Епископ Михаил (Семенов). Собрание сочинений: Том 3: Статьи из старообрядческой периодики 1911-1912 гг. / Архивно-библиотечный отдел Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Сост., подгот. текстов к изд., науч. ред., вводн. Статья, примеч. В.В. Боченкова — Ржев; Парадигма. 2014. — 496 с.
В третий том собрания сочинений епископа Михаила (Семенова) (1873–1916) известнейшего старообрядческого писателя, видного представителя «Серебряного века» русской культуры и литературы, включены его статьи и проповеди, опубликованные в старообрядческой периодике 1911–1912 гг.
Предисловие к публикации
В третий том собрания сочинений епископа Михаила (Семенова, 1873–1916) включены его статьи и проповеди, опубликованные в старообрядческой периодике: журналах «Церковь» за 1911 год, «Старообрядческая мысль» и «Старая Русь» (1911 и 1912 годы).
Нужно несколько слов сказать о последнем издании, просуществовавшем совсем недолго. Инициировано оно было Взаимовспомогательным благотворительным и просветительным обществом старообрядцев в Риге. Журнал стремился объединить старообрядцев всех согласий. Редактор, рижанин Ефим Тихонович Поспелов, и активный сотрудник, блестящий старообрядческий публицист (в ту пору — только начинающий) Иван Акимович Кириллов, бывший представителем «Старой Руси» в Москве, успели привлечь епископа Михаила к сотрудничеству заранее: уже в пробном нулевом номере, вышедшем в самом конце 1911 года, увидели свет две статьи замечательного проповедника: «День христианина» и «Письма об образовании и самообразовании». Журнал в большом количестве публиковал фотоснимки старообрядческих деятелей разных согласий. В пробном номере редакция объяснила свое направление так: «Первая задача журнала “Старая Русь” — будить в русских гражданах правовое чувство, сознание законности, эта задача будет разрешаться и в ряде отдельных статей, посвященных общественным вопросам, а также и общим духом, направлением всего журнала». «Мы должны стремиться к тому, чтобы сознание права у нас постепенно перешло в инстинкт, чувство права, и это чувство, правовой инстинкт, является крепчайшей опорой правового, конституционного строя». Другой задачей журнал ставил себе определение новой идеологии старообрядчества. Прежде оно терпелось государством, «благодаря этим преследованиям получало ясное определение своей цели: жить и бороться терпением с притеснителями, дабы сохранить древлеправославную веру». Но время изменилось. «Довольно нам песен о страданиях и гимнов о религиозной твердости; теперь нам нужные трезвые, ясные слова о современном положении вещей». На закономерный вопрос, к чему должно стремиться старообрядчество, редакция отвечала: «Оно должно развивать в себе чисто Русские, славянские начала, которые заложены в нем; должно поставить целью достижения высокий, красивый и святой идеал, чтобы привлечь умы и сердца старообрядческой молодежи, которая теперь уже не удовлетворяется прежними границами деятельности и настойчиво требует новых идей, новых стремлений, и не находя их, перестает быть старообрядческой, оставляет веру отцов и дедов». Необходимо, чтобы дети не стояли в стороне от религиозной жизни прежних поколений. Нравственной обязанностью каждого любящего старообрядчество журнал провозгласил воспрепятствование разрастанию пропасти между отцами и сыновьями в старообрядчестве. Его деятельность может развиваться одним лишь путем — путем культурного, прогрессивного единения всех согласий на почве общих интересов.
Несмотря на то, что из-за цензурного вмешательства журнал к сентябрю 1912 года перестал выходить, участие епископа Михаила в нем было стабильным и активным. В «Старой Руси» появились его статьи о первых веках христианства, образовании и самообразовании, духовном воспитании. С тем же постоянством он продолжал публиковаться в «Церкви» и «Старообрядческой мысли».
В ноябре 1910 года умер Лев Толстой.
Епископ Михаил успел откликнуться на его смерть статьей в «Старообрядческой мысли» за декабрь 1910 года «Был ли Л.Н. Толстой безбожником». Полемике с богословскими воззрениями великого русского писателя посвящены статьи «Таинство крещения» в первом номере того же журнала за 1911 год, «О вероучении Л.Н. Толстого» в старообрядческом церковном календаре на 1911—1912 годы. Заочная дискуссия продолжалась и на страницах «Церкви». Во втором полугодии здесь увидел свет цикл работ «Новая философия о религии и науке», «Вера в новейшей философии», «Толстой и Св. Писание», «Толстой и чудо», «Толстой и догматы».
Возможно, однако, что все эти статьи появились бы чуточку раньше, но 1911 год стал для епископа Михаила испытанием: он был арестован и заключен под стражу по обвинению в соучастии в издании «антиправительственной» брошюры «Революционные силуэты» (1906 г.), а затем судим. Владыка не написал для нее ни строчки, а лишь передал этот сборник, составленный из статей, ранее уже пропущенных цензурой, издателю. Его освободили только под залог, внесенный петербургскими старообрядцами. Подробности и обстоятельства этого дела содержатся в его открытых обращениях в журналы «Церковь» и «Старообрядческая мысль» («Письмо в редакцию “Церкви” по поводу суда 16 мая 1911 г.», «В объяснение моего дела»), а также в примечаниях к ним, включенных в данный том. Поэтому мы не останавливаемся на этом подробно.
Как и прежде, оставаясь верным себе, своим прежним темам, епископ Михаил пишет достаточно много, выступая и как публицист и как проповедник. При этом успевает трудиться и на другом поприще: в течение 1911 года на страницах «Церкви» от номера к номеру публикуется его художественная повесть «Великий разгром», а в 1912-м — «На заре христианства».
СОДЕРЖАНИЕ
Боченков В.В. Предисловие к публикации
Статьи из журнала «Церковь» (1911 г.)
Святые
К Благовещению Пресвятыя Богородицы: К неделе 4-й святой четыредесятницы
На дни Страстной недели: Неделя Ваий
Христос воскресе! (Церковь. 1911 г.)
У колодца живой воды
Небо
К дню святой Троицы
Письмо в редакцию «Церкви» по поводу суда 16 мая 1911 г.
Всенощное бдение
Новая философия о религии и науке
Преображение в святость
Утреня
Вера в новейшей философии
Маленькие мысли на день Рожества Богородицы
Толстой и Святое Писание
Толстой и чудо
Толстой и догматы
На день Введения
Из притчи св. Варлаама
Рожество Христово и задачи церковного народа
Статьи из журнала «Старообрядческая мысль» (1911 г.)
Таинство крещения
«А, право, не знаю»
«Неправедный домоправитель»
Христос воскресе (Старообряд. мысль, 1911)
Святая Пасха
Обиженный и порабощенный труд
В объяснение моего дела
Смерть-сон
Итоги. К началу церковного года
Поучения на вторую половину сентября
Св. Пафнутий и Таиса
«Духовный совет»
Старообрядческий институт
Первые христиане
Статьи из журнала «Старообрядческая мысль (1912 г.)
Съезды и соборы
Масленица
На темы Пролога
Кризис миссии
Христос воскресе! (Старообряд. мысль, 1912)
К выборам в Государственную думу
Настоятельная нужда
Объединение издательских и авторских сил в старообрядчестве
Христиане первых веков
Наука и христианство
Краткие очерки по истории Вселенских Соборов
Рой глубже
Личность Христа
Мысли и размышления по Евангелию, Прологу и Житиям святых
На день Рождества
Статьи из старообрядческого церковного календаря и журнала «Старая Русь (1911 и 1912 гг.)
Неверие
О старом и новом
О вероучении Л.Н. Толстого
День христианина
Письма об образовании и самообразовании
Рождество Христово в Евангелии и преданиях
Ответ на вопрос об открытии Старообрядческого института
Письма к молодежи
О задачах и путях самообразования
Погибшая радость
Чудо
Очерки по истории гонений
Примечания и комментарии. Указатели
Примечания и комментарии
Именной указатель
Список сокращений