Епископ Михаил (Семенов). Собрание сочинений: Том 3: Статьи из старообрядческой периодики 1911-1912 гг. / Архивно-библиотечный от­дел Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Сост., подгот. текстов к изд., науч. ред., вводн. Статья, примеч. В.В. Боченкова — Ржев; Парадигма. 2014. — 496 с.

В третий том собрания сочинений епископа Михаила (Семенова) (1873–1916) извест­нейшего старообрядческого писателя, видного представителя «Серебряного века» русской культуры и литературы, включены его статьи и проповеди, опубликованные в старообряд­ческой периодике 1911–1912 гг.

 

Купить в Церковной лавке РПсЦ

 


 

Предисловие к публикации

 

В третий том собрания сочинений епископа Михаила (Семено­ва, 1873–1916) включены его статьи и проповеди, опубликованные в старообрядческой периодике: журналах «Церковь» за 1911 год, «Старообрядческая мысль» и «Старая Русь» (1911 и 1912 годы).

Нужно несколько слов сказать о последнем издании, просу­ществовавшем совсем недолго. Инициировано оно было Взаимовспомогательным благотворительным и просветительным обще­ством старообрядцев в Риге. Журнал стремился объединить старообрядцев всех согласий. Редактор, рижанин Ефим Тихоно­вич Поспелов, и активный сотрудник, блестящий старообрядче­ский публицист (в ту пору — только начинающий) Иван Акимо­вич Кириллов, бывший представителем «Старой Руси» в Москве, успели привлечь епископа Михаила к сотрудничеству заранее: уже в пробном нулевом номере, вышедшем в самом конце 1911 года, увидели свет две статьи замечательного проповедника: «День христианина» и «Письма об образовании и самообразовании». Журнал в большом количестве публиковал фотоснимки старооб­рядческих деятелей разных согласий. В пробном номере редак­ция объяснила свое направление так: «Первая задача журнала “Старая Русь” — будить в русских гражданах правовое чувство, сознание законности, эта задача будет разрешаться и в ряде от­дельных статей, посвященных общественным вопросам, а также и общим духом, направлением всего журнала». «Мы должны стре­миться к тому, чтобы сознание права у нас постепенно перешло в инстинкт, чувство права, и это чувство, правовой инстинкт, яв­ляется крепчайшей опорой правового, конституционного строя». Другой задачей журнал ставил себе определение новой идеологии старообрядчества. Прежде оно терпелось государством, «благода­ря этим преследованиям получало ясное определение своей цели: жить и бороться терпением с притеснителями, дабы сохранить древлеправославную веру». Но время изменилось. «Довольно нам песен о страданиях и гимнов о религиозной твердости; теперь нам нужные трезвые, ясные слова о современном положении вещей». На закономерный вопрос, к чему должно стремиться старообряд­чество, редакция отвечала: «Оно должно развивать в себе чисто Русские, славянские начала, которые заложены в нем; должно поставить целью достижения высокий, красивый и святой идеал, чтобы привлечь умы и сердца старообрядческой молодежи, ко­торая теперь уже не удовлетворяется прежними границами дея­тельности и настойчиво требует новых идей, новых стремлений, и не находя их, перестает быть старообрядческой, оставляет веру отцов и дедов». Необходимо, чтобы дети не стояли в стороне от религиозной жизни прежних поколений. Нравственной обязанно­стью каждого любящего старообрядчество журнал провозгласил воспрепятствование разрастанию пропасти между отцами и сы­новьями в старообрядчестве. Его деятельность может развиваться одним лишь путем — путем культурного, прогрессивного едине­ния всех согласий на почве общих интересов.

Несмотря на то, что из-за цензурного вмешательства журнал к сентябрю 1912 года перестал выходить, участие епископа Ми­хаила в нем было стабильным и активным. В «Старой Руси» по­явились его статьи о первых веках христианства, образовании и самообразовании, духовном воспитании. С тем же постоянством он продолжал публиковаться в «Церкви» и «Старообрядческой мысли».

В ноябре 1910 года умер Лев Толстой.

Епископ Михаил успел откликнуться на его смерть статьей в «Старообрядческой мысли» за декабрь 1910 года «Был ли Л.Н. Толстой безбожником». Полемике с богословскими воззрениями великого русского писателя посвящены статьи «Таинство креще­ния» в первом номере того же журнала за 1911 год, «О вероуче­нии Л.Н. Толстого» в старообрядческом церковном календаре на 1911—1912 годы. Заочная дискуссия продолжалась и на страни­цах «Церкви». Во втором полугодии здесь увидел свет цикл работ «Новая философия о религии и науке», «Вера в новейшей фило­софии», «Толстой и Св. Писание», «Толстой и чудо», «Толстой и догматы».

Возможно, однако, что все эти статьи появились бы чуточку раньше, но 1911 год стал для епископа Михаила испытанием: он был арестован и заключен под стражу по обвинению в соучастии в издании «антиправительственной» брошюры «Революционные силуэты» (1906 г.), а затем судим. Владыка не написал для нее ни строчки, а лишь передал этот сборник, составленный из ста­тей, ранее уже пропущенных цензурой, издателю. Его освободи­ли только под залог, внесенный петербургскими старообрядцами. Подробности и обстоятельства этого дела содержатся в его от­крытых обращениях в журналы «Церковь» и «Старообрядческая мысль» («Письмо в редакцию “Церкви” по поводу суда 16 мая 1911 г.», «В объяснение моего дела»), а также в примечаниях к ним, включенных в данный том. Поэтому мы не останавливаемся на этом подробно.

Как и прежде, оставаясь верным себе, своим прежним темам, епископ Михаил пишет достаточно много, выступая и как публи­цист и как проповедник. При этом успевает трудиться и на дру­гом поприще: в течение 1911 года на страницах «Церкви» от но­мера к номеру публикуется его художественная повесть «Великий разгром», а в 1912-м — «На заре христианства».

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Боченков В.В. Предисловие к публикации

 

 

Статьи из журнала «Церковь» (1911 г.)

 

Святые

К Благовещению Пресвятыя Богородицы: К неделе 4-й святой четыредесятницы

На дни Страстной недели: Неделя Ваий

Христос воскресе! (Церковь. 1911 г.)

У колодца живой воды

Небо

К дню святой Троицы

Письмо в редакцию «Церкви» по поводу суда 16 мая 1911 г.

Всенощное бдение

Новая философия о религии и науке

Преображение в святость

Утреня

Вера в новейшей философии

Маленькие мысли на день Рожества Богородицы

Толстой и Святое Писание

Толстой и чудо

Толстой и догматы

На день Введения

Из притчи св. Варлаама

Рожество Христово и задачи церковного народа

 

 

Статьи из журнала «Старообрядческая мысль» (1911 г.)

 

Таинство крещения

«А, право, не знаю»

«Неправедный домоправитель»

Христос воскресе (Старообряд. мысль, 1911)

Святая Пасха

Обиженный и порабощенный труд

В объяснение моего дела

Смерть-сон

Итоги. К началу церковного года

Поучения на вторую половину сентября

Св. Пафнутий и Таиса

«Духовный совет»

Старообрядческий институт

Первые христиане

 

Статьи из журнала «Старообрядческая мысль (1912 г.)

 

Съезды и соборы

Масленица

На темы Пролога

Кризис миссии

Христос воскресе! (Старообряд. мысль, 1912)

К выборам в Государственную думу

Настоятельная нужда

Объединение издательских и авторских сил в старообрядчестве

Христиане первых веков

Наука и христианство

Краткие очерки по истории Вселенских Соборов

Рой глубже

Личность Христа

Мысли и размышления по Евангелию, Прологу и Житиям святых

На день Рождества

 

Статьи из старообрядческого церковного календаря и журнала «Старая Русь (1911 и 1912 гг.)

 

Неверие

О старом и новом

О вероучении Л.Н. Толстого

День христианина

Письма об образовании и самообразовании

Рождество Христово в Евангелии и преданиях

Ответ на вопрос об открытии Старообрядческого института

Письма к молодежи

О задачах и путях самообразования

Погибшая радость

Чудо

Очерки по истории гонений

 

 

Примечания и комментарии. Указатели

 

Примечания и комментарии

Именной указатель

Список сокращений