каноном Антонию Волынскому и протоиерею Буткевичу.

Сохраняя во имя канона, до сих пор даже, цинический закон о бракоразводном следствии, ведомство потеряло даже моральное право голоса в вопросах брачной реформы».

Упоминаются византийский император Лев IV (Лев Философ), патриарх Фотий I Константинопольский, публицист В.В. Розанов.

  1. Два проекта // БВ:ВИ. 1913. №84 от 9 апреля. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. «Думское духовенство выработало свой проект содержания духовенству: 900 священнику и 300 псаломщику из средств казны», параллельный проект внесла партия октябристов, что и стало поводом для статьи.
  2. Старообрядческие жалобы // БВ:УВ. 1913. №13500 от 17 апреля. С. 1–2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья о несовершенствах в действующем законодательстве о свободе совести (по старообрядческому вопросу), например, при заключении браков и др.
  3. Еще о ревизиях // БВ:ВИ. 1913. №99 от 27 апреля. С. 2. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. То же: БВ:УВ. 1913. №13520 от 28 апреля. С. 1. Продолжение темы, поднятой в статье «Еще десяток ревизий» (№68), о практике ревизий духовных ведомств, покрывательстве монастырских беспорядков и правонарушений. Упомянуты еп. Геннадий (Туберозов) Балахнинский, викарий Нижегородской епархии, историк Д.И. Ростиславов.
  4. Под надзором комитетов // БВ:ВИ. 1913. №110 от 10 мая. С. 1. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. Статья посвящена работе епархиальных ревизионных комитетов и отсутствию должного контроля за деятельностью епископа на примере Черниговской епархии, поборам с рядового духовенства. Упомянут епископ Василий (Богоявленский) Черниговский и Нежинский, обер-прокурор Синода В.К. Саблер.
  5. Смета, которая прошла мимо // БВ:ВИ. 1913. №116 от 17 мая. С. 1. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. О принятии Государственной думой сметы Синода. Упомянуты депутат Н.С. Чхеидзе, протоиерей Иоанн Восторгов, обер-прокурор В.К. Саблер.
  6. Призрение в духовном ведомстве // БВ:УВ. 1913. №13564 от 25 мая. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1913. №122 от 25 мая. С. 1. Статья написана по поводу расхождения между официально объявленной депутатом Государственной думы Н.С. Чхеидзе суммой (10 миллионов), которая будто бы имеется у Попечительства о бедных духовного звания, и реальным положением вещей в деле попечительства, которое не расходует эти средства по назначению. «Архиерейское самовластие не допускает широкого надзора над богадельнями самого духовенства, и крохи, которыми питаются вдовы и сироты духовного звания, прилипают к их рукам».
  7. Сезонное // БВ:ВИ. 1913. №126 от 30 мая. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:УВ. 1913. №13578 от 2 июня. С. 2. О практике архиерейских объездов епархий. Упомянут архиеп. Николай (Касаткин) Японский.
  8. Право родить // БВ:УВ. 1913. №13588 от 9 июня. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Поводом для статьи послужил Пироговский съезд, заявивший в одной из резолюций, что убийство нерожденного не должно быть наказуемо. Вновь поднята тема охраны и защиты материнства. Упомянуты драма Франка Ведекинда «Пробуждение весны», Эжена Брие «Материнство» (возможно, «За мать» (СПб., 1909)), героиня романа М.П. Арцыбашева «Санин» Карсавина, французский писатель Октав Мирбо.
  9. Где правда? // БВ:ВИ. 1913. №138 от 14 июня. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на статью газеты «Колокол», отозвавшейся, в свою очередь, на статью «Под надзором комитетов» (№73). Упоминается еп. Василий (Богоявленский) Черниговский и Нежинский.
  10. Среди мракобесов // БВ:УВ. 1913. №13612 от 23 июня. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О смертной казни в связи с выступлением профессора А.А. Бронзова в «Колоколе», а также публикациях священника Сидорова в той же газете о печати антихриста.
  11. Монастырская идиллия // БВ:УВ. 1913. №13622 от 29 июня. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ ВИ. 1913. №151 от 29 июня. С. 1–2. Отклик на статью И. Ларского «Материалы для русского Декамерона» (см. также №36). Упомянут иеромонах Арсений, приславший еп. Михаилу свое исследование (рукопись на ста страницах) о порядках монастырской жизни в Орловской губ. (факты хищений, незаконных порубок леса, драки и т.п.). Вновь поднимается тема ревизий монастырского хозяйства и положения дел в монастырях. Упоминается игумен Мелхиседек из Киевского Троицкого монастыря и другие растратчики.
  12. Епархиальный съезд // БВ:ВИ. 1913. №161 от 11 июля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Статья посвящена вопросам, входящим в компетенцию епархиальных съездов, роли съездов в самом широком смысле, их возможности влиять на власть и распоряжения архиереев и наоборот. Упоминается еп. Владимир (Соколовский-Автономов) Екатеринбургский и Ирбитский.
  13. Новая бурса // БВ:ВИ. 1913. №164 от 14 июля. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на книги А.П. Куркина «Из быта новейшей бурсы: Воспоминания, очерки, наброски» (Смоленск, 1910) (в газетной публикации – «Очерки новейшей бурсы»), И.Г. Шадрина «Бурса» (СПб., 1913), роман Л.М. Добронравова «Новая бурса», опубликованный «в последней книге “Заветов”» (отд. изд. – СПб., 1913).
  14. Несчастнейший законопроект // БВ:ВИ. 1913. № 214 от 12 сентября. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:УВ. 1913. №13753 от 15 сентября. С. 2. «Синод, передавая гражданскому суду производство следствия по бракоразводным искам, не хочет отказаться от своего права окончательного решения по бракоразводным делам: желает оставить за собой не только формальное право утверждения развода при наличности законных причин, но и право проверки следствия», что и стало поводом для статьи. Упомянуты автор «Русского слова» Вельский, публицист, автор «Нового времени» М.О. Меньшиков, автор «Тамбовских епархиальных новостей» Черников, «известный делец» М. Арцыбашев, одна из статей самого еп. Михаила (тогда – архимандрит) в журнале «Красный звон».
  15. 1600 лет // БВ:УВ. 1913. №13751 от 14 сентября. С. 1. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1913. №216 от 14 сентября. С. 2. Статья приурочена к юбилею т.н. Миланского эдикта императоров Константина и Лицина, провозгласившего религиозную терпимость на территории Римской империи.
  16. Церковь и государство // БВ:УВ. 1913. №13797 от 11 октября. С. 1. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1913. №239 от 11 октября. С. 1. Отклик на сообщения газет о проекте, выработанном в Ведомстве православного исповедания, об исключении из ведения Думы дел церковного характера, о столкновении государственного и церковного интересов в разных сферах жизни (образование, суд, развод).

«При народном устройстве церкви, ее общественности, как сказали мы, область церковной автономии может быть очень широкой.

Но действительная свобода церкви в ее законе возможна только при разделении государства и церкви».

Упомянуты профессор Варшавского университета П.В. Верховский и его «Очерки по истории Русской церкви в XVIII и XIX столетии» (Варшава, 1912), профессор, историк церкви Н.А. Заозерский и его статья «Византийское право в работах Предсоборного совещания по улучшению бракоразводного процесса» (Церковная правда. 1913. №6. С. 148–151; №7. С. 183–191).

  1. Старообрядческий законопроект и старообрядческий съезд // БВ:ВИ. 1913. №266 от 12 ноября. С. 2. Подпись – Старообрядческий еп. Михаил. О несовершенствах в вероисповедном законодательстве.
  2. Епископская ответственность // БВ:ВИ. 1913. №273 от 20 ноября. С. 1–2. Подпись – Бывший профессор. Об ответственности высшего духовенства.

«Но какую ответственность введет Синод или Присутствие? Ответственность за превышение власти? Судебную ответственность епископа за оскорбление дьячка, имущественную ответственность за беззаконное лишение прихода? Тот же самый порядок следствия и дознания, какой ведется по отношению к низшему духовенству?

Если бы мне показали документ с таким решением Синода, я не поверил бы.

Это невозможно, это немыслимо.

Тогда, может быть, ответственность перед епархией, которой во имя древнего канона и церковной традиции требовал проф. А.П. Лебедев?

Еще невозможнее».

Упомянуты историк М.Я. Морошкин, обер-прокурор Синода Н.А. Протасов, архиепп. Никанор (Бровкович) и его «Биографические записки» (очевидно, «Биографические материалы» (Одесса, 1900)), Аркадий (Федоров), Ириней, историки церкви А.П. Лебедев, Е.Е. Голубинский и др.

  1. Чего еще хотят? // БВ:ВИ. 1913. №279 от 27 ноября. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О проблеме автономности церковного права и светского законодательства, их соотношении. Упомянуты профессор П.В. Верховский, историк М.Я. Морошкин, обер-прокурор Синода В.К. Саблер, протоиерей Субботин.
  2. На какие средства? // БВ:ВИ. 1913. №285 от 4 декабря. С. 1–2. Подпись – Бывший профессор. Поводом для статьи стало сообщение газеты «Колокол» о проекте еп. Анастасия (Грибановского) Серпуховского об устройстве скита для студентов-монахов. Об «ученом монашестве», которое «оскудевает», вообще о привлечении к иноческой жизни. Упомянуты историк Д.И. Ростиславов и его труд «О православном белом и черном духовенстве в России», митрополит Платон (Левшин).
  3. Детская хартия // БВ:УВ. 1913. №13923 от 25 декабря. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1913. №303 от 25 декабря. С. 1. Об игнорировании церковью вопросов детства: «Почему между бесконечными церковными сборами “на распространение христианства в Туркестане” и на неведомые монастыри Западного края нет сбора на ребенка?» Упомянут Ясь, герой произведения польской писательницы Марии Конопницкой. Статья упоминается в одном из писем еп. Михаила М.М. Гаккебушу[5].

 


 

1914 год

  1. Несложные расчеты // БВ:УВ. 1914. №14004 от 14 февраля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1914. №38 от 14 февраля. С. 1–2. «Законодательное предложение об уравнении содержания епархиальных преосвященных наконец внесено в Государственную думу» и стало поводом для этой статьи. Речь идет о доходах архиереев (легальных и нелегальных), их расчетах, государственном ассигновании для них (автор не считает его необходимым). Упомянуты историк, публицист Д.И. Ростиславов, Дурново (без инициалов).
  2. Опасный план // БВ:УВ. 1914. №14046 от 11 марта. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1914. №61 от 13 марта С. 1–2. Отклик на статью бывшего священника, члена Государственной думы И.В. Титова в газете «Речь» и его плане разрешения вопроса о средней духовной школе, ее перспективах. Упомянуты архиеп. Антоний (Храповицкий), церковный историк и публицист А.А. Бронзов.
  3. Встревоженные // БВ:УВ. 1914. №14058 от 18 марта. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1914. №65 от 18 марта. С. 1. По поводу статей еп. Андрея (Ухтомского) (в частности, в газете «Рассвет») и Гермогена (Долганева) о «религиозном разброде» и кризисном состоянии господствующей церкви вообще.
  4. Церковь невидимая // БВ:УВ. 1914. №14089 от 6 апреля. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. БВ:ВИ. 1914. №81 от 6 апреля. С. 1. Статья на пасхальную тематику.

«Идея воскресения была и будет необходимой и светоносной идеей. В воскресении Христа дана от века величайшая мысль о том, что победят крестоносцы и воскреснет распятая в страданиях жизнь, что правда не умирает».

Упомянуты пьеса Л.Н. Андреева «Савва», роман Б.К. Зайцева «Дальний край», писатель и публицист В.Г. Тан-Богораз (Тан), биолог И.И. Мечников.

  1. В Черниговской епархии // БВ:ВИ. 1914. №93 от 22 апреля. С. 2. Подпись – Старообр. еп. Михаил. О положении и недовольстве в Черниговской епархии правящим архиереем, сомнительных в экономическом смысле его предприятиях (покупка Ляличкиного дворца, торговля плохим вином и др.), бедственном положении свечного завода с постоянными отчислениями «на владычьи затеи».
  2. Перед бюджетным судом // БВ:ВИ. 1914. №99 от 29 апреля. С. 1. Подпись – Бывш. проф., старообр. еп. Михаил. О рассмотрении в Государственной думе сметы Синода, отсутствии должного контроля над синодскими суммами.

«Бюджет ведомства дошел до 53 миллионов, еще миллионы в перспективе; доверить их учреждению, которое не имеет никакого действительного контроля, нельзя».

Упомянуты епп. Гермоген (Долганев), Андрей (Ухтомский) Уфимский, отрок Гавриил, протоиерей Певницкий, растратчики церковных сумм иеромонахи Феофан из Бессарабии, Артемий из Плющанской пустыни.

  1. «Движение» в церковном ведомстве // БВ:УВ. 1914. №14178 от 31 мая. Подпись – Бывший профессор. О внесенном в Государственную думу проекте реформы консисторий и необходимости установить четкую систему ответственности епископов за их действия.

«Главный недуг консисторского строя, какой указывали многое множество раз и сами епископы, и комитеты по пересмотру церковного управления (с 70-х годов) – в том, что консистории в своих обеих функциях всецело стоят под давлением владыки, не имеют de facto никакой самостоятельности, а епископ стоит за границей действительной ответственности, прикрываемый и консисторией, и какноническим принципом его “ответственности лишь перед Богом”». «Никакого изменения в этот порядок не вносит новый законопроект».

Упомянуты чиновник Синода Миролюбов, историк М.Я. Морошкин и его «Материалы для истории православной церкви в царствование императора Николая I», ряд архиереев: Нафанаил Псковский, Иоанникий Оренбургский, Иустин Уфимский, Гермоген Саратовский, священник Лебедев, заключенный в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.

  1. На покой // БВ:УВ. 1914. №14220 от 25 июня. С. 1. Подпись – Б. профессор. То же: БВ:ВИ. 1914. №149 от 27 июня. С. 1. Об увольнении архиереев на покой, подлинном престиже епископского служения и власти, архиерейском самодурстве. Упомянут ряд архиереев: Андрей (Ухтомский) Уфимский, Варлаам (Успенский) Архангельский и Холмогорский, Ириней (Нестерович) Иркутский, Смарагд (Крыжановский) Смоленский и Севский, Кирион (Садзаглишвили), «поссорившийся с губернатором» Михей и др.
  2. Старообрядчество и война // БВ:УВ. 1914. №14536 от 5 декабря. С. 1. Подпись – Старообр. еп. Михаил. Отклик на требование Синода отменить государственное ассигнование на содержание старообрядческих фронтовых священников, в то время как его получает мусульманское духовенство (муллы).

 

 


1915 год

  1. Святые песни // БВ:УВ. 1915. №14741 от 22 марта С. 1–2. Подпись – Старооб. еп. Михаил. БВ:ВИ. 1915. №79 от 22 марта. С. 1. Статья, приуроченная к Пасхе. Тема воскресения, любования смертью в современной литературе. Упомянуты Л.Н. Андреев («Елеазар», «Савва»), романы «Пруд» и «Крестовые сестры» А.М. Ремизова, Ф.К. Сологуб, В.В. Вересаев, А.Н. Толстой (сб. «На войне»).
  2. Ко второму Арцыбашевскому делу // БВ:УВ. 1915. №15143 от 12 октября. С. 3. Подпись – Епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1915. №281 от 13 октября. С. 2. О т.н. бракоразводном «арцыбашевском процессе» в Костроме и связанных с ним юридических формальностях (в частности, о необходимости свидетельских (лжесвидетельских) показаний для развода).
  3. Иродово детоубийство // БВ:УВ. 1915. №15292 от 28 декабря. С. 2. Подпись – Еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1915. №357 от 30 декабря. С. 1–2. О проблеме детской и подростковой преступности, беспризорности, развращении детей в пьющих семьях. «У нас ничего нет, “некуда пойти”, даже столицы не могут дать детям хотя по одному светлому дворцу, где бы они могли радоваться светом и простором, учиться, работать, играть».

 


 

1916 год

  1. Монастырские жертвы // БВ:УВ. 1916. №15334 от 20 января. С. 3. Подпись – Еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №19 от 21 января. С. 1. Возвращение к теме контроля за монастырским хозяйством, по поводу утаивания монастырских доходов, прибыли монастырей в связи с войной. Упомянуты автор очерков «о нравах одной иконописной мастерской» Вассич, писатель Л.И. Денисов, Н.Н. Дурново, историк А.П. Лебедев («Слепые вожди»), журнал «Красный звон».
  2. «Церковные реформы» // БВ:УВ. 1916. №15346 от 26 января. С. 2–3. Подпись – Еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №25 от 27 января. С. 1. О возможном восстановлении патриаршества и реформе церковного суда.

«Одно из двух: власть патриарха будет или номинальной рядом с Синодом. И тогда мы имеем епископскую олигархию на началах, близких к строю греческой (константинопольской) церкви, но без всяких гарантий против епископского абсолютизма.

Или (2-е): патриарх может проявить себя как действительная власть.

Тогда не приходится ли ждать иерарха с властью своевольной и капризной, способной к выпадам, - очень способным вызвать “церковное недоумение и разделение церкви”.

Когда заговорили о патриархе – впервые не в литературе только, а и в Синоде и обществе – многие из духовенства перепугались».

Упомянуты публицисты и деятели господствующей церкви протоиерей Т.И. Буткевич, М.А. Остроумов, С.Г. Рункевич.

  1. Серапионовщина // БВ:УВ. 1916. № 15386 от 15 февраля. С. 2. Подпись – Еп. Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №45 от 16 февраля. С. 1–2. Об участии монашествующих в деле воспитания, в школьной работе, попытка дать ответ на вопрос, может ли современный монах стать хорошим воспитателем и педагогом? Упомянуты архиеп. Антоний (Храповицкий) со статьей в «Волынской жизни», опубликованной несколько лет назад, «об ученом монашестве вообще и его значении в школе», историки Д.И. Ростиславов и его труд «О православном белом и черном духовенстве в России», М.Я. Морошкин («О состоянии духовенства в XIX веке» в серии «Сборник Русского исторического общества»), еп. Иоанникий (Образцов) Оренбургский, «Повесть об иеромонахе Серапионе».
  2. Пасынки Фемиды // БВ:УВ. 1916. №15611 от 11 июня. С. 3. Подпись – Ст. епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №160 от 14 июня. С. 1. О проблеме роста и причинах детской и подростковой преступности в 1915 г.
  3. Еще о пасынках Фемиды // БВ:УВ. 1916. №15629 от 20 июня. С. 3. Подпись – Ст. епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №167 от 21 июня. С. 1. Продолжение темы, поднятой в статье «Пасынки Фемиды» (№106). Вопрос о создании детских городков и поселков (или колоний) по примеру зарубежных сетлементов (обществ по воспитательной работе среди детей и взрослых).

«Необходимы детские дворцы игр, развлечений, знания и полезной работы для городских детей без призора и сетлементы для детей преступных или близких к преступлению. Вообще формы свободного и деятельного истинно творческого воспитания.

Только тогда, когда государство покроется сетями таких организаций, можно надеяться, что детской преступности не будет. И, значит, на 50% снизится преступность взрослых».

  1. О разводе в проектах Предсоборного присутствия // БВ:УВ. 1916. №15705 от 28 июля. С. 2. Подпись – Старооб. епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №205 от 29 июля. С. 1. О реформе бракоразводного законодательства, ее подготовке в Предсоборном присутствии, причинах, поводах к разводу.
  2. Развод по причине душевной болезни // БВ:УВ. 1916. №15709 от 30 июля. С. 3. Подпись – Старооб. епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №208 от 1 августа. С. 1. На тему указывает заголовок, статья является продолжением (второй частью) опубликованной ранее статьи «О разводе в проектах Предсоборного присутствия» (№108).
  3. Развод по причине болезни // БВ:УВ. 1916. №15723 от 6 августа. С. 3. Подпись – Старооб. епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №214 от 7 августа. С. 1. О разводе из-за сифилиса, который в совещаниях Предсоборного присутствия не был признан болезнью, дающей повод для развода. «Выгодно ли, наконец, для общества развитие прокаженных?» Еп. Михаил выступает за развод и за расширение круга поводов и причин, дающих на него право. Упомянут обер-прокурор Синода С.М. Лукьянов
  4. Бабьи стоны // БВ:УВ. 1916. №15733 от 11 августа. С. 2. Подпись – Старооб. епископ Михаил. То же: БВ:ВИ. 1916. №218 от 11 августа. С. 1. Продолжение темы развода.

«Нечего и говорить, что сумасшествие, заразительная болезнь, жестокое обращение (в самом широком смысле) были достаточным поводом к разводу. Стремление ограничить право развода всегда шло со стороны церковной власти. Нет сомнения, что и теперь она окажет упорное противодействие. Необходимо проведение коренной реформы через законодательные палаты».

Упомянут писатель Д.А. Линев (Далин).

 

[1] Большая советская энциклопедия. М., 1950. Т. 5. С. 239.

[2] Архимандрит Михаил // БВ:ВВ. 1907. №10150 от 15 октября. С. 9; то же: БВ:УВ. 1907. №10151 от 16 октября. С. 6. Подпись – Н. Г-ль. О решении Синода заключить архим. Михаила в Валаамский монастырь; Архимандрит Михаил: Беседа с членом Синода архиеп. Финляндским Сергием // БВ:ВВ. 1907. №10146 от 12 октября. С. 5; то же: БВ:ВВ. 1907. №10173 от 28 октября. С. 5–6. Подпись – Н. фон Гук; Павлов Дм. Архимандрит-социалист // БВ:УВ. 1907. №10131 от 4 октября. С. 3. Об условиях содержания архим. Михаила в Задонском монастыре; Старообрядцы и архимандрит Михаил // БВ:ВВ. 1907. №10198 от 12 ноября. С. 3. Без подписи. О конфликте с директором Департамента общих дел МВД А.Д. Арбузовым и его отказе принять депутацию старообрядцев из-за присоединения архим. Михаила (со ссылкой на «Новое время»); Б[ывший] архимандрит Михаил на диспуте // БВ:ВВ. 1908. №10615 от 21 июля. С. 2. Без подписи. Это заметка о диспуте архим. Михаила с синодальным миссионером К.Н. Крючковым в Киеве во время проходившего там миссионерского съезда. Состоит из трех, но характерных предложений: «Киев, 21 июля. Состоялся диспут старообрядческого архимандрита Михаила с синодальным миссионером Крючковым. Последний, пользуясь положением казенного проповедника, допустил глумление над Михаилом и обозвал всех старообрядческих священников “проклятыми попами”. Он грозил противнику епископской местью»; На миссионерском съезде // БВ:ВВ. 1908. №10617 от 22 июля. С. 2. Без подписи; Быв[ший] архимандрит Михаил // БВ:ВВ. 1908. №10826 от 24 ноября. С. 3; то же: БВ:УВ. 1908. №10827 от 25 ноября. С. 6. Без подписи. Заметка, основанная на слухах о том, что архим. Михаил получил предложение занять архиерейскую кафедру от питерских старообрядцев, что осложняется запрещением ему проживать в столице; Епископ Михаил и старообрядцы // БВ:ВИ. 1910. №41 от 19 февраля. С. 3. Опубликовано письмо архиеп. Иоанна (Картушина) еп. Михаилу с кратким редакционным вступлением; Как был осужден епископ Михаил: Беседа с еп. Михаилом // БВ:ВВ. 1910. №11900 от 3 сентября. С. 3. Без подписи. То же: БВ:УВ. 1910. №11901 от 4 сентября. С. 6; Николин П. Старые цепи // БВ:ВИ. 1911. №36 от 12 февраля. С. 1. Статья посвящена очередному соборному суду над епископом Михаилом; Погребение старообрядческого епископа Михаила // БВ:УВ. 1916. №15895 от 31 октября. С. 4.

[3] Боченков В.В. Епископ Михаил (Семенов) и Ф.Е. Мельников – корреспонденты М.М. Гаккебуша // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII научно-практической конференции. М., 2005. Т. 2. С. 279–287

[4] Мельников Ф.Е. Старообрядцы и война // БВ:УВ. 1915. № 14650 от 4 февраля. С. 2; Мельников Ф.Е. Всероссийский съезд старообрядцев // БВ:УВ. 1915. №15039 от 21 августа. С. 3; Старообрядческая митрополия в Москве // БВ:УВ. 1915. №15045 от 24 августа. С. 3. Отметим также следующую публикацию, связанную с именем еп. Иннокентия (Усова) Нижегородского и Костромского: Старообрядцы и война // БВ:УВ. 1915. № 14592 от 5 января. С. 4 – интервью (без подписи), а по сути, записанный анонимным корреспондентом монолог еп. Иннокентия (Усова) об участии старообрядцев в Первой мировой войне. После 1916 г. публикации других старообрядческих авторов нами не изучались.

[5] Боченков В.В. Епископ Михаил (Семенов) и Ф.Е. Мельников – корреспонденты М.М. Гаккебуша. С. 284.