ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД (Згомони) — село в Медынском уезде (ныне поселок), известное тем, что здесь бывали Екатерина II, А.С. Пушкин, здесь была основана одна из первых полотняных фабрик России. Многие из фабричных были старообрядцами, при­чем разных согласий. В 1817 году реестр старообрядцев на фабри­ке Гончарова насчитывал около 1400 человек. В 1854 году здесь официально числились около 380 поповцев, более сотни беспо­повцев. Сюда же следует добавить бывших мастеровых, ставших свободными. Таковых среди поповцев было около ста пятидесяти человек. В 1904 году старообрядческий приход насчитывал не бо­лее 600 человек, при этом число полотнянозаводских беспоповцев резко уменьшилось. Старообрядческий храм был освящен во имя Преображения Господня.

 

Храм в Полотняном Заводе. Современный вид. 2-я пол. 1990 гг.

Храм в Полотняном Заводе. Современный вид. 2-я пол. 1990 гг.

*

 

В 1817 году мастеровые полотняной и бумажной фабрик над­ворного советника Афанасия Гончарова подали калужскому гу­бернатору прошение, чтобы разрешил им построить молитвенный дом. Ходатайство это было, кстати, не первым и не последним от них. Просителям отказали и в этот раз.

В другом прошении полотнянозаводских старообрядцев на имя калужского губернатора говорилось: «Священники с причтом, живущие в помянутых фабриках, ежели не получают за погребе­ния и прочее с нас, старообрядцев, большой суммы денег, чинят... нам величайшие разные притеснения и отягощения, тем отлучая нас на немалое время от фабричных дел и работ, открывая тем единственное — только свое корыстолюбие, почему за отдалением Московского кладбища (Рогожского. — В.Б.), желаем обществом своим иметь для погребения... особое кладбище, а на отправление богослужения по старым обрядам, как то крещение младенцев, браковенчание, отпевание умерших и прочего, устроить при упо­мянутой фабрике господина нашего молитвенную избу, иметь при оной от упомянутого Московского кладбища священника подобно тому, как устроено в других местах. На постройку избы и отведе­ние кладбища господин наш согласен и иметь старообрядческого священника позволил»[1]. Это прошение также оказалось безуспешными.

Старообрядцы Полотняного Завода перед поднятием колокола. 1914 год

Старообрядцы Полотняного Завода перед поднятием колокола. 1914 год

 

В 1850-х годах бдительные синодские священники Полотняного Завода подняли шум: в селе действуют две старообрядческие моленные. Следствие выявило, что никаких моленных, специаль­но построенных для общего богослужения, нет. У местного беспо­повца Петра Васильевича Каретникова (думали, что он моленную содержит) отобрали тогда кадильницу и три книги: рукописное Евангелие, Псалтырь и печатный канонник[2]. Фамилия Карет­ников встречается в списке членов совета полотнянозаводскои об­щины за 1913 год: Федор Александрович Каретников, товарищ (заместитель) председателя[3]. Некто Иван Александрович Ка­ретников будет в 1937 году приговорен к десяти годам лагерей за контрреволюционную агитацию[4]. Связи между всеми этими людьми нужно, конечно, исследовать...

Моленная и свой священник, Флор Дмитриевич Агешин, в селе появились, вероятно, в 1880-х годах, более ранних сведений нет.

Рубеж 1893–1894 годов был отмечен некоторыми нестроения­ми в приходе. По старости отец Флор отошел от священнических обязанностей и временно сменил его Иоанн Нефедович Романдин. Кроме того, что родом он был из деревни Мисцево Богородского уезда Московской губернии, о нем ничего неизвестно. В самом начале января 1894 года были избраны попечители Преображен­ского храма: Петр Николаевич Карасев, Дмитрии Федорович Неманихин, Сергей Иванович Шанин, Иван Алексеевич Ерохин, Никола Семенович Пантелеев[5]. 2 февраля того же 1894 года в Полотняный Завод был направлен священник Андреи Тимофее­вич Колосов[6].

Священник Андрей Колосов. 1900-е гг.

Священник Андрей Колосов. 1900-е гг.

 

Отец Андрей родился в августе 1858-го. Рукоположен был ар­хиепископом Савватием (Левшиным) Московским в 1885 году и служил в одном из приходов Московской епархии. В Полотня­ном, как и других старообрядческих пастырей, его преследовали за длинные волосы и ношение священнической одежды. «Однажды земским начальником вследствие ложных показаний никони­анских иереев о. Андрей присужден был к штрафу в 15р[ублей], будто бы за ношение широких рукавов и т.д. Иереи господству­ющей церкви до сих пор не перестают делать зло о. Андрею. Они ненавидят его за то, что он примерною кротостию и незлобием стяжал себе уважение не только среди своих старообрядцев, но и последователей господствующей церкви. Примерное исполнение своих священнических обязанностей о. Андрея многих последова­телей господствующей церкви привело к раскаянию и присоеди­нению к старообрядчеству», — писал журнал «Церковь»[7]. За два года (1911 и 1912) у местного земского исправника накопилось на Колосова шесть дел. По всем им священник был оправдан. «В суде со стороны духовной консистории явились в качестве свиде­телей первый благочинный Василий Иванов и второй священник о. Василий. Как тот, так и другой до суда грозили тюрьмой о. Ко­лосову, но теперь стали потише»[8]. Между тем, еще летом 1910-го Андрей Колосов направил архиепископу Московскому Иоанну (Картушину) ходатайство о переводе на родину. Упоминал, что они с известным столичным священником Елисеем Мелехиным земляки, и тот — его духовный отец, жаловался, что слабеет здо­ровье, тянет к родным местам[9]. Уже 25 лет он служит в сане. Видимо, не было удовлетворено это ходатайство, и не суды ли тому виной...

Последние месяцы жизни отец Андрей сильно болел. Даже в тот суд, о котором рассказывал журнал «Церковь», пришел по доверенности его сын. Службы в храме велись только самые не­обходимые. В 1913 году на Богоявление старообрядцы не смогли пойти со священником крестным ходом на Иордань. 28 июля того же года полотнянозаводский священник умер у себя на родине, в деревне Запруденье Богородского уезда Московской губернии[10].

...В 1900 году медынский купец Иван Петрович Прыгунов пос­троил в Полотняном Заводе каменный дом, куда перенесли потом моленную. Строительство сразу обратило на себя внимание. Во-первых, дом располагался со старой деревянной моленной почти стена к стене, и оба дома можно было соединить. Для этого в кир­пичной стене нового дома оставили отверстие, заложив его кирпичом. Оно, однако, не ускользнуло от глаз губернского инженера, специально командированного в Полотняный. Во-вторых, сам хозяин уклонялся от прямых ответов, для чего ему этот дом, по­давая повод для подозрений. В-третьих, кто-то из старообрядцев проговорился властям, что дом предназначен для моленной...

Губернское правление приказало приостановить строительство, и если хозяин не даст подписки, что дом будет использоваться исключительно для жилья — вообще запретить работы. Подписку Прыгунов дал[11].

Немало потрудился для храма полотнянозаводский житель Да­ниил Семенович Прохоров. О нем практически ничего неизвестно. Был он, как следует полагать, богатым и влиятельным человеком. В одной из заметок в «Церкви» именно он назван строителем полотнянозаводского храма. Колокольню при храме построили бла­годаря Прохорову.

В феврале 1908 года губернское правление зарегистрировало полотнянозаводскую общину[12]. В 1909-м строительное отделение разрешило соорудить на крыше купол и одобрило проект коло­кольни, которую закончили строить в 1914 году, к Пасхе. Колоко­ла были подняты третьего апреля при большом стечении народа. Очевидец писал об этом событии в журнале «Церковь» востор­женно: «Незабвенным моментом для старообрядцев села следует признать первый удар нового колокола. Это было в седьмом часу перед Всенощной великой службы с двенадцатью Евангелиями, в четверг на Страстной неделе... Звон понесся вдоль полей и лесов, в пространство годов и веков. Это был первый звук радостной вести о чем-то хорошем, светлом, прекрасном — этот звук точно возвещал грядущим поколениям о гражданской религиозной сво­боде, об освобождении от тяжкого пережитка гонений; казалось, этот звук только теперь несет радостную весть по окраинам, по дорогам, по тропинкам, через долы и горы, замирая в поднебесье, утопая в облаках; этот первый звук нового колокола, точно теп­лая молитва, полился вдаль поколений приветом и восклицанием о воскресении Христа». Вес самого большого колокола составил 150 пудов[13].

После смерти Андрея Колосова к Преображенскому храму был переведен священник Петр Уксов, который прослужил здесь двад­цать лет, до самого закрытия церкви в 1933 году. Отсюда он был переведен на другой приход. В марте 1938 года, когда священни­ка арестовали сотрудники НКВД, он проживал в селе Косолапово Уваровского (ныне Можайского) района Московской области. Приговорен Петр Уксов был тройкой при УНКВД по Московской области тогда же, в марте, по ложному обвинению в «восхвалении монархического строя, высказывании пораженческих настрое­ний» к высшей мере наказания[14]. Расстреляли и похоронили его на Бутовском полигоне под Москвой. А что не виноват ни в чем, признали в феврале 1963 года.

В советское время в старообрядческом храме Полотняного За­вода располагался детский сад. Ныне здание передано общине РПЦ.

 

 

 

 

 

 

[1] ГАКО. Ф. 33. Оп. 1.  Д. 2994. Л. 23об.–24. В этом же деле см. реестр фабричных старообрядцев Афанасия Николаевича Гончарова (1817 год). Статистические сведения о полотнянозаводских старообрядцах см. также: ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 304 («Метрические ведомости о родившихся и умер­ших раскольниках при фабрике Гончарова на 1854 год»).

[2] О расследовании дела о моленных см.: ГАКО. Ф. 62. Он. 19. Д. 813. Ф. 192. Оп. 1. Д. 414. В последнем из указанных дел упомянуто, что Каретников — беспоповец. В середине 1850-х гг. его дом, доставшийся в наследство от деда, был уже ветхой избой, стоявшей в задней стороне двора. Здесь имелось много старых икон, аналой. Хозяин жил в другой избе (Л. 2 об.). 

[3] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2251. Л. 51. Здесь же упомянуты другие члены со­вета общины: Иван Данилович Прохоров, Федор Дмитриевич Лосев (предсе­датель) Никола Иванович Половинкин, Федор Александрович Каретник (товарищ председателя), Василий Акимович Воротынцев, Федор Гаврилович Портнов, Никола Григорьевич Лосев, Василий Николаевич Белевитин (все четверо кандидаты в члены), Петр Иванович Кованов Алексеи Дмитрие­вич Мухин, Владимир Леонтьевич Глухарев (казначеи), (кандидат в члены), Пето Александрович Лорин (староста).

[4] Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Калуга, 1994. Т. 2. С. 136.

[5] РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 279. Л. 12.

[6] Там же Л. 135.

[7] Андрей Тимофеевич Колосов, священноиерей // Церковь. 1912. №14. С 349.

[8] С. Полотняный Завод Медынского уезда // Церковь. 1913. №15. С 370.

[9] РГАДА. Ф. 1475. Он. 1. Д. 284. Лл. 60–61.

[10] ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2251. Л. 53. Упоминаемый Андреем Колосовым в качестве земляка московский священник Елисей Мелехин родился в дерев­не Яковлевской того же уезда.

[11] ГАКО. Ф. 62. Оп. 17. Д. 2202 (Дело о приостановлении строительства мо­ленной).

[12] Дело о регистрации общины: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2251.

[13] Село Полотняный Завод Калужской губ. // Церковь. 1914. №17. С. 420–421.

[14] Петр Иванович Уксов // Родина. 1990. №9 (Церковь. №0). С. 25.