ПОМЯННИК

Священники и диаконы Церкви Христовой (Русская Православная старообрядческая Церковь), погибшие с 1918 по 1940-е гг.

 

Предисловие

 

Составить полный список погибших и пострадавших в годы гонений ХХ века – задача непосильная. Это не служит, однако, основанием, чтобы совсем за нее не браться.

Не все исповедники и мученики включены в святцы по именам, а порой даже верное число их неизвестно. Невозможно всех перечислить. Вот, например, 30 января – память священномученика Ипполита, папы римского,  и иже с ним Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих. А сколько их было, этих «прочих»? Бог весть… 6 апреля – память 120 мучеников, иже в Персиде. 24 мая отмечает Церковь память св. мучеников Мелетия стратилата, Серапиона епископа, Калинника (бывшего волхва), Иоанна и Стефана трибунов, Феодора и Фавста и иже с ними 1218 воин с женами и детьми, за Христа посеченных. 9 июля – память святых постник десяти тысяч, иже в ските и в вертепах, и в пустынных местех горькою смертию пострадавших. 29 ноября – память св. мученика Парамона и с ним 370.

И этот список не указывает точного числа. В нем только имена епископов, священников и диаконов, о которых удалось собрать хотя бы краткие сведения и проследить судьбу, если не по документов, зачастую недоступных, то со слов родственников или иных людей узнать, что тот или иной человек умер или погиб в заключении. Очень важно проследить судьбу до конца.

Безусловно, нужно помнить и тех, кто выжил за колючей проволокой и вернулся, неважно, продолжил ли служение или нет, но это уже другая задача. И это – еще один, особый перечень имен. В этом же списке перечислены только погибшие и, повторимся, не все. Не ясна до сих пор судьба приговоренных к ссылке еп. Сергия (Кулагина) Уральского, священноинока Аввакума (Старкова), вернувшегося из ссылки еп. Иоанникия (Исаичева) Саратовского и многих других священнослужителей. Требуют уточнения судьбы многих священнослужителей, рукоположенных до освобождения и присоединения к СССР территории Молдавии и арестованных во второй половине 1940-х годов.

При подготовке мартиролога использовались данные Книг памяти, посвященных жертвам политических репрессий, изданных практически в каждой области, крае, республике России, а также документы архива митрополии Московской и всея Руси (анкеты священников, письма и др.) и другие источники. 

Все даты после 31 января 1918 г. приводятся по новому стилю. Учитывая, что в старообрядческих источниках даты рукоположений, совершенных в советское время, указывались во многих случаях по старому стилю, в мартирологе указан как новый, так и старый стиль. В некоторых случаях возможны расхождения в написании населенных пунктов (они обусловлены рядом причин: наличие второго, «разговорного» названия, неточности в документах, в публикациях). Не исключено, что какие-либо сведения неточны (например, кто-то назван иереем, однако ко времени ареста был возведен в протоиереи, что, однако, в известных насей день документах никак не отражено).  Данные о епископах указаны в соответствующем разделе.

Мартиролог (помянник) опубликован в сборнике «Пути русской Голгофы» (М., 2013). Сейчас он дополнен новыми именами