ВОЛОЕ — сельцо в Жиздринском уезде (ныне Кировский район). В синодском приходе села Фоминичи, куда оно входило, на рубеже XIX—XX веков насчитывалось около двух с половиной тысяч старообрядцев. Старообрядческий храм был освящен во имя святителя Николы.
План молитвенного дома в селе Волое. 1880-е годы
*
Храм во имя святителя Николы в селе Волое. 2006 год
Воловские жители придерживались старой веры со времен Никона. В XVIII веке возникло при сельце особое старообрядческое кладбище. Однако архивных сведений о местных старообрядцах дошло до нас не так уж много. Сохранилось ходатайство, где жители Волого и окрестных деревень просят не притеснять их за старый обряд. Датировано оно 1860-м годом и очень похоже на аналогичное ходатайство старообрядцев Брыни[1]. Очевидно, в подготовке этих прошений принимали участие одни и те же люди. Ходатайство осталось без ответа. Тогда было подано другое, уже на имя императора, только в нем, где можно было употребить слово «старообрядческий», стоит «раскольнический». Возможно, они сочли, что государю так будет понятнее, о ком идет речь, иначе спутает с единоверцами, а может по другой какой причине. Было время, слово «старообрядец» запрещалось.
А вот что сказано в прошении воловчан: «Отцы и деды наши, все мы, крестьяне деревень Волой и Ряполовой до 1000 душ и более человек, наследовали раскольническую веру с незапамятных времен и всегда, так же как и теперь, строго исполняли по преданию все наши раскольнические обряды сами, но во избежание преследований нас за мнение наше о вере, мы, как и предки наши, числились в приходе церкви села Фоминич, не быв никогда истинными сынами той церкви и не заимствуясь никакими ея обрядами, кроме одного брака, который хотя мы принимали, но не потому, что не могли себя удовлетворить в этом случае собственными обрядами, а с единственной целью прикрыть этим наши понимания веры и чрез то избавиться от гонений и утеснений за свою веру от местного начальства и чтобы дети наши не числились незаконнорожденными»[2]. Толку и от этого ходатайства не было.
9 сентября 1888 года в Волом случился пожар, уничтоживший до сотни крестьянских дворов, в том числе и здешнюю моленную. Сельский сход принял решение строить новую. Дом был выстроен как бы для частных лиц, но на общественные деньги[3]. Богослужение возобновилось в следующем, 1889 году. Содержатель моленной, воловчанин Семен Емельянович Жариков, добился из Министерства внутренних дел официального разрешения на открытие.
Воловские старообрядцы не признавали Окружного послания и омофора Московской архиепископии. Священником в те годы был здесь местный житель Алексей Петрович Егоров. Рукоположение он принял в начале 1870-х. Уставщиком при нем служил Карп Тимофеевич Семкин, сменивший его после смерти. Сведений об этих двух священниках крайне мало.
Вновь выстроенная моленная была быстро снабжена необходимой утварью и книгами. Предалтарный иконостас ставился здесь только тогда, когда совершалась обедня, потом его опять убирали. Литургию по официальным сведениям служили редко, лишь когда требовалось заготовить запасные дары. Престол и антиминс хранились в особом сундуке[4].
Существовали домовые моленные и в окрестных деревнях: Смирновке, Новоселках, Ряполове. В 1893 году по инициативе местного синодского духовенства возникло большое разбирательство, законно ли существование всех этих моленных. 20 декабря в молитвенный дом Жарикова пришел урядник с понятыми и командированным из Песоченского Завода (ныне г. Киров) священником. Они составили описание моленной: «На берегу ручья по левую сторону пролегающей посреди селения дороги, в некотором уклоне от дороги стоит года четыре уже новая, крепкая, довольно красивая пятистенная изба, крытая тесом, при ней деревянные под одной крышей сени длиною в три аршина, а шириною вровень с самою избою. Изба сама имеет длины 19 аршин, высоты 5 с четвертью аршин; разделена на две части капитальною стеною...» Все окна в моленной были с двойными рамами. На восточной стене располагались два яруса икон. В нижнем их насчитали 22 штуки, в верхнем — до сорока, «все иконы старинного письма без риз и окладов». Перед иконами стоял столик, обтянутый красным ситцем с желтыми цветами на ткани, поверх него был разостлан шелковый цветной платок. На столике лежало Евангелие, отпечатанное, судя по надписи в книге, при царе Алексее Михайловиче по благословению патриарха Иосифа. Там, где должен был стоять год, отсутствовали листы. Далее протокол перечисляет прочие богослужебные принадлежности и книги[5].
Дело против Жарикова и других крестьян, содержавших моленные в соседних деревнях, было закрыто за отсутствием состава преступления: в частных домах закон уже разрешал молиться и устраивать моленные комнаты.
Примерно в то же время Калужское губернское правление поручило жиздринскому уездному исправнику провести расследование по поводу кладбищ в Волом и окрестных деревнях. «Кладбища означенные раскольников существуют сотни лет. Лет 40—50 тоже возникало дело об этих кладбищах, и тогда было велено старообрядцам окопать их или обнести оградой, не возбраняя дальнейших погребений», — донес исправник. Духовная консистория, сомневавшаяся в том, что кладбища действительно очень старые, настаивала на их закрытии. Для старообрядцев предполагалось отвести отдельный участок на приходском кладбище в Фоминичах.
Но время сильно изменилось. Местная гражданская власть взяла старообрядцев под защиту от власти духовной. Впрочем, кто знает, может за такое благорасположение пришлось особо отблагодарить. Однако не хочется бросать тень на земского уездного исправника, который послал в губернское правление рапорт, где сообщал, что кладбища «содержатся в должной исправности и для старообрядцев очень удобны. Закрытие таких кладбищ, которые старообрядцами в течение многих лет обсаживались деревьями, обносились канавою и изгородью, и с которыми они, так сказать, сроднились, положительно нежелательно. Не буду говорить, что закрытие без нужды просуществовавших полета лет благоустроенных кладбищ тяжело отзовется на душе каждого из сектантов, но и само распоряжение о том может вызвать массу неприятностей...» Он имел в виду тайные захоронения, отказ старообрядцев исполнять указ о закрытии. Наконец, фоминичское кладбище далеко, «что крайне затруднительно для народа, особенно в летнюю пору, когда всякий час дорог хозяину»[6].
Губернскому правлению хватило мудрости не закрыть кладбища. Консистория настояла на том, чтобы старообрядцы в таком случае не открывали новых. Этим компромиссом в 1897 году дело и закончилось.
В 1907 году воловский священник Карп Семкин подал в губернское правление ходатайство о регистрации общины[7]. Тогда же здесь стали строить каменный храм. Он был освящен во имя Николы Чудотворца, но трудно сказать, когда именно. В 1906 году газета «Голос старообрядца» поместила на своих страницах краткое воззвание: «В деревне Волое Жиздринского уезда Калужской губернии приступлено к постройке каменного старообрядческого молитвенного храма во имя святителя Николы. К окончательному его довершению средств не достает. Просим братию о Христе подать нам руку помощи, ибо рука дающего, по слову Спасителя, не оскудевает». О том, что строится противоокружнический храм, в объявлении не было указано. Под ним стояла подпись: попечитель Егор Илларионов, деньги можно было присылать священнику Карпу Тимофееву[8], т.е. Семкину. После его смерти в 1912 году противоокружнический епископ Калужский Иоасаф рукоположил в Волое местного крестьянина Никиту Дроздова.
О нем — отдельный рассказ дальше, в очерке «Человек рождается на страдание».
Сегодня Никольский храм в Волом восстановлен. Для него общине было передано бывшее кирпичное здание сельского магазина, к которому пристроили алтарь и колокольню. Храм освятил в 1999 году митрополит Алимпий (Гусев) Московский и всея Руси 22 мая (нового стиля) (на Николу летнего). Хлопоты о его открытии начались после 1995 года, иконостас был сделан собственными силами, иконы и книги поначалу собирали по домам. Все делалось трудами местных жителей, в основном пожилых людей. Приход начал окормлять священник из Боровска Артемон Шендригайлов. «Освящение храма Божия состоялось в период “рассвета” села — летом, когда к родителям съезжаются многочисленные дети и внуки. Все они, как правило, крещены и считают себя старообрядцами. Но к полноте церковной жизни им только предстоит привыкать. В этой связи неоценимую пользу оказал жителям села опыт занятий уставщика Алексея Шишкина, который в течение месяца занимался обучением детей. Этот опыт показал, насколько благоприятна почва сия для сеяния Слова Божия»[9].
В Никольском храме продолжаются регулярные службы, но постоянного священника пока нет.
[1] См. раздел «Брынь».
[2] ГАКО. Ф. 62. Он. 19. Д. 1253. Л. 19.
[3] ГАКО. Ф. 62. Он. 17. Д. 1746. Л. 1, 6.
[4] ГАКО. Ф. 56. Оп. 3. Д. 293. Л. 6.
[5] Там же. Лл. 8–8об.
[6] ГАКО. Ф. 62. Оп. 6. Д. 780. Лл. 40–41.
[7] См. дело о регистрации старообрядческой общины в Волом: ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2221. В марте 1907 г. в совет общины были избраны Егор Илларионович (Ларионович) Аленин (товарищ председателя), Александр Петрович Смазнов, Василий Григорьев, Председателем был избран священник Карп Тимофеевич Семкин. Диаконом служил при Никольском храме Феодор Сергеевич Новиков. Впоследствии церковным старостой избирался Яков Зиновьевич Аверьянов.
[8] Воззвание // Голос старообрядца. 1906. №53 от 23 июля. С. 2.
[9] См.: Освящение храма в с. Волое // Старообрядческий церковный календарь на 2000 год. М.: Изд. митрополии Московской и всея Руси РПСЦ. [1999]. С. 111–112.